Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СРАВНИТЕЛЬНВЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, США И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Наципашвили Д.-. 1
1 Донской государственный технический ниверситет «ДГТУ»
В данной статье рассматривается понятие и сущность образования, раскрываются особенности образовательных систем России, США и европейских стран на уровне высшего образования. Проведён сравнительный анализ образовательных систем, их положительных и отрицательных качеств. С целью выявления главных отличительных черт, и применимость их практик по отношению друг к другу. Также отдельное внимание уделено Болонскому процессу, Берущего начало с момента подписания Болонской декларации 19 июня 1999 года. Заключающегося в сближении и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Рассматриваются основные аспекты которые содержаться в декларации, их специфика и влияние, на изменения и реформы в образовательных системах России и европейского союза.
болонский процесс
высшее образование
система образования
качество обучения
сопоставимость ученых степеней
1. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. – М.: ИЦПКПС, 2006. – 112 с.
2. Звонников В.И., Найденова Н.Н., Симкин В.Н., Скэттон, Л., Мелышкова М.Б. Системы оценки качества в зарубежном образовании. – М.: ИЦПКПС. 2007. – 92 с.
3. Поступление в докторантуру университета Тренто, Италия [Электронный ресурс]. URL: https://habrahabr.ru/post/149267 (дата обращения: 15.07.2019).
4. Формы и сроки обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.urep.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2042&Itemid=20&lang=ru (дата обращения: 20.07.2019).
5. Программу бакалавриата в российских вузах разделят на прикладную и академическую [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/367376 (дата обращения: 17.07.2019).
6. Ефремова, Н.Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании//Вопросы тестирования в образовании. 2004. № 9.
7. Ковалева Г.С. Открытая лекция. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kursobr.ru/images/prezent.pdf. (дата обращения: 19.12.2019).

Введение. Образование, являясь процессом накопления и передачи информации, характеризующее собой интеллектуальный и творческий потенциал общества, тесно связано с социально-политическими явлениями, которые происходят в современном обществе. Одним из важнейших политико-экономических процессов является глобализация. Изначально, опираясь на экономические интересы, она становится причиной интернационализации образования, приводящей к международному сотрудничеству, как педагогических коллективов, так преподавателей и студентов различных стран, что создает необходимость структурно-организационного реформирования образования. Такая тенденция не может быть реализована без изучения и сравнительного анализа образовательных систем стран участников международного сотрудничества. В настоящий момент актуальность проведения сравнительного анализа образовательных систем России и запада обусловлена потребностями сотрудничеством между нашими странами.

Основная часть. В 1998 в Сорбонне 4 страны Великобритания, Германия, Франция и Италия разработали совместную декларацию о гармонизации архитектуры европейской высшего образования [1]. Основными ее целями были сближение взглядов на структуру и временные рамки получения ученой степени в Европейской зоне высшего образования; общая система ученых степеней: бакалавр, магистр, доктор; повышение и стимулирование мобильности студентов и преподавателей, признание дипломов и квалификаций. В 1999 году подписана Болонская декларация министрами образования 29 европейских государств, целью которой являлась гармонизация систем образования стран участниц. С этих пор процесс гармонизации европейского образовательного пространства стал носить название «Болонский процесс». Встречи министров образования стран-участниц стали проходить с интервалом один раз в три года. В результате этих встреч были выработаны 10 задач Болонского процесса:

  • принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней;
  • принятие системы, основанной на двух основных циклах (бакалавриат – магистратура);
  • внедрение системы кредитов по типу ECTS;
  • содействие мобильности студентов и преподавателей;
  • европейское сотрудничество в обеспечении качества образования;
  • содействие европейскому межинституциональному сотрудничеству;
  • Обучение в течение всей жизни;
  • Равноправное партнерство вузов и студентов в управлении;
  • Внедрение и признание совместных степеней;
  • Привлекательность общеевропейского пространства высшего образования для студентов из других частей мира;

Россия постоянно принимала участие в конференциях министров в качестве страны наблюдателя и только в 2003 году на Берлинской конференции министров образования европейских стран подписала Болонские соглашения, обязуясь реализовать основные принципы данного процесса. Но лишь в 2012 году в России были введены двухуровневая система высшего образования, балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения и система зачётных единиц. Но, несмотря на проведённые реформы в системе образования РФ по европейским стандартам, система образования заметно отличается от европейских аналогов.

В рамках Болонского процесса формирование общеевропейской системы образования основывается на общих фундаментальных принципах функционирования высшего образования:

  • введение двухуровневого обучения;
  • контроль качества образования
  • расширение мобильности;
  • обеспечение привлекательности европейской системы образования;
  • введение кредитной системы;
  • обеспечение трудоустройства выпускников;

Особенности обучения на той или иной ступени в каждой стране по-своему универсальны. Приведем сравнительный анализ российской и зарубежной системы высшего образования с целью выявления общих черт и отличий.

