Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ (ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ)

Каракьян Г.А. 1 Полежаева С.А. 1
1 Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью учета особенностей разных типов семей при работе социального педагога с семьями, так как каждая семья имеет свои особенности, а значит требует различных видов социальной помощи, применение определенных форм и методов работы. В статье содержатся теоретические данные о социально-педагогической деятельности, проанализирована характеристика городских и сельских семей, выделены особенности работы социального педагога с данными типами семей и рекомендации родителям.
социальный педагог
методы
социально-педагогическая деятельность
помощь
семья
город
село
1. Клемантович И.П. Методика и технология работы социального педагога/ Учебное пособие для студентов. — М., МГГУ им. Шолохова. — 2008 г.
2. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н. Никитина, М. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 399 с.
3. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики - М., Наука, 1989 г.
4. Бадонов А.М. Социальные проблемы сельской семьи в российской федерации
5. Горбунова Т.В. Сущность профессиональной деятельности социального педагога в условиях села/ Т.В. Горбунова. // Приволжский научный журнал. – Н. Новгород.

В настоящее время проблемы в семейных взаимоотношениях приобретают все больший интерес, так как происходят социальные, экономические, технологические изменения в мире и обществе, и соответственно, это влияет на уклад семьи, ее быт и внутрисемейное взаимодействие. Не всегда родители и дети могут сами разобраться в причинах их проблем, а иногда их вовсе не замечают, или не знают, что с этим делать. Помочь в таких случаях может социальный педагог. В своей социально-педагогической и психологической деятельность, он помогает создать условия для успешной адаптации ребенка в обществе, развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка. Для того, чтобы данная работа была успешной, необходимо учитывать множество факторов, один из которых – тип семьи, а точнее место проживания. Поэтому, тема особенностей работы социального педагога с городскими и сельскими семьями является достаточно актуальной.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении, то есть помочь оздоровлению их окружающей микросреды.

В словаре терминов по социальной педагогике, семья определяется как малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Влияние развития и изменения общества можно заметить, в различиях городских жителей от сельских, хотя не так давно, это не было так заметно. Мы считаем, что так происходит из-за глобализации и развития новых технологий, которые быстрее происходят именно в городе, разницы в экономическом укладе и т.п. Поэтому мы решили рассмотреть особенности именно этих двух типов семей – городских и сельских.

Итак, начнем с семей, проживающих в городе. Концентрация большого количества людей, высокая плотность населения на ограниченной территории как характеристика городского социума, приводит к высокой плотности межчеловеческих контактов членов семьи, становящихся в силу этого обезличенными. Городская семья вынуждена выживать в условиях повышенной сложности социального, культурного, этнического состава социума (в том числе и образовательного) и значительного расслоения.

Семьи, проживающие в городе пользуются всеми преимуществами и благами города. У детей есть выбор школы, а в последующем легче получить высшее образование. Взрослым легче найти работу. Досуг разнообразен, так как существует широкая сеть кино, театров, музеев, парков. Но все это не всегда хорошо сказывается на взаимоотношениях в городских семьях. Часто, родители и дети мало проводят времени друг с другом, их интересы направлены на другие сферы, ведь возможностей в городе очень много. Родителям приходится много времени проводить на работе, что также сказывается на взаимоотношениях в семье не только с детьми, но и между супругами. Частая причина конфликтов – недостаток внимания, проблемы в распределении домашних обязанностей и семейных ролей.

Что касается сельских семей, можем выделить такие их особенности, как размеренность ее жизни, подчиненной ритмам природы, тяжелые условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйств, жесткий контроль со стороны общества за жизнью как семьи в целом, так и каждого ее члена. Семьи больше времени проводят вместе, и в социализации подрастающего поколения, как мы считаем, сельская семья играет очень большую роль, значительно большую, чем городская.

Но тем не менее, проблемы семей, проживающих в сельской местности, достаточно разнообразны. Например, тяжелые социальные условия жизни и труда, ограниченный выбор досуга, мест учебы и работы. Это происходит из-за реформирования социальной инфраструктуры села. Можно заметить сокращение количества различных учреждений на селе. Происходит падение уровня образования в сельских семьях, так как выбора мест учебы недостаточно. Все это порождает потерю жизненных ориентиров сельского населения, неверие в свое будущее, в будущее своей семьи, общности.

