Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тебиева А.Б. 1 Темираева Э.А. 1 Тимошкина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
На современном этапе общественного развития музеи стали более адекватны потребностям социума. Они способствуют решению многих социально-общественных проблем, в том числе тех, которые имеют глобальный характер: экологические проблемы, создание непрерывного экологического образования. Очевидна и социально-педагогическая значимость музеев в современном российском обществе. Выражается она, прежде всего, в участии музеев в решении образовательных задач. В образовательном процессе очень важную роль играют наглядные средства обучения. Они особенно актуальны при преподавании предметов естественного профиля, в частности окружающего мира, биологии, географии. В ряду таких средств особое положение занимают музеи природы. Музеи, являясь социально-культурными учреждениями, играют заметную роль в современном обществе, эффективно интегрируя как с общеобразовательной системой, так и с системой дополнительного образования. Музейный потенциал предлагает предметные знания, психолого-педагогическое и дидактическое сопровождение, образовательного процесса, практическую и профессиональную ориентацию. Для обеспечения постоянного соответствия знаний уровню развития науки и образовательных технологий необходимо соблюдение принципа методического и функционального единства, направленного на формирование у учащихся интереса к окружающему миру. В статье представлен опыт использования образовательного потенциала Музея зоологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.
младшие школьники
окружающий мир
музейная педагогика
1. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 87-92.
2. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. Ю. Добротин [и др.]; под общ. ред. М. С. Смирновой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 153-157.
3. Музейная педагогика [Электронный ресурс]. — Электрон. текстовые данные.— Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2015. – 130 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56450.html (дата обращения 19.11.2018).
4. Рябцева С.В. Значение музеев в образовательном пространстве //География. Всё для учителя! – 2015. – № 3 (39)2 – С. 8-10.
5. Тимошкина Н.В., Молчанова И.А. Электронный ресурс "Зоологический музей СОГУ" /Педагогические достижения - 2017 /Сборник материалов, научных и образовательных концепций. Научные редакторы: Е.Ю. Бобкова, Т.А. Магсумов, Я.А. Максимов. – 2017. – С. 135-136.
6. Троянская C.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. Учебное пособие. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. – 139 с.

Образовательную сущность музея теоретически обосновали Н.Ф. Федоров, Е.Н. Медынский, М.В. Новорусский и др. Так, М.В. Новорусский называет музей «могучим образовательным орудием» и, хотя кое-кто считает слово «музей» синонимом чего-то мертвого, затхлого и консервативного, при желании легко это мертвое хранилище можно опять превратить в храм, где будут цвести науки и поучаться юноши и старцы» [6].

Отечественная музейная педагогика в теоретическом осмыслении образовательной деятельности музея использовала достижения музейных деятелей конца XIX – начала XX века, основоположников русской экскурсионной школы Н.А.Гейнике, И.М.Гревса; сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев М.В. Новорусского, М.С. Страховой, Н.Д. Бартрама, А.У. Зеленко; создателя системы эстетического воспитания в художественных музеях А.В. Бакушинского. В основу создания образовательной концепции музея была положена идея о его приоритете в чувственно-эмоциональном развитии личности, в выработке «чувственной грамотности» [6].

Первая современная отечественная концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования от детского сада до вуза была сформулирована Б.А. Столяровым, А.Г. Бойко. Авторы концепции рассматривают музей как образовательную среду, способствующую целостному развитию личности, классифицируют направления и формы образовательной деятельности художественного музея, содержание которых определяется взаимодействием двух социокультурных институтов.

В рамках концепции выделены следующие направления образовательной деятельности: художественно-педагогическое – формирование и развитие художественного восприятия и творческой сферы личности; познавательное – изучение истории искусства как части мировой художественной культуры; гуманитарно-междисциплинарное – искусство по отношению к другим дисциплинам и технологиям. Применение технологий, основанных на видеокомпьютерных средствах, активизирует восприятие, понимание и использование музейных ценностей в широком историко-художественном и гуманитарном контексте; социально-ориентационное – искусство как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.

В образовательном процессе очень важную роль играет наглядные средства обучения. Они особенно актуальны при преподавании предметов естественного профиля, в частности окружающего мира, биологии, географии. В ряду таких средств особое положение занимают музеи природы. Музеи, являясь социально-культурными учреждениями, играют заметную роль в современном обществе, эффективно интегрируя как с общеобразовательной системой, так и с системой дополнительного образования. Музейный потенциал предлагает предметные знания, психолого-педагогическое и дидактическое сопровождение, образовательного процесса, практическую и профессиональную ориентацию.

Основными профессиональными функциями музеев природы являются следующие:

  • сбор материалов, относящихся к познанию природы;
  • определение, научная обработка и систематизация собранного материала;
  • хранение экспонатов;
  • демонстрация экспонатов в процессе экскурсий [1].

Любой природный музе стремится поднять престиж живых природных объектов, разъяснить сущность исследовательской работы по комплектованию музейных коллекций, преподнести по-новому знания о предмете, продемонстрировать свои уникальные экспонаты, художественно оформить свои экспозиции, организовать проведение экскурсии доступно и непринужденно, продемонстрировав высокое мастерство экскурсовода.

