В современном мире проявление агрессии в поведение людей, рост насилия и жестокости является одной из самых актуальных проблем. Наиболее распространёнными проявлениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы и применение оружия. Уход от общения, преднамеренное бездействие, причинение вреда себе являются скрытыми проявлениями агрессии [1,2].
В последние десятилетия наблюдается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми, совершенных подрастающим поколением. Нередко в качестве причин агрессивных столкновений в обществе рассматриваются факторы общественно - политической жизни, но не меньшее значение имеют личностные особенности, которые при определенных условиях могут привести к неконтролируемой агрессии [4].
Объектами агрессивного поведения могут выступать: окружающие люди вне семьи, только близкие люди, домашние животные, сам человек (его тело и личность), символические объекты. В результате социальных противоречий агрессия также может выступать в роли межличностных и межрасовых конфликтах [2,7].
Проблемой агрессивного поведения занимались такие ученые, А. Х. Басс, Л. Берковиц, А. Бандура, К. Лоренц, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, Р. Уолтерс и др.: Е. А. Калинина, С. Н. Ениколопов, Л. А. Ганова, Н. Е. Буторина, В. Л. Юлдашев, Л.М. Семенюк, Ю.Б. Можгинский , Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук,И. А. Фурманов и др.
Проявления агрессивного поведения мы можем увидеть у детей, начиная с детства. Это может проявляться в виде вспышек злости или гнева, сопровождаться криками, кусанием и брыканием. Психолог И.Ю.Кулагина утверждает, что в таком возрасте замахивание на родителя, если тот сделал ему неприятное, считается нормой, так как у ребенка появляется стремление к независимости [6].
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [3,6,8].
Детская агрессивность проявляется в двух формах, которые характерны и для взрослых: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – удовлетворяет желания, способствует достижению цели. Также она помогает ребенку в защите своих прав и интересов, делает ребенка уверенным в собственных силах. Вторая - враждебное поведение, результатом которого служит преднамеренное причинение боли другому человеку и получение от этого удовольствия [3,6,8].
Для того чтобы понять причины возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте, необходимо изучить особенности данного периода. В своих исследованиях мы неоднократно отмчали, что на формирование у подростка тенденции к агрессивному поведению влияют множественные причины: психологическая обстановка в семье и неправильный стиль воспитания, особенности подросткового возраста, влияющие на поведение личности, личностные характеристики индивида и генетические особенности, средства массовой информации, группа сверстников [5].
В. И. Гарбузов предлагает выделять три типа неправильного отношения к детям:
1.Тип А – отвержение, которое в итоге формирует у ребенка чувство незащищенности и одиночества.
2.Тип Б - гиперсоциализация. Чрезмерная критика в адрес ребенка закладывает в нем чувство неполноценности, которое потом приводит к тому, что ребенок пытается самоутвердиться за счет своих сверстников в коллективе, демонстрирую агрессивное поведение.
3.Тип В – гиперопека. Чрезмерная опека родителей приводит к несостоятельности ребенка и неспособности принимать решения. В таком случае диагностируется косвенная агрессия, в процессе которой негативные эмоции вымещаются на других предметах [3].
Немало важную роль в таком становлении играют гормональные и физиологические изменения, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка. Следствием этого являются резкие перепады настроения, импульсивность, вспышки ярости у ребенка [7,8].
Еще один важный фактор, который усиливает тенденцию ребенка младшего подросткового возраста к агрессивному поведению, - развитие самопознания, изменение внутреннего мира ребенка. Подросток постоянно рефлексируя, оценивает свои возможности и способности, сравнивая себя со своими сверстниками. Именно поэтому, в юности любое беспокойство и ощущения себя не таким как все, может привести к серьезным потрясениям. [6].
На формирование личности подростка имеют воздействие те социальные группы, с которыми он взаимодействует. Роль семьи, о которой уже говорилось, бесспорно, имеет важное значение, потеря для ребенка авторитета родителей, влечет за собой поиск идеалов среди своих друзей или одноклассников. Именно поэтому, ребенок, наблюдая как ведут себя другие дети, может позаимствовать пример агрессивного поведения у своих сверстников.
Можно сделать вывод о том, что межличностные отношения и нормы поведения, которые характеризуют выбранные подростком референтные группы, будут являться причиной агрессии ребенка. Также следует отметить влияние СМИ и сети Интернет на формирование агрессивного поведения, так как дети могут наблюдать за агрессией не только в окружающей их среде, но и с экрана гаджетов.
Подводя итог, стоит сказать о том, что подростковый возраст является переломным периодом для подростка и на проявление агрессивных действий могут влиять:
1. Врожденные побуждения и задатки.
2. Потребности, активизирующие внешние стимулы.
3. Познавательные и эмоциональные процессы.
4. Негативные социальные условия.
