Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ХРОНОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА 1, 3 КУРСОВ

Юсупхаджиева Л.М. 1
1 Сургутский государственный университет
Изучали особенности биоритмов и хронотипов у студентов медицинской специальности г. Сургута. Анализировали динамику изменений трех биоритмов: физического, эмоционального, интеллектуального, преобладание в течение дня акрофаз к определенному хронотипу «голубь, «жаворонок», «сова» у одних и тех же студентов на первом и третьем году обучения. Характер организации суточных (циркадианных) биоритмов студентов относится к базовым физиологическим характеристикам учащихся. Полученные сведения особенностей биоритмов и хронотипов позволит рационально составить режим труда и отдыха, оптимально распределять нагрузку, оптимизировать внутренние ресурсы у студентов, как категории людей с повышенными факторами риска, нервным и умственным утомлением, хроническим нарушением режима сна и питания. Так как хронотип человека - это типичный характер суточной активности, который является достаточно устойчивым, то можно сделать предположение о том, что переход от одного хронотипа к другому может в скором времени сказаться на функциональном состоянии организма. Проанализировав таблицу числа совпадений графиков, построенных с помощью компьютерного моделирования и построенных самими студентами, выявилось большое число совпадений, следовательно, графикам биоритмов, построенных с помощью компьютерного моделирования, можно доверять.
хронототип
студенты
среднее приобъе.
1. Барбараш Н.А., Шапошникова В.И. Оцените своё здоровье сами – СПб: Питер, 2003. – 256 с. [Barbarash N.A., Shaposhnikova V.I. Ocenite svojo zdorov'esami. Assess your health by yourself. – St. Pb: St. Petersburg, 2003. – 256 p. (in Russian)]
2. Борисенков М.Ф. Хронотип человека на севере // Физиология человека. – 2010. – Т.36, №3. – С. 117-122. [Borisenkov M.F. Fiziologija cheloveka. Human physiology. – 2010. – V.36, N3. – P. 117-122. (in Russian).
3. Бузунов Р.В., Царева Е.В. Джетлаг: новый термин – новые подходы // Русский медицинский журнал. – 2013. – Т.21, №16. – С. 831-837. [Buzunov R.V., Tsarev E.V. Russkij medicinskij zhurnal. Russian Medical Journal. – 2013. – V.21, N16. – P. 831-837. (in Russian)]
4. Доскин В.А., Лаврентьев Н.А. Ритмы жизни: 2-е изд. Перераб. – М.: Медицина, 1991.
5. Комаров Ф.И. Хронобиология и хрономедицина / Ф.И. Комаров, С.И. Рапопорт. – М.: Триада-Х, 2000. – 488 с.
6. Практикум по валеологии для высших учебных заведение / Под ред. Г. А. Кураева. – Ростов н/Д: Изд-во ООО ЦВВР, 2002. – 252 с.
7. Селиверстова Г.П., Куницкая С.В. Индивидуальные хронотипы работоспособности и циркадианные ритмы функциональной активности системы кровообращения учащихся в аспекте гендера // Ученые записки. – 2011. – Т.74, №4. – С. 162-166. [Seliverstova G.P., Kunitskaya S.V. Uchenye zapiski. Scientific notes. – 2011. – V.74, N4. – P. 162-166.

Актуальность: В живых системах физиологические процессы подвержены закономерным циклическим колебаниям, биологическим ритмам, которые являются самоподдерживающимися, генетически запрограммированными, автономными, а также формирующимися при взаимодействии организма со средой [7].

Особое значение биоритмы имеют для студентов так как, студенческий возраст представляет собой особый период жизни и развития личности, в это время происходит переход от детства к взрослой жизни, происходит завершение процессов роста, окончательное формирование психики. Студенты принадлежат к категории людей с повышенными факторами риска, нервное и умственное утомление, хронические нарушения режима сна и питания, вредные привычки.

Характер организации суточных (циркадианных) биоритмов студентов относится к базовым физиологическим характеристикам учащихся [6]. Изучение биоритмов человека позволит рационально составлять режим труда и отдыха, оптимально распределять свои силы, оптимизировать внутренние ресурсы.

Материалы и методы

Целью данного исследования явился сравнительный анализ результатов определения хронотипа студентов БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ Медицинского института, динамика его изменения, построение графиков биоритмов студентов в программе MicrosoftExcel и сравнение их показателей с субъективной оценкой собственного самочувствия студентов.

Было проведено лонгитюдное исследование (исследование проводилось на 1 и 3 курсах), в котором участвовало 27 студентов БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ Медицинского института.

В результате работы были построены графики биоритмов студентов в программе MicrosoftExcel. Для расчета биоритмов и построения графиков применялось компьютерное моделирование.Тип суточной организации биоритмов оценивали с помощью международной анкеты Остберга [5] с выделением групп утреннего («жаворонки»), вечернего («совы») и аритмичного хронотипов («голуби»).

