Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ ПЕДАГОГАМИ

Скороходова В.Д. 1 Ларионова Л.А. 1 Пуляевская О.В. 1
1 Иркутский Национальный Исследовательский Технический Университет
В статье рассматриваются понятия эмоционального интеллекта и удовлетворенности работой сотрудников педагогической сферы. Педагог, являясь ключевой фигурой в формировании личности, для успешной профессиональной деятельности должен уметь понимать эмоции детей и управлять ими. Так же важным моментом в педагогической деятельности является способность контролировать свои эмоции и их выражение. Так как основное время своей работы педагогу необходимо находиться в непосредственном контакте с детьми, развитие эмоционального интеллекта может оказывать влияние на удовлетворенность работой. Помимо данного фактора авторы рассматривают и другие условия удовлетворенности работой, такие, как уровень заработной платы, автономность, наличие свободного времени. При этом развитие эмоционального интеллекта может служить фактором профилактики эмоционального выгорания педагогов посредством сознательного отслеживания своих эмоциональных состояний, контроля эмоции и контроля экспрессии. Кроме этого, дети восприимчивы к чужим эмоциям, а значит, на педагоге лежит высокая ответственность за формирование здорового отношения к эмоциогенным ситуациям и здорового реагирования на эмоционально заряженные стимулы. Педагог направляет эмоциональное состояние ребенка в более конструктивное русло, помогая справиться с захватывающими чувствами.
эмоциональный интеллект
понимание чужих эмоций
управление чужими эмоциями
удовлетворенность работой
эмоциональное выгорание
1. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Люсина Д. В., Ушакова Д. В. — М.: Институт психологии РАН. - 2004. – № 3. - С. 29—36.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
3. Ерохина Е.В. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной дезадаптации личности / Е.В. Ерохина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. - №1. – С. 183-191.
4. Монина Г.Б. Эмоциональный интеллект как фактор личностного и профессионального роста / Г.Б. Монина // Учебные записки Санкт-Петербургского университета технологий и управления экономики. – 2011. - № 3(33). – С. 84-96.
5. Эмоциональный интеллект как сдерживающий фактор развития синдрома эмоционального выгорания / Н.Е Ширинская, А.Р. Гайнанова, И.А. Пухов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. - № 35-2.– С. 92-98.
6. Двоеглазова М.Ю. Удовлетворенность условиями труда педагогов как детерминанта эффективного функционирования ДОО / М.Ю. Двоеглазова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. - №2. – С. 242-247.
7. Бодров В.А. Удовлетворенность работой как субъективный показатель профессиональной пригодности / В.А. Бодров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007. - №3. – С. 24-26.
8. Гордиенко В.Н. Психологический анализ взаимосвязи удовлетворенности профессиональной деятельностью учителя и уровня его профессионального саморазвития. II Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - Кемерово, 2004. - С. 331-340.
9. Смит У., Персон А. Удовлетворенность преподавателей работой в школах с высоким уровнем бедности: поиск корректирующих мер политического воздействия в Эстонии, Грузии и Латвии / У. Смит, А. Персон // Вопросы образования. - 2016. - №2. - С. 146-182.
10. Филинкова Е.Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы / Е.Б. Филинкова // Вестник Брянского Государственного Университета. – 2015. - №2. – С. 122-126.

Феномен эмоционального интеллекта, ранее принадлежавший в большинстве своём к области популярной психологии, оказался полезным для академической психологии благодаря «высокому объяснительному и прогностическому потенциалу» [1, стр. 35]. Об эмоциональности как виде мышления говорил Г. Майер (1908), выделяя судящее и эмоциональное мышление, где в центре внимания познавательные процессы и «потребности чувства и воли» соответственно. Эмоциональный интеллект является составляющей социального интеллекта, понятие о котором разрабатывалось Э. Торндайком (1920), Дж. Гилфордом (1967) и Г. Айзенком (1995). Вплотную к объяснению данного феномена подошел Х. Гарднер (1983), описавший интеллект внутриличностный и межличностный. Описывая внутриличностный интеллект, автор, по сути, говорит непосредственно об эмоциональном интеллекте, указывая на такие способности, как умение различать свои чувства, давать им названия, использовать знания о своих чувствах в поведении и т. д. [1, стр. 31]. Впервые описали феномен и дали ему название П. Сэловей и Дж. Мейер в 1990 году. Конструкт включал в себя следующие компоненты: идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [1, стр. 30].

