Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ермакова О.А. 1 Кулеш Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава России
В статье представлены результаты оценки витаминно - минерального статуса студентов 3 курса медико-профилактического факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера. Оценка статуса проводилась с помощью метода Буклет-Биотестера, который базируется на личной, субъективной самооценке показателей здоровья. Данный метод способствует более рациональному индивидуальному выбору продуктов питания, биодобавок, витаминных препаратов, в которых нуждается конкретный человек. Изучение витаминно - минерального статуса студентов позволило оценить индивидуальный риск развития алиментарных заболеваний и на основе этого дать рекомендации по коррекции диеты. Проведенное исследование показало, что практически все студенты 3 курса медико-профилактического факультета имели риск дефицита витаминов и минералов в различных сочетаниях. Студенты испытывают наибольший риск недостаточности витаминов А, С, витаминов группы В (В 1, В 2, В 6, В 12), РР. Из риска дефицита минеральных веществ следует отметить наибольший риск недостаточности в рационе кальция, железа, магния, фосфора, йода. Проведенное исследование позволит студентам самостоятельно выбрать пищевые вещества и продукты, необходимые для предупреждения болезней недостаточного питания и достижения оптимального уровня здоровья.
витамины
минералы
витаминно-минеральный статус
алиментарные заболевания
профилактика.
1. Государственный доклад «О состоянии санитарно- эпидемиологического благополучия населения в Пермском крае в 2016 году». Пермь, 2017.
2. Кича Д. И., Максименко А. В., Дрожнина Н. А., Федабова Н. Н. Оценка источников информации о рациональном питании студентов. Гигиена и санитария; 2013; 2; 48-51.
3. Вржесинская О. А., Бекетова Н. А., Коденцова В.М., Кошелева О. В., Сокольников А. А., Раджабкадиев Р. М., Сёмин В. Б. Витаминный статус студентов Северного государственного медицинского университета. Профилактическая медицина; 2018; 21(1); 39.
4. Чумарова М.А., Лешкова Н.А. Оценка качества питания и обеспеченности витаминами и минеральными веществами у студентов высших и средних профессиональных учебных заведений и выявление заболеваний, связанных с их недостатком. Методы профилактики. Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» available at: https://www.scienceforum.ru/2016/2149/16991
5. Каштанова С. Г. Физиолого-гигиеническая оценка фактического питания и алиментарного статуса студентов медицинского ВУЗа: автореф. дис. … канд. медиц. наук: Оренбург. 2013; 18 - 21.
6. Коденцова В. М., Вржесинская О. А., Спиричев В. Б. Изменение обеспеченности витаминами взрослого населения Российской Федерации за период 1987–2009 гг. (к 40-летию лаборатории витаминов и минеральных веществ НИИ питания РАМН). Вопросы питания; Том 79, 3; 2010; 69 - 71.
7. Нотова С. В., Бурцева Т. И., Бурлуцкая О. И., Барышева Е. С., Горелова Ж. Ю., Чернова Е. Г. Особенности питания, элементного статуса организма учащихся и их успеваемость. Вопросы современной педиатрии; Том 6, 3; 2007; 70 – 73.
8. Новоселов В.Г. Буклет-Биотестер Не страдает ли Ваш организм от недостатка витаминов и минералов? Пермь; 2001; 4-7.

Анализ материалов по изучению питания жителей Пермского края за последние годы позволил установить массовое распространение дефицита в рационах питания витаминов и микроэлементов в условиях повышения потребности в этих веществах ( экологические нагрузки, физиологическое состояние и сопутствующие болезни, факторы внутренней среды учебных учреждений) на фоне снижение потребления свежих овощей и фруктов, недостаточной витаминизацией питания современными видами продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами [1,2,3,4].

Студенты входят в группу риска по дефициту витаминов и минералов. Это связано с влиянием их ритма жизни, популярных модных диет, развитием таких направлений как вегетарианство и искусственное голодание, наличием стрессовых ситуаций и др. Изучение витаминно-минерального статуса студентов проводилось различными авторами. Оценка витаминного статуса студентов Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), проведенное Вржесинской О.А., Бекетовой Н.А., Коденцовой В.М. и др. показало, что у подавляющего большинства студентов не обнаружено недостаточности витаминов А, В2 и В12: сниженный уровень был выявлен соответственно у 1,7, 8 и 10 %. Недостаток витамина Е и фолатов имели 25,9—29,3 % обследованных. Сниженный уровень бета-каротина встречался у 91,4 % обследованных, транспортной формы витамина D — у 75,6 % [3].  Чумаровой М.А., Лешковой Н.А. были проведены исследования в 3 учебных заведениях: Кировской государственной медицинской академии, Вятском государственном университете, лесопромышленном колледже. Наибольший дефицит витамина С выявлен у студентов ВятГГУ (48,28%) и студентов лесопромышленного колледжа (50%). Дефицит витаминов группы В встречается у каждого третьего студента. Дефицит витамина А у 53,33% студентов лесопромышленного колледжа, студентов КГМА - 33,33%. У студентов ВятГГУ   отмечается только склонность к дефициту данным витамином 26,66% [4].