Вместе с тем, можно выделить и педагогические функции музеев, в том числе и природных:

  • образовательную (зрительно-слуховое восприятие и усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к предметам естественного цикла);
  • разиввающую (активизация мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса, коррекция лексики);
  • просветительская (формирование умений, навыков, адекватного отношения к получемой информации);
  • воспитательную (целенаправленная деятельность- формирование личностных качеств, взглядов, убеждений в результате целенаправленной деятельности; включение посетителя в систему отношений воспитания, приобретение не только знаний, но и и других элементов социального опыта, их интериоризации – преобразования внутренних структур психики человека благодаря усвоению элементов социальной деятельности и экстериоризации - преобразования внутренних структур психики в определенное поведение);
  • профориентационную (формирование мотивов, определяющих будущую профессию) [3].

Особенно следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания.

На современном этапе общественного развития музеи стали более адекватны потребностям социума. Они способствуют решению многих социально-общественных проблем, в том числе тех, которые имеют глобальный характер: экологические проблемы, создание непрерывного экологического образования. Очевидна и социально-педагогическая значимость музеев в современном российском обществе. Выражается она, прежде всего, в участии музеев в решении образовательных задач.

Для обеспечения постоянного соответствия знаний уровню развития науки и образовательных технологий необходимо соблюдение принципа методического и функционального единства, направленного на формирование у учащихся интереса к окружающему миру.

Образовательная система (школа и учреждения дополнительного образования) интенсивно работают по внедрению инновационных технологий, направленных не только на получение новых знаний и оптимизацию образовательного процесса, но и на развитие познавательной активности учащихся, формирование у них мотивационной деятельности, реализуемых в форме интенсификации приобретения и расширения сферы знаний.

Педагогическая система музеев научно обоснована и экспериментально проверена, музейные экспозиции имеют научно-методическое сопровождение, соответствующее современной трактовке той или иной биологической дисциплины и отвечающее требованиям существующих образовательных программ. Музейная педагогика располагает средствами наглядной демонстрации материала, методами овладения материалом через его визуальное восприятие, что позволяет разнообразить образовательный процесс.

Образовательный потенциал музеев имеет устойчивую тенденцию роста. Обучающая функция музеев признана обществом, в связи с чем, на них ложится социальная ответственность. Своей растущей популярностью музеи обязаны, прежде всего, неформальности обучения, для этого они располагают самыми различными возможностями, например, созданием экспозиций с условным названием «можно потрогать руками».

По данные анкетирования учащихся школ и студентов СОГУ, показано, что основными мотивациями для посещения Зоологического музея являются следующие:

  • желание получить новые знания;
  • понимание исключительности полученной информации (эксклюзивность некоторых экспонатов);
  • мастерство экскурсовода;
  • возможность неформального общения с экскурсоводом [2].

Педагогические возможности музеев природы в оптимизации процесса обучения дисциплинам естественного профиля и развитии познавательной активности учащихся могут использоваться в сочетании с различными педагогическим технологиями, образуя систему инновационных образовательных технологий. Оптимальным вариантом такого подхода является блочно-модульная обучающая технология.

Модульное обучение предполагает наличие в образовательной программе законченных самостоятельных информационных блоков (модулей), в которых учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Наиболее обосновано применение такой системы в рамках системы дополнительного образования. Образовательные элементы внутри модуля, как и сами модули в рамках программы могут группироваться, что делает программу мобильной и вариабельной. Для каждого модуля может быть предложена тематическая музейная экскурсия, расширяющая, углубляющая и систематизирующая программные знания. В то же время несколько музейных экскурсий могут быть объединены в самостоятельный модуль образовательной программы.

Ценность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (но с определенной долей помощи педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем что дает возможность педагогу индивидуализировать работу с учащимися.

Модуль является программой обучения, индивидуализированной по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, типу учебно-познавательной деятельности. Он может использовать разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, в том числе и музейные экскурсии в различных вариантах и сочетаниях. Таким образом, используя «узлы» современной педагогической (модульной) технологии, создаются психолого-педагогические условия оптимально использования коллекционного фонда музея, оказывается востребованным его педагогический потенциал.

Учитывая значимость экологического образования, особенно актуальным является разработка и реализация модулей по экологии. Дидактические возможности музеев природы в этой области весьма разнообразны и достаточно основательны. Экологический акцент экспонируемых экспозиций, теоретические положения музейной работы, педагогический потенциал экскурсоводов позволяют организовать достаточно интересные образовательные блоки по различным экологическим проблемам.

Музейная экскурсия имеет свою структуру, разработанную на основе нормативных документов и опирающуюся на методическое обеспечение. она включает следующие элементы:

  • тему;
  • цель и направления ее раскрытия (содержание, связанное с заранее намеченным экспозиционным материалом);
  • методическую вариативность - форма сообщения фактического материала (беседа, рассказ, лекция, звуковые эффекты, привлечение эксклюзивного или раритетного материала);
  • ориентирование на возрастную категорию учащихся с учетом их подготовки (определяет уровень доступности, научности, информативности, наглядности) [4].

