Говоря о проявлении тревожности, стоит отметить, что особое внимание данная проблема привлекает потому, что выступает в роли яркого признака школьной дезадаптации ребенка. Чувство беспокойства может стать причиной школьных неврозов, страха перед новой обстановкой и неумением приспособиться к ней, затруднения интеллектуального развития, трудностей в общении и установлении межличностных взаимоотношений с окружающими людьми.
Проблемой проявления тревожности занимались как отечественные ученые (А.М. Прихожан, Р.С. Немов, И.В. Имедадзе, Ф.Б. Березин, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина и др.), так и зарубежные (К. Роджерс, К. Хорни, Г.С. Салливен и др.).
Существует множество определений понятия «тревожность». В основном под тревожностью понимается определенная черта личности, которая проявляется в легком и частом возникновении состояния тревоги. Общим для всех определений будет то, что она имеет характер неопределенности, ощущения неконкретной, ненаправленной угрозы, неясного чувства опасности. [5, 6, 7]
В настоящее время тревожность рассматривается с двух позиций: как черта личности и как состояние. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать их с наличием у ребенка соответствующей личностной черты, так называемая личностная тревожность. Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как ситуативная тревожность. [6]
Если рассматривать динамику развития школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, можно проследить, что наибольшее беспокойство проявляется в первый год обучения, когда происходит адаптация ребенка к новой социальной роли, к новой социальной ситуации развития. Как правило после завершения периода адаптации к школе и новому положению в жизни уровень тревожности нормализуется. Ко второму году обучения ребенок может уже вполне свободно ориентироваться в системе обучения.
Для тревожных детей характерно: постоянное беспокойство, трудность и в некоторых случаях невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна. Тревожность возникает у детей младшего школьного возраста вследствие формирования отрицательного негативного опыта, который зависит от запоминания только ситуаций неуспеха, неумения адекватно оценить свои способности, взаимоотношений ребенка и родителей.
Состояние повышенной тревожности базируется на фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны близких людей, которая в младшем школьном возрасте является ведущей потребностью. [4]
Вопрос о причинах возникновения тревожности остается актуальным в наше время.
Одной из основных причин возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста является образовательная среда, которая включает в себя:
- физическое пространство, которое характеризуется эстетическими особенностями и определяет возможности перемещения ребенка в пространстве класса и школы.
- человеческие факторы, находящиеся в системе «ученик – учитель – администрация – родители».
- программа обучения.
Оформление школьного пространства как один из компонентов образовательной среды – наименее стрессогенный фактор. Возникновение тревожности в большинстве случаев связано с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. [2]
Многие авторы относят к факторам появления и закрепления тревожности следующие причины: учебные перегрузки, неспособность младшего школьника справиться с учебной программой, неблагоприятные отношения с педагогами, регулярно повторяющиеся оценочные ситуации, смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом. [1, 3, 8]
Также важнейшим фактором развития и закрепления тревожности считаются детско-родительские отношения. Чаще всего чувство беспокойства возникает, когда ребенок находится в состоянии внутриличностного конфликта, которое характеризуется противоречивостью желаний, когда одно желание мешает другому, одна потребность не соответствует другой. Такая ситуация возникает, если:
- Требования родителей значительно завышены по сравнению с возможностями ребенка.
- Родители сами имеют повышенный уровень тревожности.
- Родители действуют непоследовательно в воспитании ребенка.
- Один или оба родителя чрезмерно эмоциональны.
- Родители склонны сравнивать достижения ребенка с успехами других детей.
- В семье преобладает авторитарный стиль воспитания.
- Родители гиперсоциальны.
Подводя итог, стоит сказать, что проявление тревожности на начальном этапе обучения в школе неизбежно. Оптимальная учеба в школе возможна при более-менее систематическом переживании тревожности в конкретных ситуациях. Но интенсивность этого переживания не должна превышать так называемую «критическую точку», которая для каждого ребенка индивидуальна.
