Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Мохначевская Л.А. 1 Николаева А.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
1. Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В.. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
2. Гербова В.В., Казакова Р.Г. «Воспитание и развитие детей раннего возраста». – М: «Просвещение», 1989.
3. Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ / Е.С. Демина, Н.В. Козюк. – М., 2006.
4. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды. – СПб. : Книжный дом, 2013. – 288 с.
5. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. – 3-е изд. – СПб., 2016.
6. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1976.
7. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем. Теория и практика. – СПб. : Питер, 2007. – 352 с.
8. Печора К. Л. «Дети раннего возраста дошкольных учреждений». – М.: «Гуманит. Издательский центр» ВЛАДОС, 2002.
9. Павлова Л.Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления». – М: «Мозаика – синтез», 2000.
10. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2017.
11. Смирнова, Е.О. Галигузова, Л.Н. Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» /Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова.
12. Современные подходы к работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / cост. И.И. Левашова, С.В. Теряева. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 204 с [Электронный ресурс].
13. Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Хохрякова Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 308 c.
14. Шкалы для комплексной оценки качества образования детей ясельного возраста в дошкольных образовательных организациях / Тельма Хармс, Дебби Крайер, Ричард М. Клиффорд, Норин Язейян. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 112 с.
15. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.

Ранний возраст – один из самых важных, значительных периодов дошкольного возраста. В майском Указе 2018 года Президент РФ В.В. Путин «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» в сфере развития образования отметил следующее: «Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности к 2021 году дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.  

Ранний возраст принято считать возраст от 1 года до 3 лет. В данном отрезке времени закладывается фундамент дальнейшего развития личности, происходит полноценное психическое, эмоциональное развитие ребенка. В этом заключается актуальность нашего исследования. В развитии детей в раннем дошкольном здесь образовательная среда играет важную роль.  

В последние десятилетия педагоги и психологи обратились к понятию «образовательная среда». Этот термин позволил значительно расширить научное представление о развивающей предметно-пространственной среде. 

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния образовательной среды на раннее развитие детей.  

С целью узнать соответствует ли образовательная среда раннего возраста ДОО г. Якутска нами проведен анализ комплексной оценки качества образования детей ясельного возраста в дошкольных образовательных организациях.  

Нами использована методика Тельмы Хармс, Дебби Крайер, Ричарда М.Клиффорд иНорин Язейян ITERS-3 – шкала для комплексной оценки качества образования детей ясельного возраста в дошкольных образовательных организациях [14].  

Шкала ITERS-3 содержит такие подшкалы и показатели, как предметно-пространственная среда, присмотр и уход за детьми, развитие речи и книги, виды активности, взаимодействие и структурирование программы.  

Нами на данный момент пока исследован первый подшкал ITERS-3 – это предметно-пространственная среда. 

Исследована предметно-пространственная среда групп раннего возраста МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №82 «Мичээр» г. Якутска и МБДОУ «Детский сад № 23 «Цветик-семицветик» г. Якутска. 

Во-первых, был оценен такой показатель, как внутреннее помещение.  

Внутреннее помещение группы раннего возраста Центра развития ребенка – Детский сад №82 «Мичээр» было оценено как «минимально», потому что  

- помещение группы не является просторным для повседневного ухода и игр, позволяющим детям и взрослым свободно передвигаться, нет достаточного места внутри помещения для организации групповых занятий, игровой деятельности и повседневного ухода.  

- нету возможности управления вентиляцией (например в помещении не установлены вентиляторы, нету возможности управления отопительными системами).  

Внутреннее помещение группы раннего возраста Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад № 23 «Цветик-семицветик» оценено как «хорошо», так как 

- в группе нет возможности контроля интенсивности естественного освещения, например, нет регулируемых жалюзи или шторы.  

- пространство не является доступным для всех детей и взрослых с ограниченными возможностями, даже если такие дети или взрослые е присутствуют в группе.  

Второй показатель, по которому оценивали предметно-пространственную среду групп раннего развития – это мебель для повседневного ухода, игр и учения.  

Мебель для повседневного ухода, игр и учения группы раннего возраста Центра развития ребенка – Детский сад №82 «Мичээр» оценили на «минимально», потому что  

- мебель в группе раннего возраста детского сада «Мичээр» не соответствует возрасту и способностям детей, включенных в группу (не предусмотрено отдельное место для хранения личных вещей каждого ребенка; нет стульчиков для младенцев; маленьких столов и стульев для малышей, которые начинают ходить, и для двухлеток).  

- мебель и оборудование не оснащены приспособлениями, облегчающими их использование младенцам постарше, малышам и двухлеткам, и развивающими навыки самообслуживания (нет ступенек у раковины, низких открытых стеллажей для доступа к месту хранения игрушек; устойчивых столов и полок для младенцев постарше, для того, чтобы они могли подтягиваться и вставать на ножки). 

- отсутствует мягкая мебель (пространства с мягким напольным покрытием; плоские коврики).  

