За последние несколько лет развитие вспомогательных репродуктивных технологий значительно выросло. Этот прогресс пользуется спросом, давая возможность создать семью людям со значительным ухудшением репродуктивного здоровья, как у женщин, так и у мужчин. Однако можно встретить противников суррогатного материнства, которые считают, что так ребенок превращается в товар.
Если спросить у людей: «Какая главная задача в вашей жизни?», несомненно, многие ответят, что это продолжение рода. Но не все семьи имеют такую возможность.
Итак, начнем с того, что же такое бесплодие? Бесплодие- неспособность лиц детородного возраста к воспроизводству потомства вследствие нарушения оплодотворения или имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Процент бесплодных супружеских пар достигает 20%. Бесплодие бывает первичным - когда родить естественным путем не получается, какие бы меры не были предприняты. И вторичным - когда у женщины ранее были беременности, а так же временные проблемы в организме, мешающие забеременеть ей сейчас.
Так как процент бесплодия с каждым годом повышается, супружеские пары встают перед выбором: либо взять ребенка из детдома, либо воспользоваться суррогатным материнством. Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребенка, который будет затем отдан на воспитании генетическим родителям. Они будут юридически считаться родителями этого ребенка. [1]
Суррогатной матерью может быть только та женщина, которая достигла возраста 18 лет и успела родить минимум одного своего ребенка.
История суррогатного материнства начиналась в древней цивилизации. Первый случай суррогатного материнства зафиксирован две тысячи лет до н. э. История описана в Ветхом Завете, Сара, жена Авраама, была бесплодной и была вынуждена просить служанку Агарь, чтоб она выносила ребенка Авраама. Агарь выносила и родила сына Исмаила. Сара приняла его как своего родного сына. А через 14 лет в 1897 году произошло чудо и Сара сама смогла забеременеть от своего Авраама, на то время ему уже было сто лет.
В Древнем Египте фараоны прибегали к помощи рабынь, и использовали их как суррогатных матерей, для продолжения своего рода. Подобные случаи были использованы и богатыми, аристократичными семьями. Естественно, в то время репродуктивные технологии не были развиты и применялась простая инсеминация ( введение заранее подготовленной спермы мужчины непосредственно в матку.) суррогатной матери, но, несмотря на это, ребенок отдавался супружеской паре на воспитание и дальнейшее содержание.
В России первая программа суррогатного материнства была проведена в 1995 году в центре ЭКО в Санкт-Петербурге. Первой пациенткой этого центра была женщина, у которой первенец, появившийся на свет с помощью кесарева сечения, умер после родов, а роженице пришлось удалить матку. Целью в жизни для нее стал родившийся новый ребенок. Она уговорила стать мамой для ее будущего ребенка свою подругу. Беременность наступила с первого оплодотворения, на ультразвуковом исследовании обнаружили двойню. Вынашивание было очень тяжелым, суррогатную маму много раз госпитализировали на сохранение. Родовая деятельность наступила раньше срока, проводилось кесарево сечение. Девочки родились с весом около двух килограмм каждая. Расчет был двухкомнатной квартирой в Питере.
Разберем моральные и этические проблемы суррогатного материнства. Применение этой технологии дает шанс бесплодной семье завести своего ребенка. Однако тем самым ребенок становится товаром, а суррогатное материнство хорошей высокооплачиваемой работой. Например, книга «Антихрист» П. Джеймс, где семья за счет суррогатного материнства пытается решить финансовую проблему. Автор отрицательно относится к решению проблемы таким путем, сознательно дать забеременеть за деньги своей любимой женщине от другого мужчины, а потом жить с этим всю жизнь. [3]
Отсюда возникает новая проблема: прибегать к этому будут не только бесплодные семьи. Ведь многие женщины отказываются рожать из-за токсикозов, боязни поправиться, уходом в декрет, невозможностью путешествовать, заниматься спортом, а так же полным отказом от спиртных напитков. [5]
Но есть более важные проблемы:
- Женщина, ожидая ребенка от суррогатной матери будет возлагать на нее большие надежды, поэтому не исключены конфликты между двумя сторонами.
- В процессе вынашивания ребенка у суррогатной матери может активно развиваться материнский инстинкт. И неизвестно как она себя будет чувствовать, когда придет время отдавать ребенка. Обратимся снова к книге «Антихрист» , казалось-бы живи да радуйся, остались считанные дни до того момента, когда родишь, но тут вступает в силу самый древний и сильный инстинкт человека-материнский, инстинкт продолжения рода, и Сьюзан уже со страхом думает о том, что придется отадть ребенка.
- Ребенок может считать себя чужим в семье и так далее.
