Введение. Януш Корчак – педагог-гуманист, врач, писатель. Он трагически погиб в 1942 году в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка вместе со своими воспитанниками - двумя сотнями детей. Со времени смерти Януша Корчака прошло 76 лет, однако интерес к его личности и педагогическому творчеству не угасает. Он великий педагог и реформатор XX века, выдающийся теоретик и практик воспитания. Концепция Януша Корчака родилась в начале XX в., в тот период времени в педагогике сложилось противоречие между традиционным авторитарным воспитанием, видевшим в ребенке лишь объект воздействия и формированием суверенной человеческой индивидуальности демократическими методами гуманистической педагогики.
Корчак поделили детей и взрослых на два класса. Детей обозначил классом порабощенным, словно это неравноправный народ. «У детей трудная судьба, даже если это дети из благополучных семей, потому что взрослые не понимают их и не умеют любить», - так писал Корчак. Педагог-гуманист считал, что нужно преодолеть барьеры между взрослыми и детьми, а именно: взрослые путают права и обязанности ребенка. Так, в права ребенка в официальных документах не заложено главное право ребенка – на уважение, которое и есть его право быть самим собой. Корчак подчёркивал, что быть ребенку самим собой, очень трудно и нужно помочь ему в этом. В этом и есть смысл педагогической деятельности.
Постановка проблемы. В современном мире педагогические правила воспитания детей очень тесно согласуются с педагогическими идеями Януша Корчака, основываются на взаимном уважении между ребенком и взрослыми и доверительными отношениями между ними [1]. Если в период раннего возраста (от 3 до 7 лет) воспитание было не правильным, то все, что не дополучил ребенок в последствии невозможно будет восполнить и отложит отпечаток на всю его последующую жизнь. Так 95 % студентов, обращающихся за психологической помощью к специалистам КрасГМУ, жалуются на невозможность установления тёплых, доверительных отношений с родителями. Эти данные от психологов высшего учебного заведения свидетельствуют о недопонимании между родителями и детьми, которое влияет на выбор будущей профессии ребёнком, текущую студенческую успеваемость, а также, вызывает сожаления современной молодежи, связанные с ошибками в их воспитании, отсутствии уважения к ним со стороны взрослых и не возможности быть услышанными старшими. Несмотря на кажущуюся «взрослость», юноши и девушки от 19 до 21 года жалеют, что родители уделяли им мало времени, добивались от них реализации своих несбывшихся мечтаний, требовали постоянного совершенства, порой, занимаясь эмоциональным шантажом, вымещали на них свои обиды, старались сделать из ребёнка «многорукого Шиву», казалось бы, таким образом, развивая все возможные таланты (даже несмотря на их отсутствие). Возможно, в будущем современная молодежь, воспитывая своих детей учтёт опыт старших поколений и будет применять правила Януша Корчака. Именно поэтому, педагогические правила важно знать и применять в воспитании. По В.И. Андрееву, правило педагогики – это правило воспитания, обучения или саморазвития, представляющее собой лаконично сформулированное на основе педагогического принципа предписание, нормативное требование к деятельности педагога или ученика, выполнение которого формирует наиболее рациональные тактики их действий и способствует повышению эффективности решения определенного класса педагогических задач [2].
Несмотря на давность высказанных Янушем Корчаком идей, они и по сей день пользуются популярностью среди родителей. В Интернете на специализированных сайтах, в социальных сетях, в холлах детских садов и развивающих центрах можно встретить «10 заповедей Януша Корчака» [3]. Это ряд педагогических правил, которые он сформулировал в своей книге «Как любить ребёнка». По мнению писателя, именно на этих правилах строится счастливое детство, насыщенная зрелость и спокойная старость. Данные педагогические правила представляют собой эвристические предписания, которые направляют воспитателя думать и действовать определенным образом, в определенном направлении. Однако, не дают готового и точного ответа о том, как поступить в конкретной ситуации, воспитатель как бы должен переосмыслить в контексте эвристического предписания свою ситуацию и затем, принять решение о том, каким образом он будет действовать [2].
Анализ педагогического наследия Я. Корчака [4], осмысление его идей и личный опыт воспитания и обучения, позволил нам выявить противоречие между потенциалом педагогических идей, высказанных много лет назад Я. Корчаком, и не достаточной их реализованностью в современном образовании и воспитании современной молодежи.
Выявленное противоречие, позволило нам обозначить проблему: Какими педагогическими правилами следует руководствоваться педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения современной молодежи? Именно об этом мы решили узнать у студентов КрасГМУ.
