Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РИТОРИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧИ В САРАТОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

Калюгин П.С. 1 Маркелов А.В. 1
1 Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт»
Статья посвящена анализу риторических универсалий в ораторской речи А.И. Солженицына. В начале статьи описывается, что писатель в Саратовском университете, размышляя о прошлом и настоящем России, использует следующие риторические универсалии: метафора, эпитет, сравнение; вопросно-ответный прием, риторическое восклицание, анафора, многосоюзие, синтаксический параллелизм. Начиная с метафоры автор создает образное представление о наблюдаемых событиях политики и экономики. Далее описывается, что эпитет определяет, характеризует, поясняет свойство ХХ века. Сравнение более точно описывает субъект сравнения – переход из XIX в ХХ и начало ХХ века. Риторические восклицания писателя выделяют важнейшие в смысловом отношении фрагменты высказывания. Анафора в тексте речи А.И. Солженицына – передать оптимистичное настроение, продемонстрировать уверенный эмоциональный настрой. Многосоюзие сочетается с синтаксическим параллелизмом. Тропы и фигуры описываются с точки зрения усиления воздействия на адресата. В завершении статьи описывается, что неотъемлемым признаком ораторского стиля А.И. Солженицына является наглядность, живость, красочность изображения и делается вывод о том, что мастерское владение изобразительно-выразительными средствами языка – показатель высокого уровня коммуникативной компетенции оратора.
риторические универсалии
тропы
стилистические фигуры
публичная речь
а.и. солженицын
1. Балабаева Е.С., Муртазина Л.Р. Искусство красноречия // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. Т. 7. № 6. С. 838.
2. Иванчук И.А. Риторические универсалии как вектор толерантности публичного дискурса евразийского информационного пространства // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХ и ГС. 2015. Т. 6. Вып. 1 (18). С. 28-33.
3. Любезнова Н.В., Воронов Ю. С. Риторические универсалии, их логико-смысловая и образно-выразительная роль в публичных выступлениях Ф.Д. Рузвельта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2015. Т. 15. Вып. 4. С. 15-22.
4. Риторика, или Ораторское искусство. Автор-составитель И.Н. Кузнецов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 431 с.
5. Солженицын А.И. Встреча в Саратовском университете 13 сентября 1995 года // Солженицын А.И. Собрание сочинений в 9 т. Т. 8. М.: Терра-Книжный клуб, 2005. С. 321-333.
6. Трофимова А.П. Влияние изобразительно-выразительный средств на восприятие информационной публичной речи // Актуальные вопросы филологии. М.: МГОУ, 2016. С. 147-151.
7. Цынк С.В. Метафоры из источниковой сферы «Неживая природа» в идиостиле А.И. Солженицына (на материале публицистических произведений) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 4. С. 67-81.

А.И. Солженицын – один из признанных мастеров красноречия. Страстной и эмоционально напряженной делают его речь риторические универсалии (тропы и стилистические фигуры). Роль изобразительно-выразительных средств в публичной речи изучается в работах Е.С. Балабаевой и Л.Р. Муртазиной [1], И.А. Иванчук [2], И.Н. Кузнецова [4], Н.В. Любезновой и Ю.С. Воронова [3], А.П. Трофимовой [6], С.В. Цынк [7] и других.

В речи в Саратовском университете писатель, размышляя о прошлом и настоящем России, использует следующие риторические универсалии: метафора, эпитет, сравнение; вопросно-ответный прием, риторическое восклицание, анафора, многосоюзие, синтаксический параллелизм. Рассмотрим их подробнее.

С.В Цынк отмечает, что у А.И. Солженицына «метафоры из источниковой сферы «Неживая природа»… аналитическое средство осмысления ситуации» [7, с. 78]. Оратор использует метафору из данной источниковой сферы в речи в Саратовском университете. Ситуация 1990-х годов охарактеризована как «атмосфера смрадная»: «… мы живем в атмосфере смрадной» [5, с. 328]. В этом случае метафора подчеркивает сходство явлений неживой природы и общественной сферы. А.И. Солженицын использует в своей речи так называемую метафору болезни: «без духовного целения ран – невозможно и экономическое выздоровление» [5, с. 332]. При помощи метафор автор создает образное представление о наблюдаемых событиях политики и экономики.