Итак, в Европе Бакалавриат принято делить на два вида, академический и профессиональный. Академический бакалавриат представляет собой подготовку бакалавров широкой специализации, наук и исскуств, например, по направлению экономики или юриспруденции. Академический бакалавриат позволяет выпускникам Европейских стран и США работать в различных сферах, которые в состоянии охватить их квалификация. Что же касаемо профессионального бакалавриата, то здесь ситуация прямо противоположная, он готовит работников в сфере бизнеса с максимально узкой специализацией. Но студент не обязан изначально выбирать специальность, он может выбрать для себя либо одну ведущую дисциплину, либо несколько дисциплин. Это обосновано тем, что в США и европе бакалавриат не приследует цель подготовки студента к конкретной профессиональной деятельности, а нацелен на развитие у него профессиональной мобильности и кругозора. И таким образом, с первого по второй курс студент занимается изучением общих дисциплин и дисциплин по выбору, и лишь на третьем курсе начинает изучать профессиональные дисциплины [3, 4].

В России с 2014 года программы подготовки баакалавриата делятся на академческий и прикладной. Поступить на академический бакалавриат, абитуриенту вузов намного сложнее, так как он предполагает дальнейшую научную деятельность, а форма обучения может быть различной. Прикладной бакалавриат включает в себя большое количество часов на практике, что способствует выпускникам в дальнейшем трудоустройстве без каких-либо стажировок. На данном виде присутствует только очная форма обучения. Как сообщает директор геополитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александра Соболева, работодатели более заинтересованы именно выпускниками прикладного бакалавриата.

Важно отметить, что в Российской федерации система образования не предполагает выбор ведущей дисциплины без узкой специализации и углублённого изучения будущей профессии. То есть уже с первого курса обучение студентов начинается в сфере конкретной специальности даже при наличии общих дисциплин и дисциплин по выбору [5].

Далее следует следующая ступень высшего образования-магистратура. Именно в магистратуре дается практическое образование в конкретной профессиональной деятельности. В России так же существует три ступени высшего образования, но аспирантура не рассматривалась как ступень высшего образования. В европейских странах и США магистратура даёт профессиональную специализацию. В США, студентам уже получившим степень бакалавра, необходимо проучиться ещё один или два года, чтобы получить степень магистра. Для этого им нужно написать диссертацию по своей научно-исследовательской работе и защитить её. Уже по окончании обучения и успешной защиты диссертации студентам присваивают одну из учёных степеней: Master of Business (MBA), Master of Science (MSc), Master of Arts (MA) и др.

Иногда, для поступления в магистратуру, помимо обязательного наличия высшего образования (степени бакалавра), требуется наличие опыта работы, например, на программу MBA. Несмотря на это студенту со степенью бакалавра могут зачесть несколько лет работы по специальности вместо магистратуры (на такие специальности как дизайн и т.п.) В Великобритании, в отличие от других европейских государств и США, срок обучения в магистратуре составляет один год. В России длительность обучения в магистратуре также как в США и большинстве европейских стран, составляет два года. И так же что бы поступить в магистратуру, необходимо иметь степень бакалавра. Для оценки качества образования стали широко использоваться современные оценочные средства и технологии [6, 7].

Следующей ступенью высшего образования в России, является аспирантура, срок обучения которой составляет 3 года по очной форме, и 4 по заочной. Целью аспирантуры является воспитание высококвалифицированных научных кадров, которые будут способны вести научно-исследовательскую работу, адекватно воспринимать научные достижения специалистов в той же области знаний и передавать свои знания научной общественности. Программа обучения в аспирантуре предполагает изучение студентом ряда дисциплин и сдачу по ним экзаменов кандидатского минимума, подготвку к кработе, и самостоятельную работу над диссертационным исследованием, предзащиту кандидатской диссертации (научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации).

Аспирант проходит на кафедре аттестацию по окончании каждого семестра, с помощью которой подтверждается выполнение учебного плана. По итогам обучения аспиранту вручается диплом государственного образца, который даёт право на преподавание в высших учебных заведениях и профессиональное осуществление исследовательской деятельности. Аспирантура как уровень образования не существует в большинстве стран мира, впрочем, так же, как и понятие, кандидат наук. Соответственно в некоторых европейских странах терминам аспирант и аспирантура соответствуют докторант и докторантура.

В Российской федерации степень кандидата наук которая присуждается по окончанию аспирантуры, соответствует западной научной степени PhD (Philosophy Doctor), которая в американской и европейской традиции является высшей академической степенью и следует после степени магистра, это синоним степени кандидата наук. Следовательно, степень кандидата наук или же, к примеру, доктора философии PhD, представляют собой практически высшее академическое достижение в научной карьере, являясь фактическими синонимами друг друга. Разумеется, наличие высшей академической степени даёт максимальные привилегии её владельцу перед работодателями, для которых в большинстве случаев работники с данной степенью квалификации являются большой редкостью, и в то же время гарантией квалификации и высокого уровня, а некоторые работодатели даже сами могут требовать от своих кандидатов наличие высшей академической степени.