С учетом выделенной нами специфики городского социума, особенностями работы социального педагога с городскими семьями мы считаем следующие:

  • поддержка или восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у несовершеннолетнего и его семьи до появления трудностей;
  • формирование у ребенка и членов его семьи стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться успехов, которая позволяла бы реализовать свои возможности, способности и, главное, реализовывать потребность в самоутверждении;
  • активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности несовершеннолетнего и членов его семьи. Она решается посредством осуждения или одобрения, то есть заинтересованного, эмоционального отношения к личности члена семьи, его поступкам;
  • исправление отрицательных качеств личности несовершеннолетнего или члена его семьи, что предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку ее мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения;

Особенностями работы социального педагога с сельскими семьями является:

  • оказание социально-терапевтической помощи людям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни, в преодолении жизненных проблем;
  • работа с проблемой алкоголизма, поскольку при отсутствии служб наркологической и психиатрической помощи, невысоком культурно-образовательном уровне населения злоупотребление алкоголем приобретает угрожающие по своим последствиям размеры;
  • обеспечение досуговой занятости членов семьи. Акцентировать внимание не только на развлекательной направленности досуга, но и на развитии человека в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном, духовном, социальном плане;
  • трудообеспечение граждан, содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов;
  • помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, внедрение альтернативных форм дошкольного образования;
  • необходимо социальное обслуживание (в разных видах и формах);
  • повышение культурно-образовательного уровня сельского населения;
  • формирование жизнеспособности личности в условиях социальных катаклизм;

Выделив характеристику, проблемы городских и сельских семей, особенности социально-педагогической работы с ними, мы решили предложить некоторые рекомендации для родителей городских семей и сельских:

  1. Больше взаимодействовать друг с другом, не только через средства связи, и не через других людей, а через личные контакты, проводить времени вместе со своей семьей, найти общие интересы.
  2. Из-за большого разнообразия возможностей в городе, часто возникает проблема выбора, поэтому необходимо разговаривать с членами своей семьи, помогать им определять свои реальные возможности и делать правильный выбор.
  3. Родителям необходимо уметь слушать детей, понимать и сопереживать. Члены семьи должны проявлять взаимную заинтересованность и отзывчивость.
  4. Из-за недостатка времени на семью и детей у родителей в городе, часто бывает так, что родители заменяют это подарками, или другими людьми (няни, домработницы, гувернантки и т.д.), поэтому, чтобы избежать избалованности детей, необходимо чаще проявлять заботу и внимание лично.
  5. Родители должны приобщать ребенка к самостоятельной трудовой деятельности.

Рекомендации родителям семей, проживающих в сельской местности:

  1. Родителям необходимо предоставлять больше свободы своим детям, не обременять их постоянным общением только с родственниками и соседями. Уважайте потребность детей в уединении и личной жизни.
  2. Так как на селе, уже с раннего возраста детей включают в совместную трудовую деятельность, работу по хозяйству, необходимо предоставлять больше отдыха и досуга им.
  3. Оптимистичнее относится к жизни в селе, формировать у детей веру в свое будущее.
  4. Необходимо бороться и искоренять вредные привычки, приобщать к спорту и здоровому образу жизни. Родители должны показывать пример своим детям.
  5. Родителям необходимо заниматься самообразованием, ведь сейчас для этого есть возможности даже в селах. Дети могут просвещать родителей о новейших открытиях, помогать им осваивать новые технологии.
  6. Необходимо продолжать сохранять свои национальные и семейные традиции, которые в городских семьях, к сожалению, исчезают.
  7. Не усиливайте зависимость ребенка от вас, позволяйте ему самостоятельно мыслить и принимать решения.

Итак, исследовав данную тему, мы выяснили важность учета особенностей типа семьи, для планирования социально-педагогической работы с ней. Мы считаем, что развивать и исследовать эту тему необходимо и дальше, например, изучив работу социального педагога непосредственно с организациями на селе и в городе, а также, рассмотреть особенности социально-педагогической работы с семьями, в конкретных условиях.

 


Библиографическая ссылка

Каракьян Г.А., Полежаева С.А. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ (ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ) // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20089 (дата обращения: 04.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674