И.Н. Андреева дает следующее определение эмоционального интеллекта: «совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями, трактуемая как подструктура социального интеллекта, однако отличающаяся включением глубинных эмоций, значимых для личностного (а не для социального) роста» [2, стр. 46]. Д.В. Люсин определяет эмоциональный интеллект следующим образом: «это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности» [1, стр. 32]. Ниже перечислены факторы, влияющие на эмоциональный интеллект:

  1. Когнитивные способности, то есть переработка эмоциональной информации);
  2. Представления об эмоциях, то есть отношение к эмоциям как к важному источнику информации о себе и других людях;
  3. Особенности эмоциональности, то есть эмоциональная устойчивость или подвижность, эмоциональная чувствительность.

Существует так же мнение о неуместности использования словосочетания «эмоциональный интеллект», согласно которому эти термины противоречат друг другу. Соглашаясь с точкой зрения И. Н. Андреевой [2, стр. 207], мы считаем, что такое убеждение имеет свои корни в представлении об эмоциях, как о явлениях, отрицательно влияющих на умственную деятельность, мешающих сохранить «трезвый» рассудок, вносящих хаос и дезорганизацию в мыслительные процессы. Сторонники этого мнения забывают (или исключают из поля своего внимания) то, что захватывающая сознание интеллектуальная деятельность подпитывается интересом, а страх или злость сигнализируют о дискомфорте, сохраняя нашу безопасность или указывая на слабые места. То есть, по сути, эмоции, осознанные, принятые и понятые, могут, наоборот, организовывать другие процессы и помочь в познании мира и своей личности.

Являясь результатом работы лимбической системы, эмоции противопоставляются когнитивным процессам, относящимся к неокортексу, как ранние и более примитивные образования. Тем не менее эмоции несут в себе эмоциональную информацию, в форме «значений отдельных эмоций, эмоциональных паттернов и их последовательности, оценки взаимосвязей, их  отражающих» [2, стр. 56], а значит существуют наравне с умственными действиями, несмотря на свой «возраст». Кроме того, эмоции основываются на переработке информации, процесс которой может и не осознаваться. Направляя внимание человека на значимые стимулы, «эмоциональные переживания могут способствовать более эффективному решению приоритетных жизненных задач» [2, стр. 56]. Индивиды с развитой эмоциональной сферой способны к более успешной саморегуляции, что помогает эффективно справляться с поглощающими эмоциями беспокойства, страха, гнева и так далее [2, стр. 58].

Наиболее значим эмоциональный интеллект у представителей социономических профессий, в особенности для тех специалистов, которые взаимодействуют с детьми. На наш взгляд, эмоциональный интеллект является одной из профессионально важных характеристик.  Специалисты с более развитым эмоциональным интеллектом оценивают себя как более успешных профессионалов; и устойчивость к дезадаптации в виде истощения значительно выше. При этом специалисты, имеющие более широкий круг задач, имеет более высокую эмоциональную компетентность. По мнению Е.В. Ерохиной, «недостаточное развитие эмоционального интеллекта имеет следствием риск формирования с годами негативного отношения к профессии и к себе, как профессионалу, дезадаптации в виде эмоционального истощения» [3, стр. 184].

Описывая эмоционально компетентного человека, Г.Б. Монина перечисляет такие здоровьесберегающие стратегии, как «принятие себя как достойного уважения человека, признание права на выражение любых эмоций, способность регулировать свое поведение изнутри, не зависеть от оценки окружающих, постоянная работа над собой» [4, стр. 93]. Перечисленные стратегии в полной мере присущи людям с развитым эмоциональным интеллектом, они помогают сохранять эмоциональную и вообще психологическую гармонию, душевное равновесие и здоровье. Часть из перечисленных признаков тесно связана с глубинным чувством самоуважения и уважения к окружающим.