Аргументы "против"
- Вынашивание и рождение суррогатной матерью чужого ребенка очень плохо сказывается на психике женщины и оскорбляет ее чувства;
- Женщина, которая будет являться биологической матерью, может не испытывать материнских чувств к малышу, так как он будет рожден от чужой женщины.
- Суррогатная мать может разрушить семью биологических родителей, оказав негативное влияние на отца будущего ребенка.
- С точки зрения религии, например, православия и мусульманства, суррогатное материнство недопустимо.
Аргументы "за"
- Для бесплодной семьи это отличная альтернатива решения их проблемы.
- Для суррогатной матери это решение может помочь решить материальные проблемы, если таковы имеются.
Законы, регулирующие суррогатное материнство, в каждом государстве разные. Например, во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции суррогатное материнство запрещено совсем. В США, ЮАР, России, Украине и Казахстане законодательно разрешено. А в Беларуси суррогатным материнством может воспользоваться только та женщина, которая не способна сама выносить и родить ребенка. [4]
Рассмотрим, как законодательство решает вопросы регулирования вспомогательных репродуктивных технологий, более подробно. Статья 51 (п.4) СК РФ гласит: «Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)».
Часть 3 ст.52 СК РФ: «Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства. Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства».
Пункт 5 ст.16 Закона «Об актах гражданского состояния» закрепляет правила, что «при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка».
Соглашение о суррогатном материнстве бывает коммерческое или некоммерческое. В случае коммерческого суррогатного материнства биологическая мать ребенка получает материальное вознаграждение.
Некоммерческое суррогатное материнство отличается от коммерческого тем, что биологическая мать не имеет никакой материальной выгоды, кроме оплаты расходов, связанных с беременностью.
Чтобы избежать проблем, связанных непосредственно с суррогатной матерью, родителям будущего ребенка необходимо заключить договор, в котором должны оговариваться такие моменты как:
- Обязательная компенсация расходов на медицинское обслуживание во время беременности биологической матери ребенка.
- Компенсация потерь в заработке суррогатной матери.
- Обеспечение местом проживания суррогатной матери в период беременности.
- Уточнение медицинского учреждения, где будет происходить искусственное оплодотворение биологической матери.
- Обязательное обсуждение плана действий в случае рождения неполноценного ребенка.
Обязанностью суррогатной матери является соблюдение всех предписания врача, связанных с вынашиванием и направленные на рождение здорового ребенка.
Итак, каждый из нас вправе сам решить, как относиться к суррогатному материнству. Для людей, получивших долгожданного ребенка, это настоящее счастье и благо. Но общество с устоявшимися еще давно моральными принципами пока еще не готово принять суррогатное материнство и с осуждением относится к женщинам, которые решаются на столь серьезный и столь прекрасный поступок. Несовпадение различных точек зрения, касаемых этой темы, приводит к многочисленным спорам. Но к нам все же приходит осознание того, что суррогатное материнство - это факт, который пришел в нашу жизнь совсем недавно и он уже никуда не денется, поэтому нам остается его просто принять и искать в нем положительные моменты.
По статистке, более 20% всех супружеских пар не имеют возможности завести детей естественным путем. Ни для кого не секрет, что проблема бесплодия существовала всегда. Не каждая женщина может рожать детей, так и не каждый мужчина способен оплодотворить женщину по разным для них причинам. Каждая пятая супружеская пара не может иметь собственных детей! Как итог, огромное число разводов происходит не из-за несходства характеров, измен, алкоголизма или наркомании одного из супругов, а именно из-за отсутствия в семье ребенка. И даже любовь, взаимное уважение, доход, сходство интересов и вкусов не спасают пары перед этим страшным диагнозом - бесплодие. Вновь обращаясь к статистике можно наткнуться на тот факт, что бездетные браки распадаются чаще, чем те, в которых есть дети. Рассматривая варианты решения этой проблемы для бесплодной пары, можно наткнуться на такой вариант как усыновление. Бесспорно, это очень ответственный шаг, который заслуживает уважения и одобрения. Но есть вероятность, что истинной любви и настоящих родительских чувств к этому ребенку у супружеской пары не возникнут и они всегда будут думать об упущенной возможности иметь своего, родного ребенка. И тогда на помощь приходит еще один вариант решения этой непростой ситуации – суррогатное материнство. Как известно в медицине, эмбрионы могут отлично приживаться у посторонней женщины, которая вынашивает для супружеской пары ребенка. Поэтому программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка супружеским парам, которые в силу определенных обстоятельств не могут самостоятельно выносить и родить здорового ребенка.
Библиографическая ссылка
Трапезников М.В., Мусихина В.Р., Перминова А.П., Некрасов Д.С. ЭТИЧЕСКИЕ И МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19502 (дата обращения: 23.11.2024).