Философия является неотъемлемой частью жизни общества, ее культурной прослойкой, достижением поколений. Определенные аспекты данной формы познания способны оказывать существенное влияние на мировоззрение государства и личности, в частности.
Согласно Мартынову А. С., конфуцианство как философское течение сформировалось в период 6-3 веков до н. э. [1] Основоположником направления выступил великий китайский мыслитель, философ, политик и педагог Конфуций (Кун-цзы), живший в 6-5 веках до н. э. [1]
В основе своей философии Конфуций заложил два основных принципа, которые были в последствии развиты и уточнены. Во-первых, великий философ полагал, что все несчастья общества случаются от того, что оно забывает, отступает от своих традиций, нравоучений, которыми руководствовались предки. Во-вторых, государство необходимо рассматривать как одну единую патриархальную семью, где властители несут ответственность за своих подданных, а граждане, в свою очередь, являются творцами успехов своего Отечества. Также важную роль в учении Конфуция играет учение о Небе как воплощение судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле [2].
С наступлением нашей эры конфуцианство не потеряло своей актуальности, а только приобрело всё большее число последователей по всей Юго-Восточной Азии. Произошло его оформление как религиозного течения, однако же оно всё также являлось прежде всего морально-этическим учением, определяющим место человека в мире, отношения его и государства [2].
Вплоть до середины 20-го столетия учение Конфуция активно участвовало в формировании мировоззрения у китайского народа, на ряду с буддизмом, даосизмом и др. [3] С приходом к власти коммунистов начались гонения на представителей конфуцианства. Но вскоре высшие государственные чины пришли к выводу, что религия, которую они намеревались искоренить, глубоко засела в умах китайского народа и является неотъемлемой частью китайской самобытности.
Цель данной работы заключается в оценке влияния конфуцианства на политическую и социально-экономическую сферы современного китайского общества.
После завершения гражданской войны в Китае и прихода к власти коммунистической идеологии страна пребывала в плачевном состоянии: уничтоженная промышленность, голодающий народ, разлад сельского хозяйства, социальная незащищенность широких слоев населения. Новой власти необходимо было решить ряд ключевых проблем, чтобы оправдать кровопролитную гражданскую бойню в глазах народа и получить поддержку.
На протяжении всей второй половины 20-го века перед китайской экономикой стоял ряд важных задач, который требовал решения, чтобы обеспечить благополучие народа. В первую очередь необходимо было увеличить ВВП посредством наращивания тяжелой промышленности и развития сельского хозяйства. Этого удалось достичь за счет политики усиленной централизации, которая стала возможна в условиях специфики китайского общества.
Во времена 1-й Пятилетки (1953-1957 гг.) и последующего «Большого скачка» (1958-1965 гг.) китайская экономика преуспела в перевыполнении плана во многом благодаря диктаторской политике Мао Цзэдуна. Концепция «большой семьи» помогла сплотиться народу в достижении общей цели. На начало 50-ых годов порядка 80% населения страны приходилось на крестьян. Таким образом, были созданы «народные коммуны», которые должны были обеспечить ресурсами развивающуюся тяжелую промышленность Китая [4].
В первое десятилетие сельскохозяйственный сектор справлялся с задачей обеспечения и промышленного роста, и пропитания населения. Однако, в таком случае, сельское хозяйство само не поспевало за развитием промышленности, и в 1965 году из-за череды неудач в аграрной отрасли бюджет страны потерял порядка 30-37 млрд. юаней. Основную причину таких неудач Мао Цзэдун видел в негативном влиянии «внешних врагов», недобросовестном исполнении своих обязанностей гражданами Китая, малой централизованности. Китайский лидер с 1966 года начал проводить политику интенсивной централизации, национализации, милитаризации, образования культа личности. Но все эти решения не принесли результатов, которых от них требовались: сельскохозяйственный сектор также оставался бедным относительно промышленного, население деревень стремилось выбраться в наиболее развитые города и подчас оставляло свои угодья [4].
В 1976 году Мао Цзэдун умирает и к власти приходит Дэн Сяопин, став фактическим лидером Китая. В начале 80-х годов начинается интенсивное реформирование сельскохозяйственного сектора: «Народные коммуны» заменяются «семейными подрядами» – системой долгосрочной аренды земли, согласно которой крестьянин не может распоряжаться куплей-продажей земли, но может покупать и продавать право на пользование землёй. Часть урожая подряд продаёт по фиксированной цене государству, часть – бригаде, а оставшуюся часть оставляет себе, может реализовать её на рынке. Принцип конфуцианства «служение своему покровителю» помог китайскому правительству объединить крестьян и провести реформы в аграрном секторе наиболее эффективно: это позволило не только сохранить рост промышленного производства на высоком уровне, но и победить голод, также увеличить средние доходы всего населения [4].
Рыночная экономика и политическая сфера китайского общества опираются на нравственные принципы, заложенные Конфуцием: гуманизм; обогащение честным трудом, а не обманом и грабежами [4].
В конфуцианстве существует понятие «сяо кан», которое на русский язык переводится как «средний достаток» [5]. Термин подразумевает под собой равенство всего народа по доходу, то есть формирование так называемого среднего класса. Это понятие можно спутать с понятием коммунистического общества. Такая ошибка действительно возможна, так как всем известно, что на данный момент коммунистическая партия Китая является единственной политической силой в стране.