  Мебель для повседневного ухода, игр и учения группы раннего возраста Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад № 23 «Цветик-семицветик» оценили на «хорошо», так как: 

- отсутствует некоторая мебель и оборудование, необходимых для повседневного ухода, которые способствуют индивидуальному уходу за детьми (напр., нет стульев взрослого размера, которыми персонал мог бы пользоваться для кормления маленьких детей, стульчиков для кормления младенцев, которые использовались бы вместо общего стола). 

-нету мебели или оборудования для определенного вида деятельности для малышей постарше и двухгодовалых детей, которые использовались бы во время наблюдения (напр., отсутствует мебель для ведения домашнего хозяйства, стола для игры с песком, специальной книжной полки).  

Следующий третий показатель для оценки качества предметно-пространственной среды группы раннего возраста – это организация пространства.  

Данный показатель у обоих групп детских садов «Мичээр» и ««Цветик-семицветик» оценили на «хорошо», потому что: 

- организация пространства не позволяет персоналу видеть всех детей, окидывая помещение взглядом, даже меняя подгузники, готовя еду ил играя с одним ребенком (напр., нет отдельного помещения для сна и отдыха всегда под присмотром, персонал не располагается так, чтобы все дети всегда были на виду).  

- организация движения не позволяет персоналу и детям легко перемещаться по помещению, на оказывая влияния на другие виды деятельности (напр, персоналу нужно перешагивать через сбившихся в группу малышей, путь в туалет или место пеленания проходит через игровое пространство).  

- не  организован особый уютный уголок, отгороженный от пространства для активной игры, доступного в течение практически всего наблюдения.  

Следующий четвертый показатель оценки качества предметно-пространственной среды – это визуальное оформление пространства для детей.  

Визуальное оформление пространства для детей группы раннего возраста Центра развития ребенка – Детский сад №82 «Мичээр» оценили как «минимально», потому что: 

- детям не доступно для обозрения множество цветных, простых по сюжету рисунков, плакатов, фотографий, расположенных по всему помещению.  

- не присутствуют очевидные признаки того, что наглядные материалы регулярно меняются (напр., не меняются рисунки, связанные с временами года; недавние фотографии детей, занимающихся какой-либо деятельностью). 

- многие изображения размещены так, что дети не могут легко их увидеть, некоторые объекты – в пределах досягаемости детей.  

Визуальное оформление пространства для детей группы раннего возраста детского сада № 23 «Цветик-семицветик» оценили на «хорошо», так как:  

 - в группе нет фотографий детей группы, их семей, домашних питомцев или других знакомых лиц. 

Таким образом, можно прийти к заключению, что в целом предметно-пространственная среда групп раннего возраста МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №82 «Мичээр» и МБДОУ «Детский сад № 23 «Цветик-семицветик» городского округа «город Якутск» по четырем показателям – внутреннее помещение; мебель для повседневного ухода, игр и учения; организация пространства; визуальное оформление пространства для детей оценивается как «минимально» соответствуют качеству образования детей ясельного возраста в дошкольных образовательных организациях.  

МБДОУ «Центр развития ребенка – Детскому сада №82 «Мичээр» г. Якутска стоит уделить внимание на: 

- возможность контроля интенсивности естественного освещения (регулируемые жалюзи или шторы). 

- на мебель и оборудование, необходимых для повседневного ухода, которые способствуют индивидуальному уходу за детьми (напр., стулья взрослого размера, которыми пользуются для кормления маленьких детей, стульчики для кормления младенцев, которые используются вместо общего стола). 

- на организацию особого уютного уголка, отгороженного от пространства для активной игры, доступного в течение практически всего наблюдения.  

 МБДОУ «Детский сад № 23 «Цветик-семицветик» г. Якутска необходимо уделить внимание на: 

- возможность контроля интенсивности естественного освещения, например, на регулируемые жалюзи или шторы.  

- доступность пространства для всех детей и взрослых с ограниченными возможностями, даже если такие дети или взрослые е присутствуют в группе.  

- на приобретение мебели и оборудования, необходимых для повседневного ухода, которые способствуют индивидуальному уходу за детьми (напр., стулья взрослого размера, которыми персонал мог бы пользоваться для кормления маленьких детей, стульчики для кормления младенцев, которые использовались бы вместо общего стола). 

- на приобретение мебели или оборудования для определенного вида деятельности для малышей постарше и двухгодовалых детей, которые использовались бы во время наблюдения (напр., мебель для ведения домашнего хозяйства, стола для игры с песком, специальной книжной полки).  

- на организацию пространства, который позволил бы персоналу видеть всех детей, окидывая помещение взглядом, даже меняя подгузники, готовя еду ил играя с одним ребенком (напр., нет отдельного помещения для сна и отдыха всегда под присмотром, персонал не располагается так, чтобы все дети всегда были на виду).  

- на организацию особого уютного уголка, отгороженного от пространства для активной игры, доступного в течение практически всего наблюдения.  


Библиографическая ссылка

Мохначевская Л.А., Николаева А.В. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20018 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674