Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Кокарева М.Е. 1 Ермолаева Е.Л. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Образовательный стандарт как понятие родился в 1992 году. Он был закреплён статья 7 отраслевого федерального закона. Изначально стандарты заключались Верховным советом государства. После принятия Конституции, функции по принятию стандартов стали реализовываться органами исполнительной власти в предусмотренном государством порядке. К сведению, за время существования стандарта до Конституции, верховный совет так и не обратился к нему. Образовательный стандарт оформляется в Министерстве образования и науки. После утверждения стандарт размещается на официальном сайте Министерства для обсуждения. В обсуждении принимают участие заинтересованные представители исполнительной сферы, объединения, учреждения, ассоциации и сообщества, осуществляющие деятельность в образовательной сфере. После него проект следует на независимую проверку. По результатам независимой экспертизы в Министерство отправляется заключение. Оно подписывается либо руководителем органа, проводившего проверку, либо другим уполномоченным на то лицом. Заключения экспертизы, замечания и проекты стандарта разбираются советом министерства. Советом обсуждение, доработка или отклонение проекта. Министерство обладает правом заключительного решения по образовательному стандарту. Какие-либо оправки, дополнения или изменения осуществляются в таком же порядке, как и принятие. Образовательный стандарт осуществляет основную задачу, заключающуюся в формировании единого педагогического пространства. Нормативы нацелены на: 1) Духовное и нравственное развитие; 2) связь школьного и вузовского образования; В нормативах также утверждаются сроки обучения в соответствии с формами, технологиями и категориями обучающихся.
образовательный стандарт
управленческая природа
правовая природа
образовательная политика
принципы образования.
1. Панкова Н. В. Актуальные проблемы развития сферы образования в России // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-sfery-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 22.11.2018);
2. Первова Галина Михайловна Федеральный государственный образовательный стандарт в действии // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-v-deystvii (дата обращения: 22.11.2018);
3. Вяземский Е. Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-postsovetskoy-rossii-i-reforma-obschego-istoricheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.11.2018);
4. Матвиевская Елена Геннадьевна Качество образования как многофакторный объект // Вестник ЗабГУ. 2008. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-obrazovaniya-kak-mnogofaktornyy-obekt (дата обращения: 22.11.2018);
5. Хисматуллина З. Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-standartov-vysshego-obrazovaniya-ot-orientatsii-na-znaniya-umeniya-i-navyki-k-otsenke-kompetentsiy (дата обращения: 22.11.2018);
6. Ткаченко Е.В. Непрерывное профессиональное образование России: проблемы и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-professionalnoe-obrazovanie-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 17.12.2018);
7. Кузьмина Наталья Николаевна, Попов Николай Александрович Соответствие образовательных стандартов условиям информационного общества // ПСЭ. 2013. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootvetstvie-obrazovatelnyh-standartov-usloviyam-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 17.12.2018);
8. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Мир, 2006. — 320 с.
9. Улевич Елена Стефановна Образовательные стандарты и проблема развития личности // Манускрипт. 2016. №7-2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-standarty-i-problema-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 22.11.2018).

Образовательный стандарт - комплекс нормативов, принимаемых в роли государственной нормы уровня образования. Ключевыми частями образовательного стандарта признаются его структура, содержание, объем учебного процесса, а также требования к уровню подготовки воспитанников. Образовательный стандарт представляет собой описание наименьших обязательных требований к целям и содержанию обучения. Зафиксированные в образовательном стандарте нормы и требования выступают в роли эталона для оценки качества образования [1].

Необходимость создания государственного стандарта образования вызвана следующими факторами:

1) потребность решения современных задач по обеспечению правового урегулирования программы образования и их результата, то есть поддержание единого образовательного ядра благодаря созданию единых общеобязательных правил и требований к профессиональной подготовке выпускающихся в рамках определённого уровня и объема содержания образовательных программ, а также максимального допустимого объема образовательной нагрузки за года обучения;

2) цель в создании непосредственной оценки деятельности организаций, осуществляющие реализацию образовательных программ;

3) создание фактических условий в целях получить каждым воспитанником полноценного образования;

4) повышение уровня развития образования, а также достижение очередных образовательных результатов.

Образовательные стандарты, занимаясь формированием содержания образования, находят реальное выражение в таких нормативных документах, как учебный план, учебная программа и учебная литература. Каждый нормативный документ соответствует конкретному уровню конструирования содержания образования.

Образовательный стандарт содержит в себе несколько характерных черт: управленческую, правовую и политическую [2].