Особого внимания требует профилактическая работа с детьми младшего подросткового возраста, направленная на предупреждение агрессивного поведения. Важность ранней профилактической работы психолога по предотвращению агрессивных проявлений важна для того, чтобы у подростка не сформировалось асоциальное поведение, которое может навредить формированию личности подростка. К ожидаемым результатам можно отнести умение подростка работать в коллективе, уважать мнение другого человека и навык разрешения конфликтов мирным путем [3,6,78].
Исследование по изучению особенностей проявления агрессивного поведения проводилось на базе МБОУ центра образования №8,г. Тулы.
Выборку составили дети младшего подросткового возраста в количестве 14 человек 7 девочек и 7 мальчиков. Для изучения особенностей проявления агрессивного поведения, на момент проведения исследования нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками: Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), Опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки, Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут), Проективная методика «Несуществующее животное».
Результаты диагностики подростков по методике «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Результаты диагностики подростков по методике
«Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
Анализ результатов, представленный на рисунке 1, позволяет утверждать, что у большинства опрошенных в выборке - 50% выявлен средний уровень несдержанности. Испытуемые данной категории имеют преимущественно средние показатели по основным шкалам методики - косвенная физическая агрессия, прямая физическая агрессия и прямая вербальная агрессия.
Приблизительно одинаковое число подростков, 29% и 21% соответственно - имеют низкий и высокий уровень несдержанности. Соответственно подростки первой категории (низкий уровень) демонстрируют низкие показатели по основным шкалам методики - косвенная физическая агрессия, прямая физическая агрессия и прямая вербальная агрессия, тогда как подростки с высоким уровнем склонны к проявлению в своем поведении и деятельности косвенной физической агрессии, прямой физической агрессии и прямой вербальной агрессии.
Результаты диагностики «Опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки» представлены на рисунке 2.
Рис. 2 Результаты диагностики по методике
«Опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки»
Из результатов, представленных на рисунке 2, можно сделать выводы: у большинства испытуемых (50 %) низкий уровень агрессивности. У испытуемых данной категории выявлены низкие показатели раздражительности, вербальной и физической агрессии.
Для детей со средним уровнем агрессивности (36% опрошенных) характерны вспышки агрессии в качестве самозащиты и негативные высказывания в адрес товарища. Дети с высоким уровнем правления агрессивных действий (14%) часто прибегают к физической агрессии, с целью получения желаемого результата.
Исследовав уровень враждебности в поведении детей, можно сказать, что у большинства испытуемых (43%) низкий уровень враждебности.
Подростки данной категории, активно взаимодействуют со сверстниками, часто становятся лидерами среди товарищей.
Подростки с высокими показателями враждебности (43%) имеют трудности в установлении социальных контактов. Высокий уровень враждебности у испытуемых данной категории может быть связан с недоверчивостью детей к другим людям, приписыванием враждебных намерений окружающим и внутренней изоляцией.
Подростки, имеющие средние показатели враждебности (21%) вероятно, отличаются не ярко выраженной подозрительностью в поведении, имеют потребность в уединении.
Результаты диагностики по тесту агрессивности (опросник Л.Г. Почебут ) представлены в таблице 4 и на рисунке 3.
Рис. 3 Результаты диагностики по тесту агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
Анализ результатов, представленный на рисунке 3, показывает, что большинство опрошенных (50% испытуемых) имеют средний уровень агрессивности. Это может свидетельствовать об их средних показателях по исследуемым шкалам методики : вербальная агрессия, физическая агрессия, косвенная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.
Испытуемые с низким уровнем проявления агрессии (43% опрошенных) имеют высокую степень адаптированного поведения, возможно, отличаются отсутствием агрессивных действий, даже когда их задевают нелицеприятным разговором. По данным исследования, можно сказать, что у детей данной категории преобладают показатели самоагрессии, которая может проявляться за счет повышенного чувства вины и угрызений совести подростка.
Испытуемые с высокими показателями агрессии (7% опрошенных) отличаются низкими адаптационными возможностями. Такие дети используют прямую агрессию в достижении желаемых целей. Жертвами такого поведения могут стать одноклассники подростка.
Результаты диагностики по проективной методике «Несуществующее животное» приведены на рисунке 4.
Рис. 4 Результаты диагностики по проективной методике «Несуществующее животное»
Исходя из результатов, представленных на рисунке 4,можно сделать выводы, что большинство подростков в классе (43% учеников) имеют низкий уровень проявления агрессии в поведении. На рисунках детей отсутствуют хищные животные и крупные изображения с угрожающими выражениями.
У 36% испытуемых проявляется средний уровень агрессивности, на изображениях имеются незначительные сигналы о враждебности подростка, которые могут выражаться в наличии острых углов и форме рисунка.
У подростков с высоким уровнем агрессии (21 % учеников) в рисунках ярко выражены агрессивные признаки. На изображениях детей данной категории присутствуют животные с различными орудиями нападения (клыки, когти) и угрожающими позами. Таки детали рисунка выявляют склонность подростка к вербальной, а иногда и к физической агрессии.
По данным исследования, мы пришли к выводу, что большинство подростков имеют средние и низкие показатели проявления агрессии в различных методиках. С такими подростками необходимо проводить профилактические мероприятия по предупреждению агрессивных тенденций, которые негативно влияют на личностное развитие.
