Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО РАСХОДУ СТАЛИ ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ АНГАРА ДЛЯ ДВУХ САМОЛЕТОВ AIRBUS A380

Евченко С.В. 1 Иванова О.Б. 1
1 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Самолётов с каждым годом становится всё больше и больше. Они нуждаются в ангарах ангарах, для охраны, ремонта и обслуживания. Несущей конструкцией 1 варианта является структурная оболочка арочного типа., получившая название система «БрГТУ», с размерами ячеек 3х3м. Свод выполнен из трубчатых круглых стержней разного диаметра, соединенных при помощи полых коннекторов на болтах. Расстояние в осях верхних и нижних поясов 2 м. Длина ангара составляет 162,25м., а ширина 92м. Отметка низа конструкции арки + 45,000. В качестве прогонов приняты балки пролетом 3 м из прокатного швеллера с параллельными гранями № 24П по ГОСТ 8240-97. Прогоны опираются на коннекторы и идут с шагом 3 м. А во 2 варианте в качестве несущей конструкции используется рама переменного сечения, сварная. При этом длина ангара составляет 168м., а ширина 92м. Отметка низа конструкции рамы + 30,500. В поперечном сечении рамы лежит сварной двутавр. Полки и стенки двутавра переменны. Сопряжение колонн ангара с ригелем принято жесткое. А к фундаменту рама крепится на болтах через опорную плиту, таким образом, место крепления рамы представляет собой шарнирный узел. По рамам устраиваются решетчатые прогоны ПР-16,5 по серии 1.462.3-17/85 с шагом 3,5 м, пролетом 12 м. В данной работе рассмотрены два различных конструктивных варианта выполнения ангара для выявления менее затратного варианта.
ангар для самолетов
конструктивные системы
расход стали
рамные конструкции
структурная оболочка арочного типа
1. Катюшин В. В. Здания с каркасами из стальных рам переменного сечения (расчет, проектирование, строительство).-М.: ОАО «Издательство Стройиздат», 2005.-656 е.:ил.
2. Драган, В.И. Новая металлическая структурная конструкция системы «БрГТУ». Опыт проектирования, исследований и строительства в Республике Беларусь / В.И. Драган, Н.Н. Шалобыта, А.В. Мухин, А.Б. Шурин, И.В. Зинкевич // Промышленное и гражданское строительство в современных условиях : сб. науч. тр. Междунар. научн.-техн. конференции, Москва, 19–21 апреля 2011 г. / МГСУ. – Москва, 2011. – C. 34–37.
3. СП 16.13330.2017. Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*: свод правил: утв. Минрегион России 27.02.17: дата введ. 28.08.17.-М. :Минрегион Росиии, 2017.- 147 с.
4. СП 20.13330.2016. Нагрузки и воздействия Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85**: свод правил: утв. Минрегион России 03.12.16: дата введ. 04.06.17. -М.: Минрегион Росиии, 2017. - 95 с.
5. СП 53-102-20 Общие правила проектирования стальных конструкций. -свод правил: утв. ЦНИИСК им.Кучеренко 10.09.2004: дата введ. 01.01.05. ЦНИИСК им.Кучеренко, -138с.
6. Металлические конструкции: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.И. Кудишин, Е.И. Беленя, В.С. Игнатьева и др.; под ред. Ю.И. Кудишина. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 688 с.

Введение: «На сегодняшний день большепролетные рамные конструкции переменного сечения относятся к категории металлоконструкционных материалов достаточно широко и активно применяемых в различных зданиях и сооружениях: ангарах для самолетов, зрелищных и спортивных сооружениях, технологических зданиях и др.»[1]

Цель: Произвести технико-экономический анализ двух различных конструктивных вариантов выполнения ангара для двух самолетов, по расходу стали, для выявления менее затратного варианта конструктивной схемы.

Первое конструктивное решение выполняется в виде структурной оболочки арочного типа, а второе - в виде рамы двутаврового сечения переменной жесткости.

1. Структурная схема ангара

В проекте разработана структурное покрытие ангара пролетом 92м. (рис.1) Несущей конструкцией является структурная конструкция, получившая название система «БрГТУ», с размерами ячеек 3х3м. Свод выполнен из трубчатых круглых стержней разного диаметра, соединенных при помощи полых коннекторов на болтах. Расстояние в осях верхних и нижних поясов 2 м. В пролете 92 м отметка низа конструкции арки + 45,000. К фундаменту структура крепится шарнирно на болтах через опорную плиту.

Рисунок 1. Структурная схема ангара и действующие на нее нагрузки

Узел структуры состоит из полого шара с отверстиями, в которые устанавливаются высокопрочные болты для соединения стержней. (рис.2)

Принятые конструктивные решения позволяют достаточно точно и однозначно выделить характер и направления силового потока в узле. Передача усилия со стержневого элемента на болт происходит через резьбовое соединение гайки стержня и болта. Контргайка служит только для стопорения стержневого элемента, а ее работой при передаче симметричного усилия пренебрегают. Передача усилия с болта на стенку узла зависит от знака усилия и происходит в следующей последовательности. Сжимающее усилие в стержне через резьбу передается на силовую гайку, далее на наружную шайбу и через нее на стенку шара. Усилие растяжения передается с головки болта на внутреннюю шайбу, а далее на стенку шара.[2]

Стержни конструкции проектируем из круглых труб по ГОСТ 10704-91. Материал стержней – сталь С345 с Ry = 32 кН/см2 (при t от 10 до 20 мм) согласно таблице В.5[3].

