Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА ИНФОРМИРОВАННОСТИ О ВРЕДЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ИХ ПОТРЕБЛЕНИЯ СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДА ПЕРМИ

Уточкин Ю.А. 1 Высотин С.А. 1 Сайфитова А.Т. 1 Канева Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России
Цель исследования - определить уровень информированности школьников о вреде психоактивных веществ (ПАВ) и распространенности этих вредных привычек среди них. При проведении социологического исследования путем анкетирования были опрошены 87 восьмиклассников и 45 десятиклассников МАОУ «Гимназия №31» г. Перми. Составленная анкета содержала несколько блоков вопросов, позволяющих оценить социальный статус подростков, информированность о вреде табакокурения, употреблении алкогольных напитков и наркотиков, а также ответственности за совершение противоправных действий. Полученные результаты подверглись статистической обработке определения экстенсивных показателей с помощью программы Microsoft Excel 2010. Учащиеся 10-х классов показали более высокий уровень знаний по сравнению с восьмиклассниками, но при этом знания проблемных последствий употребления психоактивных веществ недостаточны. Отмечена высокая распространенность употребления психоактивных веществ, как среди школьников, так и среди их знакомых. В связи с обостренной общественной обстановкой и уровнем распространения употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, стоит уделять большее внимание пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и создания у них правильной мотивации к поддержанию его в дальнейшем. Данное направление поможет им самостоятельно противостоять неблагоприятным тенденциям в сети интернет и компаниях знакомых.
старшеклассники
психоактивные вещества
профилактика
1. Афанасьев В.В., Баранцевич Е.Р., Пугачева Е.Л. Неврологические нарушения отравлений спайсами. Что нужно знать врачу «первого контакта»?//Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева.-2016.-№4.-С.92-101
2. Афлетова С. М. Интернет, как среда проявления социальных девиаций //Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы.2017.-№2(15).-С.4-6
3. Багнетова Е.А. Влияние семейных факторов на образ жизни и здоровье и старшеклассников //Социологические исследования.-2011 – №8.– С. 139-142
4. Балейко И.О. Информированность различных групп населения о рисках для здоровья, обусловленных использованием насвая// Журнал Гродненского государственного медицинского университета (Гродно).-2010.-№1(29).-С.89-98
5. Бойко О.А., Панов С.Л. Социально-психологические аспекты потребления «Спайсов» // Психопедагогика в правоохранительных органах.-2016.-№:1.-С.41-43
6. Даниленко О.В., Корнева И.Н., Тихонова Я.Г. Профилактика употребления психоактивных веществ «Курительные смеси» в молодежной среде//Мир науки.-2016.-№5-С.48.
7. К вопросу о профилактике вредных привычек школьников/Родионов Б. Е.//Материалы международной научно-практической конференции (Социально-экономическое развитие общества: история и современность. Двенадцатые Ямбургские чтения). Кингисеппский филиал Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.С. Пушкина 2017г.:-2017.-С.140-143
8. Коклюгин Н.В. "Синтетическая" Россия: Прогрессирующее самоубийство наркотизирующейся молодежи. Проблемы и перспективы//Медицина: Инновационные социальные проекты-2014.-Т.2.- №4.-С.1-27
9. Латышев С.Ю. Правовые механизмы борьбы с распространением информации, вызывающей у детей желание употребить наркотические вещества// Материалы IV Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, аспирантов.-2017.-С.188-191
10. Рудой А.С., Бова А.А. Современные подходы к диагностике наркотического воздействия курительных смесей//Военная медицина. Белорусский государственный медицинский университет.-2016.-№1(38).-С.12-17
11. Уточкин Ю.А., Высотин С.А., Сайфитова А.Т. Оценка информированности старшеклассников города Перми о ВИЧ-инфекции // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19391 (дата обращения: 21.01.2019)
12. Чевтайкина А.С. Курительные смеси - современная проблема здоровья молодежи//Вестник научных конференций.-2017.-№3-5(19).-С.180-182
13. Эльвединов В.А., Поспелова И.В. Влияние вредных привычек на организм младших школьников и их профилактика//Современные тенденции развития науки и технологий.-2016.-№:12-8.-С.147-150