Цель исследования: определить право уважение современной молодежи посредством поддерживаемых ими педагогические правил в виде эвристических предписаний Я. Корчака, через следующие задачи:
- Изучить какими эвристическими предписаниями Я. Корчака современная молодежь руководствовалась бы в вопросах воспитания.
- Выявить какие эвристические предписания Я. Корчака хотела бы, чтобы применялись их родителями по отношению к ним?
- Определить какие эвристические предписания Я. Корчака не приемлемы в воспитании или устарели?
Материалы и методы исследования. Проведенное нами выборочное исследование было осуществлено на базе КрасГМУ, в статистическую выборку вошли 50 студентов 2 курса лечебного факультета, возраст анкетируемых от 19-ти лет до 21-го года. Диагностика проводилась с помощью разработанных анкет на основе 10 эвристических предписаний Януша Корчака. Анкета включала 4 вопроса. Для сбора и обработки информации использован математический метод в программе Microsoft Office Excel. Опрос студентов проводился при помощи анкеты, в которой были представлены 10 правил Януша Корчака [3]:
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым – не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Обсуждение результатов: По результатам опроса нами выделено 5 наиболее популярных ответов. Назовём их в порядке убывания, обозначив процентное соотношение.
Вопрос №1: Какие бы заповеди молодые люди применяли к своим детям, если бы были родителями сейчас? Ответы распределилась следующим образом (76,54% из 100%):
25,5 % - Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
19,85 % - Люби своего ребенка любым – не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
12,76 % - Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
10,63 % - Не унижай!
7,8 % - Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Таким образом, основным педагогическим правилом в виде эвристического предписания, которым бы студенческая молодежь руководствовалась в вопросах воспитания, является потребность стать самим собой, быть самим собой. Именно этим правилом, современная молодежь готова следовать в вопросах воспитания.
Вопрос №2: Вспомните себя в детстве и укажите три заповеди, которые бы вы хотели, чтобы ваши родители применяли к вам с малых лет (73,74% из 100%)?
20,39 % - Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
18,04 % - Люби своего ребенка любым – не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
12, 95 % - Не унижай!
11, 37 % - Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
10, 99 % - Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
Таким образом, в вопросе воспитания по отношению к себе, студенческая молодежь хотела бы, чтобы родители помогли им стать самими собой, и любили их даже если они не оправдают их ожидания. И не унижали!
Вопрос №3. Поясните какую заповедь и почему вы поставили на первое место в вопросе №2?
Так, заповедь «Не унижай!» оказалась на третьем месте по количеству выборов (почти 13%). Интересны интерпретации ребят, которые они дали развёрнуто, поясняя свой выбор: «Было дело:((»; «У моих родителей были специфические методы воспитания, система поощрения и наказания», «Мои родители редко хвалили в детстве, чаще указывали на мои недостатки. Это неправильно»; «Из-за унижений ребенок может "потеряться" в жизни, стать замкнутым в себе. Это очень страшно» и другие.
О системе воспитания современных родителей рассуждает молодая мама Мария Леоненко, она воспитывает пятилетнего сына Володю: «По моим наблюдениям, многие эмоции детей на площадках, в садиках обесцениваются взрослыми. Особенно у мальчиков, потому что мужчины не плачут, даже если ребёнок впервые для себя столкнулся с чем-то таким, с чем до этого никогда не сталкивался. Разделяя детские чувства и проблемы с уважением, мы учим ребёнка тому, что они важны для нас, что мы принимаем ребёнка всего и со смехом, и со слезами, и со злостью. Если не относиться к детским разбитым коленкам с вниманием, потом в действительно сложной ситуации ребёнок не придёт за помощью к родителю и может «наломать дров». Следует отметить, что такие ученые как Л. Петрановская, У. Поллак, Г. Ньюфелд, А. Фабер, Э. Мазлиш разделяет идеи о воспитании Януша Корчака.
Заповедь, оказавшаяся на втором месте по количеству выборов (18 %): «Люби своего ребенка любым – не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой», прокомментировали студенты свой выбор заповеди следующим образом: «Потому что самое главное для ребенка - это внимание и любовь родителей к нему. Я был лишен этого»; «Потому что твой ребенок - твое создание и ты должен любить то, что создал»; «Родители должны принять любое решение своего ребенка»; «Это сильнее всего может отразиться на ребенке в будущем».
