Введение. Депрессия распространена во всем мире: по данным ВОЗ за 2018 год, от нее страдает более 300 миллионов человек [1]. Депрессия отличается от обычных изменений настроения и кратковременных эмоциональных реакций на проблемы в повседневной жизни и может стать серьезным нарушением здоровья, особенно если она затягивается и принимает умеренную или тяжелую форму [3, 4]. Она может приводить к значительным страданиям человека, и к его плохому функционированию на работе, в школе и в семье. В худших случаях она может приводить к самоубийству [2,5].
Ежегодно около 800 000 человек погибают в результате самоубийства — второй по значимости причины смерти среди людей в возрасте 15-29 лет.
Нас заинтересовал вопрос, каково психическое состояние студентов города Перми. Поэтому мы решили изучить уровень депрессии и тревоги среди обучающихся Пермского государственного медицинского университета им. ак. Е. А. Вагнера и Пермского государственного научно-исследовательского университета и сравнить данные.
Цель исследования - сравнительный анализ психического состояния студентов ПГМУ и ПГНИУ.
Задачи:
1. определить психическое состояние студентов ПГМУ и ПГНИУ;
2. составить характеристику студентов четвертых курсов в плане депрессивных и тревожных состояний;
3. провести сравнительный анализ исследуемых групп.
Материалы и методы. Для анализа были взяты по 30 студентов 4-ых курсов двух ведущих ВУЗов города Перми, а именно Пермского Государственного Медицинского Университета и Пермского Государственного Университета. Половой состав исследуемых групп, включает 50% - юношей и 50% - девушек. Все исследуемые студенты Медицинского Университета проходят подготовку на лечебном факультете. Обучающиеся Государственного Университета были набраны с разных факультетов.
Для анализа психического состояния в плане депрессивных и тревожных настроений подобрано три методики исследования. Цветовой тест Люшера, Госпитальная шкала тревоги и депрессии, шкала Монтгомери-Асберга. Все исследования проводились дистанционно, в сети интернет, с предварительным разъяснением методик исследуемым.
Результаты исследования. В ходе анализа с помощью трёх методик были получены следующие результаты.
Согласно опросу, с использованием шкалы Монтгомери-Асберга, максимальное количество баллов в которой – 60, выяснилось, что средний балл среди студентов ПГНИУ составляет – 10,3±8,1 против 11,5±6,4 у студентов ПГМУ. Данные результаты входят в интервал соответствующий отсутствию депрессии. Проведенный анализ с помощью t-критерия Стьюдента свидетельствует о том, что вероятность ошибки при сравнении данных выборок более 5%. Поэтому мы не можем достоверно утверждать о том, что между студентами двух ВУЗов имеются различия в плане психического состояния.
При дальнейшем анализе выяснилось, что частота встречаемости малых депрессивных эпизодов среди студентов ПГМУ (13,3%) выше, чем среди студентов ПГНИУ (10,0%). Кроме того, в отличие от исследуемой группы студентов государственного ВУЗа, в группе медицинского присутствуют студенты, у которых замечены умеренные депрессивные эпизоды. Стоит отметить, что в каждой исследуемой группе присутствует равное количество студентов с большим депрессивным эпизодом (3,3%). Данные анализа представлены в виде диаграмм.
Дальнейший анализ проводился по Госпитальной шкале оценки тревоги и депрессии. Были получены следующие результаты.
Среди студентов ПГНИУ, у 21-го исследуемого (70%) нет тревоги, у 6-и исследуемых (20%) имеется субклиническая тревога, и у 3-х исследуемых (10%) имеется клинически зарегистрированная тревога. Среди студентов ПГМУ, у 21-го исследуемого (70%) нет тревоги, у 8-и исследуемых (26,7%) имеется субклиническая тревога, и у 1-го исследуемого (3,3%) имеется эпизод клинически зарегистрированной тревоги.
Дальнейшая оценка проводилась по депрессивным настроениям. Выяснено, что среди студентов ПГНИУ, у 25-и исследуемых (83,3%) нет депрессии, а у 5-и исследуемых (16,7%) имеется субклиническая депрессия. Среди студентов ПГМУ, у 27-и исследуемых (90%) нет депрессии, у 2-х исследуемых (6,7%) имеется субклиническая депрессия, и у 1-го исследуемого (3,3%) имеется эпизод клинически зарегистрированной депрессии.
Следующим на очереди является цветовой тест Люшера. Средний показатель тревожности, согласно данному методу анализа среди студентов ПГНИУ равен 3,2±2,7, среди студентов ПГМУ – 3,4±2,2. Оба результата соответствуют эмоциональной напряженности. Незначительная тревожность по результатам анализов выявлена у 10-и человек (33,3%) и в том, и в другом вузе, эмоциональная напряженность выявлена у 18 человек (60%) и в том, и в другом вузе, и по 2 человека (6,7%) в каждой исследуемой группе пребывают в состоянии дезадаптации.