Охрана здоровья детей и подростков как важнейшего условия оздоровления всего населения имеет приоритетное значение [7]. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие, и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья, которое усугубляется влиянием вредных привычек на организм школьников [13]. По мнению психологов и специалистов в области профилактики аддиктивного поведения, в методах профилактики следует отдавать предпочтение позитивным установкам, праву лица на информационную безопасность, избегая прямой демонстрации объекта зависимости [5]. Эпидемиологические данные, демонстрируют, что молодые люди сами не проявляют интереса к информации и технологиям, направленным на сохранение здоровья, при этом, негативно реагируют на предостерегающую информацию о проблемах ВИЧ, алкоголя, асоциального и рискованного поведения, широко распространившегося в последние десятилетия [11]. Но интерактивность и глобальность интернет-коммуникации позволяют мгновенно распространять любую информацию, в частности, в статье речь идет о пропаганде употребления наркотиков и алкоголя [2].

Группу риска по приобщению к вредным привычкам составляют дети и подростки в возрастной категории от 11 до 15 лет. Однако, несмотря на серьезность угрозы, общество по-прежнему относится к курению и употреблению алкоголя как к социально приемлемым привычкам. Отмечена низкая осведомленность родительской и преподавательской аудитории о способах применения насвая, спайса и действии на организм [4]. При этом употребление алкоголя и табака, помимо выраженного негативного влияния на состояние здоровья человека, является серьезным основанием для перехода к наркотикам, так как у детей первые пробы наркотиков, как правило, происходят на фоне потребления алкогольных напитков и табакокурения [3].

Курительные смеси в последнее время являются угрозой для молодежи и подрастающего поколения [12]. Между тем, в молодежной среде активно культивируется миф, что «спайс» – аналог  марихуаны, менее токсичный [8]. Употребление «спайсов» приводит к быстрому развитию зависимости. При одно- или двукратном употреблении развивается психологическая зависимость, а через 2–3 месяца – физическая [10]. Длительное употребление синтетических каннабиноидов оказывает негативное воздействие на различные органы и системы: нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, паренхиматозные (печень, почки) и репродуктивные органы, а также может спровоцировать возникновение онкологических и иных заболеваний. При передозировке симптомы интоксикации развиваются как «взрыв»: после нескольких «за тяжек», потерпевшие могут терять сознание, угнетение которого достигает комы. Часто возникает «смерть до прибытия» бригады СМП [1].

Адресатом первичной профилактики является молодежь, так как, согласно статистическим данным, две третьих от общего числа умерших наркоманов, погибшие от «спайса» - молодые люди, не достигшие тридцатилетнего возраста. Центром превентивной работы должны быть: личность молодого человека и  основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – образовательное учреждение и досуг [6]. Необходимо также и  дальнейшее совершенствования нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности в части механизмов, препятствующих пропаганде наркотиков и психотропных веществ [9].

Цель исследования изучить уровень знаний о вреде психоактивных веществ и распространенности их потребления среди старшеклассников города Перми.

Материал и  методы.

Для достижения поставленной цели  было проведено социологическое исследования путем анкетирования учащихся 8 и 10 классов МАОУ «Гимназия №31»  города Перми. Были опрошены 87 восьмиклассников, из них 35 мальчиков и 53 девочки в возрасте 13-14 лет и 45 десятиклассников - 15 мальчиков  и 30 девочек в возрасте 16-17 лет. Составленная анкета содержала несколько блоков вопросов, позволяющих оценить социальный статус подростков, информированность о вреде психоактвивных веществ и распространенности их потребления и распространенность табакокурения, алкогольных напитков и наркотиков, а так же ответственности за совершение противоправных действий. Полученные результаты подверглись статистической обработке определения экстенсивных показателей с помощью программы Microsoft Excel 2010.

Результаты и обсуждения.

В 8-х классах больше половины опрошенных (59%) занимаются различными видами спорта, четверть (22%) состоят в творческих объединениях. Больше половины школьников (63%) любят смотреть фильмы и сериалы, немного меньше (45%) читают художественную литературу. Абсолютное большинство (80%) регулярно пользуются компьютером и социальными сетями, 3,5 % восьмиклассников подрабатывают (промоутерами и аниматорами). Среди десятиклассников спортом занимаются в 2 раза меньше учащихся (лишь 30%), 16% состоят в творческих объединениях. Зато удельный вес постоянно пользующихся сетями интернет вырос до 95%. Численность школьников совмещающих учебу с работой увеличилась до 9% опрошенных. Результаты успеваемости в школе распределились следующим образом: среди восьмиклассников 14% отличников, 50% хорошистов и 36% имеют тройки, в десятых классах - 18 % отличников, 56% хорошистов и 26% имеют тройки. Полученные данные говорят о социальном благополучии опрошенных детей, а так же об изменениях сфер интересов с возрастом.

