Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭТИЧЕСКИЕ И МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Трапезников М.В. 1 Мусихина В.Р. 1 Перминова А.П. 1 Некрасов Д.С. 1
1 ФГБОУ ВО Кировская ГМУ Минздрава России
В современном мире, мире инновационных технологий проблема суррогатного материнства стала как никогда актуальна. В нашей стране число смертей превышает число рождений уже более 10 лет, рождаемость не достигает даже уровня простого замещения поколений. Такая ситуация складывается по различным причинам. Это и материальное положение, и карьерный рост, и здоровье молодежи, и медицинские показатели, и отсутствие элементарной половой культуры, и, как это ни странно, - несовершенное законодательство, и иные факторы. Суррогатное материнство является альтернативой в сложившейся ситуации. Что будет чувствовать мать, когда родит дитя, которого в последующем заберет другая семья? Проснется ли материнский инстинкт? Каково будет биологической матери, ведь ее дитя не было выношено ею? Будет ли ребенок чувствовать себя родным? Одобрят ли это религия? Закон? Как к этому будут относиться окружающие? И не будут ли использовать суррогатное материнство в корыстных целях? Поэтому в данном исследовании мы хотим осветить некоторые аспекты, касаемые этических и моральных проблем суррогатного материнства обращаясь к книге П.Джеймса «Антихрист».
материнство
этика
мораль
антихрист
1. Базанов П.А. Суррогатное материнство – блажь или выход из тупика? / П.А. Базанов // Женское здоровье. – 2006. - №1. – С. 7.4.
2. Борисова Т.Н. Актуальные вопросы законодательной и правоприменительной практики суррогатного материнства / Т.Н. Борисова // Социальное и пенсионное право. – 2008. - №1. – С. 15-16.
3. Джеймс П. «Антихрист», 2008.
4. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы / И.В. Силуянова. – М., 2001. – 192 с.
5. Шамов И.А. От деонтологии к биомедицинской этике / И.А. Шамов // Медицинская сестра. - 2006. - № 1.- C. 2-5.

За последние несколько лет развитие вспомогательных репродуктивных технологий значительно выросло. Этот прогресс пользуется спросом, давая возможность создать семью людям со значительным ухудшением репродуктивного здоровья, как у женщин, так и у мужчин. Однако можно встретить противников суррогатного материнства, которые считают, что так ребенок превращается в товар.

Если спросить у людей: «Какая главная задача в вашей жизни?», несомненно, многие ответят, что это продолжение рода. Но не все семьи имеют такую возможность.

Итак, начнем с того, что же такое бесплодие? Бесплодие- неспособность лиц детородного возраста к воспроизводству потомства вследствие нарушения оплодотворения или имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Процент бесплодных супружеских пар достигает 20%. Бесплодие бывает первичным - когда родить естественным путем не получается, какие бы меры не были предприняты. И вторичным - когда у женщины ранее были беременности, а так же временные проблемы в организме, мешающие забеременеть ей сейчас.

Так как процент бесплодия с каждым годом повышается, супружеские пары встают перед выбором: либо взять ребенка из детдома, либо воспользоваться суррогатным материнством. Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребенка, который будет затем отдан на воспитании генетическим родителям. Они будут юридически считаться родителями этого ребенка. [1]

Суррогатной матерью может быть только та женщина, которая достигла возраста 18 лет и успела родить минимум одного своего ребенка.

История суррогатного материнства начиналась в древней цивилизации. Первый случай суррогатного материнства зафиксирован две тысячи лет до н. э. История описана в Ветхом Завете, Сара, жена Авраама, была бесплодной и была вынуждена просить служанку Агарь, чтоб она выносила ребенка Авраама. Агарь выносила и родила сына Исмаила. Сара приняла его как своего родного сына. А через 14 лет в 1897 году произошло чудо и Сара сама смогла забеременеть от своего Авраама, на то время ему уже было сто лет.                        

 В Древнем Египте фараоны прибегали к помощи рабынь, и использовали их как суррогатных матерей, для продолжения своего рода. Подобные случаи были использованы и богатыми, аристократичными семьями. Естественно, в то время репродуктивные технологии не были развиты и применялась простая инсеминация ( введение заранее подготовленной спермы мужчины непосредственно в матку.) суррогатной матери, но, несмотря на это, ребенок отдавался супружеской паре на воспитание и дальнейшее содержание.

 В России первая программа суррогатного материнства была проведена в 1995 году в центре ЭКО   в Санкт-Петербурге. Первой пациенткой этого центра была женщина, у которой первенец, появившийся на свет с помощью кесарева сечения, умер после родов, а роженице пришлось удалить матку. Целью в жизни для нее стал родившийся новый ребенок. Она уговорила стать мамой для ее будущего ребенка свою  подругу. Беременность наступила с первого оплодотворения,  на ультразвуковом исследовании обнаружили двойню. Вынашивание было очень тяжелым, суррогатную маму много раз госпитализировали на сохранение. Родовая деятельность наступила раньше срока, проводилось кесарево сечение. Девочки родились с весом около двух килограмм каждая. Расчет был двухкомнатной квартирой в Питере.