На основе проведенного исследования нами были составлены рекомендации для педагогов и родителей.
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростка:
1. Педагогам и родителям необходимо оказывать влияние на развитие личности ребенка и формировать у детей интерес к искусству, литературе, театру, спорту, и т.д., учитывая особенности и характер ребенка.
2. Необходимо проявлять чуткость и интерес к подростку, отмечать его достижения и успехи.
3. Существует необходимость вовлечения подростка в определенную деятельность, где ребенок сможет почувствовать себя нужным и взрослым человеком. Именно в процессе трудовой, организаторской, творческой деятельности ребенка создаются оптимальные условия для реализации его потребностей.
4. Необходимо внимательно относиться к чувствам ребенка, поощрять его откровенность. Но потом не использовать эту информацию для наказания и упреков.
5. В различных конфликтах с ребенком важно учитывать мнение ребенка и находить компромиссные решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы все обсудим. Я тебе помогу.»
6. Избегать попыток применение силы в ответ на агрессивное поведение ребенка.
7. В воспитании ребенка основными средствами должны выступать убеждения и поощрения, следует исключить наказания.
8. Ребенка не следует сравнивать с другими детьми, необходимо концентрировать свое внимание не только на отрицательных моментах, но и на положительных сторонах ребенка.
Ниже в таблице 1 представлен перечень занятий по профилактике агрессивного поведения у детей младшего подросткового возраста
Таблица 1
Тематический план проведения занятий
№п/п |
Цель занятия |
Содержание занятия |
1 |
Знакомство подростков с психологом и друг с другом; создание взаимного доверия в группе, снятие эмоционального напряжения детей; повышение самооценки и развитие позитивного отношения к себе. |
Введение Приветствие. Упражнение «Представь свое имя» Упражнение « Это здорово!» Этюд «Радуга» Упражнение «Имитация движения поезда» Ритуал прощания «Улыбка по кругу». Завершение занятия |
2 |
Снятие эмоциональной напряженности, создание взаимного доверия в группе; актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы.
|
Взаимное приветствие Упражнение “Новое, хорошее” Упражнение «Чем мы похожи». Упражнение «Портрет из зазеркалья». Этюд «Улыбка по кругу». Завершение занятия. |
3 |
Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы, создание доброжелательной атмосферы в группе, развитие навыков рефлексии и интеграция негативного опыта жизни подростка. |
Разминка Упражнение «Молекулы» Упражнение «Я-зеркало» Упражнение «Новая жизнь разбитого зеркала» Этюд «Слушаем себя» Рефлексия занятия |
4 |
Обсуждение понятия “агрессия”; осознание смысла понятии “агрессия”, позитивных и негативных сторон агрессии; необходимо научить подростков безопасным способам разрядки гнева |
Притча «Безвредная змея» Упражнение “Мне так не нравится, когда...” Упражнение “Рассерженные шарики” Упражнение “Опасные и безопасные способы выражения агрессии” |
5 |
Развитие коммуникативных навыков; содействие снижению агрессивности и закрепление навыков бесконфликтного общения; осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния. |
Приветствие Упражнение «Страна чувств» Упражнение «Брейн–ринг» Упражнение «Ванька-встанька» Упражнение «Выпустить пар» Упражнение «Спектр эмоций» Этюд «Улыбка по кругу». Завершение занятия. |
6 |
Отработка приемов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний, формирований навыков эмоционального реагирования в конфликтной ситуации. |
Приветствие Этюд «Зарядка для лица» Упражнение «Рассерженные шарики» Упражнение «Маски» Упражнение «Маски оживают» Этюд «Улыбка по кругу» – ритуал прощания. Завершение занятия |
7 |
Снятие вербальной агрессии; помчь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме; обучение подростков техникам ауторелаксации и саморегуляции. |
Приветствие Упражнение «Поплавок в океане» Игра «Безмолвный крик» Упражнение «Пойми без слов» Ролевые игры (разыгрывание ситуации конфликта, ссоры) Рефлексия занятия |
8 |
Развитие навыков адекватного выражения своего эмоционального состояния; снижение агрессивности и закрепление навыков бесконфликтного общения, развитие эмпатии и толерантности у подростков. |
Разминка Упражнение «Корабли и скалы» Упражнение «Остановись и подумай» Упражнение «Волшебная лавка» Упражнение «Дерево» Рефлексия занятия |
9 |
Подведение итогов занятий, закрепление коллективных взаимоотношений и групповой сплоченности; отработка и закрепление приобретенных навыков поведения |
Разминка Упражнение «Проигрывание различных ситуаций» Упражнение «Орехи» Игра «Необитаемый остров» Упражнение «Каким был тренинг» Упражнение «Благодарность без слов». Упражнение «Пожелание» Этюд «Улыбка по кругу». Завершение занятия |
Библиографическая ссылка
Полякова А.С., Шалагинова К.С. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19529 (дата обращения: 21.11.2024).