Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Амиржанова А.Ш. 1 Колмогорова Т.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»
2 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
В данной статье авторы рассматривают проблему развития малого и среднего предпринимательства в условиях Ямало-Ненецкого Автономного округа. Авторы утверждают, что в современных условиях развитие малого и среднего бизнеса будет способствовать интенсивному росту и развитию экономики и благосостоянию страны в целом. По их мнению, на развитие предпринимательства ЯНАО оказывают влияние эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые могут привлечь за собой создание дополнительных рабочих мест, а также способствовать повышению производительности труда. В тексте приведены схемы, т.е. сравнительный анализ за последние 10 лет количества микро предприятий в ЯНАО, число замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства, количество субъектов малого и среднего предпринимательства и их классификации по видам экономической деятельности в ЯНАО, оборот товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в данном округе, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, а также доходы в консолидированный бюджет и налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства. Так как социально-экономическое развитие ЯНАО во многом зависит от развития малого и среднего предпринимательства, то, по мнению авторов, для популяризации ЯНАО, для привлечения инвестиций, для притока квалифицированных специалистов, для повышения уровня и качества жизни местного населения, необходимо выработать новые возможности и способы продвижения национального бренда.
предпринимательство
ресурсы
конкурентоспособность
бизнес
инвестиции.
1. Портер М. Конкуренция. – М.. : ИД Вильямс, 2006. - С. 97.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-Ф3 (ред. от 27.11.2017). – Режим доступа: http //www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=122779;req=doc#030174976729130987
3. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М. : ФиС, 2005. – С. 133.
4. Статистические показатели развития малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе / Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации, 2008. URL : http://muravlenko.yanao.ru (дата обращения 03.07.2018).
5. Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе / Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.13 № 1111-П – Режим доступа : https://de.yanao.ru/activity/428/ (дата обращения 04.07.2018).
6. Распределение земель Российской Федерации по категориям в разрезе субъектов Российской Федерации // Земельные вопросы : электронный научный журнал. – 2016. - № 8 [Электронный ресурс] . URL : https://rosreestr.ru (дата обращения 04.07.2018).
7. Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/17/05/2017/591af83d9a79477caf754144

В условиях современной экономики предпринимательство играет значимую роль. На сегодняшний день, правительство РФ одной из важнейших задач считает- развитие малого и среднего бизнеса, поскольку именно оно способствует интенсивному развитию экономического роста страны. Развитие отечественного предпринимательства решает не маловажную проблему предоставления рабочих мест населению и вносит весомый вклад в ВВП Российской Федерации. Для современной российской экономики меры, направленные государством на развитие малого и среднего бизнеса, являются важными и приоритетными в решении социально-экономических проблем. Государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является важной составляющей в государственной социально-экономической политике. Данные экономические меры – это некий синтез политических, экономических, информационных, правовых, образовательных и других аспектов, осуществляемых органами власти государственного и местного самоуправления, направленных на реализацию принципов и целей, установленных Федеральным законом «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» [2].

По статистическим данным на 1 января 2018 года, Ямало-ненецкий Автономный округ занимает 5-е место в списке субъектов Российской Федерации, отсортированных по площади и на 72-м месте в списке субъектов Российской Федерации, отсортированных по численности населения.. Территория округа расположена в жестких климатических условиях зоны северной полосы Западно - Сибирской низменности, субарктической и арктической зонах. Климат характеризуется коротким летом и длительной, холодной зимой с сильными ветрами и морозами. Ненецкого АО [6].

Что касается развития малого и среднего бизнеса ЯНАО, то во многом, на его развитие оказывают влияние эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Все это влечет за собой создание дополнительных рабочих мест, а также влияет на повышение производительности труда. Также, немаловажную роль в этом процессе является эффективное использование коммерческих связей.

Расширение ассортимента регионального рынка позволяет развивать местную экономику, способствуя выравниванию уровня жизни населения. Увеличение объёмов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции способствует повышению конкурентоспособности национальных товаров на рынке, что способствует росту экономики округа.

По данным департамента экономики Ямало-Ненецкого Автономного Округа наблюдается значительное понижение количества микро предприятий за последние годы, наибольший спад наблюдается начиная с 6 506 ед. в 2014 г. и заканчивая 4 820 ед. в 2017 г., что составляет 26 %. В этом отношении предприятия малого и среднего бизнеса более устойчивы, но сохраняется тенденция прекращения деятельности (Рис.1).

В следствии чего мы можем наблюдать сокращение рабочих мест предоставляемыми микропредприятиями и малыми предприятиями. Однако сохраняется положительная тенденция на предприятиях среднего бизнеса, число рабочих мест увеличилось с 10 568 в. 2008г. до 16 015 в 2017г., что составляет 65,99%. (Рис.2).

На сегодняшний день активно развиваются деятельности в таких отраслях как связь, строительство, продажи, транспортная сфера, сельское хозяйство (фермерство). Быстрые темпы развития набирают пекарни, сфера развлечений, кафе и рестораны, индустрия красоты. Наиболее крупные позиции в данном Автономном округе за последние десятилетие занимают следующие виды экономической деятельности: сервисный ремонт автомобильных, транспортных средств и мотоциклов – 15 %; деятельность, связанная с хранением и транспортировкой товаров – 11 %; финансовые операции на рынке с недвижимостью – 11 %; деятельность, связанная с оптовой и розничной торговлей – 11 %; производство, связанное с обработкой материалов – 6 %. И, наконец, среди всех видов деятельности центральное место принадлежит строительству – 25 % (Рис. 3).

