Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ КАК МНОГОФАКТОРНОГО ЯВЛЕНИЯ

Лысенко В.В. 1 Первушина Л.В. 2 Орлова А.Д. 2
1 ООО "Надежда и доверие"
2 ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева"
Понятие агрессии является многофакторным – в зависимости от ситуации его можно рассматривать либо в отрицательном, либо в положительном аспекте. Чаще всего можно столкнуться с отрицательной трактовкой значения данного термина. В статье обосновано значение агрессии как фактора, необходимого для успешной социализации индивида – осуществления его активной деятельности и реализации потребностей, выполнения намеченных целей. Как и всякое явление, агрессия имеет свой оптимальный уровень и выходящие за его пределы значения. Мы провели исследование, в ходе которого определили оптимальный уровень агрессии, необходимый для реализации человека в профессиональной сфере. В исследовании приняло участие 100 человек с высшим образованием – представители интеллектуального труда. Респонденты прошли тестирование по тесту КЭТ, предложенному Ю. М. Орловым. Было выяснено, что при оптимальных усредненных показателях отмечаются более высокие результаты в работе, в свою очередь крайние значения (как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения), которые проявляются в виде инфантилизма или повышенной агрессии, не позволяют в достаточной степени прилежно отнестись к выполнению профессиональной деятельности, что оказывает влияние на конечный результат.
агрессия против других
оптимальный уровень агрессивности
отрицательные эмоции
учебная деятельность
тест кэт
потребность в доминировании
потребность в достижениях
реализация потребности.
1. Социально – психологический характер этнической агрессивности в молодежной среде. [электронный ресурс] – URL: http://evrazia.org/article/2106 (дата обращения 24.06.2018)
2. Лоуэн. А. «Терапия, которая работает с телом». Санкт-Петербург «Речь»; 2000 г., 197-198 с.
3. Лоренц К. “Агрессия” Пер. с нем. М. - Издательская группа “Прогресс”; 1994 г. 272 с.
4. Фриц Риман. Основные формы страха. Алетейа. М.; 1999 г., 336 с.
5. Адлер. А. Наука о характерах: понять природу человека. Издательство «Академический Проект»; 2015 г., 243 с.
6. Орлов Ю.М. Когнитивно-эмотивный тест КЭТ. М.: «Импринт-Гольфстрим»; 1999.

Понятие агрессии в общественном сознании часто трактуется стереотипно - как проявление негативной деятельности индивида по отношению к окружающим. Например, в последнее время стремительно развивается этническая агрессия, особенно в молодежной среде. Давая однобокую трактовку особенностей той или иной национальности, СМИ формируют неправильное представление о ней, что способствует формированию определенных стереотипов – этнофобий. Молодые люди пытаются выразить сопротивление сложившимся условиям существования через разделение окружающих на своих и чужих, что нередко приводит к конфликтам на национальной почве, общественным беспорядкам. [6] Агрессия может проявляться и по отношению к детям, старикам, домашним животным. Однако агрессию следует рассматривать не только в отрицательном аспекте, поскольку как и любой психологический фактор она имеет три зоны влияния - оптимум, минимум и максимум соответственно.

Цель исследования заключается в обосновании значения агрессии как фактора, который является толчком к активной деятельности индивида, помогает добиться поставленных целей и реализовать потребности, что в итоге способствует более полноценной реализации человека в профессиональной деятельности.

Агрессивность следует рассматривать не как однозначный показатель проявления негативной деятельности, а как многофакторное проявление человеческой биологической, или психической активности. Ряд авторов вкладывают в понятие агрессивность не только негативное содержание:

«Агрессия, при использовании этого слова в теории личности, означает способность достигать того, чего мы хотим. Она противоположна пассивности, которая означает ожидание кого-нибудь, кто бы исполнил желание…

Агрессия возникает из потока возбуждения в мышечную систему, особенно в большие мышцы спины, ног и рук. Эти мышцы участвуют в стоянии и хождении. Первоначальное значение слова «агрессия» - «движение вперед». Действие зависит от управления этими мышцами….

Я хотел бы подчеркнуть еще раз, что агрессия необязательно имеет враждебные намерения. Цель движения может быть любимой или враждебной; движение в действительности является основой агрессии.

Агрессия также является силой, которая заставляет нас встречаться, противостоять и справляться со стрессом». [3]

Всякое «начинание», в самом изначальном и широком смысле слова; самоуважение, без которого, пожалуй, исчезло бы все, что человек делает с утра до вечера, начиная с ежедневного бритья и кончая наивысшими достижениями в культуре и науке; все, что как-то связано с честолюбием, стремлением к положению, и многое, многое другое, столь же необходимое, все это было бы, вероятно, потеряно с исчезновением агрессивных побуждений из жизни людей. Исчезла бы, наверное, даже очень важная и сугубо человеческая способность — смеяться». [4]

Для реализации любой потребности человеку, как социальному объекту, нужна определенная активность, он должен как бы пробить себе в социальном пространстве нишу для реализации своих потребностей. Для этого и существует его активность. Социальное пространство, общество, сдерживая потребности его составляющих индивидуумов, способствует накоплению большей энергетики потребности и способствует тем самым более полной ее реализации, но не беспредельно. Здесь нужна золотая середина, нельзя слишком сильно отклоняться ни в одну, ни в другую сторону.

Если активность субъекта слишком большая, и он отвоевывает себе возможность чаще реализовать свои потребности, то потребности не могут набрать должную энергетику и начинает падать удовлетворенность от их реализации.

