Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ ИНСТРУКТАЖА

Грибина Г.А. 1 Ермолаева Е.Л. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Учебные занятия являются основной формой организации образовательного процесса в производственном обучении. В связи с этим каждое учебное занятие должно представлять собой последовательную, взаимосвязанную и продуманную систему взаимодействий между педагогом и обучающимися, которая обеспечивает усвоение содержания учебного занятия, развитие профессиональных умений и навыков у студентов. Планирование педагогом структуры и содержания учебного занятия зависит от количества часов, выделенных программой, что предполагает распределение педагогом времени на обучение и инструктажи в зависимости от сложности содержания темы конкретного учебного занятия. Инструктаж, как по значению, так и по времени, выделенному для него, является основным структурным элементом каждой профессиональной подготовки. Различают следующие виды инструктажей при проведении учебного занятия производственного обучения: вводный, текущий, заключительный. Вводный инструктаж является элементом организационной структуры занятия производственного обучения. Подготовка обучающихся к предстоящей учебно-производственной деятельности является основной целью вводного инструктажа. Текущий инструктаж дается педагогом во время работы студентов для контроля и корректировки их деятельности в конкретных ситуациях. Содержание заключительного инструктажа зависит от конкретных условий и результатов учебного занятия и направлено на анализ ошибок и деятельности студентов. Так же при планировании занятия производственного обучения следует уделить внимание взаимосвязи учебных занятий между собой, их расположение в логической последовательности от фундаментальных знаний к темам узкого спектра для полного раскрытия содержания учебного материала производственного обучения.
планирование занятия
учебное занятие
инструктаж
профессиональное образование
методика инструктажа
производственное обучение.
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: Проф. образование, 2012. - 904 с.
2. Батышев С. Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. – М.: АПО, 2008. – 387 с.
3. Бордовская Н. В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
4. Крикунова Т. К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем спе-циальном учебном заведении / Т. К. Крикунова. – М.: Академия, 2014. – 152 с.
5. Михайлов С. В., Лукьянова Т. С. Планирование учебного занятия в профессио-нальных образовательных организациях. – М.: Издательство ГБПОУ ОКГ «Столи-ца», 2016. – 36 с.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
7. Симоненко В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. – Брянск.: Изд-во Брянского государственного университета, 2013. - Кн.1 - 174 с.
8. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебник для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. / И. Ф. Харламов. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Гердарики, 2012. – 517 с.
9. Эрганова H. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 150 с.

Методика обучения - это система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и студентов, обеспечивающая усвоение содержания образования, развитие умственных способностей, умений обучающихся, овладение ими посредством самообразования [2].

Учебные занятия должны представлять собой продуманную, основанную на педагогике систему, которая обеспечивает последовательное развитие необходимых навыков для студентов. Основными критериями, которыми следует руководствоваться путем изложения системы занятий по соответствующей теме, являются:

  • согласованность и взаимосвязь занятий по содержанию;
  • постепенное увеличение сложности задач;
  • постепенное увеличение степени самостоятельности студентов;
  • разнообразие содержания и дидактические задачи;
  • правильное распределение во времени;
  • повторяемость внутри взаимосвязанного материала [1, 5].

Эти требования являются типичными как для занятия по этой теме, так и для системы занятий, проводимых в период обучения в учебных мастерских в целом. Особое внимание к организации и методологии проведения обучения следует уделять при изучении оперативных тем. Что касается основных, ведущих частей темы, необходимо спланировать конкретные задания, последовательность их реализации, приблизительное количество времени для каждого задания.

При распределении времени для занятий по теме в целом необходимо начинать с общего количества часов, выделенных программой (после вычета времени на обучение), учитывая, что вся производственная подготовка студентов является последовательной цепочкой заданий [5, 7].

Поскольку оперативные темы обычно включают в себя большое количество новых видов операций и методов работы для студентов (эти методы часто значительно различаются по сложности, а также по технике), рекомендуется, когда это необходимо, объединение вводных инструкций и заданий. Обычно используются такие методы такой комбинации:

  1. Целостный: инструктаж дается по всем методам, затем выполняются задания (методы легко освоить);
  2. Простая последовательность: дается инструкция по выполнению приема, затем обучающиеся осуществляют свое исполнение и т. д.;
  3. Всеобъемлющее: во-первых, инструкция дается по нескольким однородным методам, а затем обучающимся в их реализации, а затем в том же порядке (используется при исследовании операций, содержащих значительное количество неоднородных методов);
  4. Неполная последовательность: инструкция выполняется только по незнакомым, новым методам, и упражнения выполняются последовательно все (применяется только тогда, когда часть операции является частью новых методов);
  5. Прогрессивная последовательность: сначала инструкция дается на первом приеме, затем соответствующие задания, затем инструкция и задания для второго метода, после чего обучающиеся практикуют первый и второй приемы вместе. Затем, таким же образом, инструкции и упражнения выполняются при выполнении оставшихся приемов, используемых в операции (используется, когда тема или операция содержит приемы, выполняемые в строго определенной последовательности) [9].