Стержни конструкции работают на центральное сжатие или растяжение. Проверка производится по прочности, устойчивости и гибкости. Растянутые стержни проверяют на прочность, сжатые – на устойчивость.

Проверка на устойчивость центрально-сжатых элементов:

(1)

где: N – усилие в элементе, кН;

γс =1- коэффициент условий работы, принимается согласно [3];

- коэффициент устойчивости при центральном сжатии.

А – площадь поперечного сечения стержня;

- расчётное сопротивление стали;

(2)

где: - условная гибкость стержня

(3)

где: - гибкость стержня

– радиус инерции сечения элемента, см;

– расчетная длина элемента, см.

Гибкости элементов не должны превышать значений, указанных в таблицах 32 и 33 [3]. В данном случае для сжатых стержней имеем .

(4)

где: – коэффициент, принимаемый не менее 0,5

После расчета был проведён анализ и сравнение усилий N в каждом рассматриваемом элементе: верхний пояс, нижний пояс, раскосы. Затем, полученные значения разбили на группы для унификации и определения наиболее оптимальных размеров сечений труб.

Рассчитав вес каждого элемента конструкции, расход стали на структурную схему ангара составил: 780 т. (табл.1).

Таблица 1.

Ведомость отправочных элементов для структурной схемы ангара

2. Рамная схема ангара

В проекте разработана рамный каркас ангара пролетом 92м. Высота до низа рамы 30,5м. (рис.3)

Основу каркаса составляют шестнадцать поперечных рам пролётом 92 м. Сопряжение колонн ангара с фундаментами принято шарнирным, а колонн с ригелем - жесткое. По рамам с шагом 3,5м уложены прогоны ПР 16.5 по серии 1.462.3-17/85 по которым уложено кровельное покрытие состоящее из: проф.настила Н57-750-08, пароизоляции Унифлекс ЭПП, утеплителя РУФ БАТТС, профнастила Н57-750-08. Пространственная жесткость покрытия обеспечивается системой горизонтальных и вертикальных связей в уровне нижних и верхних поясов ригеля, создающими жесткий диск. Каркас ограждающих конструкций выполнен в виде горизонтальных ригелей, расположенных по периметру здания.

Рисунок 3. Рама переменного сечения

Статический расчет выполнен в программном комплексе «SCAD», основанном на методе конечного элемента, что вносит в него свои особенности. Расчету подлежит конструкция каркаса, состоящая из двутавровых рам переменной жесткости. SCAD не обладает возможность задания таких сечений. Для выполнения расчета, используется метод разбиения элемента на более мелкие части постоянной жесткости.

Рисунок 4. Действующие нагрузки на рамную конструкцию

Определяются действующие виды нагрузок на здание согласно [4]: постоянные: собственный вес конструкции, нагрузка от веса покрытия; кратковременные: ветровая и снеговая нагрузки; крановые нагрузки: давление крана, торможение крана.

Задаются вычисленные нагрузки(рис.4) на раму в программный комплекс «SCAD» и производится линейный расчет. Тем самым становятся известны действующие расчетные сочетания усилий в каждом конечном элементе конструкции .

Рамная конструкция разделена на отправочные марки. (рис.5) Сечения располагаются по границам и в середине каждой отправочной марки[5]. Первое сечение – на обрезе фундамента, последнее в коньке рамы.

Рисунок 5. Отправочные марки рамной конструкции

Расчёт элементов выполняется согласно СП [3]. Сечения подбираются исходя из полученных усилий при центральном сжатии и при действии продольной силы с изгибом.

Расчёт на устойчивость элементов сплошного сечения при центральном сжатии силой N и удовлетворяющих требованиям 7.1 [3, с.10], следует выполнять по формуле (1) см.выше.

Расчёт на устойчивость стержней следует выполнять с учетом требований 7.3.2 При определении гибкости стержней радиус инерции сечения и расчетную длину следует принимать согласно требованиям 10.3.1 и 10.3.3[3, с.51].

Расчёт на прочность элементов сплошного сечения при действии продольной силы с изгибом. следует выполнять по формуле:

(5)

где: - абсолютные значения изгибающего момента при наиболее неблагоприятном сочетании, кНм;

- момент сопротивления сечения относительно оси х.

Затем подобранные сечения задаются в «SCAD». Снова производится линейный расчет, и т.к. полученные новые усилия отличаются меньше чем на 30%, от предыдущих. То уточненный подбор сечений рамной конструкции, не производится. [6]

Рассчитав вес каждой отправочной марки, расход стали на рамную схему ангара составил: 967,952 т. (табл.3).

Таблица 3.

Ведомость отправочных элементов рамной схемы ангара

Отправочная марка

Кол. шт.

Масса, т

Примечание

шт.

общ.

Ст1

32

4,500

144

Без учета деталей крепления связей

Ст2

32

5,557

177,824

Без учета деталей крепления связей

Р1

32

6,606

211,392

Без учета деталей крепления связей

Р2

32

4,319

138,208

Без учета деталей крепления связей

Р3

32

5,991

191,712

Без учета деталей крепления связей

Р4

16

6,551

104,816

Без учета деталей крепления связей

Общая масса рамной конструкции, т

967,952

 

 

Вывод: В ходе сравнения 2 расмотренных варианта, наименьший расход стали имеет вариант выполнения структурной схемы ангара(780т), т.е. можно сказать, что рационально конструировать структурное покрытие ангара, чтобы сделать процесс изготовления экономически выгодным.


Библиографическая ссылка

Евченко С.В., Иванова О.Б. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО РАСХОДУ СТАЛИ ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ АНГАРА ДЛЯ ДВУХ САМОЛЕТОВ AIRBUS A380 // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19717 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674