Следующий блок вопросов был составлен с целью оценки знаний школьников о последствиях употребления алкоголя, других психоактивных веществ (ПАВ), курения.  На вопрос, сколько можно употреблять алкоголя без вреда для здоровья ученики в большинстве ответили, что любое употребление алкоголя – это вред (56 % в 8-х классах, 64% в 10-х классах). Но довольно большая доля респондентов считают, что бокал вина в день допустим (39% и 24,5% соответственно), были и те, кто считают, что можно выпивать более 100 мл крепкого алкоголя раз в неделю (8% и 10% соответственно) или по 0,5 л пива ежедневно (по 5 % в каждой группе).

На вопрос о вреде алкогольных напитков большинство указало, что знает о том, что алкоголь приводит к болезням почек и печени (56% в 8-х классах, 64% в 10-х), также многие отметили, что употребление алкоголя ведет к психологической и физической зависимости (39% и 48% соответственно). Помимо этого, около трети восьмиклассников (35 %) и десятиклассников (36 %) считают, что алкоголь вызывает только временное отравление (субъективно похмелье) а потом организм восстанавливается. Среди восьмиклассников про болезни сердца впоследствии употребления алкоголя слышали только 19%, о нарушения происходящих в нервной системе и ведущих к снижению иммунитета 9%. Удельный вес информированных десятиклассников выше, и составил 38% и 31% соответственно. Каждый десятый восьмиклассник (10%) и каждый четвертый десятиклассник (24%) считают, что умеренное количество не приведет к губительным последствиям. На вопрос о том, считают ли они алкоголизм заболеванием, положительно ответило абсолютное большинство  восьмиклассников (80%)  и десятиклассников (91%).

О вреде табакокурения школьники также неплохо информированы.  Практически все восьмиклассники (91%)  и десятиклассники (96%)  знают, что сигареты вызывают болезни легких, сердца и сосудов. Две трети старшеклассников (73% и 71% соответственно) знают, что курение вызывает психологическую и физическую зависимость. О том что курение ведет к нарушениям половой функции, как у мужчин так и у женщин, знают лишь  4,5% опрошенных восьмиклассников, и 44% десятиклассника. То есть уровень знаний по этому вопросу увеличивается с возрастом в 10 раз. Про снижение интеллекта в результате курения слышали только 9% восьмиклассников и 15% десятиклассников. Стоит отметить тот факт, что была часть восьмиклассников (7%), которые считают, что определенное количество сигарет не принесет вреда здоровью. Все десятиклассники отрицали возможность безопасного табакокурения.

Среди опрошенных большинство знают про психологическую зависимость вызываемую наркотиками (82% восьмиклассников и 86% десятиклассников). О том, что может развиться физическая зависимость предполагает около половины восьмиклассников (43%)  и десятиклассников (69%). В том, что некоторые виды наркотиков могут привести к смертельному исходу, даже при однократном применении уверены около двух третей подростков (77% и 60% соответственно). Также около половины (41% учащихся 8-х классов и 60% 10-х) знают, что употребление наркотиков ведет к необратимым изменениям внутренних органов.

Из всех опрошенных 40% восьмиклассников отметили, что употребление наркотических веществ ведет к нарушению интеллекта и 28% отметили нарушения иммунитета в последующем. В 10-х классах осведомленность более высокая - 58% и 64%. В 8-х классах 4% опрошенных указали, что считают безопасным употребления марихуаны и ее производных. В 10-х классах доля школьников считающих некоторые наркотики безопасными больше в 4 раза составляет - 16% опрошенных, 14% включили в этот список марихуану и ее производные.

Таким образом, результаты исследования показали значительный рост знаний с возрастом. Но при этом только около половины школьников имеет представление о конкретном вреде алкоголя и наркотиков на организм. Большая часть описывала психологическую и физическую зависимость, не вполне понимая повреждающего действия ПАВ на различные органы и системы организма.

