Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ОЦЕНОЧНЫХ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ

Горбунова М.В. 1 Косников С.Н. 1
1 Кубанский государственный аграрный университет им И. Т. Трубилина
Управленческие решения - крайне важный аспект формирования устойчивой стратегии развития организации. Управленческое решение следует рассматривать как определенный процесс, в который входит стадия подготовки решения (на основе полученной и изученной информации), стадия принятия решения (на основе определения с конкретным вариантом и результатов совещания ответственных специалистов), стадия реализации решения. Основная задача по принятию решения возлагается на систему менеджмента, эта же структура несет ответственность за принятые решения и их реализацию. Процесс принятия решений включает в себя работу субъектов, которая связана с определенными действиями по анализу ситуации и выбору конкретного решения на основе альтернативных вариантов. С целью определения оптимального решения используется система с критериями оценки. Она позволяет выявить и принять наиболее выгодное решение. В рамках представленной статьи проанализирован процесс принятия управленческих решений на основе оценочных моделей и методов. Для повышения эффективности работы менеджмента следует изучать теорию с методами и моделями принятия управленческих решений. Этот процесс позволит выбирать для конкретных ситуаций подходящие решения, повышать квалификацию управленческого персонала и его ответственность за принимаемые решения.
оценочный метод
модель
управленческие решения
принятие
1. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 317с.
2. Герчикова И.Н. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений // Менеджмент в России и за рубежом. 2016 № 12. С. 39-42.
3. Гуджоян О.Л. и др. Методы принятия управленческих решений. – М.: Инфра-М, 2012. – 220 с.
4. Давенков А.С. Управленческие решения. – М.: Дело, 2012. – 262 с.
5. Карданская, Н. Л. Управленческие решения. - М.: ЮНИТИДАНА, 2009. - 439 c.
6. Лафта, Д. Управленческие решения. – МЦЭиМ, 2015. – 388с.
7. Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения - М.: Дело,2014. - 440 c.
8. Михайленко Е.К. Управленческое консультирование предпринимательских структур как основа принятия эффективных управленческих решений: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2011. С. 11.
9. Трофимов В.В., Трофимова Л.А. Методы принятия управленческих решений. – СПб.: СПбГУЭФ, 2016. – 101 с.
10. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. – Тюмень: ТГУ, 2009. – 304 с.
11. Юкаева В.С. Управленческие решения. М., 2013. С. 5.

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы.[4]

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижений конкретной цели системы менеджмента.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.[5]

Процесс жизнедеятельности каждой организации связан с процессом непрерывного изменения и развития. Организация может реализовывать стоящие перед ней цели только в том случае, если ее изменения адекватны изменениям и требованиям существующей экономической среды рыночных отношений.

Ускорение научно-технического прогресса неизменно сопровождается усложнением создаваемых человеком социально-экономических систем. Указанные тенденции связаны с активным развитием науки управления социально-экономическими системами (менеджмента) в целом и методов принятия управленческих решений  в частности.

Характеристика различных методов принятия управленческих решений нашла отражение во многих научных работах, в частности, в трудах   Балдина К.В., Воробьева С.Н., Уткина В.Б. , Гапоненко Т.В. , Гуджоян О.Л. , Давенкова А.С. , Карданской Н.Л. , Лафта Д. , Литвака Б.Г. , Трофимова В.В., Трофимовой Л.А. , Анискина Ю.П. , Фатхутдинова Р.А. , Чудновской С.Н. , Тебекина А.В.  и др.

Основная задача системы менеджмента на предприятии заключается в выработке и принятии управленческих решений. Подготовка решений и их принятие - это творческая составляющая управления. В процессы выработки и принятия управленческих решений входят такие работы, как определение цели и детальное изучение проблемы на основе поступившей информации, определение критериев эффективности и оценка последствий принимаемого решения, обсуждение задачи с заинтересованными специалистами и выбор на основе обсуждения оптимального решения.[3]

Основная задача по принятию решения возлагается на систему менеджмента, эта же структура несет ответственность за принятые решения и их реализацию. Если задача требует решения со стороны нескольких специалистов, нагрузка между ними распределяется в соответствии с выбранной оценочной моделью и методом принятия управленческих решений. Процесс принятия решений включает в себя работу субъектов, которая связана с определенными действиями по анализу ситуации и выбору конкретного решения на основе альтернативных вариантов. Все начинается с анализа ситуации, когда менеджерам требуется получить больше информации о возникшей ситуации и углубиться в ее структуру. На основе этого анализа конкретизируется проблема, определяются критерии для выбора оптимального решения.[8]

Далее разрабатывается несколько альтернативных вариантов для того, чтобы оценить последствия и эффективность каждого из них. Из всех изучаемых вариантов выбирается один, который и служит конечным управленческим решением. Реализация управленческого решения контролируется со стороны ответственного лица, результативность принятия управленческого решения оценивается на основе заранее определенных критериев.[6]

Со стороны ответственных менеджеров осуществляются операции по управлению решением. Описанный процесс является идеальным методом по принятию и реализации управленческого решения, на деле схема принятия решения и его выполнения может быть изменена, исходя из специфики предприятия и действующей на нем системы управления. Управленческое решение следует рассматривать как определенный процесс, в который входит стадия подготовки решения (на основе полученной и изученной информации), стадия принятия решения (на основе определения с конкретным вариантом и результатов совещания ответственных специалистов), стадия реализации решения.[8]