Экскурсии строятся с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Они воспринимают окружающий мир, прежде всего через свои эмоции, особенно это касается младшей возрастной группы. Поэтому экскурсия строится так, чтобы информация, идущая от экскурсовода, воздействовала на чувства учащихся, воспитывая ощущение значимости красоты окружающего мира, необходимости бережного к нему отношения, сопереживание со всем живым, заботу о нем, ответственность за состояние природы, окружающей среды. В этом смысле наглядность музейных экспозиций приобретает решающее значение.

Музейная наглядность – это вариативные сочетания традиционных демонстрационного, иллюстративного, вербально-визуального методов, с современными техническими достижениями аудиодемонстрационного (записи голосов птиц) и аудивизуального (видеозапись) методов. Система такой наглядности создает более эффективные условия для закрепления знаний, пробуждения эстетических чувств, умственного и нравственного воспитания.

Наглядность является особым свойством психических образов, которые создаются в процессе восприятия, мышления, памяти и воображения при познании объектов окружающей среды. Сами объекты наглядностью не обладают, однако, если образ, создаваемый объектом, является наглядным, принято считать этот предмет или явление наглядным. Степень наглядности зависит от того, насколько предмет знаком и понятен. Следовательно, для создания наглядного образа предмета необходим определенный уровень знаний о нем. При этом особенно важно, чтобы учащиеся проявили активную познавательную деятельность в отношении этого объекта, стремясь создать его наглядный образ. В определенном смысле к особому типу наглядности можно также отнести и речь экскурсовода. Все вместе эти факторы и создают наглядность – то есть понимание и активность.

Музейную экскурсию можно рассматривать как одну из составляющих инновационных технологий и методов, направленных на оптимизацию педагогического процесса обучения.

Инновационные технологии через образовательную, развивающую и воспитательную функции формируют у обучаемых интерес, который стимулирует потребность приобретения знаний, активизирует внимание, волю, учебную деятельность. Все это способствует развитию интеллекта, а следовательно, и формирование всесторонне развитой личности.

Немаловажной стороной деятельности природных музеев является экологическое просвещение. Одним из видов педагогической деятельности музеев является становление экологического образования.

Поскольку экологические проблемы, вопросы охраны природы, окружающей среды имеют прямое отношение почти ко всем отраслям знаний и практической деятельности человека, логичен процесс экологизации всего образовательного процесса. Такой подход способствует воспитанию гуманистических взглядов, одним из путей формирования которых является ознакомление учащихся с глобальными проблемами современного мира, решаемыми в единстве с естественно-научными и гуманитарными знаниями. Музеи природы в этом плане имеют очень широкие возможности. Экскурсии, экологической тематики, вызывают живой интерес у самых различных категорий учащихся, даже тех, кто совершенно не ориентирован на углубленное изучение дисциплин естественного цикла и не собирается связывать свою жизнь с биологией.

Зоологический музей Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова» создан в 1924 году. В нем хранятся экспонаты фауны мира, России, Кавказа и Северной Осетии. Сегодня в музее хранится свыше  20000 экспонатов местной и мировой фауны, которые располагаются в четырех крупных отделах: беспозвоночных, ихтиологии и герпетологии, орнитологии и млекопитающих. В 1992 году зоологический музей СОГУ был объявлен научным наследием ЮНЕСКО, так как здесь практически полностью представлена фауна Центрального Кавказа [5].

Студентами – будущими учителями начальных классов было решено расширить образовательный потенциал музея зоологии. С этой целью были разработаны маршруты экскурсий для младших школьников на такие темы, как «Созданные для полета», «Животные Красной книги», «Обитатели подводного мира» и др.

Экскурсии строятся с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Они воспринимают окружающий мир, прежде всего через свои эмоции, особенно это касается младшей возрастной группы. Поэтому экскурсия строится так, чтобы информация, идущая от экскурсовода, воздействовала на чувства учащихся, воспитывая ощущение значимости красоты окружающего мира, необходимости бережного к нему отношения, сопереживание со всем живым, заботу о нем, ответственность за состояние природы, окружающей среды. В этом смысле наглядность музейных экспозиций приобретает решающее значение.

Эффективность образовательно-воспитательного воздействия музея в целом во многом зависит от того, насколько школьники подготовлены к восприятию информации. Речь идёт об определённом уровне «музейной культуры», то есть способности ориентироваться в музейной среде и, пользуясь музейным языком, видеть экспозицию.

Порождая разнообразные эмоции у школьников, музеи одновременно создают основу для воспитательного воздействия. Ведь познание через эмоции – самый эффективный путь в воспитании убеждений, моральных ценностей и норм, эстетических идеалов.


Библиографическая ссылка

Тебиева А.Б., Темираева Э.А., Тимошкина Н.В. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19343 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674