Руководство территориальным органом МВД России сопряжено не только с высокими физическими нагрузками и морально-психологическим напряжением, но и необходимостью в адаптации руководителя к любому изменению содержания деятельности, изменении условий осуществлении управленческой функции, изменении взаимоотношений в служебном коллективе и с вышестоящим руководством. Успешность и конструктивность данного процесса зависит от субъектных способностей руководителя, уровня развития психолого-управленческого потенциала и психологической компетентности.
Сегодняшние реалии таковы, что руководителю территориального органа МВД России важно быть не только компетентным специалистом, профессионалом своего дела, но и грамотным психологом, способным грамотно решать проблемы как межличностного, так и внутриличностного характера. Однако, при этом быть беспристрастным и гибким, стрессоустойчивым, коммуникабельным и обладать многими другими качествами.
В организации деятельности сотрудников полиции достаточно сложно определить такие аспекты, в которых бы не могли быть использованы знания из психологии управления, социальной и юридической психологии. Поэтому знание достижений психологической науки, а именно психологической практики, выражающейся в психологических технологиях и умение ими пользоваться, играют ключевую роль в конструктивном управлении территориальным органом МВД России.
Описание использования психологических технологий в управленческой деятельности является существенной проблемой в психологии управления. На современном этапе развития социума её решение в сфере правоохранительной деятельности достаточно востребовано в связи с усложнением социальных и технологических процессов. Сегодня востребованы повышение осознанной активности каждого руководителя в осуществлении возложенных на него функций, организация притока высококвалифицированных сотрудников, выявления эффективных механизмов повышения деятельности подразделений за счёт активизации внутренних ресурсов, через реализацию процессов профессионально-личностного саморазвития. В данных аспектах остро встает актуальность использования в управленческой деятельности психологических технологий и путей их совершенствования.
В современной психологии все чaще употребляется слово «технология». В психoлогическойлитeратуре данная дефениция либо не рассматривается содержательно либо имеет неоднозначное толкование. Тeрмин «тeхнология» во многих научно-прикладных источниках понимается как умение, мастерство, искусство, совокупность методов обработки, изменения состояния. Считается, что любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Основа любой тeхнологии лежит в четком определении конечной цели, которая рассматривается как ее центральный компонент[3].
Особенность профессиональной деятельности руководителя территориального органа МВД России состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психологическими, уметь их комбинировать и модифицировать.
Под психологическими технологиями следует рассматривать вид социальных технологий, который учитывает особенности и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отношений, возможностей их технологизации. В данном случае предметом технологизации будут выступать: психологические качества и характеристики личности (установки, характер, реакции, воля, отношения). Овладение руководителем территориального органа МВД России психологическими технологиями позволитт последовательно и целенаправленно формировать и использовать навыки деловой и межличностной коммуникации, выбирать оптимальные приемы преодоления стрессов, принимать взвешенные решения по разрешению профессиональных, внутриличностных и межличностных конфликтов в условиях оперативно-служебной деятельности.
Психологическая технология в современной научной литературе очень часто употребляется как синоним прикладной психологии. До сих пор в теоретическо-прикладных исследованиях не существует единого подхода к интерпретации термина, его содержание зависит от личностного понимания автора [1]. Термин используется либо для номинации тренинговых форм обучения, либо для обозначения нейролингвистического программирования, либо транзанктного анализа, либо методов контроля сознания и т. д.
Козлов В.В. пишет, что в психологической практике, в настоящее время, наблюдается колоссальный наплыв «психотехнологий», которые используются в индивидуальной и групповой формах коррекционной психологической работы [4].И относит к ним: психосинтез, дианетику, психодраму, гештальттерапию, трансактный анализ, телесноориентированные психотехники, различные дыхательные практики и т.д. Тем не менее необходимо четко осознавать, что использование психологических технологий и без ясного научного понимания содержания, механизмов, степени воздействия их на психику и деятельность, неправомерно. Психологические технологии должны быть не только научно осознаны, целенаправленны и структурированны, но и методологически и теоретически обоснованы.