Это очень похоже на фокусировку бинокля или другого оптического прибора. Чуть сместил окуляр и уже изображение не такое резкое, ясное. Видеть можно, но острота восприятия падает. Похожее происходит и с реализацией потребностей. Слишком высокий ритм реализации не дает потребности набрать энергетику, удовлетворенность падает. Слишком низкая активность приводит или к огромному потенциалу нереализованной потребности, которой очень трудно управлять, или к полному подавлению потребности, что также наказуемо болезнями.

Таким образом, за отклоняющееся поведение организм наказывается сначала потерей оптимума реализации потребностей, что субъективно ощущается как снижение полноты жизни, уменьшение яркости ощущений (мир утрачивает краски). Дальнейшее отклонение включает механизм отрицательных эмоций: скука, тоска, страхи. [5] После этого включается боль, болезни или социальные санкции, уголовное преследование.

Известно, что «в миру» человек должен адаптироваться к двум переменным: природе и обществу. Если с одной стороны его активность или жизнедеятельность регулируется уголовным кодексом, то с другой болезнями цивилизации. [2] При пониженной или повышенной активности возникают отрицательные эмоции, которые удерживают поведение в рамках оптимальной активности и являются внутренним регулятором поведения. Очевидно, существует некий средний уровень человеческой активности, который не отслеживается отрицательными эмоциями и который является оптимальным в данной социальной среде, обеспечивая оптимальную адаптацию индивида, в учебной и профессиональной деятельности.

Мы провели исследование, с помощью которого был выявлен оптимальный уровень агрессии, необходимый для успешного карьерного роста. Выборочная совокупность составила 100 представителей интеллектуальных профессий с высшим образованием в возрасте 35-50 лет. В качестве метода исследования было выбрано тестирование на определение уровня агрессии против других по тесту КЭТ, предложенному Ю. М. Орловым.[1] Результаты обрабатывались в программе Microsoft Office Exel 2003 года.

Для выявления зависимости между переменными – количество баллов за тест и их встречаемость – был проведен регрессионный анализ.

Таблица 1. Регрессия

Множественный R

0,79

R-квадрат

0,62

Нормированный R-квадрат

0,58

Стандартная ошибка

5,79

Наблюдения

13

 

Таблица 2. Анализ дисперсии

         
 

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

1,00

598,35

598,35

17,87

0,00

Остаток

11,00

368,42

33,49

   

Итого

12,00

966,77

     
 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Нижние 95%

Верхние 95%

Нижние 95,0%

Верхние 95,0%

Y - пересе-

чение

18,57

3,03

6,12

0,00

11,90

25,25

11,90

25,25

Пере-

менная X 1

-1,81

0,43

-4,23

0,00

-2,76

-0,87

-2,76

-0,87

 

Таблица 3. Вывод вероятности

Персентиль

Y

3,85

0

11,54

1

19,23

1

26,92

1

34,62

1

42,31

3

50,00

3

57,69

4

65,38

8

73,08

11

80,77

19

88,46

24

96,15

24

 

Рисунок 1. График нормального распределения

Таким образом, зависимость является линейной, а значит, совокупность данных соответствует закону нормального распределения.

Таблица 2. Описательная статистика

Среднее

2,70

Стандартная ошибка

0,22

Медиана

2,00

Мода

2,00

Стандартное отклонение

2,21

Уровень надежности (95,0%)

0,44

 

Значения показателей уровня агрессии против других по результатам анкетирования колеблются от 0 до 12, наиболее часто встречающееся значение равно 2, среднее арифметическое – 2,7. Исходя из показателей среднего арифметического и доверительного интервала, усредненный оптимальный ряд показателей агрессии против других составляет диапазон значений, входящий в интервал 2,26 - 3,14. Оптимальные усредненные показатели агрессии против других способствуют поддержанию профессионального тонуса в конкурентной среде – работники стараются более качественно выполнять свои обязанности, участвовать в мероприятиях разного рода, например курсах повышения квалификации, конкурсах, проявляют «здоровый» соревновательный интерес. Вследствие такой активной позиции появляются новые возможности (командировки, стажировки в крупных предприятиях), в частности появляются возможности карьерного роста. Крайние значения показателя агрессии против других в виде инфантилизма проявляются отсутствием активности к своей профессиональной деятельности – например, будучи профессионалом своего дела, работник не проявляет активности по отношению к рабочему процессу, выполняет свои действия с некой пассивностью. Повышенная агрессия мешает рабочему процессу, прежде всего с точки зрения отношений внутри коллектива – агрессия чаще всего порождает конфликтные ситуации, что сбивает рабочий ритм и усугубляет конкуренцию.

Похоже, что фокусировка реализации потребностей на оптимальной величине через определенную активность или ритм, отслеживаемая с помощью механизма отрицательных эмоций и есть внутренний механизм управления поведением, позволяющий человеку оптимально адаптировать свою индивидуально-типологическую организацию к социуму и природе.

Таким образом, агрессия находит проявление не только в отклоняющемся поведении, но и помогает достичь поставленных целей, реализовать свои потребности и осуществить успешную социализацию. Выявленные оптимальные значения показателя агрессии против других, входящие в интервал диапазона 2,26 – 3,14, определяют активную позицию работника по отношению к своим профессиональным обязанностям и тем самым способствуют его карьерному росту.


Библиографическая ссылка

Лысенко В.В., Первушина Л.В., Орлова А.Д. ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ КАК МНОГОФАКТОРНОГО ЯВЛЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19114 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674