Введение. В условиях современного мира общество требует подготовки специалистов, обладающих информационно-коммуникационной компетентностью, способных повлиять на ход принятия управленческих решений, придать профессиональной деятельности инновационный характер. Одной из основных задач системы образования является подготовка кадров, обладающих навыками самостоятельного анализа и обработки информации с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение ИКТ в образовательный процесс является одним из способов экономии времени, ресурсов, сил и средств, при этом преподаватель имеет уникальную возможность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным.[2]
Актуальность применения средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе обусловлена, тем, что внедрение новых образовательных технологий является не только необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос, поскольку студентам предпочтительней работать с цифровыми устройствами в сравнении с традиционными бумажными носителями информации.[3]
Цель исследования - обосновать необходимость применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин в высшей школе.
Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, систематизация и обобщение данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании для активного вовлечения студентов в учебный процесс является одним из наиболее многообещающих направлений развития образования. Постоянно возрастающие мощность и универсальность технических устройств открывают новые возможности преподавания и обучения, позволяют расширять набор применяемых методов обучения преподавателям, а студентам, в свою очередь, – вносить свой вклад в решение образовательных задач. Инновационные педагогические технологии помогают повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого студента.[3]
Будущие экономисты должны обладать высоким уровнем информационной культуры. Под информационной культурой будущего экономиста понимается интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему ценностей, мотивов, знаний, умений и навыков, опыта информационной деятельности, отражающее уровень развития информационной компетентности, обеспечивающее личностный и профессиональный рост. Повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией, ее анализе, сравнении, классификации и обобщении, невозможно без использования многообразных быстро сменяющих друг друга средств ИКТ.[1]
Необходимость овладения навыками анализа и обработки информации обусловлена не только профессиональными функциями и задачами будущего экономиста, но и особенностями обучения в высшей школе экономическим дисциплинам:
- запоминанием студентами больших объёмов информации и справочных данных;
- экономического прогнозирования;
- потребностью в наглядной демонстрации экономических процессов с помощью средств мультимедиа;
- необходимостью пользования электронной библиотекой; экономическими информационными системами и базами данных для знакомства с новейшими достижениями экономических наук.[1]
Преимуществами обучения с использованием информационных технологий являются:
- доступность для преподавателей и студентов;
- возможность работать вне зависимости от места и времени, не зависимо от расписания занятий, послать необходимое сообщение;
- возможность контролировать работу студентов и их успеваемость;
- возможность применять такие формы обучения, как аудио или видео-лекции, презентации и пр.[2]
Применение информационных технологий в образовательном процессе не только облегчает усвоение учебного материала, помогает улучшить качество образования, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей студентов, а именно:
- повышение мотивации студентов к обучению;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие мышления и творческих способностей студентов;
- индивидуализация учебного процесса за счет предоставления возможности студентам как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- формирование различных приемов логического мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки.
Преимущества совершенствования методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области экономических дисциплин определяются тем, что студенты осваивают новый материал в качестве активных участников процесса обучения. Будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации, а также у них вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения. Студенты решают сложные практические задачи, анализируют ситуации, которые имеют место в профессиональной деятельности.
Использовать средства информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе можно, например, для составления презентации, создавая слайд-шоу. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Помимо лекционных занятий, технические устройства используются при закреплении знаний, студенты получают возможность работать в удобном темпе и обращать особое внимание на вопросы темы, которые вызывают затруднения.
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономики не исключает традиционной формы обучения, которая предполагает живое творческое и воспитательное общение. Напротив, способствует созданию новых позитивных факторов (к примеру, значительно повышает эффективность самостоятельной работы), применению новых форм общения с помощью компьютерных сетей. При разработке проектов, презентаций с использованием ИКТ и размещении их в сети Интернет обучающиеся приобретают знания и навыки, которые не сводятся к традиционным репродуктивным.[4]
По результатам опроса студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Экономическое образование»), можно сделать следующие выводы:
- на вопрос «Как вы оцениваете использование ИКТ в процессе преподавания экономических дисциплин?», 82% студентов ответили положительно, 10% студентов ответили «скорее да, чем нет», 8% - «скорее нет, чем да), что подтверждает готовность будущих педагогов применять в образовательном процессе средства ИКТ.
- По мнению студентов, использование информационно-коммуникационых технологий в процессе обучения позволяет быстро усваивать материал за счет наглядности, дает доступ к большому количеству информации, способствует внедрению новшеств в образовательный процесс.
- Будущие педагоги считают, что недостатками использования средств ИКТ являются: трудности в организации учебного процесса, технические сложности работы с оборудованием.
Заключение. Таким образом, исходя из теоретического анализа применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения экономическим дисциплинам, можно сделать следующие выводы о целесообразности их внедрения:
- при изложении нового материала средства ИКТ позволяют визуализировать информацию;
- при закреплении программного материала появляется возможность применения различных обучающих программ;
- в системе контроля и проверки можно использовать программы с тестированием;
- в самостоятельной работе студентов применяются энциклопедии, развивающие программы, электронные библиотечные системы и т.д.;
- средства ИКТ участвуют в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей студентов.[3]
При обоснованной организации образовательного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся. Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что применение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, приобретает все большие перспективы, несут в себе огромный потенциал для развития учебной деятельности.
Библиографическая ссылка
Ившина Ю.А. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20176 (дата обращения: 21.11.2024).