Абсолютное большинство старшеклассников (88% и 95%) знают об уголовной ответственности за употребление, хранение, распространение наркотических веществ. Однако, только 6% восьмиклассников слышали о том, что при выявлении употребления наркотиков ставят на учет к психиатру. Среди десятиклассников об этом знают 38% учащихся.

Наше исследование показало, что пробовали алкоголь 63% восьмиклассников. Каждый четвертый (23%) указал, что периодически употребляет алкоголь по праздникам, в том числе в кругу родителей. Каждый десятый (10%) отметили, что выпивает раз в месяц, 7% опрошенных - раз в неделю. Среди употребляемых напитков преобладало вино, но есть единичные случаи употребления джинтоников, водки и пива. В 10-х классах половина из опрошенных пробовали алкоголь (51%). Каждый третий указал, что употребляет регулярно по праздникам (31%). Каждый десятый (10%) отметил, что употребляет алкоголь раз в месяц, 2% опрошенных - раз в неделю. Список употребляемых десятиклассниками напитков был более разнообразен: вино, джинтоники, шампанское, водка, ром, мартини, пиво. Интересно, что в 8-х классах  две трети мальчиков  пробовали алкоголь, и только одна треть девочек. В 10-х классах в этом признались только одна треть мальчиков и половина девочек.

На вопрос: «Пробовали ли вы курить?» -  только четверть ответили утвердительно в обеих возрастных группах. Лишь 7% восьмиклассников и 9% десятиклассников признались, что периодически курят. Примечательно, что более трети (39%) восьмиклассников знают, где можно приобрести алкоголь и сигареты несовершеннолетним, среди десятиклассников лишь 29%.

На вопрос: «Пробовали ли вы наркотические вещества?»  - лишь один десятиклассник признался, что пробовал амфетамин. Однако, почти половина учащихся 8-х (58,5%)  и 10-х (60%) классов, указали, что их знакомые и одноклассники употребляют наркотические вещества. Среди веществ, которые, по мнению респондентов, пробовали их одноклассники и знакомые, были указаны: марихуана и ее производные, спайс,  амфетамины, ЛСД. Из опрошенных 40% восьмиклассников и 20% десятиклассников не считают употребление различных курительных смесей, спайса, насвая наркоманией. Также важно отметить, что 9% восьмиклассников и 14% десятиклассников знают места, где они могут приобрести наркотические вещества. Среди учащихся 8-х классов 4% выразили свое желание попробовать наркотики, если выдастся такая возможность, среди десятиклассников таких только 2%.

Ранговые места возможных причин, которые, по мнению подростков, приводят к употреблению наркотиков распределились следующим образом: поиск новых ощущений (62% и 84%), проблемы воспитания (55% и 71%), последствия давления компании (35% и 56%), отсутствие или недоступность других интересов и развлечений (2% и 24%). Стоит уделить внимание тому факту, что четверть (25%) учеников 8-х классов и три четверти (75%) 10-х классов отметили, что не раз замечали пропаганду психоактивных веществ в  интернете. Информацию о последствиях употребления ПАВ учащиеся получают  от родителей (98% и 96% соответственно), каждый второй сталкивался с такой информацией в интернете и СМИ (64% и 51%), только треть отметили, что также слышали об этом от учителей и врачей.

Выводы.

Таким образом, учащиеся 10-х классов показали более высокий уровень знаний по сравнению с восьмиклассниками, но при этом знания проблемных последствий употребления психоактивных веществ находится на низком уровне. Отмечена высокая распространенность употребления психоактивных веществ, как среди школьников, так и среди их знакомых. В связи с обостренной общественной обстановкой и уровнем распространения употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, стоит уделять большее внимание пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и создания у них правильной мотивации к поддержанию его в дальнейшем. Данное направление поможет им самостоятельно противостоять неблагоприятным тенденциям в сети интернет и компаниях знакомых. А для формирования подобного образа мышления учащиеся общеобразовательных школ должны получать больше информации  в доступной форме о воздействии ПАВ на организм, а также о правовых аспектах, связанных с их употреблением, и психологической поддержке от лиц компетентных в этих вопросах (медицинского персонала и учителей).


Библиографическая ссылка

Уточкин Ю.А., Высотин С.А., Сайфитова А.Т., Канева Н.Н. ОЦЕНКА ИНФОРМИРОВАННОСТИ О ВРЕДЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ИХ ПОТРЕБЛЕНИЯ СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДА ПЕРМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19506 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674