В современном мире активно завоевывает лидирующие позиции в сфере развития личности тенденция обучения в течение всей жизни. Данная тенденция ведет к перестройке трехступенчатого образования, характерного для Российской Федерации. Появляется необходимость дополнительной профессиональной подготовки взрослых людей направленного на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Модернизация современного образования, протекающая в эпоху информатизации, диктует свои требования к разработке методического обеспечения образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки. Методическое обеспечение должно быть нацелено на формирование трудовых функций, продиктованных профессиональным стандартом, на который опираются современные работодатели.
На сегодняшний день отсутствие соответствия методического обеспечения образовательной деятельности современным требованиям наблюдается в ряде российских образовательных учреждений, реализующих программы дополнительной профессиональной подготовки в сфере профессионального обучения. Ввиду этого большинство педагогов профессионального обучения, не обладают всем спектром наименований трудовых функций, отраженных в профессиональном стандарте, в том числе в области педагогического мастерства.
Данное противоречие говорит о необходимости разработки методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по педагогическому мастерству».
Прежде чем переходить к практической части исследования необходимо изучить теоретические основы: особенности организации образовательной деятельности по программам дополнительной профессиональной подготовки; сущность педагогических технологий, удовлетворяющих специфике и особенностям программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по педагогическому мастерству».
Целью образовательной деятельности дополнительной профессиональной подготовки является удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. [1]
Дополнительное профессиональное образование может осуществляться посредством программ повышения квалификации или программ профессиональной переподготовки, целевой аудиторией которых являются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, лица, получающие среднее и (или) высшее образование. [2]
К возрастным особенностям соответствующей целевой аудитории обучающихся по программам дополнительной профессиональной подготовки, прежде всего, относятся:
- осознанное отношение к процессу своего обучения;
- влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов;
- потребность в самостоятельности;
- практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
- наличие жизненного опыта — важного источника обучения.
Цель программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по педагогическому мастерству» - формирование и совершенствование у обучающихся умений и навыков педагогической техники, основанных на знаниях о сущности и специфике педагогической деятельности. В процессе достижения цели формируется трудовая функция А/01.6 – организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
В трудах Сластенина, Селевко, Митчела установлена сущность педагогических технологий, определены их признаки и классификации, проанализированы виды. Так, педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога и учащихся, направленных на достижение диагностически поставленных педагогических целей. [3]
Сравнительный анализ многообразия видов педагогических технологий позволил определить четыре технологии, удовлетворяющие специфике и особенностям программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по педагогическому мастерству», соответствующих возрастным характеристикам взрослых людей и отвечающим особенностям организации образовательной деятельности дополнительной профессиональной подготовки: технология проектного обучения, технология коллективного обучения, технология проблемного обучения, игровые технологии обучения. Применение выявленных технологий в процессе обучения по программам дополнительной профессиональной подготовки способствуют: формированию коммуникативных умений, развитию нестандартного мышления, грамотному изложению своих мыслей, формированию толерантного отношения, целеполаганию, формированию способности адекватно воспринимать критику, самоорганизации и т.д.
Переходя к определению сущности методического обеспечения образовательной деятельности, удалось установить, что многообразие подходов и разнообразие терминов препятствуют становлению единого понятийного аппарата методического обеспечения образовательной деятельности, что приводит к субъективному практическому решению данного вопроса.
Обеспечение процессов переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в образовательных организациях дополнительного профессионального образования представляют как совокупность научного, организационного и методического обеспечений, распределяя их на два основных класса. Обеспечение образовательного процесса компонентами научно‐организационного класса находится в ведомстве государства и образовательного учреждения, реализующего программы дополнительной профессиональной подготовки. Обеспечение образовательного процесса структурными компонентами научно-методического класса – задача педагогического состава образовательного учреждения. Однако разработка компонентов научно-методического обеспечения, а именно учебно-методического и информационно-технологического невозможна без опоры на нормативно-правовое обеспечение. Так, методическое обеспечение представляется нами как совокупность озвученных ранее компонентов.