В результате проведенных исследований пищевого статуса студентов медицинского ВУЗа Оренбурга (2013 г) установлено, что рационы студентов были дефицитны как у юношей, так и у девушек по содержанию магния на 47,4-51,6%, калия на 25,1-26,4%, натрия на 16,8-28,6%, хлора на 42,4-50,2%, цинка на 19,2-35,8%, йода на 61,5-62,7%), селена на 15,8-23,1%, фтора на 14,5-23,0. Содержание фосфора превышало нормы у юношей и девушек на 11,4-26,9%. При этом у юношей установлен избыток поступления с рационами питания железа на 75,0% и меди на 30,0%.

Поступление ретинола, аскорбиновой кислоты было ниже норм физиологических потребностей у юношей на 77,1% и 37,1%, у девушек на 80,8% и 24,2%. Содержание витаминов группы В в рационах студентов было ниже рекомендуемых величин как у юношей, так и у девушек: тиамина на 26,7% 40,0%, рибофлавина на 44,4%-50,0%, ниацина на 28,0%-41,5%, пиридоксина на 10%-20%, пантотеновой кислоты на 37%-46% и биотина на 63,2%-68,4%. Содержание витамина Е в рационе недостаточно у девушек на 21,3%» и избыточно у юношей на 13,3%. Вместе с этим установлено, что нарушена сбалансированность между белками, жирами и углеводами, кальцием и фосфором, кальцием и магнием как у юношей, так и у девушек.

При анализе обеспеченности организма водно - и жирорастворимыми витаминами выявили, что содержание витаминов В2 и Е в организме юношей и девушек меньше по сравнению с физиологической нормой. Уровень уринарной экскреции витамина С у девушек достоверно выше, чем у юношей. Среди девушек дефицит токоферола отмечался на 27,5% чаще, чем среди юношей, витамина А чаще на 8% соответственно, дефицит витамина В1 чаще на 7,6% [5].

НИИ питания РАМН изучено изменение обеспеченности витаминами и минеральными веществами взрослого населения Российской Федерации за период 1987–2009 гг. За период с 1987 по 2009 г. обследовано 2216 человек того и другого пола в возрасте от 18 до 60 лет. Обследование, осуществляемое с их согласия, проводили в период плановой диспансеризации или во время плановых медицинских осмотров. Установлено, что доля лиц, недостаточно обеспеченных витамином С, в последние годы достоверно снижается. Также уменьшается число лиц с дефицитом витамина Е, который достоверно чаще обнаруживался в 1996–2001 гг. Содержание витамина В6, которое часто было недостаточным в 1996–2001 гг., к 2009 году вернулось к величине, характерной для конца 1980-х – начала 1990-х гг. В свою очередь, дефицит витаминов В2 и А в 2003–2009 гг. также стал выявляться достоверно реже, чем в предыдущие периоды. Однако, обращает на себя внимание, что число лиц с недостатком того или иного витамина остается весьма значительным в течение всего периода обследований.  Авторы отмечают, что недостаток витаминов группы В у взрослого населения встречается значительно чаще, чем недостаток витаминов С, А и Е. На первое место выходит необходимость ликвидации недостаточной обеспеченности не витамином С, а витаминами группы В, причем недостаточность витаминов этой группы выявляется у населения независимо от места его проживания и профессиональной принадлежности и затрагивает, как правило, не какой-либо один витамин группы В, а все исследуемые витамины данной группы. К этому могут присоединяться недостаток и других витаминов, в частности витамина D, высокая частота дефицита которого обусловлена недостаточной инсоляцией в широтах нашей страны [6].

Нотовой С. В. с соавторами проводились исследования на базе государственных образовательных учреждений — колледжей Оренбургского государственного университета (юридический, гуманитарно-педагогический, электроники и бизнеса). В исследовании участвовали 115 респондентов в возрасте 15–18 лет. Проведенный анализ показал, что юноши с удовлетворительной успеваемостью потребляли меньше кальция (в 1,2 раза), железа (в 1,3 раза) и цинка (в 1,4 раза), а девушки — меди (в 1,2 раза) — от физиологической нормы. При анализе содержания макро и микроэлементов в волосах учащихся было отмечено, что в группах с различной успеваемостью эти показатели достоверно различались [7].

Научные исследования показывают, что недостаток в питании витаминов, минеральных веществ приводит к развитию алиментарных заболеваний, таких как рахит, пеллагра, гемералопия (куриная слепота), ксерофтальмия, кератомаляция, болезнь Бери-Бери, цинга, ангулярный стоматит, флюороз и другие.  Чем раньше будет определен риск болезней недостаточного питания, тем больше возможностей для сохранения крепкого здоровья.