О том, что родители перебарщивают с тем, что ребёнок должен быть талантливым, активным, послушным, чтобы заслужить любовь взрослого, подтверждает молодая мама, Ольга Быкова, она воспитывает пятилетнего сына Сашу. В её окружении правилом Януша Корчака многие пренебрегают: «…Сейчас мы все заточены на успешность! В нашем взрослом понимании. И сколько малышей от этого страдают, ходят на бесконечные «развивашки», курсы английского, китайского, ментальной арифметики и так далее. Современные родители так бояться вырастить обычных детей, потому что «простой ребенок» - это как бы доказательство, того что ты тоже простой, а все хотят быть «сверх»! Но ведь это из темы не воспитывай детей, а воспитывай себя… Сейчас не дети, а сплошные Рональдо рождаются. Их на робототехнику в 3 года водят, дети просто не умеют играть сейчас, все должно быть со смыслом, с пользой. Сейчас, наоборот стали издавать книги, чтобы не трогали детей и давали им ПРОСТО играть, в то что они хотят».
Первое место по количеству выборов (20 %), респонденты отдали заповеди «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой», прокомментировав свой выбор следующим образом: «В детстве родители говорили: "А вот я в твои годы…, а у меня было…"»; «Родители зачастую требовали от меня невыполнимых задач»; «Родители видели во мне продолжение себя и своих интересов. В моих мечтах и желаниях виделось что-то несерьезное, поэтому я смогла осуществить их только взрослой»; «Это впоследствии ломает жизнь. Хотя бы тем, что человек занимается делом, которое (ненавидит), не лежит к душе»; «От меня постоянно требовали соответствовать чужим стандартам и через мою жизнь родители пытались воплотить свои неудачи».
Вопрос №4: С какой заповедью вы не согласны? Почему?
В результате исследования, выявилась некоторая тенденция молодежи по отношению к чужим детям, 16% студентов откровенно недоумевают зачем им любить чужих детей, тем самым, опровергая заповедь Януша Корчака «Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему». В результате получены следующие ответы: «Зачем любить чужого ребенка? Можно относиться хорошо к чужим детям. Любить-слишком громкое слово»; «Потому что люди не всегда могут полюбить»; «Ибо должно быть, по крайней мере, все равно на другого ребенка».
Возможно, данная позиция связана с некоторой незрелостью молодых людей, непониманием одной из главных заповедей человечества «Возлюби ближнего своего», которая даёт понимание об уважении другой личности в целом. И, требуя уважения и внимания к себе, сожалея о том, что мало времени родители проводили с ними в их детстве, молодежь проявляет эгоистические чувства по отношению к другим, не желая проявлять уважение и внимание к ним. В данном случае можно порекомендовать каждому познакомиться с заповедями Януша Корчака, попробовать их осмыслить и, применить в жизни, как в настоящем, так и в будущем.
Выводы. Студентов КрасГМУ можно с большей долей вероятности отнести к благополучной молодежи, однако, даже у благополучных ребят остаются некоторые претензии к родителям, сожаления о воспитании и обиды, это показало наше исследование. В результате выявился ряд проблемных вопросов. Например, современная молодежь иногда с сожалением и обидой вспоминает детство и методы, которые применяли взрослые при общении с ними. В воспитании и образовании современной молодежи недостаточно реализована их потребность в желании стать самими собой. Потребность быть естественными, подлинными, настоящими. Современная молодежь ожидает поддержки от родителей в реализации потребности быть самими собой, однако в таком случае, она не оправдывает ожидания родителей. Современная молодежь, подтверждает факт унизительного отношения к ним со стороны родителей. И ждет реализацию своего законного права на уважительное отношение к себе. Наше исследование будет продолжено в направлении поиска педагогических условий, методов и средств реализации уважительного отношения к студенческой молодежи в вопросах воспитания и образования [5].
Итоги исследования могут быть выражены в форме эвристических предписаний молодым и будущим родителям:
- Главная забота - проявление любви. Без нее дети растут жестокими, алчными, надо любить всем сердцем.
- Самая важная встреча-это встреча всей семьи, а не только родителя с ребенком. Для него эти встречи имеют не меньший смысл.
- Нельзя требовать с ребенка плату за заботу о нем, за его одежду
- Унижение не приведет к благоприятному исходу никогда и ни при каких обстоятельствах. Нельзя применять унижение к своим детям.
Эти заповеди, в форме эвристических предписаний максимально верно показывают пример того, как надо обращаться со своим ребенком.
Библиографическая ссылка
Корнилова О.А., Сысоева А.Ю. ПРАВО СТУДЕНТА НА УВАЖЕНИЕ ИЛИ КАКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПОДДЕРЖИВАЕТ СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ? ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ «ПРАВИЛ ЖИЗНИ» ЯНУША КОРЧАКА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19494 (дата обращения: 09.12.2024).