Одно из наиболее научных и емких толкований представлено в работах В. В. Козлова, который под современными психологическими технологиями понимает систему категорий, моделей и принципов, описывающих человеческое существо, социальную группу, саму психическую реальность как развивающуюся целостность, ориентированную на практическую работу с психикой индивидуума, определенных социальных групп, включающую в себя конкретные умения, навыки, приемы и методы по целенаправленному преобразованию личности или группы [4].
Таким образом, «психологические технологии» как термин подразумевают аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта и подразумевают совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
Современные тенденции заключаются в том, что появляется все большее число психотехнологий, которые разрабатываются на стыке психологии и иных направлений науки и практики (управление, массовые коммуникации, реклама, лингвистика, информационные системы и пр.). Прикладное применение подобных исследований находит свое отражение в различных сферах человеческой жизнедеятельности, включая политику, бизнес, менеджмент и пр. Новые психологические технологии успешно применяются в избирательных компаниях, берутся на заметку силовыми ведомствами, при их помощи совершаются серьезные преступления, формируются многочисленные деструктивные культы. Отсюда и то, что современные психологические технологии обладают огромным воздействием на личность, на массовое сознание.
Огромная сила воздействия различных психологических технологий связана их высокой технологичностью, базированием на своевременном выявлении, понимании, знании и результативности использования последовательностей, закономерностей протекания психических процессов, поведения личности в различных жизненных ситуациях и различных условиях, а также высоким уровнем исполнения [4].
По критерию интенсивности и силы воздействия на сознание личности и социальных групп выделяют следующие типы современных психологических технологий:
- интегративныепсихотехнологии, оказывающие интегральное, комплексное воздействие;
- целевые технологии, реализующие определенные задачи и формирующие определенные, заданные качества;
- метапсихотехнологии – технологии обучения использованию интегративных и целевых психологических практик.
В юридической психологии существует несколько иной подход.
Рассматривая структуру профессиональной компетентности руководителя территориального органа МВД России, И.О. Котенев выделял следующие составляющие: юридическая (правовая) компетентность; организационно-управленческая компетентность; социальная компетентность (общественные процессы, институты, тенденции развития); инновационная компетентность (готовность работать в условиях реформирования, внедрять достижения науки и техники в деятельность органов внутренних дел); профессионально-психологическая компетентность, включающая в себя: социально-психологическую, межличностную, психолого-педагогическую, психотехнологическую (переговорная и конфликтная), самоменеджмент и саморазвитие, управленческая, принятие решений (индивидуальных и коллективных), командообразование [5]. Таким образом, к психотехнологиям, которые проявляются в деятельности руководителя территориального органа МВД России, по мнению автора, относятся лишь технологии ведения переговоров и управления конфликтами.
Другое значение психологическим технологиям в профессиональной деятельности придают Чернышева Е.В., Злоказов К.В. Они относя психотехнологии к числу применяемых вспомогательных действий, которые создают благоприятные условия для выполнения основных действий. Психологические технологии в профессиональной деятельности, с их точки зрения, это научно обоснованный и проверенный на опыте психологический способ выполнения определенного служебного или психологического действия,обеспечивающий достижение намеченного результата. Это своеобразное операциональное образование, которое системно, целостно и алгоритмизированно (строго, но гибко определяемо по последовательности, взаимосвязям, частным способам выполнения) [10]. Причем данные авторы считают, что психологические технологии включают в себя в качестве взаимодействующих элементов психологические методы, приемы, правила, условия, средства, микротехнику и тонкости их использования [10].
Однако, на наш взгляд, психологические технологии в профессиональной деятельности должны основываться на психологических знаниях и профессиональном опыте, и сопровождаться теоретико-методологическими обоснованиями, статистическими расчетами, методическими или практическими рекомендациями и осознанностью и конструктивностью применения.