Управленческая природа состоит в том, что образовательный стандарт закрепляет: во-первых, требования к структуре ключевых образовательных программ, включая требования к соотношению элементов программы и их объёмы; во-вторых, требования соотношения обязательной части программы и части, образованной субъектами учебного процесса, в-третьих, требования к средствам осуществления образовательных программ, среди которых кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия.

Значение управления образованием состоит в сохранении целенаправленности и организованности образовательных и воспитательных процессов системы образования [3].

Управление образовательной средой обладает особенностями, выражающиеся в способах организации и достижения важных целей в определенных условия учебно-воспитательной деятельности.

Сегодня, управление - это целенаправленная деятельность участников управления разного уровня, которая обеспечивает функционирование и прогресс системы управления, переход её на современный уровень посредством реальных педагогических способов, приёмов и средств [4].

Система управления изнутри составляет целенаправленное взаимоотношение субъектов педагогического процесса, основанное на изучении закономерностей, нацеленное на оптимальный результат [5].

Правовую природу образовательных стандартов, как и государственных в том числе, выражают два проявления:

1) любой стандарт, образовательный или государственных, содержит перечь правил, обращенных различным субъектам образовательных правоотношений. Эти правила различны для каждого, в зависимости от целей, мотивов и условий взаимоотношений. Также, эти правила имеют общеобязательный, то есть нормативный характер, который связывает их с чертами норм права. Кроме того, такие стандарты, в первую очередь, исходят непосредственно от государства, поэтому обладают государственным или государственно-общественным властным характером. В конце концов, стандарты нацелены, также, как и правовая норма, на упорядочение определённой стороны правоотношений, которые складываются в образовательной сфере между её субъектами. Стандарт определяет права и обязанности участников образовательных отношений, соответствующие характеру и содержанию таких отношений различных видов. 

2) немало важный момент в том, что и государственные и образовательные стандарты всякий раз закреплены в нормативно-правовых актах, в основном, на федеральном или региональном уровнях [6].

В российской системе образования завоёвывают важное значение образовательные стандарты, выступая как объектом правового влияния, так и инструментом правового урегулирования. Образовательные стандарты – это стандарты государственные, так как укрепляются нормативно-правовыми актами государства. Эта позиция вполне справедлива и обоснована, потому что именно государство, выступая в качестве основного социально-политического института, способно в наибольшей степени осуществить обеспечение и гарантирование наиболее насущных общественных потребностей и интересов, включая потребности и развитие образовательного характера [7].

Образовательная политика устанавливает стратегию развития российского образования, основываясь на определённый принципах:

1) признание приоритета образования, то есть образование занимает первое место среди других целей и задач;

2) образование принимает гуманистический характер, преимущество прав и свобод человека, его жизни и здоровья, свободное развитие личности, формирование взаимоуважения, ответственности, чувства патриотизма, правовой культуры и др.;

3) единство образовательного пространства, защита и развитие этнических и культурных особенностей, а также традиций народов РФ;

4) создание оптимальных условий с целью интеграции системы образования РФ с другими системами других государств на основе взаимовыгоды и равноправия;

5) светский характер систем образования в организациях (государственных или муниципальных), которые осуществляют образовательную деятельность;

6) автономия образовательных организаций, их информационная открытость и публичная отчетность, а также академические права и свободы педагогических работников и учащихся;

7) неприемлемость ограничения или устранения конкуренции в образовательной сфере;

8) совмещение государственного и договорного урегулирования отношений в образовательной сфере [8].

Благодаря государственным образовательным стандартам разрабатывается современная образовательная среда, способная предоставить обучающимся реальные возможности для получения качественного образования в соответствии с различными возможностями и потребностями обучающихся.

Сюда относят предоставление организационных и информационных условий, а также программно-методическое обеспечение [9].

Первые включают организацию учебного процесса, процесса оценки качества образования, повышение квалификации, предоставление дополнительных дисциплин по выбору и элективных курсов, а также процесс защиты работ по элективным курсам обучающихся.

Вторые включают методические семинары, педагогические советы, к которым относят процесс информирования педагогов о современных пособиях, педагогическом и управленческом опыте, организация концепции внедрения образовательных стандартов.

Третьи включают наличие различных методических рекомендаций, дидактического материала, учебно-методического обеспечения, а также формирование медиотеки, в которую входят учебно-методические материалы, разработанные педагогами образовательного учреждения.


Библиографическая ссылка

Кокарева М.Е., Ермолаева Е.Л. ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19389 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674