Исследование по изучению проявления тревожности у детей младшего школьного возраста проходило на базе МОУ «СОШ №3 им. С.В. Ишеева» г. Ясногорска Тульской области». Для апробации были выбраны дети младшего школьного возраста в количестве 14 человек: 6 мальчиков и 8 девочек в возрасте от 9 до 10 лет. Для изучения нами была разработана диагностическая программа, которая включает в себя следующие методики: шкала личностной тревожности А.М. Прихожан, шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан), опросник уровня школьной тревожности Филлипса, проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан.
Результаты диагностики по методике «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан» представлены на рисунках 1, 2, 3, 4.
Рис. 1 Результаты диагностики по методике «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан». Школьная тревожность
Из результатов, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод, что большинство детей (6 человек, 43%) имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации к школьной жизни и продуктивной деятельности.
Для 3 (21%) детей состояние тревожности не свойственно. Подобное состояние «чрезмерного спокойствия» может иметь и не иметь защитный характер.
У 4 (29%) детей несколько повышенная тревожность, которая часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни.
У 1 (7%) ребенка наблюдается явно повышенный уровень школьной тревожности. Он обычно носит «разлитой», генерализованный характер.
Очень высокого уровня тревожности не наблюдалось.
Рис. 2 Результаты диагностики по методике «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан». Самооценочная тревожность
Исходя из данных, представленных на рисунке 2, можно увидеть, что большинство детей (6 человек, 43%) имеют нормальный уровень самооценочной тревожности.
Для 2 (14%) детям не свойственна тревожность этого типа. Низкий уровень тревожности позволяет чувствовать себя более раскованно в потенциально опасной ситуации, по сравнению с высокотревожными сверстниками. Такие дети будут гораздо меньше волноваться перед ответственным заданием.
У 3 (21%) испытуемых несколько повышенная тревожность.
1 (7%) ребенок имеет явно повышенную тревожность. Ребенок может опасаться того, что на самом деле не несет ему проблем. Тревожность, переходящая в страх чего-то конкретного.
И 2 (14%) ребенка с очень высоким уровнем тревожности, вследствие чего эти дети находятся в группе риска. Состояние тревожности переходит в ощущение неизбежности опасности. Проявляется возбуждение, требующее разрядки. Деятельность становится дезорганизованной.
Рис. 3 Результаты диагностики по методике «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан». Межличностная тревожность
Из результатов, представленных на рисунке 3, можно увидеть, что у 4 детей (29%) наблюдается несвойственность состояния тревожности. Такие дети кажутся несколько ленивыми, безответственными, чрезмерно спокойными. Они могут ощущать себя спокойно даже в тех ситуациях, которые грозят им вредом.
У 4 детей (29%) нормальный уровень тревожности. Для них характерны волнение и беспокойство, стимулирующие на успешное выполнение поставленной задачи.
И у 4 детей (29%) несколько повышенная тревожность.
Явно повышенного уровня тревожности не наблюдалось. У 3 (21%) детей очень высокий уровень тревожности.
Рис. 4 Результаты диагностики по методике «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан». Магическая тревожность
Исходя из результатов, представленных на рисунке 4, можно сделать вывод, что 4 детям (29%) магическая тревожность не свойственна, для них характерны спокойствие, раскованность в потенциально опасной ситуации.
У 4 детей (29%) нормальный уровень тревожности.
У 3 испытуемых (21%) несколько повышенный уровень тревожности, дети несколько зависимы от мнения окружающих и от внешних обстоятельств.
Явно повышенной тревожности не наблюдалось.
У 3 испытуемых (21%) очень высокий уровень тревожности. Для них характерна чрезмерная зависимость от окружающий обстановки. Свойственно перекладывать вину на внешние обстоятельства, а не брать ответственность за поступки на себя.
Результаты диагностики по методике «Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан)» представлены на рисунке 5.
