С давних времён первостепенным институтом социализации личности ребёнка считается семья. Семья в детские годы оказывает на ребенка огромное влияние на психологическом уровне. В последующем такое влияние отражается в самостоятельной жизни человека. Значимость семьи как института воспитания характеризуется длительным воздействием на личность, ребёнок находиться в ней значительную часть своей жизни. Институт семьи неоценимо уникален - ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. И, как известно, формирование более чем на половину происходит к периоду поступления в школу.
Социализация личности начинается при всестороннем контакте ребёнка со своими родителями, общении с окружающим миром и всевозможном взаимодействии с ним. В настоящее время в российском обществе наблюдается многократное усиление степени показателя напряженной обстановки между родителями и детьми, проявляющаяся в притязательном отношении к своим детям, в непонимании чувств и настроения ребёнка, беспомощности к эмпатии, в нехватке эмоциональной поддержки, в дефиците родительского тепла и ласки. Данные обстоятельства самым отрицательным образом оказывают влияния на эмоциональные, интеллектуальные факторы развития детей [2].
Взаимоотношения детей и родителей часто становятся предметом исследований многих педагогов и психологов. Политический, экономический кризис приводит к росту эмоционального напряжения в обществе. Большая занятость родителей, низкий уровень благосостояния, хроническая усталость, недостаток полноценного общения с детьми, приводит к дисгармонии в отношениях детей и родителей. Увеличивается количество детей с проявлениями эмоциональных отклонений – капризность, упрямство, нестабильность настроения, повышенная тревожность, гиперактивность, а иногда и яркая агрессивность.
Общепринятые компоненты детско-родительского взаимодействия: когнитивный, социально-бытовой и эмоциональный. Эмоциональная сторона контакта родителей с детьми изложена в работах известных психологов А. Адлера (австрийский психолог), Гордона (американский психолог), Р. Кэмбелла (психиатр, основной деятельностью которого являются семейные отношения), И.М. Марковской (российский психолог, кандидат психологических наук), К. Роджерса (американский психолог), В.В. Столина (российский психолог) и др.
При осмыслении работ ведущих психологов, очевидно, что на детско-родительских взаимоотношениях передается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили взаимоотношений и роль, отводящаяся ребенку в данной семье. Личность ребенка складывается под влиянием типа родительских отношений.
Значительную роль при формировании ребенка, эмоциональных и личностных качеств, обычно относят к фактору взаимодействия родителей и ребенка, на всех этапах его развития. В течение постоянной связи с ребенком, отец с матерью могут регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать и применять самые разные психотехнические приемы аффективной организации его поступков, стабилизации аффективных процессов в жизненных ситуациях. Нарушения внутрисемейных отношений могут отразиться в разных отклонениях психического и физического развития [1].
Поэтому, актуальность проблемы поиска принципиально новых подходов к гармонизации детско-родительских отношений в дошкольной образовательной организации, не вызывает ни каких сомнений.
В последнее время педагоги ДОУ испытывают трудности в работе с детьми и некоторыми семьями воспитанников. Увеличивается количество социально запущенных дошкольников, дети неуправляемы, не знают правил поведения в обществе, проявляют агрессию по отношению к педагогам и сверстникам, кусаются, дерутся, нецензурно выражаются, чрезмерно возбудимы, кричат, не могут сосредоточить внимание, имеют низкий познавательный интерес. Родители не охотно идут на контакт, не желают обсуждать проблемы в поведении ребенка, не хотят осознавать проблем во взаимоотношениях с ребенком, игнорируют приглашения на консультации к психологу, имеют низкую мотивацию к изменению родительской позиции, отсутствует потребность в новых психологических и педагогических знаниях. Молодые родители большую часть свободного времени проводят в соцсетях, не хотят заниматься воспитанием и развитием своего ребенка, им проще занять малыша, предложив ему планшет или телефон с электронными играми на весь вечер. А они в свою очередь, лишь усугубляют ситуацию, дети испытывают чрезвычайное психологическое напряжение, беспокойство, нарушается сон, аппетит, поведение.
Привлечение других специалистов ДОУ к совместной организации работы с родителями становится достаточно важным. Приглашение специалиста по физической культуре в качестве партнера психолога, по мнению С.С. Прищепы, является весьма действенным в силу ряда причин:
родители приходят более охотно, так как такие встречи не вызывают подсознательных тревоги и опасений;
родителей привлекает возможность освоить новые здоровьесберегающие приемы и техники;
в ходе совместной деятельности детей и родителей ярко проявляются имеющиеся в семье конфликты в отношениях. Это позволяет обратить внимание взрослых на острые моменты и замотивировать родителей на дальнейшую работу со специалистами [3].
