Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СИСТЕМНО-РЕФЛЕКСИВНОЕ ОСНОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО ПОЗНАНИЯ B АНТРОПОФИЛОСОФСКИX КОНЦЕПЦИЯХ

Песоцкая Е.Н. 1 Аксенова С.В. 1 Немцова Н.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»
Анализируется сущность проблемы метода в медицинском познании и практике в её историческом ракурсе. Показаны истоки развития как Древневосточной, так и Западной медицины периодов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Медицина рассмотрена как род деятельности и как специфическая форма познания человеческой феноменальности. Обозначена системообразующая роль философских школ в истории формирования научного познания и познания человека в медицине, их проблематика, а также особенности формирования постмедицинских направлений философии XIX-XX вв. в Европе в их взаимосвязи с естествознанием. Анализируются исторически сложившиеся и существующие возможности метода, используемые конкретной медицинской школой в связи с разнообразными представлениями о природе болезни, стилями мышления и уровнем развития науки. Обозначено место философской антропологии как наиболее общей и интегративной системы знаний о человеке. Философская антропология выполняет функцию рефлексивной теории, связанной с проблемами «жизненного мира» пациента. На модели НР4M - холистической персонализированной медицины начала XXI в. В.И. Моисеева, показана роль философской онтологии как перспективного рефлексивного основания для развивающейся методологии медицинского познания и медицине как науке о человеке.
медицина
метод
школа медицины
философские направления в медицине
человек
мировоззрение
стиль мышления
организм
здоровье
болезнь
природа болезни
1. Гегель Г. Ф. Философия природы. Том 2. Энциклопедия философских наук. М., Мысль, 1975. Серия: Философское наследие. Т. 64. - 695с.
2. Гиппократ. Избр. книги. Изд-во СССР, М., Государственное издательство биологической и медицинской литературы. 1936. - 736 с.
3. Гиппократовская школа о природе человека. / Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1- М.: Наука, 1989. - С. 562-564.
4. Моисеев В.И. О холистических образах РРРМ-персонализированной медицины. // Философские проблемы персонализированной биологической медицины. Вып. 9: стандартизация и персонализация: сборник статей. - М.: Навигатор, 2015. - С. 12-15.
5. Песоцкая Е. Н. Теоретические основы интеграции медицины и философии: монография. / Песоцкая Е. Н., Зорькина А. В., Белова Л. А.; М-во образования и науки РФ, МГУ им. Н.П. Огарёва, - Саранск, 2017. - 186 с.
6. Песоцкая Е. Н., Аксенова С. В., Инчина В. И., Чегодаева Л. В. К вопросу об общей субстратной модели терапии и фармаколечения в фундаментальных медицинских исследованиях. // Международный студенческий научный вестник. М. - 2018. - № 5. Раздел: Медицинские науки. URL: http://www.eduherald.ru/article/vie?id=18537
7. Сорокина Т. С. История медицины: 4-е издание. М.: Academia, 2005. - 560 с.
8. Чугунова А. В., Песоцкая Е. Н., Аксенова С. В. Homo consumptor: онтос человека в поле современной антропологической науки. // Перспективы развития науки в современном мире / Сборник статей по материалам V международной научно-практи-ческой конференции (5 февраля 2018г., г. Уфа). В 3 ч. Ч. 2 / Отв. ред.: Халиков А. Р. - Уфа: Изд. Дендра, 2018. - С. 129-135.

Медицина является наукой о человеке как биологическом объекте и искусством по отношению к человеку как субъекту лечения и жизнедеятельности. Как род деятельности, проявляющейся в специфической само- и взаимопомощи и гигиенической практике, медицина появляется ещё на животном уровне филогенеза. Ранние письменные свидетельства о философско-мировоззренческих и медицинских представлениях о человеческой природе, сущности и причинах болезней относятся к середине II тыс. д. н. э. Это время малосистематизированных представлений об обусловленности человеческой жизнедеятельности высшими силами, о причинности болезней вследствие воздействий богов, духов и призраков; вследствие нарушений принятых обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний (например, нарушений клятвы), связанные с явлениями природы и образом жизни. Для врачевания всех болезненных проявлений и недугов, использовались магические заклинания и заговоры. В Древнем Египте причины болезней связывали со сверхъестественными обстоятельствами - воздействием Богов, вселением духов умерших, с естественными свойствами. Определённое развитие получили фармакология на основе естественных препаратов и хирургия. Первые медицинские знания об организме носили, в целом, описательный характер.

В Древней Индии искусство врачевания было достаточно развито уже в ведийский период - XII-X в. д. н. э. Самые общие представления о болезни переплетаются с мистико-магическими и религиозными представлениями. Рождение, смерть, старость и болезни рассматриваются как универсальные принципы материального существования. Лечение болезней наиболее полно изложено в «Атхарваведе» и сведено к заклинаниям и заговорам.