Рис. 5 Результаты диагностики по методике «Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан)»
Исходя из результатов, указанных на рисунке 5, видно, что большинство детей (9 испытуемых, 64%) имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для хорошей адаптации в школе.
У 3 детей (21%) несколько повышенная тревожность, проявляющаяся в конкретных ситуациях и мотивирующая ребенка действовать.
У 1 ребенка (7%) явно повышенный уровень тревожности, при котором проявляется напряженность без видимого повода. Добавляются гиперестезические реакции, например, раздражительность.
И 1 ребенок (7%) имеет очень высокий уровень тревожности. При высоком уровне дети не могут долго удерживать внимание, часто отвлекаются, грызут ногти. Возможны соматические проблемы.
Результат диагностики по методике «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса» представлен в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики по методике «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса
Имя испыт. |
Общее число несовпадений (%) |
Факторы тревожности |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Настя В. |
36% |
50% |
36% |
23% |
0 |
83% |
80% |
20% |
50% |
Таня С. |
36% |
54% |
9% |
23% |
50% |
33% |
60% |
20% |
38% |
Саша Б. |
29% |
40% |
27% |
15% |
50% |
66% |
20% |
20% |
38% |
Дима М. |
25% |
31% |
36% |
30% |
0 |
83% |
0 |
0 |
63% |
Дима Б. |
24% |
27% |
0 |
15% |
66% |
33% |
20% |
20% |
25% |
Аня П. |
34% |
31% |
36% |
30% |
66% |
0 |
0 |
60% |
50% |
Стас Н. |
50% |
59% |
9% |
46% |
83% |
83% |
60% |
80% |
63% |
Маша В. |
34% |
22% |
45% |
23% |
66% |
16% |
60% |
0 |
38% |
Никита Х. |
39% |
36% |
36% |
53% |
33% |
50% |
60% |
0 |
50% |
Илья К. |
41% |
40% |
45% |
53% |
33% |
66% |
60% |
0 |
50% |
Арина И. |
48% |
63% |
36% |
46% |
66% |
66% |
40% |
60% |
63% |
Лена С. |
48% |
54% |
27% |
38% |
66% |
66% |
40% |
20% |
75% |
Люба Л. |
43% |
50% |
54% |
23% |
66% |
50% |
20% |
20% |
25% |
Ульяна П. |
34% |
40% |
45% |
23% |
33% |
33% |
60% |
20% |
25% |
Из результатов, представленных в таблице 1, можно увидеть, что большинство испытуемых (93%) имеют нормальный уровень тревожности в подсчете на общее число несовпадений с ключом.
По фактору 1 «Общая тревожность в школе», который характеризуется общим эмоциональным состоянием ребенка, связанным с различными формами его включения в жизнь школы, у 8 испытуемых наблюдается нормальный уровень тревожности (<50%), у 6 – повышенный (>50%).
По фактору 2 «Переживание социального стресса» (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты) 13 испытуемых имеют нормальный уровень тревожности.
По фактору 3 «Фрустрация потребности в достижении успеха» (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата) у 12 испытуемых наблюдается нормальный уровень тревожности.
По фактору 4 «Страх самовыражения» (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих способностей) у 5 испытуемых нормальный уровень тревожности, у 8 – повышенный, у 1 испытуемого был выявлен высокий уровень тревожности (>75%).
По фактору 5 «Страх ситуации проверки знаний» (негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей) у 6 испытуемых повышенный уровень тревожности, у 5 наблюдается нормальный уровень тревожности, у 3 – высокая тревожность.
По фактору 6 «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок) у 7 испытуемых нормальный уровень тревожности, у 6 – повышенная тревожность, у 1 испытуемого выявлен высокий уровень.
По фактору 7 «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды) у 11 испытуемых нормальный уровень тревожности, у 2 – повышенный, у 1 – высокий уровень.