Можно наметить возможные пути сотрудничества психолога и инструктора по физической культуре: анализ диагностической информации о семьях воспитанников; определение структуры, формирование содержания занятий и консультаций для родителей; проведение занятий, тренингов в качестве со-ведущих.
Одним из средств коррекции и укрепления детско-родительских отношений можно рассматривать возможности совместной физической культуры. Мы считаем, что совместные физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, где родители вступают в телесный контакт со своим ребенком (выполняют упражнения в паре, в качестве помощника, партнера и тренера), будут способствовать установлению более близкого эмоционального контакта, доверительных отношений, взаимопомощи.
Совместные занятия физической культурой родителей с детьми возрастной группы пяти - шести летнего возраста – это одна из ключевых значимых и главных форм взаимоотношений, преследующие цель гармонизации детско-родительских отношений в детском саду. Соведущими совместных занятий физической культурой являются воспитатель по физической культуре и педагог-психолог. Они выполняют разные функции: инструктор по физической кудьтуре - проводит беседу с родителями о здоровьесберегающих техниках и приемах, осуществляет показ упражнений, помогает выполнять упражнения, дает указания; психолог - ведет наблюдение за поведением родителей и детей, своевременно предотвращает конфликтные ситуации, подсказывает оптимальный способ детско-родительской коммуникации.
Близкое взаимодействие данных специалистов способствует качественному повышению продуктивности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Во-первых, родители с удовольствие посещают занятия данного типа, где им предоставляется возможность удовлетворить своё желание заниматься физкультурой вместе со своими детьми. Во-вторых, совместная двигательная деятельность со своим ребенком раскрепощает их. В-третьих, предоставляется возможность родителям оценить результаты своего воспитания. В-четвертых, родители изучают здоровьесберегающие техники и с удовольствием осваивают физические упражнения, которые выполняют в паре со своим ребенком.
Поэтому, несомненно, данные занятия дают возможность родителям приобретать теоретические знания, и применять практические умения в физическом воспитании. В процессе познания совместных движений и приемов с ребенком с помощью педагогов и психолога происходит коррекция семейных отношений между родителями и детьми.
Проведение родителями страховки позволяет детям ощущать себя защищенными, уверенными в себе, формирует способность преодолевать страх. Ребенок тоже страхует взрослого, происходит взаимное доверие, что вызывает у него восторг. Каждый раз при встрече говорят, как скучали друг без друга, во время всего занятия родители подбадривают и хвалят детей. В конце занятия родители и дети обнявшись, удобно садятся, делятся своими эмоциями от игровой двигательной деятельности.
В ходе всего занятия родители и дети касаются друг друга. Встреча всегда обязательно начинается с объятий, прикосновений, с ласковых слов. Все упражнения и задания составлены на соприкосновениях и тесном контакте. Эмоционально тактильная чувствительность особенно активизируется в подвижных играх и игровых упражнениях.
Во время разминки и общеразвивающих упражнений, и при выполнении основных видов движений ребенок с взрослым работает в паре. Мы предлагаем использовать следующие способы организации детско-родительских пар: ребенок – взрослый «Партнер», ребенок – взрослый «Тренер», ребенок – взрослый «Помощник».
Содержания занятий физической культуры, несомненно, включает в себя развивающие физические упражнения и игры: доступные для совместного выполнения взрослым и ребенком; происходит разного рода физическое благоприятное влияние на организм людей, способствует повышению выносливости, как в физическом, так и психологическом плане; обращены на процесс формирования чувств и темпераметра, партнерских и доверительных взаимоотношений родителей и детей; решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи [3].
Целью исследовательской работы является изучение педагогических условий гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры в дошкольной образовательной организации.
На этапе констатирующего эксперимента мы выявили особенности взаимоотношений детей и родителей. Были использованы следующие методы исследования: тест родительского отношения (А. Варга, В. Столин), диагностическая методика «Семья глазами ребенка» и другие.
Результаты теста родительского отношения (А. Варга, В. Столин) показали, что 62 % родителей испытывают безусловное принятие ребенка, 20 % родителей условную любовь, 18% - отвергают ребенка. Данные шкалы «Эмоциональное отвержение» представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Диагностическая методика «Семья глазами ребенка» была направлена на определение уровня эмоциональной атмосферы в семье. Результаты показали, что в большинстве семей (52%) имеет место положительная атмосфера; нейтральная – 13 %, отрицательная – 35% (Диаграмма 2.).
Диаграмма 2.
Таким образом, результаты констатирующего исследования показали, что эмоциональная близость детей и родителей существует у 60% испытуемых, отсутствует у 40%.