На сегодняшний день, не смотря на значительные показатели понижения количества предприятий малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается достаточно устойчивая статистика товарооборотов и услуг, осуществляемых субъектами разного вида предпринимательства. По видам экономической деятельности, в структуре товарооборота, наиболее устойчивое положение сохраняются в сферах оптово-розничной торговли, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (16179251,64 тыс. руб. в 2009 г. – 31093974 тыс. руб. в 2017.г.), а также в сфере строительства (6269526,19 тыс. руб. в 2009 г. –.11601584.тыс. руб. в 2017.г.). Стабильную ситуацию роста товарооборота сохраняют обрабатывающие производства (1114051,08 тыс. руб. в 2009 г. – 1399576 тыс. руб. в 2017 г.). Немного больший уровень товарооборота наблюдается в сфере транспортировки и хранения (3637400,13 тыс. руб. в 2009 г. –5139425 тыс. руб. в 2017 г.). Деятельность по операциям с недвижимостью имеет нестабильный товарооборот, так, например, общая тенденция начиная с 1116275,99 тыс. руб. в 2009 г. и заканчивая 4299882 тыс. руб. в 2017 г., показывает высокий рост товарооборота, однако начиная с 2016 года мы наблюдаем значительный его спад (Рис.4).

С увеличением товарооборота малого и среднего предпринимательства в Ямало- Ненецком Автономном Округе, наблюдается стабильный рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет, составляющий 2027,2 млн. руб. в 2017 г. по сравнению с 1156,2 млн. руб.в 2009 г.) [4] (Рис. 5).

Предприятия малого и среднего бизнеса зачастую сталкиваются с различного рода проблемами. Слабо развитая сеть автомобильных дорог и большие расстояния между населенными пунктами препятствуют быстрому продвижению товаров на окружном и региональном рынках. По мимо проблем экспорта товаров, остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, высокие тарифы на электро и теплоносители, сложности с поиском инвесторов, давление крупных торговых сетей, а также трудности с получением государственного заказа на поставку товаров и выполнение работ. Одной из проблем является востребованность товара или услуги у потребителя. На сегодняшний день национальные товары, производимые в ЯНАО, по большей части не известны на рынке. Для большинства предприятий проблема сбыта товара, и увеличение товарооборота становится наиболее актуальной. Это связанно с большим разнообразием аналогичных товаров одной категории и низкой конкурентоспособности в отношении крупных брендов.

Если обратиться к определению, то в широком смысле слова конкурентоспособность - это характеристика объекта, отражающая его способность удовлетворять конкретные потребности по сравнению с таковой аналогичных объектов, представленных на данном рынке [1].

Какие новшества может привнести для российского потребителя повышение и развитие конкурентоспособности среди предприятий малого и среднего уровня?

В первую очередь, это может означать заметное удешевление предлагаемых услуг и производимых товаров, повышения их уровня качества, стремлением использовать экологически чистые материалы и сохранением благоприятной среды обитания и т.д. Многие предприятия, в целях укрепления своей конкурентоспособности, главным образом связывают с развитием и увеличением прибыли и материально-технической базы, а также с совершенствованием отдачи от используемых и эксплуатируемых материалов, ресурсов и др. [3].

В 2007 году правительство РФ рассмотрело проект "Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы". На основе этого проекта предполагалось разработать программу "Бренд России" (2008 - 2010 годы). С 2014 года Министерство промышленности и торговли модернизирует проект «Сделано в России». В основе данного проекта лежит идентификация и системная маркировка ряда товаров, выпущенных российскими производителями. Данный проект предусматривает тот факт, что маркированные товары и продукция отечественного производства будут способствовать повышению лояльности потребителей. По замыслу министерства, в дальнейшем, необходимо решить задачу о выработке целого семейства знаков и логотипов. Как писал ранее РБК, реализация программы намечена с 2017-2018 года и в период до 2025 года [7].

Поддержка малого и среднего предпринимательства в ЯНАО правительством в последние годы оказываются в рамках следующих подпрограмм: «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе», «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа автономного округа от 25 декабря 2013 года №1111-П.

В 2018 году на региональном уровне для поддержки уровня малого и среднего бизнеса правительством предусмотрены ряд мероприятий, а именно:

- гранты на реализацию молодежных бизнес-проектов ("Свое дело");

- компенсация уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;

- компенсация расходов субъектов малого и среднего предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов, имеющих решение о целесообразности их сопровождения согласно постановлению Правительства автономного округа от 09 июля 2015 года № 620-П «Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;

- компенсация расходов субъектов социального предпринимательства;

- займы, микрозаймы, поручительства, лизинг субъектам малого и среднего предпринимательства [5].

Исходя из вышесказанного можно наблюдать зависимость социально-экономического развития Ямало – Ненецкого Автономного округа в целом и предпринимательства в частности напрямую зависит от общероссийской экономики. Повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса оказывает весомое влияние на решения ряда проблем, а именно: на экономический рост и развитие данного округа в целом; создание дополнительных рабочих мест, т.е. решение проблемы, связанное с занятостью населения; формирования среднего класса и повышения уровня жизни населения, как основы и показателя стабильности общества. Активная работа по популяризации предпринимательской деятельности среди представителей малочисленных народов, раскрывает новые возможности и способы продвижения национального бренда, что в свою очередь может влиять на популяризацию ЯНАО, привлечение инвестиций, приток квалифицированных специалистов, повышение уровня и качества жизни местного населения.


Библиографическая ссылка

Амиржанова А.Ш., Колмогорова Т.А. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19130 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674