Разберем моральные и этические проблемы суррогатного материнства. Применение этой технологии дает шанс бесплодной семье завести своего ребенка. Однако тем самым ребенок становится товаром,  а суррогатное материнство хорошей  высокооплачиваемой работой. Например, книга «Антихрист» П. Джеймс, где семья за счет суррогатного материнства пытается решить финансовую проблему. Автор отрицательно относится к решению проблемы таким путем, сознательно дать забеременеть за деньги своей любимой женщине от другого мужчины, а потом жить с этим всю жизнь. [3]

Отсюда возникает новая проблема: прибегать к этому будут не только бесплодные семьи. Ведь многие женщины отказываются рожать из-за токсикозов, боязни поправиться, уходом в декрет, невозможностью путешествовать, заниматься спортом, а так же полным отказом от спиртных напитков. [5]

Но есть более важные проблемы: 

  1. Женщина, ожидая ребенка от суррогатной матери будет возлагать на нее большие надежды, поэтому не исключены конфликты между двумя сторонами.
  2. В процессе вынашивания ребенка у суррогатной матери может активно развиваться материнский инстинкт. И неизвестно как она себя будет чувствовать, когда придет время отдавать ребенка. Обратимся снова к книге «Антихрист» , казалось-бы живи да радуйся, остались считанные дни до того момента, когда родишь, но тут вступает в силу самый древний и сильный инстинкт человека-материнский, инстинкт продолжения рода, и Сьюзан уже со страхом думает о том, что придется отадть ребенка.
  3. Ребенок может считать себя чужим в семье и так далее.

Аргументы "против" 

  • Вынашивание и рождение суррогатной матерью чужого ребенка очень плохо сказывается на психике женщины и оскорбляет  ее чувства;
  • Женщина, которая будет являться биологической матерью, может не испытывать материнских чувств к малышу, так как он будет рожден от чужой женщины.
  • Суррогатная мать может разрушить семью биологических родителей, оказав негативное влияние на отца будущего ребенка.
  • С точки зрения религии, например, православия и мусульманства, суррогатное материнство недопустимо.


Аргументы "за" 

  • Для бесплодной семьи это отличная альтернатива решения их проблемы.
  • Для суррогатной матери это решение может помочь решить материальные проблемы, если таковы имеются.

Законы, регулирующие суррогатное материнство, в каждом государстве разные. Например, во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции  суррогатное материнство запрещено совсем. В США, ЮАР, России, Украине и Казахстане  законодательно разрешено. А в Беларуси  суррогатным материнством может воспользоваться только та женщина, которая не способна сама выносить и родить ребенка. [4]

Рассмотрим, как законодательство решает вопросы регулирования вспомогательных репродуктивных технологий, более подробно. Статья 51 (п.4) СК РФ гласит: «Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)».

Часть 3 ст.52 СК РФ: «Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства. Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства».

Пункт 5 ст.16 Закона «Об актах гражданского состояния» закрепляет правила, что «при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка».

Соглашение о суррогатном материнстве бывает коммерческое или некоммерческое. В случае коммерческого суррогатного материнства биологическая мать ребенка получает материальное вознаграждение.

Некоммерческое суррогатное материнство отличается от коммерческого тем, что биологическая мать не имеет никакой материальной выгоды, кроме оплаты расходов, связанных с беременностью.

Чтобы избежать проблем, связанных непосредственно с суррогатной матерью, родителям будущего ребенка  необходимо заключить договор, в котором должны оговариваться такие моменты как:

  • Обязательная компенсация расходов на медицинское обслуживание во время беременности биологической матери ребенка.
  • Компенсация потерь в заработке суррогатной матери.
  • Обеспечение местом проживания суррогатной матери в период беременности.
  • Уточнение медицинского учреждения, где будет происходить искусственное оплодотворение биологической матери.
  • Обязательное обсуждение плана действий в случае рождения неполноценного ребенка.

Обязанностью суррогатной матери является соблюдение всех предписания врача, связанных с вынашиванием и  направленные на рождение здорового ребенка.

Итак, каждый из нас вправе сам решить, как  относиться к суррогатному материнству. Для людей, получивших долгожданного ребенка, это настоящее счастье и благо. Но общество с устоявшимися еще давно моральными принципами пока еще не готово принять суррогатное материнство и с осуждением относится к женщинам, которые решаются на столь серьезный и столь прекрасный поступок. Несовпадение различных точек зрения, касаемых этой темы,  приводит к многочисленным спорам. Но к нам все же  приходит осознание того, что суррогатное материнство - это факт, который пришел в нашу жизнь совсем недавно и он уже никуда не денется, поэтому нам остается его просто принять и искать в нем положительные моменты.

По статистке, более 20% всех супружеских пар не имеют возможности завести детей естественным путем. Ни для кого не секрет, что проблема бесплодия существовала всегда. Не каждая женщина может рожать детей, так и не каждый мужчина способен оплодотворить женщину по разным для них причинам. Каждая пятая супружеская пара не может иметь собственных детей! Как итог,  огромное число разводов происходит не из-за несходства характеров, измен, алкоголизма или наркомании одного из супругов, а именно из-за отсутствия в семье ребенка. И даже любовь, взаимное уважение, доход, сходство интересов и вкусов не спасают пары перед этим страшным диагнозом - бесплодие. Вновь обращаясь к статистике можно наткнуться на тот факт, что бездетные браки распадаются чаще, чем те, в которых есть дети. Рассматривая варианты решения этой проблемы для бесплодной пары, можно наткнуться на такой вариант как усыновление. Бесспорно, это очень ответственный шаг, который заслуживает уважения и одобрения. Но есть вероятность, что истинной любви и настоящих родительских чувств к этому ребенку у супружеской пары не возникнут и они всегда будут думать об упущенной возможности иметь своего, родного ребенка. И тогда на помощь приходит еще один вариант решения этой непростой ситуации – суррогатное материнство. Как известно в медицине, эмбрионы могут отлично приживаться у посторонней женщины, которая вынашивает для супружеской пары ребенка. Поэтому программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка супружеским парам, которые в силу определенных обстоятельств не могут самостоятельно выносить и родить здорового ребенка.


Библиографическая ссылка

Трапезников М.В., Мусихина В.Р., Перминова А.П., Некрасов Д.С. ЭТИЧЕСКИЕ И МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19502 (дата обращения: 07.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074