Цель: Оценка витаминно-минерального статуса студентов Пермского государственного медицинского университета.

Материалы и методы. Проведено одномоментное поперечное исследование витаминно-минерального статуса студентов 3 курса медико-профилактического факультета Пермского медицинского университета методом анкетирования (2018 год) с применением буклета Биотестера В.Г. Новоселова [8]. Анкета позволяет оценить индивидуальный риск развития алиментарных заболеваний и быстро получить информацию, достаточную для обоснования коррекции диеты, самостоятельного выбора источников незаменимых пищевых веществ, наиболее необходимых организму данного студента. Комплексный опросник охватывает 64 признака риска дефицита в организме витаминов и минеральных веществ. По оценке результата тестирования предлагается сводная оценочная таблица. С учетом результата респондент подбирает варианты коррекции диеты. Витаминно-минеральный статус изучен у 56 студентов 3 курса медико-профилактического факультета, из них 11 юношей и 45 девушек в возрасте от 18 до 26 лет. Проведена статистическая обработка полученных материалов.

Результаты исследования. Проведенное исследование позволило по степени недостаточности пищевых веществ разделить студентов на 4 группы. Наименьший риск по дефициту витаминов и минералов выявлен у студентов, отнесенных к первой группе - недостаточность по 1 - 2 пищевым веществам. В данную группу вошла практически треть респондентов (28 %). У студентов преобладает недостаточность витаминов группы В: В2 – у 75 % респондентов, В6 – 68,7 %, В1 – 56,3 %, В12 – 18,8 %; витаминов С и РР по 56,3 %. Отмечена недостаточность инозита – 6,3 %. У студентов не обнаружено признаков недостаточности фолиевой кислоты и холина. Среди респондентов с недостаточностью микроэлементов и минералов преобладают студенты с недостаточностью железа (43,7 %); кальция и магния (37,5 %); фтора и цинка (31,3 %). Наименьшая недостаточность выявлена по калию – 12,5 %. Не выявлены признаки недостаточности цинка и пищевых волокон.

Ко второй группе риска по дефициту витаминов и минералов (по 1 – 5 пищевым веществам) отнесены 50 % студентов 3 курса. Наиболее часто встречалась недостаточность витамина А, дефицит которого отмечается у 100 % студентов. Кроме того, наибольшая недостаточность выявлена по витаминам группы В: В2 (89,3 %), В6 (82,1 %), В1 (67,8 %), В12 (64,3 %), что согласуется с исследованиями НИИ питания РАМН [6]. Значительный риск недостаточности отмечен по витаминам С (78,6 %), и РР (64,3 %). Наименьший - по фолиевой кислоте и инозиту – 14,3 %, холину – 10,7 %. При оценке недостаточности в рационе минеральных веществ и микроэлементов у 75 % респондентов выявлен недостаток кальция и магния; по 60,7 % - фтора и железа; 50 % - цинка. Наименьшая недостаточность выявлена по калию – 10,7 %. Не выявлены признаки недостаточности пищевых волокон.

 В третьей группе – крайне высокий риск недостаточности по 1-6 и более пищевым веществам преобладает недостаточность витаминов С, А (100 %); В1, В6, В12 (90 %); В2, РР (80 %); рутина, биотина, парааминобензойной кислоты (70 %). У студентов выражен риск дефицита магния (100 %), фтора и кальция (90 %), железа (70 %), цинка (50 %). 50% респондентов имеют риск недостаточности йода в пищевом рационе, что особенно важно для Пермского края, который относится к аномальным геохимическим провинциям по йоду и к регионам с высоким уровнем заболеваемости населения болезнями щитовидной железы. В меньшей степени у студентов выявлены признаки недостаточность меди (20 %) и калия (10 %). Не отмечен риск недостаточности пищевых волокон.

У 2 респондентов (4 %) отсутствует риск недостаточности, как витаминов, так и  минералов.

Проведенное исследование показало, что практически все студенты 3 курса медико-профилактического факультета имели риск дефицита витаминов и минералов в различных сочетаниях. Студенты испытывают наибольший риск недостаточности витаминов А, С, витаминов группы В (В1, В2, В6, В12), РР.  Из риска дефицита минеральных веществ следует отметить наибольший риск недостаточности в рационе кальция, железа, магния, фосфора, йода.

Вывод: Изучение витаминно – минерального статуса студентов 3 курса медико – профилактического факультета Пермского государственного медицинского университета позволило оценить индивидуальный риск развития алиментарных заболеваний и на основе этого дать рекомендации по коррекции диеты. Проведенное исследование позволит студентам самостоятельно выбрать пищевые вещества и продукты, необходимые для предупреждения болезней недостаточного питания и достижения оптимального уровня здоровья.


Библиографическая ссылка

Ермакова О.А., Кулеш Т.А. ОЦЕНКА ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19132 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674