Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Секачева Т.В. 1 Селиванов А.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский Государственный технический университет» Себряковский филиал
Предпринимательство является ключевым фактором социально-экономического развития страны. Изучению аспектов, методик оценки и прогнозирования малого бизнеса посвящено много научных трудов. Развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение для страны и ее благосостояния, а также является определяющим фактором положения России на мировой арене. На сегодняшний день на малых предприятиях занята почти треть трудоспособного населения страны. Кроме того, малый бизнес вовлекает и экономично использует в процессе производства материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы. Данный сектор экономики гибко реагирует на изменение законодательной базы и способствует увеличению доходной части бюджетов всех уровней Российской Федерации. В последние годы наблюдается положительная динамика развития малого предпринимательства, ежегодно прирост зарегистрированных компаний превышает число ликвидированных. Поэтому, государственная поддержка (налоговые преференции, субсидии, гранты и др.) должна быть направлена на стимулирование и содействие эффективному развитию малого бизнеса, с целью повышение качества жизни населения. Статья посвящена общей характеристике малого бизнеса в России. В ней рассмотрены основные особенности функционирования и формирования малого предпринимательства. Проанализировано влияние государства на развитие сектора малого бизнеса.
малый бизнес
предпринимательская деятельность
эффективность
мобильность
конкуренция
государственная поддержка
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017г.) // «Собрание законодательства РФ». 05.12.1994. № 32.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 30.07.2007. № 31.
3. Атамазова А. А. Сущность малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 450-452. — URL https://moluch.ru/archive/107/25520/ (дата обращения: 09.04.2019).
4. Боровиков П.Л. Становление и развитие малого бизнеса // Комерсант.- 2012.- № 6.
5. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. М.: Дашков и К, 2012.
6. Ксанаева М.Б., Аликаева М.В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2013.-№4 (226). - http://www.creativeconomy.ru/articles/28117/
7. Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 626-629. — URL https://moluch.ru/archive/106/25029/ (дата обращения: 10.04.2019).

В современных условиях рыночной экономики развитие малого бизнеса – одно из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу. Сектор малого бизнеса участвует как в перестройке экономики, так и в смягчении социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании определенных слоев населения и целых регионов страны, создает новые рабочие места, приводит к увеличению экспортного потенциала. Он является основным механизмом развития экономического и социального продвижения общества.

В настоящее время вопрос о развитии малых предприятий как один из важнейших и актуальных включен в программу демонополизации хозяйства страны. Следовательно, малый бизнес – это неотъемлемая часть российской экономики. В современных рыночных условиях он развивается как относительно самостоятельный сектор, занимает свою нишу на рынке, удовлетворяя особые потребности в специализированных продуктах и услугах, в том числе в инновационной сфере. Кроме того, малый бизнес играет важную роль в формировании нового среднего общественного слоя, в демонополизации ряда экономических секторов, в накоплении стартового капитала и в реструктуризации экономики.

Другими словами, малый бизнес - это бизнес, который работает в малых формах и основывается на предпринимательской деятельности, наборе мелких, средних и частных предпринимателей, которые непосредственно не включены в крупные производственные объединения. Этот вид деятельности в Российской Федерации начал развиваться с 1988 года, а особенно интенсивно - с 1990 года.

Согласно ст. 4 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [2], субъектами малого предпринимательства являются малые предприятия, функционирующие в следующих формах: индивидуальные предприниматели; крестьянское (фермерское) хозяйство; хозяйственные общества; экономические партнерства; потребительские кооперативы; производственные кооперативы (рис.1).

Рис.1 Организационно-правовые формы малого предпринимательства

Все они обязаны соответствовать основным и дополнительным критериям для малого бизнеса (среднесписочную численность персонала до 100 человек и др.). Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и заносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в России[5,с.161].

Малое предпринимательство как вид деятельности, осуществляемый хозяйственными субъектами, имеет отличительные особенности (рис.2).

Рис.2 Общие особенности малого бизнеса

Стоит также отметить, что предпринимательство в масштабах малого предприятия обладает рядом качественных характеристик:

  • единство собственности и управления;
  • ограниченный масштаб предприятия, создающий между владельцем и работником особые взаимоотношения, направленные на мотивацию рабочего процесса;
  • относительно небольшие рынки ресурсов и продаж, не дающих компании серьезно воздействовать на цены и общий товарооборот в отрасли;
  • индивидуализированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, так как малое предприятие обслуживает относительно узкий круг потребителей;
  • ключевая роль руководителя в жизнедеятельности предприятия, поскольку он не только несет полную ответственность за результаты управления, но и непосредственно участвует в производственном процессе;
  • часто семейное управление;
  • незначительный характер финансирования: малые предприятия полагаются на относительно небольшие банковские кредиты, собственные средства и «неформальный» рынок капитала (деньги от друзей, родственников и т. д.);
  • высокая доля оборотных средств по сравнению с основными фондами. Если на крупных предприятиях отношение основных фондов к оборотному капиталу составляет 80:20, то для малых предприятий оно составляет 20:80.

