Введение
В современных условиях высокий приоритет для российского общества приобретает воспитание разносторонне развитой личности: и эффективной в своей профессиональной деятельности, приносящей практическую пользу обществу, и экзистенциально зрелой, находящейся в гармонии с собой и человечеством.
Эффективность профессиональной деятельности специалиста во многом зависит от его профессиональной мотивации, которая зарождается еще на этапе профессионального обучения. Психологическим предшественником профессиональной мотивации является мотивация учебной деятельности студентов высших учебных заведений – предиктор и прогностический признак успешности овладения профессией.
Формирование смысложизненных ориентаций и формирование направленности профессионального самоопределения –два взаимозависимых процесса, влияющих друг на друга и на личность субъекта в юношеском возрасте. Можно предположить, что мотивация достижения успеха в обучении связана с ценностно-смысловой сферой личности. С одной стороны, мотивация достижения в процессе получения высшего образования способствует развитию личности в целом и каждого из ее отдельных компонентов, включая ценностно-смысловую сферу. С другой стороны, смысложизненные ориентации задают базовые цели и способы их осуществления в процессе учебной деятельности студентов, способствуя развитию мотивации достижения.
Смысложизненные ориентации в современной психологии рассматриваются как составляющие феномена смысла жизни, отражающие ценностно-смысловое отношение субъекта к своему прошлому (результат), настоящему (процесс) и будущему (цели), восприятие управляемости жизни и своей способности ею управлять. Они оказывают большое влияние на жизнедеятельность человека, задавая и направление, и границы проявлений личности как субъекта жизненного пути. При низком уровне их развития возникают всевозможные негативные явления, вплоть до выраженных психических расстройств. Особое значение смысложизненные ориентации приобретают в юношеском возрасте [1, 2, 3].
В структуре мотивации достижения выделяются два основных мотива: мотивы стремления к успеху и избегания неудач. У разных людей каждый из этих мотивов может быть выражен в различной степени, но, как правило, один из них преобладает. Доминирование того или иного мотива оказывает влияние на предпочитаемый субъектом уровень сложности выполняемых задач, на отношение к своей деятельности, на характеристики личности, проявляющиеся в ходе ее осуществления. Деятельность личности с преобладающей мотивацией стремления к успеху носит наступательных характер и сопровождается положительными эмоциями. Поведение личности с доминирующей мотивацией избегания неудач носит преимущественно защитный характер и сопровождается тревогой и другими отрицательными эмоциями. Специфика мотивации достижения закладывается, главным образом, в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте под влиянием окружающих взрослых – прежде всего, родителей и учителей [4, 5, 6].
Мотивация обучения студентов представляет собой динамическую иерархическую систему, в качестве структурных компонентов которой выступает комплекс разнообразных учебных мотивов, одни из которых являются доминирующими, другие – второстепенными. Мотивация обучения в вузе зависит от множества факторов, однако наибольшее влияние на нее оказывают личностные особенности студента. От учебной мотивации зависит отношение к учебе, успеваемость и эффективность обучения, при этом главную роль играет не сила мотивации, а ее качество и типологическая специфика. Наиболее эффективно обучаются те студенты, у которых преобладают внутренние мотивы обучения: профессиональные и учебно-познавательные [4, 7].
В ряде случаев юноши и девушки испытывают диссонанс между смысложизненными ориентациями и направленностью профессионального обучения. Это приводит к эмоциональному напряжению, порождает внутренний дискомфорт [8, 9].
Цель исследования
Данное исследование нацелено на изучение взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и мотивацией достижения успеха в учебной деятельности студентов очной формы обучения.
Материал и методы исследования
Эмпирическое исследование взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и мотивацией достижения успеха в учебе у студентов было проведено в ноябре 2018 года на базе Челябинского государственного университета. В исследовании приняли участие 44 человека в возрасте от 20 до 25 лет, в том числе 41 девушка и 3 юноши. Все испытуемые являлись студентами 3 и 4 курса факультета психологии и педагогики. Таким образом, особенностью выборки является значительное преобладание в ее составе лиц женского пола.
Психологическая диагностика испытуемых осуществлялась по методикам «Тест смысложизненных ориентаций» («СЖО») Д.А. Леонтьева и «Тест мотивации достижения» («ТМД») А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова.
Математическая обработка первичных данных осуществлялась в программе IBM SPSS Statistics путем проверки нормальности распределения, вычисления описательных статистик и корреляционного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно результатам анализа описательных статистик, средние показатели по всем шкалам теста смысложизненных ориентаций, включая итоговую шкалу осмысленности жизни, в изучаемой выборке превышали нормативные значения. При этом в составе выборки присутствовали испытуемые как с высокими, так и с низкими и средними значениями по всем шкалам методики «СЖО».
Согласно результатам диагностики испытуемых по тесту мотивации достижения, у 95,5% испытуемых в структуре мотивации достижения выявлено преобладание мотива избегания неудач, и только у 4,5% испытуемых доминирует мотив стремления к успеху.