Результаты

Выделяют три основных хронотипа людей – «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние), отличающиеся по различному и всегда индивидуальному расположению акрофаз (пиков) биоритмов. Наблюдаются значительные изменения в уровне мелатонина и серотонина в плазме крови и содержании нейропептидов в супрахиазматических ядрах гипоталамуса у «сов» и «жаворонков». У людей с хронотипом "совы" уровень кортизола после пробуждения значительно выше, чем у вечернего хронотипа - "жаворонки" [1]. Большинство людей относится к хронотипу «голуби», у которых нет четкого наличия преимущественной активности в определенное время суток, наибольшая работоспособность приходится на промежутки времени: 10–12 и 16–18 часов, снижение активности с 2 до 5 часов [2]. Характер секреции гормонов зависит от определенных генов, следовательно, хронотип человека предопределен с рождения. Истинный переход от одного хронотипа к другому невозможен. Так, перевод часов с зимнего на летнее время вызывает развитие кратковременного (около 2 недель) десинхроноза у здоровых студентов и напряжению адаптационных возможностей [3]. Перенапряжение адаптационных возможностей может привести к дезадаптации.

В результате анализа ответов студентов на международную анкету Остберга, выяснилось: на первом курсе процент студентов с хронотипом «голуби» составил - 55%; «жаворонки» – 30%; «совы» 15% На третьем курсе произошли разительные изменения в хронотипах студентов, удельный вес «голубей» в общей выборке оказался равен – 89%; «жаворонков» – 11% (рис. 1). Трое студентов с хронотипом «жаворонки» и двое студентов с хронотипом «сова» стали «голубями». Так как хронотип человека - это типичный характер суточной активности, который является достаточно устойчивым, то можно сделать предположение о том, что переход от одного хронотипа к другому может в скором времени сказаться на функциональном состоянии организма.

Рис. 1. Удельный вес хронотипов (%) у студентов на 1 и 3 курсах.

Американский ученый Д. Томмен предложил теорию трех ритмов. Согласно этой теории в организме человека существуют три независимых биоритма: физического (период 23 дня), эмоционального (28 дней) и интеллектуального (33 дня). Каждый ритм условно разделяют на два полупериода – положительный и отрицательный. Во всех трех периодах дни перехода от отрицательной фазы в положительную, и обратно называют нулевыми или критическими. В критические дни с людьми чаще всего происходят различные неприятности, несчастные случаи, эмоциональные срывы [4].

Дни, график в которых находился выше нулевого периода принимался за благоприятный, ниже- неблагоприятный. На основании этого были проведены расчеты количества благоприятных и не благоприятных дней для студентов в соответствии с их хронотипом.

Была изучена динамика благоприятного физического, эмоционального и интеллектуального состояния в соответствии с их хронотипом, по результату которого выяснилось, что наибольшее количество благоприятных дней в течение месяца было среди «голубей». При этом наблюдалось при увеличении благоприятных дней у «жаворонков», количество благоприятных дней у «сов» снижалось (рис.2).

%

%

%

Рис. 2 Соотношение (%) благоприятного самочувствия различных хронотипов у студентов 1 курса.

%

%

%

Рис. 3 Соотношение (%) благоприятного самочувствия различных хронотипов у студентов 3 курса.

Более стабильными как в эмоциональном, так и в интеллектуальном плане являлись студенты с хронотипом «голуби», менее стабильными «совы», «жаворонки» заняли промежуточное положение между ними.

Аналогично были построены графики для учащихся 3 курса, по результатам которых выяснилось, что наиболее стабильными в физическом плане были студенты с хронотипом «голуби», в то время как у «жаворонков» были «неблагоприятные дни». В эмоциональном плане у «жаворонков» были дни с высокими показателями, в то время как эмоциональное самочувствие «голубей» было стабильно. Начиная с 12 числа у «жаворонков начались» так называемые «неблагоприятные дни» в интеллектуальном плане, так как это день начала учебы после каникул, это говорит о том, что «жаворонки» не смогли быстро адаптироваться к учебной нагрузке, в то время как у «сов» переход от отдыха к учебе не сказался на интеллектуальном самочувствии.

Также студентам было предложено оценить свое физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние как «хорошее» или «плохое». Проанализировав таблицу числа совпадений графиков, построенных с помощью компьютерного моделирования и построенных самими студентами, выяснилось, что совпадения физического биоритма составили физического – 71% эмоционального – 54% психического – 58% («жаворонки»); физического – 56% эмоционального - 56% психического – 58% («голуби»); физического – 50% эмоционального – 58% психического-41% («совы»). Следовательно, графикам биоритмов, построенных с помощью компьютерного моделирования, можно доверять.

Таким образом у студентов Медицинского института СурГУ произошло изменение типа циркадного ритма от первого к третьему году обучения. Студентов со стериотипом чередования активности и пассивности в течение чуток по типу «голуби» было больше как на первом, так и на третьем году обучения.

У студентов с хронотипом «голуби» было больше благоприятных дней, чем у «сов» и «жаворонков».


Библиографическая ссылка

Юсупхаджиева Л.М. ХРОНОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА 1, 3 КУРСОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19129 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674