Метафорический эпитет «волчий век» ярко определяет, характеризует, поясняет свойство ХХ века: «ХХ век – волчий век» [5, с. 332].

Сравнение («… переход из XIX века в XX и начало ХХ века – как съела жаба какая-то…» [5, с. 322]) сообщает тот оттенок смысла, который намерен придать ему говорящий: «целиком, полностью неизвестен современникам». Выразительный компонент выделяет в сообщении главное и тем самым облегчает восприятие всего сказанного. Сравнение более точно описывает субъект сравнения – переход из XIX в ХХ и начало ХХ века. Данное сравнение построено с помощью сравнительного оборота с союзом «как», который соединяет части предложения в тексте.

А.И. Солженицын в анализируемой ораторской речи использует трижды вопросно-ответную схему построения рассуждения:

1) Спрашивают – кому будет принадлежать XXI век? XXI век не надо рисовать благополучным [5, с. 331].

2) О моем отношении к религии вообще? Будучи православным и, шире говоря, христианином, я считаю религию высшим духовным даром, который может быть дан человеку [5, с. 332].

3) Вы думаете – на завоевания? Нет, на завоевания меньше всего [5, с.325].

В данных примерах за вопросами, побудившими аудиторию задуматься над высказанным оратором, следуют их разъясняющие ответы.

Девять раз в исследуемой публичной речи А.И. Солженицына звучат риторические восклицания. Например:

  • Если Грузия, Армения просят помощи – идем! [5, с. 325].
  • И мне кричат из аудитории: то было время войны! [5, с. 329].
  • Мы устали уже к концу XVII столетия – дайте отдышаться народу! [5, с. 322].

В данные моменты речи волнение оратора нарастает, достигает кульминации.

Риторические восклицания у А.И. Солженицына выделяют важнейшие в смысловом отношении фрагменты высказывания.

Повторения слов и словосочетаний в публичном выступлении писателя создают ритм речи, делают ее легкой для запоминания. К таким так называемым фигурам прибавления относятся анафора (единоначатие), многосоюзие (полисиндетон), синтаксический параллелизм.

Смысл анафоры в тексте речи А.И. Солженицына – передать оптимистичное настроение, продемонстрировать уверенный эмоциональный настрой:

А когда произошла великая, превеликая Февральская революция… то первое действие… было – свалить памятник Столыпину. А когда я лет пятнадцать назад начал активно печатать материалы о Столыпине… то на Западе переполох поднялся … [5, с. 323].

Многосоюзие (избыточные повторы союза «и») передает в речи оратора не только уверенность, но и замедленность действия:

И так мы это приняли, и в нашем уродливом парламентаризме это есть, и будет пока существовать, и неизбежно сегодня с этим считаться [5, с. 326].

Многосоюзие сочетается с синтаксическим параллелизмом (повтором однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях) в примере:

Умудренный жизненным опытом старик и абсолютный сопляк; человек высокой квалификации – и юнец, который еще ни к чему не приложил руки; человек честный, добросовестный – и последний жулик, - каждый имеет один голос [5, с. 326].

В данном предложении авторский пунктуационный знак (тире) подчеркивает противопоставление.

Таким образом, неотъемлемым признаком ораторского стиля А.И. Солженицына является наглядность, живость, красочность изображения. Мир действительности воссоздается в речи образно благодаря использованию автором риторических универсалий. Все они введены уместно, органично в текст выступления с целью воздействия на аудиторию, что позволяет охарактеризовать А.И. Солженицына как оратора высокого уровня коммуникативной компетенции, владеющего изобразительно-выразительными средствами литературного языка.


Библиографическая ссылка

Калюгин П.С., Маркелов А.В. РИТОРИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧИ В САРАТОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ) // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19737 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674