Такая комбинация вводного инструктажа о новых, сложных, незнакомых приемах и заданиях может быть рекомендована по темам, включающим реализацию сложной образовательной работы.

Мастер-педагог направляет занятия студентов с помощью их текущей инструкции. Инструктаж, как по значению, так и по времени, выделенному для него, является основным структурным элементом каждой профессиональной подготовки. Поэтому необходимо тщательно подумать, как наиболее эффективно выполнять ее.

Текущий инструктаж дается педагогом во время работы студентов. Решения, принимаемые педагогом в течение этого периода, определяются конкретной ситуацией, конкретными условиями. Поэтому обычно сложно заранее планировать все действия педагога, которые полностью отражают все возможные ситуации [4, 9].

Во время текущего инструктажа следует учитывать следующее:

  • четко определить цель упражнений, добиться осознания этой цели обучающимися;
  • участвовать в работе каждого студента, не упуская из виду работу всей группы;
  • постоянно развивать способность обучающихся самостоятельно анализировать свою работу;
  • поощрять обучающихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество работы;
  • не давать студентам готовые указания о том, как исправить ошибку, стремиться к тому, чтобы они сами понимали это и находили способы их устранить и предотвратить;
  • помогать обучающимся своевременно, приучая их преодолевать трудности;
  • если допущенные ошибки являются типичными для большинства обучающихся, необходимо проводить коллективные текущие инструкции;
  • не завершать работу за студентов - это приучает их к безответственности;
  • поощрять творческий подход студентов к задаче;
  • обучать студентов планированию своей работы и самоконтролю;
  • постоянно обучать студентов высокой культуре труда;
  • для обучения передовым, высокопроизводительным методам работы, обучающимся следует поощрять их применять, помогать им понимать возникающие трудности, инструктировать, и демонстрировать методы их решения;
  • практиковать привлечение лучших студентов к менее успешным;
  • следить за рациональным использованием рабочего времени и достигать высокой производительности обучающихся;
  • обеспечить правильный режим работы и отдыха для студентов;
  • оказывать помощь менее успешному обучающемуся путем повторного объяснения, демонстрации практики работы и проведения дополнительных упражнений;
  • быть принципиальными и строгими в требованиях по внедрению правил безопасности;
  • не откладывать контроль над работой студентов до конца учебного процесса [6, 9].

Прежде всего, при оценке работы студентов следует начинать с положительных моментов.

При подготовке к учебному занятию во время текущего инструктажа необходимо учитывать возможные ситуации, планировать способы организации индивидуального и коллективного обучения, методы, используемые мастером-педагогом для активизации обучающихся, развивать навыки самоконтроля, их независимости и навыки применения приобретенных знаний для развития творческих способностей [1, 7].

Основываясь на ранее проанализированных типичных ошибках обучающихся, педагог должен принять меры для предотвращения и устранения их. Также важно научить студентов анализировать выполненную или выполняемую работу, принимать мотивированные решения, сознательно выполнять рекомендации педагога, использовать учебную и техническую документацию [3].

При изучении сложных операций и выполнении работ сложного характера особое внимание следует уделить тому, как студенты могут планировать свою работу, наблюдать за работой оборудования, контролировать и оценивать ход и результаты технологического процесса, обнаруживать и диагностировать проблемы в работе машин, механизмов, устройств, определять, как их устранять и предотвращать.

Важным для формирования навыков студентов, развития их творческой деятельности, установления связей профессионального образования со специальными, общетехническими и общими предметами является выполнение сложными межпредметных задач студентами, особенно на более поздних этапах обучения. В таких случаях у педагога должен быть рекомендуемый список таких задач и образцов их реализации в отношении содержания темы [4].

При подготовке к занятиям содержание заключительного инструктажа не может быть представлено в детализации, так как он зависит от конкретных условий и результатов учебного занятия. Инструктаж может быть коротким, если обучающиеся все справились с заданием и качество работ соответствует заявленным требованиям. По результатам деятельности во время теоретической и практической части занятия мастеру-педагогу необходимо выставить оценки обучающимся.

Инструктаж проводится более подробно и обстоятельно, если обучающиеся сделали большое количество ошибок. Вначале делается анализ ошибок, затем обобщаются причины, ведущие к ошибкам в практической деятельности. Можно рекомендовать еще раз в деталях показать весь процесс с обоснованием применяемых способов деятельности. После этого следует вызвать обучающихся, которые допускали в процессе учебного занятия большее количество ошибок, и еще раз попросить их повторить приемы и способы выполнения операций.

Заключительный инструктаж обычно проводит мастер-педагог производственного обучения, но существуют и другие варианты, такие как создание группы, из обучающихся, которые выполнили работу наилучшим образом и поручить этой группе студентов подробно проанализировать достоинства и недостатки работ своих коллег. При этом реализуются не только обучающая функция учебного занятия производственного обучения, но и воспитывающие принципы учебно-производственного труда [1, 8, 9].


Библиографическая ссылка

Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ ИНСТРУКТАЖА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19388 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674