В дальнейшем было проведено сравнение психического состояния юношей и девушек, обучающихся в ПГМУ, по все тем же трём методикам.
В ходе анализа с помощью шкалы Монтгомери-Асберга, были выяснены различия в психическом состоянии юношей и девушек – студентов ПГМУ. Средний балл по шкале у юношей составил – 10,0±6,6 у девушек – 13,0±9,5. Данные результаты входят в интервал соответствующий отсутствию депрессии. В ходе сравнения баллов по шкале и анализе с помощью t-критерия Стьюдента было выяснено, что вероятность ошибки, при сравнении юношей и девушек более 5%, таким образом говорить о различии в психическом состоянии юношей и девушек, обучающихся в ПГМУ, при анализе с помощью шкалы Монтгомери-Асберга мы не можем.
Таким образом, мы можем наблюдать небольшое отклонение вправо на диаграмме у девушек, по сравнению с юношами, что свидетельствует о незначительных отличиях в депрессивном плане психического состояния.
В дальнейшем сравнение, опять же происходило с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии. Среди девушек, студенток ПГМУ, у 9-и исследуемых (60%) нет тревоги, у 5-и исследуемых (33,3%) имеется субклиническая тревога, и у 1-ой исследуемой (6,7%) имеется клинически зарегистрированная тревога. Среди юношей, студентов ПГМУ, у 12-и исследуемых (80%) нет тревоги, и у 3-х исследуемых (20,0%) имеется субклиническая тревога. Клинической тревоги среди юношей не выявлено.
Дальнейшая оценка проводилась по депрессивным настроениям. Выяснено, что среди девушек, студенток ПГМУ, у 13-и исследуемых (86,7%) нет депрессии, у 1-ой исследуемой (6,7%) имеется субклиническая депрессия, и у 1-ой исследуемой (6,7%) имеется клинически выраженная депрессия. Среди юношей, студентов ПГМУ, у 14-и исследуемых (93,3%) нет депрессии, и у 1-го исследуемого (6,7%) имеется субклиническая депрессия.
Завершающим этапом в сравнении юношей и девушек является тест Люшера. Средний балл по тесту среди девушек составил 3,7±3,0, среди юношей – 3,1±2,4.
В состоянии незначительной тревожности пребывают 6 девушек (40,0%), к 4-ем юношам (26,7%). В состоянии эмоциональной напряженности пребывают 8 девушек (53,3%), к 10-и юношам (66,7%). В состоянии дезадаптации пребывают по одной девушке и по одному юноше (по 6,7%).
Выводы.
1. Согласно опросу, с использованием шкалы Монтгомери-Асберга в обеих популяциях наблюдается тенденция к пониженному уровню депрессии. Также, при анализе результатов выяснилось, что частота проявления малых и умеренных депрессивных эпизодов выше у обучающихся в ПГМУ, чем у студентов ПГНИУ. Частота возникновений больших депрессивных эпизодов у студентов из обеих исследуемых групп одинакова. Таким образом, учитывая, что расхождения в результатах единичны, можно говорить о том, что различий психического состояния между студентами Классического и Медицинского ВУЗов в плане депрессии, при исследовании с помощью шкалы Монтгомери-Асберга – нет.
2. В ходе анализа с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии выяснилось, что среди студентов ПГНИУ в сравнении со студентами ПГМУ имеют место единичные случаи повышения тревожности и депрессии. Однако, как и в первом случае расхождения в результатах не так велики, чтобы можно было говорить о различиях в психическом состоянии студентов двух ВУЗов.
3. Согласно цветовому тесту Люшера, средний показатель тревожности в обеих группах находится в границах, соответствующих эмоциональной напряженности. Из этого следует, что различий в психическом состоянии студентов в отношении тревожности, при исследовании с помощью данной методики – нет. Более того, дальнейший анализ показал идентичные результаты в отношении напряженности среди студентов двух исследуемых ВУЗов.
4. Согласно результатам, полученным в ходе исследования с помощью тех же трех методик, показатели тревожного и депрессивного состояния у девушек в исследуемой группе ПГМУ более выражены, в сравнении с юношами. Однако расхождения опять же недостаточны, для того чтобы говорить о коренных различиях в психическом состоянии у юношей и девушек, студентов ПГМУ.
Библиографическая ссылка
Колосов Е.Д., Мелешкин Н.С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОНИЯ СТУДЕНТОВ ПГМУ И ПГНИУ В ОТНОШЕНИИ ДЕПРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19624 (дата обращения: 09.10.2024).