Последняя ступень высшего образования – докторантура. Как уже упоминалось выше, за рубежом высшая академическая степень носит название PhD.  Вся университетская система Европы и северной Америки признаёт данное звание, в качестве высшей ступени в академической прогрессии (бакалавр-магистр-доктор), но всё же данное звание не коррелирует со званием доктора наук которое применяется в России.

Докторантура в США представляет собой специализированное обучение и самостоятельную научную деятельность от трёх лет. Первые два года обучения, студентом осваиваются основные дисциплины. Далее начиная с третьего курса, разрабатывается план и начинается работа над диссертацией, она очень часто совмещается с работой ассистентом профессора.

За рубежом практически во всех западных странах, степень доктора является следующей после степени магистра, но следует подчеркнуть, что в некоторых университетах США также присутствуют такие программы обучения, которые позволяют учиться на степень доктора без промежуточного присвоения степени магистра. И конечно же, обучение по такой программе будет более длительным, чем продолжительность программ для тех студентов, которые уже обладают степенью магистра. Также существуют совмещённые программы, то есть обучаясь по ним студент может последовательно получить степень магистра, а затем доктора. По данным программам длительность обучения обычно меньше, чем при обучении на две степени отдельно.

Также после получения степени бакалавра существует возможность, в течение года или двух обучаться, с целью подготовки к докторской программе. И при этом кандидату не обязательно иметь степень магистра. После прохождения данной подготовки можно подать заявление о зачислении на докторскую программу, и в случае если ВУЗ одобрит данное заявление, то начинается обучение, ведущее к получению степени доктора.

В европейских странах, получение докторской степени происходит по такой же системе, как и в США. Для примера можно рассмотреть обучение в университете Тренто, Италия. На первом курсе докторантуры студент именуется как PhD candidate, далее, в начале второго года обучения он сдаёт квалифаинг (защита выбранной темы) и становится PhD student. Что бы получить степень, студенту необходимо набрать определённое число кредитов (баллов, которые начисляют студенту по ходу обучения) или кредитных часов (количество лекционного времени и объем материала по тому или иному предмету) и далее на кредитных часах основывается составление расписания и подсчет среднего балла – GPA. За все время докторантуры следует набрать 24 кредита за экзамены. При одном успешно сданном экзамене дается 3 кредита. За первый год необходимо сдать минимум 5 экзаменов и еще 3 за второй год. У обучающихся есть возможность выбирать себе экзамены по желанию, но необходимо, чтобы профессор одобрил это. Существует два экзамена, которые обязаны сдать все студенты докторантуры. Первый экзамен направлен на то, как проводить научные исследования и писать научные статьи. Второй экзамен о том, как делать презентации, формулировать речь и излагать свою мысль так, чтобы ее поняли, запомнили и последовали вашим словам.

Данные экзамены не являются основным занятием обучающегося, но они являются необходимой частью PhD. Основная же работа состоит в ведении исследования выбранной области, проведении экспериментов, выдвижении гипотезы, получении результатов, написании научных статей, построении новых теорий, и на основе проделанной работы защита докторской диссертации через 3-5 лет.

Необходимо отметить, что держатель степени доктора наук (PhD) приблизительно зарабатывает в 1,5 больше, чем, например, выпускник бакалавриата той же специальности. Также важность получения этой степени обоснована необходимостью продвижения по службе, так как для ведения успешной карьеры требуется всё больше знаний: необходимо не только знать и создавать своё дело, но и уметь анализировать результаты работы.

В России степень доктора присуждается кандидатам наук, написавшим и защитившим докторскую диссертацию. Соискатель докторской степени обязательно должен быть автором научных публикации, которые Высшая аттестационная комиссия (ВАК) по совей рекомендации опубликовала в научных изданиях.

В том числе в качестве публикации может быть представлен и патент на изобретение. На защите необходимо присутствие трех докторов наук, они будут оппонентами соискателя. Затем после защиты, проходит тайное голосование, и совет оглашает решение о присваивании (или отклонений) высшей учёной степени, но окончательно данная степень присуждается Высшей аттестационной комиссией (ВАК).

Заключение. Исходя из проведённого выше анализа возможностей получения высшего образования в России и за рубежом, очевидно, что рассматриваемые системы образования имеют как сходства, так и различия.

Сходные уровни в современной мировой системе высшего образования дают возможность студентам свободно передвигаться между вузами в период обучения с целью стажировок, международного обмена, участия в различных международных проектах и т. д. Помимо этого есть шанс трудоустройства в любой стране-участнице Болонского процесса при условии, что в этой стране не требуется подтверждать диплом или получать дополнительное образование.

В заключение еще раз обозначим основные различия в системе высшего образования в России и за рубежом:

  • в странах Европы и США существуют три ступени образования: бакалавриат, магистратура, докторантура, а России ступеней также три, но после магистратуры следует аспирантура, докторантуры как ступени высшего образования в России не существует;
  • в России обучение ведется по основным образовательным программам и установленному учебному плану с перечнем обязательных предметов; за рубежом студентам предоставляется право выбирать ведущую дисциплину либо несколько основных дисциплин.

Библиографическая ссылка

Наципашвили Д.-. СРАВНИТЕЛЬНВЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, США И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20131 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674