Введение. В условиях информационных и цифровых технологий жизнь значительным образом изменилась, что повлияло на мировоззрение, систему ценностей и структуру социальных потребностей. Современное общество трактуется как постиндустриальное и характеризуется развитием сферы науки и образования. Основным фактором экономического роста становится реализация людьми своего интеллектуального потенциала, а наиболее прибыльными инвестициями – инвестиции в человеческий капитал. Хорошее образование, широкий кругозор и креативность мышления стали основой благосостояния человека в постиндустриальном обществе. Из-за того, что современное поколение во многом отличается от предыдущих, становится очевидна необходимость внесения изменений в образовательном пространстве. Таким образом, изучение особенностей современного поколения становится все более актуальным. [2]
Цель исследования - выявить особенности и проблемы студентов-миллениалов в педагогическом пространстве. В качестве объекта исследования выделяется поколение миллениалов.
Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, систематизация и обобщение данных.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время поколения, участвующие в образовательном процессе как основные потребители образовательных услуг, родились и выросли уже в условиях информационно-коммуникационных и цифровых новшеств. Эти поколения принято называть поколениями «У» и «Z», или миллениалы и центениалы. Штраус и Xay определяют всех поколение как рожденных совокупность всех промежуток людей, рожденных в промежуток времени, составляющий около 20 лет, или же детство одну фазу средний жизни: детство, и молодость, средний поколение возраст и идентифицировать старость. Поколение можно идентифицировать, если его представители составляют одну историческую эпоху, т.е. сталкиваются с одинаковыми и ключевыми историческими событиями и социальными явлениями, находятся жизненны на тех же жизненных фазах, разделяют определенные общие поведения убеждения и модели поведения, а также разделяют и данному чувство принадлежности к данному поколению. В предложенной рамках теории поколений, предложенной Н. Xoy и У. Штраусом, поколений выделяются следующие «сегодня типы поколений», субъектами являющихся сегодня образования основными субъектами сферы образования: [2]
- особенностей Поколение X (1963–1983 гг.). х Среди особенностей выделить поколения Х что можно выделить то, что оно попало в ситуацию, когда технологии начали стремительно и многократно социальных меняться, вызывая именно взрыв социальных поколение трансформаций. Именно это поколение знает и помнит жизнь они вне эры сравнить интернет. Они понять могут сравнить и понять информационных преимущества и и недостатки информационных их технологий и темпа их изменений
- Поколение миллениалов, или молодые поколение Y (1984–2002 гг.). рожденные Это молодые гг люди, рожденные в 1985-2000 гг. В повседневной все жизни они электронных используют все информации виды электронных стационарных носителей информации и как стационарных, для так и важно мобильных. Для друзей них важно могут мнение друзей, для которые могут лидером стать для них лидером мнений. [4]
- Поколение Z (с 2002–2003 г.). используют Представители поколения Z и активно используют планшеты, VR- и 3D- реальность, интересуются например наукой и что технологиями (например, представители предполагается, что будут многие представители инженерно поколения будут вопросами заниматься инженерно-робототехникой техническими вопросами, также биомедициной, робототехникой), а также искусством.[3]
Выделяют поколения следующие особенности представителей поколения миллениалов в образовательном процессе:
- студенты-миллениалы день ориентируются на стремятся сегодняшний день, долговременные не стремятся и строить долговременные слабо планы и заботу крайне слабо будущем выражают заботу о будущем, на заменив ее ориентациями на быстродостижимые цели. молодежной Так, в такое современной молодежной развитие среде такое ценность бурное развитие и ценность приобрела идеология стартапов, позволяющая стремительный быстро разбогатеть, в совершив стремительный лифте взлет в социальном лифте.
- «сетях жизнь в социальных сетях», множеством горизонтальная коммуникация с множеством особенно участников одновременно и особенно в отчетливо выражается потребность в социальном признании. не Современный молодой человек не представляет себя настроенным на один коммуникативный акт, в следствие чего специалистами отмечается такая особенность современной молодежи, как слабо выраженный и снижающийся интерес к такой форме педагогической работы, как лекция.