Однако в философии Конфуция существует еще один термин: «да тун», то есть «великое единство». Великое единство заключается в плотной интеграции государственной машины и населения [5]. В таком направлении развивалась коммунистическая партия Китая, начиная с последней трети 20-го века. Это не какая-то закрытая общность людей, оторванных от своего народа. Во-первых, в партии представлены все группы народов, населяющих страну. Во-вторых, внутри организации создаются свои оппозиционные группы в рамках проектной ставки партии, активно участвующие в дискуссиях по улучшению благосостояния не только государства в общем, но и каждого члена китайского общества, в частности. Избранники на государственные посты несут полную ответственность за свои поступки, исходя не только из правовой базы Китая, но и из морально-нравственных установок, разработанных и обобщенных в конфуцианстве [3].
Наглядным примером ответственности государственных чиновников перед своим народом служит жёсткая борьба с коррупцией. Данные действия государственных служащих могут привести не только к снижению достатка населения, но и к человеческим жертвам в результате халатности. В 2015 году в Китае привлекли к ответственности за коррупцию около 300 000 чиновников. Высшей мерой наказания за деяние коррупционного характера является смертная казнь [6].
При формировании общества «среднего достатка» Китай активно развивает такие важные социальные отрасли, как медицина, образование, пенсионное обеспечение. Данные меры направлены на нивелирование неравенства между различными слоями населения и обеспечение стабильности общества в целом. Правительство страны активно поддерживает слабозащищенные или незащищенные группы людей (инвалиды, пенсионеры, ветераны и т. п.). На настоящий момент Китай остается в лидерах по количеству инвестиций в медицину и сферу образования [4].
Говоря о сфере образования, государство заинтересовано в повышении образовательного уровня населения. Активно развиваются преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельности [7].
Особое значение имеет то, что государственная политика в вопросе воспитания молодёжи, формирования её нравственных устоев опирается на конфуцианские традиции. Она призвана сформировать гуманитарноразвитую личность, признающую выработанные тысячелетним опытом ценности китайской культуры, сохраняющую культурную самобытность и стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию [7].
Говоря о внешней политике Китая, можно заметить, что она основана на пяти принципах мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. Китай самостоятельно вырабатывает свою позицию и политический курс по различным международным вопросам. Главная цель внешней политики китайского государства – создание мирной международной обстановки, благоприятствующей модернизации страны. На основе вышеуказанных принципов Китай установил дипломатические отношения со 161 страной мира. Данные постулаты внешней политики государства основаны на конфуцианской философии [8].
Если рассматривать китайский народ в целом, то он является в определенной степени консервативным, так как существует принцип конфуцианства, который диктует сохранение и почитание традиций предков. Но это не говорит о том, что население страны не развивается как в духовном, так и в материальном плане. Конфуций писал, что древность должна стоять на службе современности; без прошлого не будет ни настоящего, ни будущего. Поэтому китайский народ глубоко почитает опыт предков [5].
Морально-нравственное учение Конфуция непосредственно повлияло на достижение высокого экономического благосостояния населения. Китаец очень трепетно относится к своим рабочим обязанностям, трудолюбив, бескорыстен, гуманен по отношению к родным и незнакомым людям. В сознании китайского народа коллектив стоит выше личности, поэтому, исходя из положений конфуцианства, общий успех – это залог упорного труда каждого гражданина.
В реалиях современного мира Китай не копирует западные идеи модернизации общества. Он движется по самостоятельному пути, основываясь на творческом переосмыслении конфуцианских традиций. Данное утверждение можно продемонстрировать примером политической установки (чжун ти си юн) – «западные новшества на китайской основе», которая точно передаёт направленность китайского политического уклада. Правительство страны успешно сочетает капиталистическую и социалистическую модели развития государства. Данный подход является не только уникальным по своей сущности, но и достаточно эффективным, о чем и говорят высокие темпы развития экономики [7].
Как уже было сказано выше, китайское общество не базируется на западных принципах, либо же их переосмысливает на китайский манер. Это позволяет предотвратить те кризисные ситуации западного общества, которые мы наблюдаем в настоящее время (рост силового фактора в мировых делах, культурная деградация, глубочайшая дифференциация по доходам, социальная незащищенность, развитие национализма и экстремизма).
Конечно, как и у каждого течения, у конфуцианства есть свои недостатки. Мартьянова Е. Г. И Хоу Цзюэ в своей работе выделили следующие основные недостатки: возведение правителя в культ, превалирование нравственных норм над правовыми, строгая иерархичность и ритуализированность в китайском обществе, толкование и редактирование традиционных китайских текстов вместо создания новых [9]. Однако все они, в определенной степени, были переосмыслены в реалиях современного Китая.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что конфуцианство оказывало и оказывает уникальное и непосредственное влияние на различные сферы жизнедеятельности современного Китая. Все достижения государства в политической и социально-экономической сферах, в определенной степени, были достигнуты благодаря гуманистической, миролюбивой и направленной на сплочение и взаимную ответственность философии Конфуция и его последователей, дополнявших и продолжающих совершенствовать её.
Библиографическая ссылка
Горбачев Н.С. КОНФУЦИАНСТВО. ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19911 (дата обращения: 21.11.2024).