При подготовке решения проводится экономический анализ сложившейся ситуации, она изучается на микро и макроуровне. Необходимая информация для анализа собирается, упорядочивается и анализируется, далее разрабатываются и оцениваются по нескольким параметрам альтернативные решения. Используется система многовариантных расчетов.[1]

С целью определения оптимального решения используется система с критериями оценки. Она позволяет выявить и принять наиболее выгодное решение. Чтобы получить от реализации решения максимальный эффект, все рекомендуемые к принятию меры должны быть конкретизированы. Моделями управленческих решений описываются конкретные ситуации, поэтому принятие управленческих решений на основе моделей - это оптимальный вариант решения кризисных ситуаций, когда от менеджмента предприятия требуется принять своевременное и в то же время эффективное решение. Так, большой популярностью в принятии решений пользуются физические модели, например, связанные с чертежами, проектами и иной информацией на физических носителях.[9] Физические модели наиболее выгодны с финансовой точки зрения, к примеру, конструкторскому бюро выгоднее подготовить чертеж и уменьшенную копию технического средства, чтобы оценить его с разных сторон.

Метод аналоговых моделей используется для тех ситуаций, когда под рукой нет исследуемого объекта, а имеется лишь аналог со схожими характеристиками. В качестве примера аналоговой модели можно взять организационную схему, по ней проследить, как взаимодействуют субъекты и каким образом можно повысить эффективность их работы.

Основная задача данной модели - выявление и конкретизация взаимосвязей между объектами, инструмент служит наиболее выгодным способом восприятия информации. Чтобы описать свойства и характеристики объекта, используется математическая модель принятия управленческих решений. При выборе данной стратегии ставится конкретная задача, строится последовательность действий и проверяется подлинность имеющейся информации. На основе изученных данных модель обретает новые, проверенные характеристики и их детальное описание. При выборе любой модели управленческих решений важно помнить о погрешностях. В частности, недостоверные исходные допущения можно проверить в той или иной степени и оценить их. Некоторые допущения вовсе не поддаются оценке, что приводит к образованию погрешности.[2]

Модель получения информации для выбора решения предусматривает определенные ограничения в получении этой информации. Поэтому для анализа проблемы берется вся информация, а решение принимается с учетом того, что по изучаемой проблеме получен не весь объем информации. При отсутствии достаточной информации и необходимости принятия решения руководству стоит опереться на собственный опыт и коллегиальное мнение. Предприятие может использовать только те модели построения решений, которые известны его руководству.[10]

При условии работы предприятия в среде конкурентов принятие решений осуществляется с использованием метода игр. Этот способ предусматривает просчет того, как отразится принятое решение на работе конкурентов, позволит ли это предприятию получить выгоду. Проблема использования данного метода связана с тем, что ситуация может меняться слишком быстро, к тому же невозможно полностью гарантировать то, что выбранное решение отразится на конкурентах именно так, как прогнозируется [7].

Чтобы принимать в рамках предприятия эффективные решения и находить варианты для повышения качества обслуживания, можно воспользоваться теорией об очередях. Данный метод разработки и принятия управленческих решений предусматривает расчет необходимого числа каналов для обслуживания клиентов, исходя из их реальных потребностей. Метод позволяет рассчитать затраты на внедрение и работу каналов обслуживания, позволяет решить проблему очередей и даже оптимизировать траты на содержание персонала, поскольку для управления очередями используются разные системы. Оптимальный вариант для обслуживания клиентов - это заранее рассчитанное число каналов обслуживания и готовность к быстрому открытию новых каналов, если спрос на услуги компании резко возрастет. Управление запасами на предприятии ведется с моделью управленческих решений с одноименным названием. Задача модели - рассчитать время на размещение заказов и объем готовой к отпуску продукции. Оптимальный вариант для предприятия заключается в том, чтобы готовая продукция короткое время хранилась на складе и отправлялась к покупателю. Чем дольше будет храниться на складе готовая продукция, тем больше будут издержки компании.[11]

При работе предприятия в условиях ограниченных ресурсов используется модель с линейным программированием. Она предназначена для того, чтобы спланировать возможное расширение производственных мощностей. Инструмент используется для принятия решений, которые способствуют эффективному управлению технологическими процессами. Этот же инструмент используется для регулирования запасами и планирования производства, согласно выбранному временному промежутку. Для принятия управленческих решений используются неформальные методы (логические приемы, опыт и сравнивание альтернативных моделей), коллективные методы (определение круга ответственных лиц), количественные методы (предусматривают обработку большого объема информации с использованием электронно-вычислительных средств).[5]

Таким образом, для повышения эффективности работы менеджмента следует изучать теорию с методами и моделями принятия управленческих решений. Это позволит выбирать для конкретных ситуаций подходящие решения, повышать квалификацию управленческого персонала и его ответственность за принимаемые решения.


Библиографическая ссылка

Горбунова М.В., Косников С.Н. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ОЦЕНОЧНЫХ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19390 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674