Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ФОРМАТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА

Степанова Ю.Н. 1 Комарова Е.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова»
Современное развитие региона предопределяет формирование его положительного инвестиционного имиджа и создание комфортных условий для начала и ведения бизнеса представителями предпринимательского сообщества. Все это несомненно является результатом планомерной и целенаправленной работы, проводимой администрацией региона совместно с населением и представителями предпринимательского сообщества. Для поддержания благоприятного инвестиционного климата в регионе на должном уровне, необходимо наличие ключевых инструментов и механизмов, способствующих содействию и развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности, реализация «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата на основе лучших практик, выявленных по итогам ежегодного проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. На ряду с вышеизложенным, работа в данной области должна быть дополнена выявлением и внедрением лучших управленческих практик привлечения инвестиций в регионы, мотивацией региональных органов власти и органов местного самоуправления к повышению качества деловой среды и оценке условий ведения бизнеса в регионе. В данном случае, именно оценка инвестиционной привлекательности региона послужит ключевым фактором для совершенствования нормативной правой базы региона в сфере защиты прав и поддержки субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, которым предоставляются налоговые льготы, субсидии, а также оказывается финансовая, организационная, методологическая и имущественная поддержка в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
регион
Инвестиции
инвестиционная привлекательность
инвестиционный потенциал
предпринимательское сообщество
1. Официальный сайт агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru.
2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://voronezhstat.gks.ru.
3. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. Сб. М.: Росстат, 2017.
4. Закон Воронежской области от 30 июня 2010 г. N 65- ОЗ «О Стратегии социально- экономического развития Воронежской области на период до 2020 года» (принят Воронежской областной Думой 23 июня 2010 г.) в редакции от 16.07.2017 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460176192
5. Киянова Л. Д., Литвиненко И. Л. Управление социально- экономическим развитием региона // Сборник трудов Всероссийской научно — практической конференции «Научный опыт и знания: историческое прошлое, настоящее и перспективы будущего», Москва, 2015. — С. 121–133.
6. Морковина С.С., Степанова Ю.Н. Развитие механизмов инвестирования малых инновационных предприятий (статья) // Социально экономические явления и процессы: международный журнал.- 2015 –Т.10, № 2. С.60-65.
7. Степанова Ю.Н., Авакова Н.И. Оценка деятельности инвестиционных электронных площадок по управлению инновационными проектами // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика Сборник научных трудов по материалам международной заочной научнопрактической конференции 2015 г. № 3 (14) (Volume 3, issue 3), С.285-289.
8. Степанова Ю.Н., Куницина И.А. Оценка инновационного потенциала в условиях изменения внешней среды в лесопромышленном комплексе // IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» https://www.scienceforum.ru/2017/21/27420. 2017 год.
9. Степанова Ю.Н., Чернышова С.С. Формирование инновационной среды, как важнейшего условия для системы управления лесопромышленным комплексом // IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» https://www.scienceforum.ru/2017/21/28737. 2017 год.
10. Bezrukova T.L., Stepanova Yu.N., Shanin I.I., Busarina Yu.V., Nesterov S.Yu. Aspect -oriented key-index based regional business entities evaluation framework / European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 3B. С. 183-192.

Разработка инвестиционной стратегии развития региона решает ряд задач, таких как: повышение его инвестиционной привлекательности; формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику региона; расширение источников инвестирования для бизнес проектов, которые инициируются местными органами власти; повышение эффективности инвестиций; развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП); сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями области.

Цель инвестиционной стратегии прежде всего заключается в обеспечении лидирующего положения области в своем федеральном округе путем применения современных управленческих подходов, эффективного оборота и расходования ресурсов, выполнения экономических, финансовых, социальных обязательств перед обществом [7].

Формирование инвестиционной стратегии обусловлено потребностью в создании надежного инструментария, дающего представление об экономических, отраслевых и территориальных приоритетах развития региона, а также о применяемых механизмах поддержки инвестиционной деятельности [9]. Что позволит преодолеть инфраструктурные ограничения и ускорить социально-экономическое развитие региона. Таким образом региональная инвестиционная стратегия определяет вектора направлений инвестиционной политики [5].

На сегодняшний день в воронежской области действует инвестиционная стратегия развития региона, разработанная на период до 2030 года с определением ее основных направлений. Это документ, определяющий долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов государственной власти Воронежской области, хозяйствующих субъектов по созданию благоприятного инвестиционного климата в Воронежской области [4].