Мы рассчитываем, что гармонизации детско-родительских отношений позволят следующие педагогические условия:
- информационно – психологическая подготовка педагогов с целью повышения психолого-педагогической квалификации воспитателей по вопросу общения и взаимодействия родителей и детей (консультация, практикум, круглый стол с воспитателями, семинар-практикум);
- совместные занятия физической культурой родителей с детьми. На таких занятиях большую часть времени ребёнок выполняет задания вместе с взрослым в паре (испытывая эмоции радости от совместной двигательной активности), где взрослые занимают роль партнера, помощника и тренера;
- применение различных психофизических средств на совместных занятиях физической культурой (гимнастические упражнения, проблемные ситуации и творческие задания; подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; логоритмические и музыкально-ритмические упражнения; психогимнастические этюды и релаксационные упражнения) для создания эмоционально-тактильной связи взрослого с ребенком (Схема №1).
Схема №1
Педагогические условия гармонизации детско-родительских отношений в ДОУ |
||
Осуществление специальной подготовки педагогов к реализации технологии направленной на гармонизацию детско-родительских отношений |
Совместные физкультурные занятия родителей и детей |
|
Консультации: «Возможности организации и проведения совместных физкультурных занятий»; «Средства физической культуры как фактор гармонизации семейных отношений» |
Выполнение упражнений в паре, где родитель тренер: «Гимнаст», «Акробат», «Циркач» |
Подвижные игры и игровые упражнения: «Цапля», «Тачка», «Кошка», «Раки», «Послушный мячик» |
Круглый стол: «Возможности взаимодействия специалистов ДОУ в вопросах укрепления семьи» |
Выполнение упражнений в паре, где родитель помошник: «Спасатель», «Летчики», «Велосипедисты» |
Игровой самомассаж и массаж: «Маленькие волшебники», «Волшебные точки» |
Семинар-практикум: «Парное взаимодействие детей и взрослых на физкультурных занятиях. Особенности педагогического регулирования» |
Выполнение упражнений в паре, где родитель партнер: «Близнецы», «На лодке», «Индейцы» |
Музыкально-ритмические упражнения: «Космическое путешествие», «Необитаемый остров» |
Просмотр видеофильмов: «Роль семьи в благополучии ребенка», «Эмоциональное благополучие в семье – основа психического здоровья ребенка» |
Психогимнастика «Водопад», «Сосулька», «Цветок» |
|
Дыхательные упражнения «Воздушный шар», «Снежинки» |
Технология гармонизации детско-родительских отношений в ДОУ может быть представлена в трех этапах (Схема №2).
Схема №2
Реализация технологии гармонизации детско-родительских отношений в ДОУ |
Первый этап |
Цель - повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей в области детско-родительских отношений. |
Задача – дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми и познакомить с оптимальными способами общения. |
Формы – игровые тренинги, психогимнастика. Методы: мини-сочинения, игровые ситуации, задания, игровые упражнения. |
Второй этап |
Цель - изменить образ ребенка в представлении родителей в лучшую сторону и наоборот, формировать у родителей элементарные умения организовывать двигательно-игровую деятельность совместно с ребенком. |
Задачи: оказать психологическую поддержку родителям и детям, замотивировать родителей на дальнейшую работу с педагогом-психологом, пропагандировать здоровый образ жизни. |
Формы – психогимнастика, дыхательные упражнения, игровой самомассаж и массаж, подвижные игры и игровые упражнения, музыкально-ритмические упражнения. |
Третий этап |
Цель - подведение итогов |
Задачи: проследить динамику детско-родительских отношений |
Результат - установление в семье гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, психологическое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни. |
Игровые тренинги, психогимнастика, могут быть значимы не только для детей, но и для родителей. Они способствуют раскрепощению родителей, позволяют им свободно высказывать свои мысли, помогают родителям в игровой форме усвоить конкретные теоретические знания и освоить практические умения. Для педагога-психолога они помогают уточнять психологические портреты семьи и определять трудности во взаимоотношениях родителей с детьми.
Совместные физкультурные занятия, на наш взгляд, могут способствовать установлению эмоционально-тактильного контакта взрослого с ребенком в ходе выполнения физических упражнений; проявлению положительных эмоций у ребенка и у взрослого, ощущения радости от совместной двигательной деятельности; организованного общения, как с помощью слов, так и с помощью жестов и мимики.
В настоящее время проводится всесторонняя апробация разработанных педагогических условий направленных на гармонизацию детско-родительских отношений посредством физической культуры.
Библиографическая ссылка
Штирой С.В. ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19490 (дата обращения: 21.11.2024).