Рассматривая использование и реализацию психологических технологий в деятельности руководителя территориального органа МВД России, отметим, что в некоторых случаях это требует обязательного участия специалиста-психолога (например, проведение профессионального психологического отбора, применение специального психофизиологического исследования (полиграфа), психокоррекционные мероприятия и гипнорепродукции при опросе потерпевших, свидетелей, подозреваемых и др.). Другая часть психологических технологий рассчитана на самостоятельное применение руководителем в сфере деятельности органов внутренних дел (тайм-менеджмент, технологии психологической саморегуляции, стресс-менеджмент и др.).
Таким образом, психологические технологии в деятельности руководителя территориального органа МВД России по основанию участия в их реализации специалиста-психолога возможно разделить на два типа:
1) психологические технологии реализуемые специалистом-психологом;
2) психологические технологии реализуемые самостоятельно.
Однако, следует помнить, что при самостоятельной реализации психологических технологий руководитель должен сначала получить знания о данных технологиях и сформировать умения в их реализации на практике.
На основе проведенного анализа научной литературы по социальной психологии, юридической психологии, психологии управления, психологии служебной деятельности и психологии труда [2, 7, 8, 9] рассмотрим, какие психологические технологии в деятельности руководителя территориального органа МВД России авторы предлагают использовать. К данным технологиям можно отнести: адаптация молодых сотрудников и психологическая поддержка при перемещении; ведение переговоров; визуальная психодиагностика личности; оптимизация социально-психологического климата; профессиональный психологический отбор; психологическая профилактика эмоционального выгорания и профессиональной деформации; психологическая саморегуляция; психологический анализ сообщений граждан и текстов; психолого-управленческое воздействие; составление психологического портрета предполагаемого преступника; специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа; тайм-менеджмент; технологии развития психологического потенциала управления (активизация креативного и интеллектуального потенциала сотрудников, организация взаимоотношений служб, повышение профессионально-психологической устойчивости и др.); управление конфликтами; установление и развитие психологического контакта.
В ходе профессиональной деятельности сотрудникам полиции, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать психологический контакт, оказывать управляющее воздействие на развитие общения. Техника установления психологического контакта, т.е. доверительных отношений помогает продуктивно провести деловую беседу и избежать конфликтных отношений. Психологический контакт в психологии – это начальная фаза общения, в ее процессе происходит взаимная увязка целей и интересов, обеспечивается дальнейшее взаимодействие общающихся. Деятельность по установлению психологического контакта всегда целенаправленная и планируемая, направлена на создание условий, которые обеспечивают развитие общения в нужном направлении и достижение поставленных в общении целей. Основу успешного установления контакта составляет умение понять цели и интересы партнера по общению, продемонстрировать, что они близки или совпадают с вашими. Установление психологического контакта это первичный этап построения доверительных отношений, далее обязательно должен следовать этап развития психологического контакта [6].
Таким образом, психологические технологии реализуемые специалистом-психологом, отнесем следующие технологии:
- адаптация молодых сотрудников и психологическая поддержка при перемещении;
- оптимизация социально-психологического климата;
- психологическая профилактика эмоционального выгорания и профессиональной деформации;
- профессиональный психологический отбор и специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа;
- психологический анализ сообщений граждан и текстов;
- составление психологического портрета предполагаемого преступника;
- технологии развития психологического потенциала управления.
К психологическим технологии реализуемые самостоятельно, при должной подготовке и обучении руководителя, отнесем:
- ведение переговоров;
- визуальная психодиагностика личности;
- психологическая саморегуляция;
- психолого-управленческое воздействие;
- тайм-менеджмент;
- управление конфликтами;
- установление и развитие психологического контакта.
Итак, управление подразделением полиции это не только социальное, но и психологическое явление. Абсолютно ответственно можно утверждать, что несмотря на наличие огромного обилия мировой литературы по управлению, любой руководитель неизменно нуждается в научно обоснованных, практикоориентированных психологических технологиях по выработке, принятию и реализации управленческих решений.
Библиографическая ссылка
Андреасян Р.Н. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19543 (дата обращения: 21.11.2024).