Инвестиционная стратегия Воронежской области опирается на ряд ключевых положений программных документов развития Российской Федерации, разработанных Правительством Российской Федерации, с той целью, что бы она не шла в разрез с общей инвестиционной политикой страны.

Согласно инвестиционной стратегии Воронежской области выделим наиболее привлекательные направления реализаций, рисунок 1.

Рисунок 1 - Ключевые направления инвестиционной стратегии развития Воронежской области

Содержательной характеристикой инвестиционной стратегии является комплексный подход, базирующийся на оценке факторов внешней и внутренней среды и вытекающих из них причинно-следственных связей и разработке предложений, для создания нового формата взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества [8].

Итак, отметим, что, в целом исходя из федеральной оценки инвестиционной привлекательности Воронежской области, тенденция развития определяется совокупностью следующих факторов [2].

1. Высокий образовательный и трудовой потенциал, что подтверждается статистическими данными. Регион находится на третьем месте в Центрально-Федеральном округе (ЦФО) после г. Москвы и Московской области. По общей численности студентов вузов Воронежская область также занимает третье место в ЦФО и тринадцатое место — в общероссийском рейтинге.

2. По численности персонала, занятого исследованиями и разработками Воронежская область принадлежит третье место в ЦФО и одиннадцатое место — в Российской Федерации.

3. Благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства, в связи чем области принадлежит первое место в ЦФО.

4. Высокий институциональный потенциал, при этом значительное развитие получило предпринимательское сообщество в лице малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. По числу фактически действующих индивидуальных предпринимателей регион занимает третье в ЦФО и шестнадцатое в общероссийском рейтинге.

Но, проблема заключается в том, что Воронежская область существенно отстает по объему прямых инвестиций, как российских, так и иностранных на фоне других регионов, поэтому необходимо проводить мероприятия по улучшению инвестиционного климата, рисунок 2.

Рисунок 2 – Прямые иностранные инвестиции по регионам ЦФО

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Воронежская область занимает промежуточное положение среди регионов России в рейтинговой шкале инвестиционной привлекательности, региону присвоены следующие значения [1]:

– 0,193 % - инвестиционный риск;

– 1,116 % - инвестиционный потенциал;

– рейтинг — ЗА1 - пониженный потенциал — минимальный риск [3].

В целях повышения инвестиционной привлекательности в Воронежской области, необходимо сформировать условия для привлечения внутренних и внешних инвестиционных ресурсов, разработать инструментарий содействия развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности, способствующий эффективности работы как прямой, так и обратной связи инвесторов и руководства региона [10]. Составляющим звеном, обеспечивающим инвестиционную привлекательность региона должен стать инвестиционный портал Воронежской области, который при наличии качественного регионального законодательства воссоздаст механизм взаимодействия специализированных организаций по работе с инвесторами, защите их интересов и поддержке инвестиционной деятельности что послужит вливанию представителями предпринимательского сообщества финансовых активов и денежных средств в экономику региона.

Решить этот вопрос возможно при помощи проведения анализа лучших мировых практик и российской практики функционирования порталов, обеспечивающих взаимодействие инвесторов с органами госдарственной власти. Данное направление тесно связано с проблематикой цифрового государства, его архитектуры, принципов организации взаимодействия субъектов правоотношений, технологической инфраструктуры и т.д.

Стремительное изменение отечественной и зарубежной экономики в сторону цифровизации, необходимость решения существующих проблем предпринимательского сообщества, формирования стандартов работы и адаптации предпринимателей к условиям развития бизнеса в сети Интернет, создания привлекательной инновационно-венчурной среды, а также отсутствие серьёзной теоретической базы по указанным вопросам в России определили актуальность написания данной статьи.

Основной аспект данного вопроса должен быть направлен на решение следующих задач [6]:

- выбора и обоснования оптимальной организационно-правовой формы, состава управляющих органов портала, включая формирование алгоритма создания, функционирования, оперативного, тактического и стратегического управления портала, в том числе с учетом возможности использования принципов государственно–частного партнерства;

- определение потребности в финансовых ресурсах для запуска и функционирование портала с учетом различных плановых периодов и формирование рекомендации по ресурсному обеспечению функционирования портала;

- оценке рисков и определение порога безубыточности функционирования портала;

- прогнозирование результатов функционирования портала, включая оценку его возможного влияния на развитие инновационной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности региона.


Библиографическая ссылка

Степанова Ю.Н., Комарова Е.П. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ФОРМАТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19128 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674