Таким образом, для исследуемой выборки испытуемых в среднем характерен повышенный уровень осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций и преобладание мотива избегания неудач в структуре мотивации достижения.
Тот факт, что для изучаемой выборки в среднем характерен повышенный уровень осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций, вероятно, объясняется возрастными особенностями изучаемой выборки. Испытуемые, вошедшие в состав выборки, являются студентами 3-4 курсов и имеют средний возраст 21,2 года. Данный возраст можно отнести к условному периоду поздней юности (от 18 до 23 лет). Юность является периодом самоопределения, формированием мировоззрения. В юношеском возрасте все больше утверждается самостоятельность личности. Также в этом возрасте происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем: как правило, у юношей и девушек преобладает уже ориентация не на процесс, как это было в подростковом возрасте, а на результат – развивается ценностно-смысловое отношение к будущему. Период поздней юности также характеризуется завершением процесса предварительного самоопределения и осуществлением перехода к самореализации.
Преобладание мотива избегания неудач в структуре мотивации достижения подавляющего большинства испытуемых, предположительно, может быть обусловлено все еще значительной степенью выраженности внешних мотивов в структуре мотивации учебной деятельности студентов на современном этапе культурно-исторического развития российского общества. Так, доминирование внешних мотивов было обнаружено в структуре учебной мотивации большинства студентов в конце 1990-х гг. [4]. С тех пор российское общество претерпело ряд существенных изменений, однако, по результатам относительно недавнего исследования А.В. Осиповской (2013) было установлено, что более половины студентов оценивают уровень своей учебной мотивации как средний или ниже среднего [10].
Результаты корреляционного анализа взаимосвязей между показателями по шкалам теста смысложизненных ориентаций и теста мотивации достижения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа взаимосвязей между показателями по методикам «СЖО» и «ТМД»
|
Тест смысложизненных ориентаций |
|||||
Цель в жизни |
Процесс жизни |
Результативность жизни |
Локус контроля-Я |
Локус контроля-жизнь |
Осмысленность жизни |
|
Тест мотивации достижения |
0,55*** |
0,65*** |
0,61*** |
0,63*** |
0,65*** |
0,67*** |
Условные обозначения: *** – p<0,001
Как видно из таблицы, по результатам корреляционного анализа выявлены статистически значимые прямые связи между показателями по тесту мотивации достижения и значениями по всем без исключения шкалам теста смысложизненных ориентаций. Все связи выражены на максимально высоком уровне статистической значимости (p<0,001).
Таким образом, выявленные закономерности свидетельствуют о том, что уровень общей осмысленности жизни и всех отдельных смысложизненных ориентаций крайне тесно связан с соотношением мотивов стремления к успеху и избегания неудач в структуре мотивации достижения у студентов. При высоком уровне осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций характерно преобладание мотива стремления к успеху, при низком уровне – доминирование мотива избегания неудач.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что, во-первых, в составе изучаемой выборки значительно преобладают испытуемые с доминирующим мотивом избегания неудач, а испытуемых с преобладающим мотивом стремления к успеху чрезвычайно мало. Во-вторых, для испытуемых в среднем характерен повышенный уровень осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций. Следовательно, выявленные закономерности не отражают прямого соответствия между высоким уровнем осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций и преобладанием стремления к успеху и соответствия низкого уровня развития смысложизненных ориентаций доминированию мотива избегания неудач.
Можно предположить, что, фактическое несоответствие между результатами диагностики испытуемых по обеим методикам и выявленной прямой взаимосвязью обусловлено диссонансом между смысложизненными ориентациями и направленностью профессионального обучения испытуемых. Как показывает ряд исследований, во многих индивидуальных случаях в юношеском возрасте присутствует подобный диссонанс, что приводит к эмоциональному напряжению, порождает внутренний дискомфорт [8]. Этот диссонанс может стать причиной преобладания отрицательных мотивов в учебной деятельности, преобладания экстернальных мотивов, амотивации, мотива избегания усилия и т.п.
Выводы
Результаты проведенного исследования показали, что уровень осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций тесно связан с соотношением мотивов стремления к успеху и избегания неудач в структуре мотивации достижения у студентов.
На основании полученных результатов можно предположить, что при высоком уровне развития ценностно-смысловой сферы личности студентов в структуре мотивации достижения характерно преобладание мотива стремления к успеху, а при низком уровне – доминирование мотива избегания неудач.
Однако проведенное исследование имеет определенные ограничения: средние по выборке показатели по обеим используемым диагностическим методикам отличаются от нормативных. Поэтому для получения окончательных выводов требуются дальнейшие исследования.
Библиографическая ссылка
Мартюшев С.В. СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В УЧЕБЕ У СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19873 (дата обращения: 23.11.2024).