В 2013 году председатель КНР Син Цзиньпин представил миру инициативу «Один пояс – один путь», состоящую из двух проектов: «Экономический пояс Шелкового пути», в рамках которого планируется создание трёх трансевразийских экономических коридоров, и «Морской Шелковый путь XXI века», включающий два морских маршрута. Несложно заметить, что данная концепция основывается на историческом примере Великого Шелкового Пути – совокупности маршрутов, связывающим государства Евразии в III – IV веках. Предполагается, что «Новый Шёлковый путь», подобно своему предшественнику, будет способствовать усилению экономических и культурных связей между государствами.
Согласно плану, одна из линий «Экономического пояса Шелкового пути» будет проходить по территории России, что окажет значительное влияние на её экономику. Много веков назад маршруты Великого Шелкового пути так же проходили через Русскую равнину. В данной работе будет рассматриваться влияние трансевразийской торговли на экономику Руси в VIII-XV веках.
Великий Шелковый путь
Великий Шелковый путь представлял собой сеть дорог и троп, проходивших через Китай, Индию, Аравийский полуостров, Центральную Азию и Европу в III – XV веках. На протяжении веков он являлся главной торговой артерией материка. Однако, Шелковый путь был не только торговым маршрутом, но даже в большей степени путем дипломатов, ученых, беженцев и паломников. Историю Шелкового пути можно разделить на три больших периода, практически совпадающие со временем царствования в Китае династий Хань (206 г. до н.э.- 202 г.), Тан (618 – 907 гг.) и Юань (1271-1368 гг.).
Начало торговле между Китаем и Средней Азией было положено во время путешествия китайского дипломата Чжан Цаня в 138—126 годов до н. э. в Бактрию, область, находящуюся на территории современных Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. Однако, согласно археологическим находкам, торговля между данными регионами велась и раньше. Интенсивность контактов народов средиземноморья с Великим Шелковым путем не была высокой [13], поэтому данный период не лежит в сфере нашего исследования.
Второй период принято называть «золотым веком» Великого Шелкового пути. В те времена он связывал страны средиземноморья, Византию, исламские государства, скандинавские страны, Русь, государства средней Азии, Китай. На Шелковом пути торговали пряностями, тканями, полудрагоценными и драгоценными камнями, изделиями из стекла, бумагой, металлами, кожей и шерстью, коврами, мехами и пушниной, а также рабами. Среди наиболее значимых технических нововведений, происходящих из Китая и распространившихся на остальную часть материка по Великому Шелковому пути, были бумага, пришедшая в арабские страны в середине XIII века, и технология прядения шелка, позаимствованная Византией при правлении императора Юстиниана I в V веке. Валери Хансен отмечает [13, с.380], что с поток товаров из Китая не был настолько значителен, как принято думать, и обеспечивался, в основном, заработной платой солдат, стоявших гарнизоном на западных границах империи. Именно поэтому Таласская битва (751 г.) и восстание Ань Лушаня (756 г.) положили начало как закату династии Тан, так и закату торговли на Великом Шелковом пути. В тот же период терпит крушение и Согдиана, чьи купцы внесли значимый вклад в развитие торговли на территории Средней Азии.
Свой последний расцвет Великий Шелковый путь пережил уже при Монгольской империи в XIII веке. Так называемый Pax Mongolica обеспечил безопасное и быстрое передвижение по всей территории империи. Шелк, чай, фарфор, хлопок, пряности, драгоценные металлы, жемчуга, лошади торговались на территории, простирающийся от Руси до Японии и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. Данные товары проникали в Европу благодаря контактам городов-государств Италии с народами Монгольской империи. Торговля начала затухать в связи с вспышкой чумы в середине XIV века и последующими за ней катаклизмами. Вновь оправиться Шелковый путь уже не смог, так как основная торговля перешла на океаны.