Современный малый бизнес, обладая множеством возможностей, все же не стал стратегическим фактором развития экономики страны. Однако ему удалось накопить необходимый первичный экономический, финансовый и интеллектуальный потенциал в период становления и развития[6]. Экономическую ценность малого бизнеса выражается в выполнении им следующих функций:

  • создание широкого ассортимента товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса;
  • обеспечение мобильностью, глубокой специализацией и широкой производственной кооперацией, без чего немыслима его высокая эффективность;
  • создание конкурентной атмосферы, необходимой в рыночных условиях, разнообразия форм, которые быстро появляются и исчезают, а также готовность мгновенно реагировать на любые изменения рыночной ситуации;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных инновации (чтобы выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы более склонны рисковать и реализовывать новые проекты);
  • осуществление мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, которые в противном случае остались бы невостребованными, в частности использование местного сырья и производственных отходов[3];
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики;
  • содействие более равномерному развитию регионов страны.

Функционирование малых предприятий не только демонстрирует хорошую приспособленность к внешним условиям, возникающим на их пути, но и укрепляет рыночные отношения. Неслучайно под малым предпринимательством подразумевают существенную составляющую цивилизованной рыночной экономики, неотъемлемый элемент присущего ей конкурентного механизма[4]. С одной стороны, рассматривая, его как особый сектор экономики, можно сказать, что малый бизнес, создающий материальные блага, направлен на минимальное вовлечение материальных, энергетических, природных ресурсов. С другой стороны, он максимально использует ресурсы человеческого капитала и можно говорить о нем также как о сфере самореализации и самообеспечения граждан в пределах прав, предоставленных Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации[1] . Малый бизнес можно считать своего рода лакмусовой бумажкой. По его состоянию и динамике развития можно точно судить о степени открытости и демонополизации рынков, укоренившихся принципах частной собственности, свободы и ответственности в экономической системе конкретной страны, уровне предпринимательской культуры и деловой этики.

Важность сектора малого предпринимательства признана во всем мире. Он во многом определяет социально-экономическое положение страны в целом и ее регионов в частности. Ряд исследований подтверждает, что малый бизнес оказывает положительное воздействие на благосостояние населения и на экономический рост. Но, к сожалению, в России по сравнению с другими развитыми странами остается нереализованным огромный потенциал развития сектора малого бизнеса. Препятствием к повышению предпринимательской активности выступает налоговое бремя, наложенное на малый бизнес и непредсказуемость в его изменениях. Кроме того, в качестве негативного фактора наблюдается значительная бюрократизация определенных административных процедур, требования к получению различного рода разрешений для предоставления большого количества документов, дублирующих друг друга. Также к причинам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, относятся: отсутствие доступности кредитных средств, из-за высоких процентных ставок, значительных требований к залогу; недостаточное развитие инфраструктуры для поддержки малого бизнеса, особенно за пределами столиц регионов и крупных городов. Ко всему прочему замедленное развитие экономики, скачки курса, санкции очень плохо сказываются на развитии малого бизнеса. Вот почему государство должно создавать программы для эффективного развития малого бизнеса, поощрять этот вид деятельности, уменьшать финансовую нагрузку (рис.3).

Рис.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

Иными словами, государственные усилия должны быть направлены на создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и защиту интересов субъектов малого бизнеса.

В свою очередь и банки также должны развивать работу с сегментом малого бизнеса, предоставлять предпринимателям широкий спектр услуг таких как: расчетные, консультационные, кредитные, максимально облегчая деятельность таких клиентов. На сегодняшний день банки должны выступать не просто как кредитные организации, оказывающие финансовую поддержку предпринимателям, но и становиться комплексным поставщиком решений для бизнеса[7].

В современных условиях рыночной экономики происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, но вот, к сожалению, бюджетная поддержка малого предпринимательства постепенно сокращается. Опыт развития малого бизнеса показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию.

А ведь от результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обоих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России.

Таким образом, мы подошли к выводу о том, что малый бизнес – это движущая сила экономического развития. Формирование и создание малых предприятий способствует как насыщению рынка товарами и услугами, внедрению инноваций, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, сокращению безработицы, так и увеличению потенциальных возможностей экспортировать имеющиеся в стране или производимые в ней ресурсы.

Малый бизнес выступает основным механизмом развития экономического и социального продвижения общества. Он дает мощный толчок к высокопроизводительному и высококачественному труду, к получению прибыли, и к повышенной удовлетворенности потребностей общества.

Расширение границ деятельности малых предпринимателей не только благотворно влияет на экономический рынок России, но и позволяет ему выйти на новый, более качественный уровень. Вот почему вопрос государственного регулирования и поддержания предпринимательской деятельности актуален на сегодняшний день.

Без сильного предпринимательства никогда не будет нормальной экономики, гарантированной социальной жизни, здорового общества. Малый бизнес – это своеобразный «спасательный круг» любой развитой экономической системы.


Библиографическая ссылка

Секачева Т.В., Селиванов А.Ю. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19608 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674