Переходя к практической части исследования, нами разработаны компоненты учебно-методического обеспечения:
- программа дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по педагогическому мастерству», направлена на формирование трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
- методические разработки учебных занятий, содержат разработки практических и лабораторных занятий, основанных на проектной технологии обучения, технологии коллективного взаимообучения, проблемной технологии (кейс-стади) и игровых технологиях
- фонд оценочных средств, разработан с целью регламентированной проверки уровня усвоения изученного материала и контроля знаний обучающихся на протяжении освоения программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по педагогическому мастерству», а также итогового контроля
Практическая разработка информационно-технологического обеспечения, основывается на теоретических положениях разработки педагогических программных средств. Проанализировав ряд источников, посвященных изучению сущности педагогических программных средств, с опорой на труды Горлушкиной, нами определены виды, уровни и классификации педагогических программных средств.
Так, педагогические программные средства представляется как технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий. К видам педагогических программных средств относятся: электронный обучающий курс, открытый образовательный ресурс, электронный учебник, электронное учебное пособие, электронный тренажер, электронный практикум, электронный курс лекций, электронное наглядное пособие электронный терминологический словарь. Перечисленные виды классифицируются по степени активности учащегося, по целевому назначению, по функциональному строению. [4]
На основе теоретических данных нами было принято решение разрабатывать электронный обучающий курс «Практикум по педагогическому мастерству» [6]. Сущность электронного обучающего курса определена согласно положению об электронных образовательных ресурсах Сибирского федерального университета: электронный обучающий курс – ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе. [5]
Курс разработан в соответствии с организационными разновидностями ЭО и ДОТ и реализует смешанную модель обучения, которая предусматривает:
- предаудиторную подготовку – изучение теоретического материала, подготовка к практическим заданиям, подготовка докладов (рефератов);
- аудиторную работу – семинарские занятия (практические и лабораторные занятия);
- постаудиторную работу – выполнение заданий самостоятельной работы, рефлексия, контрольное тестирование.
В структуру электронного обучающего курса «Практикум по педагогическому мастерству» входят 6 разделов, каждый из которых подразделен на блоки. Согласно структуре разрабатываемого электронного курса в нем учтены все блоки программного средства.
Так как электронный обучающий курс разрабатывался в соответствии с принципами и требованиями, предъявляемыми к разработке педагогических программных средств, нами был проведен теоретический анализ данного соответствия.
Анализ показал, что разработанное педагогическое программное средство учитывает принципы и требования к разработке, а, следовательно, педагогически обосновано.
Для последующего внедрения в образовательную деятельность разработанного методического обеспечения нами была проведена его апробация и экспертиза, показатели которых в совокупности с педагогическим обоснованием указывают на целесообразность применения разработки.
Апробация предполагала анкетирование обучающихся с целью установления соответствия электронного обучающего курса «Практикум по педагогическому мастерству» предъявляемым принципам и требованиям. В апробации принимали участие 19 обучающихся направления подготовки 44.03.03 «Профессиональное обучение по отраслям».
Экспертиза проводилась методами экспертной оценки и предполагала оценку электронного обучающего курса по четырем критериям. Экспертами выступали 9 педагогов и выпускников кафедры «Современные образовательные технологии».
На разработанное методическое обеспечение была получена рецензия профессора, доктора педагогических наук, в которой сказано: «Рецензируемое методическое обеспечение «Практикум по педагогическому мастерству» заслуживает высокой оценки, однако не исключает его совершенствования».
Апробация, экспертиза и рецензирование показали высокие результаты, что свидетельствует о том, что методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по педагогическому мастерству» разработано в соответствии с принципами и требованиями разработки педагогических программных средств, соответственно является целесообразным.
Библиографическая ссылка
Жукова В.И. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ "ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ" // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19237 (дата обращения: 09.10.2024).