Самые древние медицинские источники относятся к эпохе Среднего Царства - папирусы V и IV из Рамессеума, папирусы Бругша, Г. Эберса, Э. Смита и другие, содержащие описания лекарственных средств от различных болезней.

Медицинские представления классического периода формируются под влиянием религиозных направлений буддизма и йогизма, на огромном количестве эмпирических данных. Процедуры управления физиологическими и психическими функциями существуют наряду с представлениями о том, что болезнь позволяет взять на себя карму больного, следовательно, посылается Богом как форма очищения и благословения. Человек понимается и изучается натурфилософски - в тесной связи с окружающим миром, который по сложившимся представлениям, состоял из пяти стихий: воздуха, земли, огня, воды и эфира. Качества вещей объяснялось разнообразными комбинациями мельчайших частиц «ану» (атомов). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трёх субстанций: воздуха, огня и воды. Носителями их в организме считались прана, желчь и слизь, а человек считался здоровым в случае их уравновешенного состояния.

В древнеиндийский период с I по IV в. н. э. В трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» все болезни разделены на естественные и сверхъестественные. Причиной их считалось нарушение соотношения первородных субстанций в теле человека, влекущие наряду с материальными и психические изменения. Также причиной могли стать и первичные изменения психики человека: гнев, тоска, печаль, чрезмерная радость.

В Древнем Китае медицина развивалась под влиянием крупных религиозно-философских систем - конфуцианства и даосизма, а также натурфилософии. Их философско-мировоззренческой базой является взгляд на изначальную материю, которая порождает две противостоящие субстанции - женскую (-инь) и мужскую (-янь). Субстанция янь - преобразует дыхание, инь - порождает форму тела. Первоначально «янь» означает «южный, солнечный склон горы», «инь» - «северный, теневой». Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий. Так, концепция инь-янь воспринята традиционным врачеванием и послужила выработке представлений о механизмах поддержания балланса организма со средой, взаимосвязях работы органов и эмоций.

Пять стихий находятся в постоянном движении, гармонии взаимопорождения и взаимопреодоления. Человек одновременно является частью Мира и триады Небо-Человек-Земля. В состоянии здоровья он пребывает в гармонии с миром, в результате которой формируется равновесие стихий - инь - янь и пяти стихий. Болезнь развивается в результате нарушения их нормального взаимодействия, приводя к избыточности или недостаточности инь - янь. Нарушения реализуются в болезни через более частные состояния, в качестве которых выступают эмоциональные состояния. Пять тысяч лет назад китайские врачи начали применять теорию пяти стихий для диагностики и лечения заболевания. Взаимосвязь тела и разума подробно описываются ими в древнекитайском трактате под названием «Классический трактат по внутренней медицине Жёлтого императора». До того времени в Китае уже использовалась теория пяти стихий, играющая огромную роль как в китайской медицине, так и во всей китайской культуре. Бытие мира понимается как постоянный круговорот стихий, взаимосвязанный с работой органов и эмоций человека. Субстанциональной первоосновой бытия считается «ци». Древнейшее значение этого иероглифа получило ряд значений: эфир, воздух, дыхание, дух, энергия, жизненная сила, темперамент, материя. В космологическом плане ци понимается как универсальная субстанция Вселенной, составляющая исходный Хаос. Из ци выделяются две противоположные силы - инь и -ян и образуются пять стихий: огонь, земля, металл, вода, дерево. Все существующие в мире вещи состоят из этих стихий, которые со временем возвращаются в ци. Пять стихий представляют собой пять энергетических состояний материи. Воплощаясь или проявляясь во всех материальных сущностях нашего мира, они находятся в определённых взаимоотношениях между собой. Энергетическая неуравновешенность пяти стихий у человека способствует появлению болезней. Каждой из пяти стихий соответствуют определённые органы тела, которые китайцы считали основными. Расстройство в работе того иного органа связано с определённой отрицательной эмоцией, потому главных эмоций, разрушающих здоровье, тоже насчитывается пять: чрезмерная радость, беспокойство, печаль, страх и гнев (схема). Любое целебное воздействие на больной орган должно было влиять на соответствующую эмоцию, и наоборот. Система таких взглядов была положена в основу терапевтического метода акупунктуры, применяемого в рамках официальной медицины и названного иглорефлексотерапией. Метод исходит из вовлечённости человека в поток непрерывного энергетического и информационнго обмена с окружающей средой. Нормализации инь-янь- обмена можно достичь посредством прижиганий или введения игл через отверстия в биологически активных точках (БАТ) тела, соединённых особого рода энергетическими каналами.