- Студенты поколения Y не любят, когда затрагивают их свободное время без особых нужд и необходимости. Необходимо отметить, что среди обучающихся снижается мотивация к посещению мастер-классов, конференций и других мероприятий во внеучебное время. [1]
- Согласно американским корпоративным рекомендациям по управлению, поколению миллениалов необходимо давать задания с четким способом решения, конкретные указания, содержащие один вариант действий по достижению цели.[1]
- Низкая способность студентов-миллениалов быстро переходить от одного занятия, метода, инструмента или примера к другому.
- Убеждение представителей поколения Y в том, что доступ к информации значительно важнее владения этой информацией.[4]
Также можно выделить основные характеристики поколения Z, как участников образовательного процесса:
- умение быстро мыслить, находить и перерабатывать большие объемы информации;
- обладание эмпатией (осознанное сопереживание другому);
- способностью демонстрировать интеллектуальный максимум в условиях дефицита времени, решать «нерешаемые» задачи.[3]
Исходя из этого, можно сделать выводы, что более всего отвечает запросам студентов-миллениалов личностно-ориентированное обучение. В связи с этим возникает вопрос, насколько полно и эффективно использование этой модели для обучения поколения «Y»? Каким же должно быть образование, чтобы максимально развить эти характеристики миллениалов, наилучшим образом включая их в коммуникацию с другими поколениями?
На основании проведенного анализа, можно сформировать ответы на поставленные вопросы.
Во-первых, необходимо создание высокопрофессиональной среды образовательного учреждения, в которой творческий, креативный момент работы с миллениалами будет выражен наиболее полно, способствуя саморазвитию, самораскрытию и самоактуализации личности. Обучающемуся- миллениалу необходимо «проживать» транслируемые ценности таким образом, чтобы они стали «его» ценностями. [4]
Во-вторых – возможно существенное увеличение дисциплин гуманитарного характера, которые формируют навыки межличностной и межкультурной коммуникации, особенно востребованные представителями поколения Y.
В-третьих, создание индивидуальных «дорожных карт» и «маршрутов» для обучающегося смогут провести учащегося к его собственным целям, способствуя их осознанию.
В-четвертых, предлагается существенное увеличение мобильности, как внутри образовательной организации, так и в области взаимодействия с другими «игроками» образовательного пространства.
И, наконец, в-пятых, активное введение в существующую образовательную среду системы прикладного бакалавриата, которая позволит выпускникам наряду с теоретическими и практическими академическими знаниями, получать тот набор необходимых личностных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной работы по специальности в условиях перехода России к экономике, основанной на знаниях, с учетом личностных особенностей игреков. На смену миллениалам приходит поколение Z, которое отличается еще большим усилением некоторых из тенденций, затрагиваемых в данной статье.
Вышеперечисленные факторы заставляют задуматься о создании фундаментальной теории, позволяющей организовать эффективное взаимодействие с молодежью, являющейся основным участником современного образовательного процесса, моделируя для них те образовательные модели, которые станут актуальными для XXI столетия.
Заключение. Таким образом, очевидно что согласно "теории поколений", каждое поколение испытывает необходимость в различных педагогических формах. Педагогическое пространство также должно меняться в соответствии с индивидуальными педагогическими потребностями поколений и с целью максимальной эффективности образования. По результатам анализа педагогической литературы, обучение согласно стандартам предыдущих поколений может оказаться недостаточно эффективным. Подводя итог, можно сделать вывод, что современное поколение быстро отреагировало на запросы времени, адаптировалось к новым условиям жизнедеятельности. Наряду с этим следует отметить, что перед педагогами и психологами стоят серьезные задачи, связанные не только с углублением знаний об особенностях настоящего поколения, но и с нахождением форм, способов и средств психолого-педагогического воздействия, модернизации самого процесса образования. Исходя из этого можно предположить, что новое поколение требует качественно нового подхода и в обучении. Перспектива дальнейшего исследования видится в анализе мер педагогического влияния на представителей поколения Z и определении наиболее эффективных и подходящих для молодежи форм и методов работы, применимых в условиях современного образовательного процесса.[3]
Библиографическая ссылка
Ившин Д.В. ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МИЛЛЕНИАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20181 (дата обращения: 08.11.2024).