По фактору 8 «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка) у 7 испытуемых наблюдается повышенный уровень тревожности, у 6 – нормальный, у 1 – высокий уровень.
Результат диагностики по «Проективной методике для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан» представлен на рисунке 6.
Рис. 6 Результат диагностики по «Проективной методике для диагностики школьной тревожности
Исходя из результатов, представленных в таблице 8 и на рисунке 6, можно сделать вывод, что большинство испытуемых имеют нормальный уровень тревожности.
Для нормализации уровня тревожности у детей младшего школьного возраста нами были разработаны рекомендации для учителей и родителей.
Рекомендации для учителей.
Работа с тревожными детьми сопровождается большими трудностями и, как правило, занимает довольно длительный период времени.
Рекомендуется проводить работу в трех основных направлениях:
- Повышение самооценки;
- Обучение ребенка управлять собой в наиболее тревожных для него ситуациях;
- Снятие мышечного напряжения.
Для повышения самооценки ребенка необходимо проводить целенаправленную работу. Желательно хвалить ребенка за его даже незначительные успехи, надо звать ребенка по имени. При этом он обязательно должен знать за что именно его похвалили.
Чтобы ребенок был в центре внимания какое-то время, можно в классной комнате оформить стенд «Звезда недели», на котором вся информация будет посвящена успехам и достижениям конкретного ребенка.
Необходимо давать позитивную информацию не только детям, но и их родителям. Это благоприятно влияет на взаимопонимание между родителями и детьми. Причем такую информацию необходимо давать родителям детей любого возраста.
Желательно устраивать на переменах игры, из которых тревожные дети смогут узнать о себе много приятного от сверстников, взглянуть на себя «глазами других детей».
Обучение ребенка управлять своим поведением – очень сложный процесс, так как тревожные дети чаще всего стремятся скрыть свои проблемы и переживания от взрослых. В таком случае желательно привлекать детей к совместному обсуждению беспокоящей его ситуации.
Не следует сравнивать тревожных детей с другими. Желательно избегать различного рода состязаний и такой деятельности, где сравниваются успехи и достижения разных детей. Лучше будет сравнивать достижения ребенка с его прошлыми успехами. Не рекомендуется в случае неуспеха при выполнении задания говорить родителям о том, что ребенок справился хуже остальных.
При работе с тревожными детьми желательно играть в игры с телесным контактом. Полезны упражнения на релаксацию, техники глубокого дыхания, растирание тела.
Не стоит подгонять тревожных детей. Необходимо стараться действовать в таком темпе, к которому ребенок уже привык. Не рекомендуется настаивать на том, чтобы ребенок занимался новым для него видом деятельности, если он этого не хочет, стоит дать увидеть ему, как это делают его сверстники.
Рекомендации для родителей.
Прежде всего, родителям следует отмечать успехи своего ребенка. Это будет способствовать развитию доверительных отношений между родителями и ребенком. Не стоит применять по отношению к тревожному ребенку слова, которые могут унижать его достоинства.
Если ребенок в чем-то провинился не следует требовать извинений, такая ситуация может привести к озлоблению. Пусть лучше ребенок объяснит зачем он поступил конкретным образом в той или иной ситуации.
Полезно снизить количество замечаний и порицаний. У тревожного ребенка необходимо формировать чувство защищенности и уверенности, что можно сделать посредством ласковых прикосновений. Необходимо учитывать возможности ребенка и не завышать требования.
Не рекомендуется угрожать детям наказаниями, которые никогда не будут выполнены. Это лишь поспособствует развитию недоверия.
Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в воспитании, чтобы у него не формировались противоречивые установки по отношению к родителям и взрослым.
Также, общаясь с ребенком, не стоит подрывать авторитет других значимых для него взрослых.
Необходимо доверять ребенку и принимать его таким, какой он есть.
Библиографическая ссылка
Ляшенко Н.В., Шалагинова К.С. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19517 (дата обращения: 04.12.2024).