Люди, обладающие развитым эмоциональным интеллектом, способны уловить малейшие признаки изменения эмоциональной сферы по физиологическим признакам [4, стр. 90], когнитивным показателям, тем самым предупреждая развитие серьезного аффекта, вовремя анализируя свое состояния, выясняя его причины и возможные последствия. Такое предвосхищение, на наш взгляд, помогает сохранять равновесие в столько сложных, эмоционально нагруженных отношения «педагог-ребенок».

В зависимости от целей педагогической работы, педагог может воспитывать, обучать, наставлять, даже наказывать, однако же весь эффект от этого спектра воздействий стремится к нулю, если нет глубинного принятия и понимания ребенка; а «попытка понять эмоции окружающих — кратчайший путь к установлению конструктивных отношений, взаимовыгодного сотрудничества, исключающего манипулирование» [4, стр. 87].

Одной из наиболее исследованных областей психологической науки является эмоциональное выгорание, которому подвержены сотрудники, постоянно контактирующие с людьми. Однако есть данные, подтверждающие, что синдром эмоционального выгорания наступает уже в студенчестве [5, стр. 95]. При этом у тех, респондентов, которые имеют развитый уровень эмоционального интеллекта и у которых отсутствует алекситимия, синдрома эмоционального выгорания не было обнаружено. Развитый эмоциональный интеллект может служить сдерживающим фактором в развитии синдрома эмоционального выгорания, «повышение уровня эмоциональной компетентности, вербализация эмоций, управление ими позволит не накапливать негативное влияние профессионально деятельности на эмоциональную сферу личности, сохранять работоспособность и здоровье» [5, стр. 96].

Профилактикой эмоционального выгорания, нервно-психического напряжения и ряда других феноменов, а также фактором успешности профессиональной деятельности, профессиональной пригодности является удовлетворенность работой.

Работа педагога относится к типу «человек-человек», а значит тесно связана с управлением своих и чужих эмоций. Соответственно высокий уровень эмоционального интеллекта будет способствовать удовлетворенности работой. Специфика педагогической деятельности предполагает субъект-субъектные отношения, где один из субъектов выступает ребенок, формирующаяся личность, для которой необходимо эмоциональное включение, которое непосредственно отражается на всех сферах его жизнедеятельности.

Удовлетворенность работой является фактором успешности профессиональной деятельности, профессиональной пригодности, профилактики эмоционального выгорания, нервно-психического напряжения и ряда других феноменов. При этом удовлетворенность работой может иметь противоположно направленные мотивирующие свойства, например, низкий уровень удовлетворения работой может стать побуждающим фактором для усовершенствования условий труда в одном случае, и демотивировать сотрудников – в другом. Кроме того, жизнь человека, довольного своей работой, наполнена смыслом, а сам человек имеет комфортные условия для взаимодействия с окружающим миром.

До 20-х годов XX века совершенство средств производства считалось главным фактором качества продукции и услуг, только после человеческий фактор выступил на первое место. Гуманизация труда имеет в результате повышение качества трудовой жизни работника [6, стр. 1].

Удовлетворённость работой определяют, как «психическое состояние, отражающее отношение к профессиональной деятельности, к отдельным ее компонентам, а также как показатель ее успешности, результативности» [7, стр. 25]. Удовлетворенность работой отражает говорит об эффективности трудовой структуры, таким образом, удовлетворенность работой – это «оценочно-эмоциональное отношение личности к профессии, к условиям и результатам профессиональной деятельности» [8, стр. 330].

Таким образом, под удовлетворенностью работой понимается оценочно-эмоциональное отношение личности к профессии, к условиям и результатам профессиональной деятельности, показывающее ее успешность и результативность. Важными условиями для работы педагогов является четкое представление о целях и задачах своей работы, уважение со стороны общества к педагогической деятельности, уровень заработной платы, рабочая нагрузка.

Удовлетворенность работой влияет на качественные и количественные показатели работы, обязательность, точность. В.А. Бодров приводит ряд факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность работой: содержание выполняемой работы, ее автономность, сложность, интерес к ней; социальный статус работника; оплата труда; перспективы карьерного роста; характеристики руководства: ориентация на сотрудника, включение сотрудника в принятие решений; трудовой коллектив; условия и организация работы [7, стр. 25]. Низкая удовлетворенность работой – причина текучести кадров [8, стр. 333]. А последствиями неблагоприятных условий труда могут быть такие психологические феномены, как негативные социальные представления о профессиональной деятельности, о себе как субъекте труда, отрицательное отношение к работе. Проблема не остается в границах личности, она расширяется до уровня организации и государства. Так, происходит снижение производительности труда, качества работы, снижение прибыли и имиджа организации, уменьшаются ресурсы Пенсионного фонда в результате выплат досрочных пенсий из-за потери трудоспособности, сокращается трудовой потенциал работников, увеличивается социальная стратификация общества и усиливается социальное напряженность» [6, стр. 2].