С позиций даосизма болезни и старость возникают в случае отхода от Дао и естественных основ жизни приближающих и ведущих к Дао. «Дао-дэ-ци»-триада отражает причинно-следственную связь: контроль над ци, концентрация жизненной энергии, ведущих к изменению дэ и приближающих к Дао. Лечение болезней производилось с помощью Ци-гун-практики нормализации жизненной энергии в человеческом теле. Таким образом, возникли первоначальные представления о многих физиологических механизмах жизнедеятельности, о кругах кровообращения, на базе которых впоследствии возникло учение о пульсе и пульсовая диагностика.

В античный период развитие медицины происходит в связи со значительными сдвигами в осмыслении основ мироздания, человека, здоровья и болезни. Древнегреческая философия и медицина в своём развитии очень многое заимствовали из философско-мистического подхода в древнекитайской и древнеиндийской культуры, сохранив за собой западное своеобразие - ориентацию на добродетель, нравственность и всеобщее благо. На этой основе философски понимались жизненные начала человека, складывалась медицинская реальность космического порядка в соответствии с представлением о функционировании космоса как целого организма.

Таким образом, в доклассический период в Древней Греции медицина со всеми существующими в ней онтологическими представлениями практически не отличается от таковой в предыдущие эпохи и выстраивается на основе мифологии. Врачевание сочетает доминирующие ритуально-магические приёмы с эмпирическими.

В классическом периоде в древнегреческой медицине происходит её дифференцирование, окончательно оформившееся к эпохе средневековья: медицина делится на собственно медицину и хирургию как низшую форму, с другой стороны, институты, формирующие мировоззрение, разделяются на формирующие философию, религию и магию. В рамках этих систем медицина дифференцируется на светскую, религиозную и магическую. Светская медицинская школа формируется на основе осознанной взаимосвязи между философией и медициной [6]. Мировоззренческой базой стала натурфилософия Фалеса, Гераклита, Левкиппа, Платона, Аристотеля и других мыслителей. Например учение о первоначалах (элементов), из которых состоят все вещества - огня, воздуха, воды и земли.

Медицина в Древней Греции формировалась в виде медицинских школ, наиболее известными из которых были Кротонская, Книдская, Сицилийская и Косская.

Кротонская школа достигает расцвета в VI в. д. н. э. э. Выдающимся представителем был врач Алкмеон (конец VI - начало V д. н. э.) Его взгляды на сущность организма и природу болезни выражались в положениях о том, что 1)организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, тёплого и холодного, сладкого и горького; 3) здоровым человек является до тех пор, пока его вышеперечисленные элементы ведут себя «демократически». Если один из них устанавливает монархию, человек заболевает; 4) противоположное излечивается противоположным [7]. Алкмеон первым из европейцев писал о головном мозге как органе мышления и сознания, поставив под сомнение бессмертие души в вопросах познания он отрицал познаваемость мира (агностицизм). Так в рамках Книдской школы медицины возникло гуморальное учение о природе болезни, в соответствии с которым считалось, что физиологические отправления организма человека определяются состоянием четырёх телесных соков (кровь, слизь, светлая и чёрная желчь). Здоровье же - результат их равновесия-кразы. Болезнь развивается в результате нарушенного равновесия - дефицита или избытка той или иной жидкости - дискразии. Данная теория преобладала в Европе до XIX в.

Другим крупным направлением Книдской школы медицины является теория солидарной патологии, созданная Асклепидом на базе атомистического учения Левкипия, Демокрита и Эпикура. В ней утверждалось, что организм состоит из атомов, образующих своего рода «поры», а болезнь возникает вследствие изменения величины этих пор, т. е. плотности атомов (их сужения или расширения). Методом лечения болезней служат мероприятия, нормализующие размеры пор.

Эмпедокл из Акраганта (ок. 490-430 гг. до н. э.), как представитель Сицилийской школы медицины, утверждал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля. Они неизменны, непорываемы и неразрушаемы, не могут превращаться из одного в другой и механически смешиваются. Многообразие мира, в том числе живых организмов есть результат пропорций этого смешения. Так заложены основы классического учения об элементах, а динамические процессы окружающего мира объяснены антагонизмом Любви и Вражды.

Косская школа представлена Гиппократом (ок. 460-ок.370 гг. д. н. э.). Основываясь на гуморальной теории, он считал источником жизни «тонкое эфирное» начало — пневму [3, с. 562-56]. В изучении болезни и здоровья врачами Книдской школы указывалось их зависимость от того, как именно в человеческом теле смешаны жидкости - кровь, слизь и желчь. Здоровье по Гиппократу - это соразмерность этих частей «во взаимном смешении в отношении силы и количества, и когда они наилучше перемешаны. Болеет же тело тогда, когда какой-либо из этих частей будет или меньше, или больше, или она отделится в теле и не будет смешана со всеми остальными» [2, с. 199]. Им создана теория темпераментов, влияния внешних факторов на телесно-психический склад народов, сформулированы методологические принципы: причинности, целостности, активности живого, единства организма и среды, психологического единства, связи и равновесия гуморальных элементов. В целом, от Гиппократа - теоретика и практика прикладной медицины - можно вести начало медицины как науки и патогенетического объяснения болезни. Именно в это время медицине придаётся статус теоретической науки, несмотря на сильное влияние натурфилософии. Продуктивно используется дедуктивный метод, означающий движение познания от очевидных положений к частным выводам.

