Актуальность. В современном спорте часто присутствует тенденция повышения физических, функциональных, технических ресурсов атлетов. На всероссийском, международном соревновательном уровне физические данные сильнейших спортсменов зачастую примерно равны и решающую роль играет психологическая и тактическая подготовленность спортсмена[3]. Оценка когнитивного ресурса спортсмена, а именно анализ когнитивных ошибок в спортивной деятельности, как в соревновательной так и в тренировочной, позволяет рассмотреть и выявить наиболее часто встречающиеся когнитивные ошибки спортсменов. Оценивать данный ресурс актуально для спортсменов и тренеров, чтобы иметь возможность корректировать процесс подготовки к главным стартам года.
Цель исследования- оценить и проанализировать когнитивные ошибки в спорте у спортсменов сложнокоординационных видов спорта.
Методы и организация исследования. В исследовании когнитивного ресурса приняли участие 15 студентов-спортсменов УрФУ. Спортивные разряды опрошенных от 2 взрослого до МС. Респонденты являются представителями таких видов спорта как: синхронное плавание, художественная гимнастика, скалолазание. Возраст респондентов составил от 19 до 24 лет. Стаж занятий спортом от 8 до 15 лет.
Для оценки когнитивных ошибок в спорте был применен опросник А.Ю. Гиринской «Изучение когнитивных ошибок в спорте» [1].
Данный опросник предназначен для оценки частоты совершения спортсменами когнитивных ошибок, степени их осознанности, ситуативности (во время тренировок или соревнований) и контроля (метакогнитивной активности).
Анализируемые показатели:
Показатель 1. «Ситуативность» когнитивные ошибки тренировочной и/или соревновательной деятельности).
Показатель 2. «Осознанность» (непрерывное отслеживание текущих переживаний, фокусировка на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем).
Показатель 3 «Контроль» (организация и координация собственного мышления; распределение ресурсов для текущей задачи; определение порядка шагов, которые будут приняты для решения задачи, установление интенсивности или скорости работы необходимой для решения задачи).
Максимальные значения по каждому показателю – 36, максимальное значение по опроснику 108. Чем меньше общее значение по показателю или по опроснику - тем меньше когнитивных ошибок допускает спортсмен в тренировочном процессе и соревновательной деятельности. Ниже приведена гистограмма средних значений самоанализа когнитивных ошибок в спорте респондентов и среднее значение общего показателя по опроснику (рисунок 1).
По показателю «Ситуативность» частота допускаемых когнитивных ошибок составила 31 %. Это означает, что спортсмены довольно комфортно чувствуют себя во время тренировочного процесса в избранном виде спорта, а также адаптировались к условиям соревновательной деятельности.
Показатель по шкале «Осознанность» у спортсменов выявил ошибочность в 28% случаях, что является хорошим показателем. Такой результат означает непрерывное отслеживание текущих переживаний и фокусировке на настоящем моменте. Опрошенные спортсмены тщательно следят за своим эмоциональным состоянием, не зацикливаются на прошлых неудачах. Эмоционально устойчивые и адаптированные для тренировочной деятельности спортсмены.
Рисунок 1 – Средние значения по показателям опросника.
Рассмотрение баллов по шкале «Контроль», позволяет сделать вывод, что действия респондентов ошибочны в 25% случаев, при организации и коорданиации собственного мышления. Опрошенные спортсмены обладают высоким уровнем самодисциплины и оптимально распределяют ресурсы для решения текущих задач, устанавливая нужную интенсивность и скорость, необходимую для оптимального преодоления возникающих трудностей.
Проанализировав шкалы и общий бал можно сделать вывод, что опрошенные спортсмены допускают когнитивные ошибки в среднем с частотой 28%, что является показателем высокой стрессоустойчивости к нагрузкам и адаптации к виду избранной спортивной дисциплины. Респонденты по большей части допускают незначительные когнитивные ошибки, скорее всего такие высокие показатели связаны с довольно длительными занятиями в данных видах спорта. У больше половины опрошенных стаж занятий более 10 лет, у единиц более 15 лет.
Библиографическая ссылка
Дубинкина Ю.А. АНАЛИЗ ЧАСТОТЫ КОГНИТИВНЫХ ОШИБОК В СПОРТЕ У СПОРТСМЕНОВ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20036 (дата обращения: 21.11.2024).