Колоссальное количество трудом посвящено изучению профессиональной подготовки педагогов и учителей, однако, предлагая частные техники и нововведения, авторы остаются в системе передачи-получения знаний, не обращаясь к личностям учителя и ученика. По мнению Гордиенко В.Н., в таком отношении кроются новые ценности и цели профессиональной подготовки учителя, которые могут быть выражены так: «создание условий для увеличения вероятности самореализации личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности» [8, стр. 334].

В исследовании, проведенном В.Н. Гордиенко показано, что «отсутствие четких представлений о целях, задачах и средствах воспитания школьников вызывает неудовлетворенность результатами данного аспекта педагогической деятельности, снижает активность учителей, негативно сказывается на профессиональном самочувствии» [8, стр. 333]. На уровень удовлетворенности учителей влияет так же фактор одобрения. При этом учителя, удовлетворенные своей работой, выбрали сферу деятельности не случайно, их жизненные цели, установки и ценности соответствуют профессии, они демонстрируют высокий уровень самоактуализации. Факторами удовлетворенности работой для учителей являются наличие постоянного трудового договора, преподавание в области специализации, автономия, педагогический опыт директора [9, стр. 160].

Препятствиями к качественному выполнению должностных обязанностей педагогами дошкольных организаций выступают: низкая заработная плата, отношение родителей к педагогам, серьезная рабочая нагрузка, низкий социальный статус и отсутствие личного свободного времени [6, стр. 5]. Для педагогов важными моментами, влияющими на удовлетворенность работой, являются потребность в комфорте, в общении с коллегами и детьми, в самореализации и независимости. Аспекты, которые понижают удовлетворение от своей работы, связаны с материальным вознаграждением, с теми изменениями, которые происходят в системе образования, а также с отношением общества и государства к профессии учителя и воспитателя. Относительно последнего заметим, что в обществе формируется тенденция определять сферу образования к сфере услуг, то есть школа и детский сад становится элементом рынка, где действуют рыночные законы. А значит, педагог предоставляет услуги, а родитель (клиент) их потребляет, читай, клиент. Удовлетворенность работой является фактором ухода педагога из организации, но лишь с составляющей возможности карьерного роста [10, стр. 124].

Неадекватные условия труда педагогов дошкольного образования приводят к уменьшению человеческого и социального капитала организации, к снижению качества педагогической деятельности. В результате нивелирования поведения, способствующего самосохранению, происходит ухудшение физического, психологического, психического состояния, снижается включенность в профессиональную деятельность, постепенно разрушается компетентность педагога. Отмечается ухудшение взаимоотношений в коллективе, снижение доверия и взаимопонимания [6, стр. 2].

Таким образом, эмоционально включаясь в профессиональную деятельность, педагог способен наполнить смыслом содержание своей деятельности. Чувствуя эмоциональную связь с детьми, имея способность понимать личностный рост ребенка, происходящий благодаря педагогическому взаимодействию, педагог сам создает социальный статус своей профессии, не оглядываясь на общественное мнение. Родитель, чувствующий привязанность между педагогом и ребенком, значимость своего ребенка для педагогического коллектива, относится с глубоким уважением к учителю, воспитателю, детскому психологу. Приходит новое понимание этой работы, не как к услуге, а как к важнейшей форме социального и психологического развития ребенка.

Как было сказано выше, эмоциональный интеллект снижает вероятность появления синдрома эмоционального выгорания, который состоит из истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Данные компоненты и есть сама суть неудовлетворенности работой.

 


Библиографическая ссылка

Скороходова В.Д., Ларионова Л.А., Пуляевская О.В. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ ПЕДАГОГАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19696 (дата обращения: 02.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674