Восточные славяне, Киевская Русь и Великий Шелковый путь
Первые свидетельства о торговле на территории восточных славян относят к VIII веку, о чем свидетельствуют найденные в кладах куфические монеты [1]. Русь, в силу своего географического положения, заняла место транзитной территории, соединявшей Скандинавию и арабские страны, и связь эта осуществлялась по Великому Волжскому пути. Данный торговый путь проходил через территории Хазарского каганата, Волжской Булгарии и Руси и был связан с северной веткой Великого Шелкового пути. Недавнее исследование шелка, найденного при раскопках корабля в Осеберге, еще раз подтвердило существование прямых контактов между ними и восточными странами [14].
Уже с IX века Русь занимает место не только посредника, но и полноценного участника торговых отношений. Самое большое количество кладов куфических монет на территории Руси относят к 800 - 820 гг., что может свидетельствовать о активных торговых связях с арабскими торговцами [7]. Данная смена роли может объяснятся ростом населения, развитием городов и поселений, образованием первых государств. Основными статьями экспорта Скандинавии служили железо-сырец, оружие, моржовая кость, китовые кожи, янтарь, восточных славян - меха, пушнина, продукты бортничества, рабы. Импортировали же товары роскоши: серебро, шелк, пряности.
Немногие в те опасные времена отваживались путешествовать из Скандинавии в Византию и обратно, так что купечество на ранних этапах становления русского государства состояло, по преимуществу, из вооруженные варягов, которые были так же частью дружины князя. Половину года, когда в силу погодных условий, торговля была невозможна и князья с дружиной (они и были купцами) отправлялись на полюдье, то есть на объезд покоренных племен с целью сбора дани. Дань платилась мехами. Летом и весной они отправлялись в торговые экспедиции. Таким образом, на большую часть населения торговля не оказывала прямого влияния.
Однако, IX век – период угасания торговли на Великом Шелковом пути. Аббасидский халифат и Китай раздирали внутренние конфликты. Падение первого произошло в 945 году, последний император династии Тан был свергнут в 907 году и Китай погрузился в гражданскую войну. Снижение таможенных поступлений ослабляет Хазарский каганат и тот прекращает свое существование в 965 году. И действительно, основная коммерческая деятельность Руси вскоре переносится на путь из Варяг в Греки. Данное утверждение доказывают так же и археологические находки: в 820-840 гг. количество кладов куфических монет на Волжском пути падает, а на пути из Варяг в Греки, наоборот, возрастает [7]. К концу IX века поступление арабского серебра на Русь практически прекращается, что может свидетельствовать о очень слабой интенсивности контактов Руси и Арабских стран. Тем не менее, несмотря на смену торговых партнеров, структура экспорта и импорта меняется незначительно. Русь экспортирует по пути из Варяг в Греки все те же продукты леса и рабов, а импортирует из Византии более эксклюзивные товары: изделия из стекла (бусы, браслеты, сосуды), шелка, иконы, керамику, пряности и вина, оружие.
Самым существенным отличием в структуре импорта является отсутствие притока арабского серебра на Русь. Однако, денежная система Руси продолжает развиваться благодаря притоку монет из Византии и Европы [1].
Удельная Русь и Великий Шелковый путь
Вновь Русь включается в торговые отношения на Великом Шелковом пути после монгольского нашествия в 1237-1240 гг. Монголы прекрасно осознавали, что бесконечные завоевания не являются гарантом стабильности и процветания империи, и активно развивали торговлю на её территории. Результатом их торговой политики стало снижение таможенных пошлин, развитие дорог и караван-сараев, возросший уровень безопасности передвижения по территории империи.
Уже при детях Чингиз-хана Монгольская империя являлась единым государственным образованием лишь номинально. Однако, все монгольские государства сохраняли тесные связи друг с другом и поддерживали Pax Mongolica. Золотая Орда, в сфере влияния которой находилась Русь, не была исключением.
Торговля русских княжеств стала оправляться уже в 1240-1250 гг. Первыми в торговлю с восточными странами включились западные и юго-западные области Руси: Ростовское, Брянско-Черниговское, Смоленское княжества. С ростом экономической мощи Московского и Тверского княжеств купцы из северной части Руси так же направились на юг и восток. Торговцы путешествовали к Черному и Каспийскому морю по уже знакомым маршрутам: Волжскому, Черноморско-Донскому и Днепровскому торговым путям.
Купцы, отправлявшиеся на юг, торговали, в основном, в крымских городах Суроже и Кафе. Таких торговцев называли сурожанами. В честь Сурожа так же был назван торговый ряд, существовавший в Москве в XV-XVIII веках [5, с.19]. Именно через Крым возвращается известный тверской купец Афанасий Никитин домой из Индии (уезжал же он через Кавказские горы) [9].
Другим важным направлением торговли Русский княжеств было восточное направление, проходящее по Волжскому торговому пути и ведущее в главные города Орды: Сарай, Гюлистан, Харджи-Тархан (Астрахань).
Предметы экспорта Руси за те несколько веков, когда торговля почти не велась, так же практически не изменились: меха, пушнина, воск, мёд, кожи, льяные ткани. Предметами же импорта являлись, опять же товары роскоши: ткани (зуфь, киндяк, шелк), ковры, драгоценные камни, пряности (ладан, перец). Однако присутствуют и товары, доступные широкому кругу потребителей. Например, ткань зендень, поступавшая из Бухары [5, с.41]. Еще одним товаром массового потребления, привозимая с востока, была соль. Во время археологических раскопок в Москве обнаружили шесть раковин каури (с Мальдивских остров и Индийского океана), драгоценные камни (арабский восток и Индия), китайский фарфор, миндаль (из Средней Азии) [5, с.101-109].
Отдельно стоит упомянуть о другом важном торговом центре Восточной Европы – Новгороде. Одним из направлений торговли Золотой Орды было северное направление. Купцы путешествовали от Черного к Балтийскому морю по Волге, Дону и Днепру. Торговцев, прибывавши по Волге новгородцы называли «низовскими» [Колызин, 2001]. Однако, судя по составу экспорта Великого Новгорода, объем транзитной торговли был незначительным [8].
Скандинавия к тому времени уже потеряла свое былое могущество, основными торговыми центрами Северной Европы являлись города Ганзы. Большая доля торговли между Ганзой и Золотой ордой велась по татарскому пути, проходившему через земли современной Украины и Литвы [12].
Обстановка во второй половине XIV века не благоприятствовала торговле. Причиной тому был ряд катаклизмов. В 1331-1353 гг. по Евразии прошла эпидемия чумы. В 1346 году она пришла в Золотую Орду и Крым и оттуда распространилась по всей Европе. Из-за конфликта монголов и итальянских купцов, торговля между Русью и Крымом была затруднена, поэтому чума пришла на Русь только в 1352 году. Одним из следствий чумы была «великая замятня» - период крайней нестабильности в Золотой Орде, когда за период 1359-1380 гг. сменилось 25 ханов. Китай так же переживает очередную смену власти в 1368 году.
В XV веке уже Московская Русь продолжает контактировать с востоком. Так, Афанасий Никитин совершает свое путешествие 1469-1472 гг. Однако, к тому времени, Великий Шелковый путь потерял свое былое значение и основные торговые пути перешли на океаны.
Заключение
Русь была активным участником торговли на Великом Шелковом пути с VIII в. по XV в. Изначально, она выступала транзитной территорией, по которой перемещались купцы из Средней Азии и скандинавских стран. Результатом данного процесса стало развитие славянских земель и появления на них первых государственных образований. Города Руси стали активными участниками товарообмена. После замирания торговли на Шелковом пути основным торговым партнером Руси стала Византия. Во время следующего периода расцвета торговли на Великом Шелковом пути княжества Руси являлись в большей степени самостоятельными торговыми партнерами, чем просто транзитной территорией.
Структура экспорта и импорта практически не изменилась за несколько веков. Русь экспортировала ресурсы, а импортировала товары роскоши и продукты ремесла. При этом экспорт товаров на юг составом был практически идентичен экспорту товаров на север. Данные особенности экспорта и импорта позволяли Руси не быть привязанной к одному рынку (например, Византия вместо арабских стран в IX веке) и, в результате, район не деградировал как, например, оазисы Такла-Макана. Однако, данная структура экспорта не способствовала развитию ремесел.
Библиографическая ссылка
Архина А.С. ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РУСИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19512 (дата обращения: 09.12.2024).