Платон (427-347 гг. д.н.э.) развивает представления о природе человека и болезни, излагая и их в «Тимее». Жизнь понимается им как процесс динамического равновесия процессов синтеза и распада, подчиняющийся определённым ритмам. Состояние тела отражает состояние души, которая является источником жизни. Мозг является местом расположения рассудка. Причины болезни делятся Платоном на отдалённые и непосредственные, (отдаленные он ставит в зависимость от нарушения взаимоотношений души и тела) в этих взаимоотношениях и состоит жизнь по Платону. В основу лечения им предлагается полагать принцип зависимости частей организма от организма как целого, и первоочерёдного лечения души путём обрядов и религиозных песнопений. Вершина и систематизатор философии Древней Греции Аристотель (384-322 гг. д. н. э.) как врач и естествоиспытатель в качестве сущности болезни признавал недостаток природной теплоты и возникающее в связи с ним «несварение» продукта, вызывающее проявления болезни.

Медицинская школа Галена входит в историю как йатрофилософская. Философию и её принципы Гален считал основой теоретической и практической медицины. Лучший врач, по Галену, в то же время и философ. Во взглядах на организм как на материальный объект Гален объединил солидарную и гуморальную теории, рассмотрев болезнь и здоровье через призму переходных состояний, не противопоставляя их друг другу, сочетая логический метод с практическим экспериментом. В развитие античной медицины на базе греко-римской цивилизации происходило определённое сужение арсенала эмпирических методов лечения, упадок «магической» и религиозной медицины как суеверных.

В период Средневековья господствовала религиозная доктрина. Согласно христианской религии, знание имеет два уровня – сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения окружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Аристотеля и других выдающихся античных мыслителей, признанных и канонизированных христианством. Широкое распространение религиозных догм вело к формированию средневековой схоластики, как религиозному типу философии.

К началу средневековья в Европе религиозное христианское мировоззрение превратилось в идеологию, регламентировавшую методологическую базу частных наук. Светская медицина также находилась под контролем христианской доктрины и соответствующих административных институтов. Магическая медицина оставалась независимой, приобретя статус нелегальной. Она выступала противником религиозной идеологии и медицины.

Христианское понимание жизни болезни и смерти сводится к тому, что эти состояния имеют сверхъестественное начало и основание. Болезнь возникает двояким образом: по воле Бога, как результат наказания, божья милость, либо как испытания. С другой стороны она возникает как попущение Бога (как воздействие нечистой силы). В целом болезнь рассматривается как средство искупления - как благо. Болезнь - форма преодоления греха, возможность которой обусловлена искупительной жертвой Христа. Первопричиной болезни является грех (общечеловеческий или индивидуальный). Вместе с этим христианство разграничивает болезни на психические и телесные по механизму их возникновения и их роли в земной и загробной жизни. С точки зрения христианства душа бессмертна, независима от тела и не подвержена собственно болезням, которые могут случаться только с телесным субстратом человека. Поэтому нарушение психики рассматриваются как одержимость дьяволом, являющаяся наказанием за наследственные грехи. С другой стороны, болезни психики могут развиваться, как попытка человека уйти от ответственности перед Богом, что приумножает его греховность и вину. Патогенное сверхъестественное влияние может реализоваться непосредственно или опосредовано через воздействие на организм природных сил. В первом случае лечение болезни может быть специфически религиозным; во втором допускается участие разрешённых форм материального воздействия. Эта область и является в средние века сферой деятельности светской медицины. Развитие медицины средневековья происходит неравномерно, и в XV-XVI веках зарождается философия природы или натурфилософия.

На период Средневековья и эпохи Возрождения главная роль принадлежала симпатической магии или магии подобия, которая была основана на идее единой природы и внутренней взаимосвязи схожих объектов и предметов. Такое сходство на философском уровне объяснялось тем, что все схожие объекты причастны одной универсалии. Магико-натурфилософские взгляды указанного периода содержали представление о существовании влияний «симпатии-антипатии» между сходными и различными предметами. Это повлияло на формирование определённых методов и приёмов лечения в медицине. Так, считалось, что в силу внутренней связи между сходными объектами и действующей между ними силы «симпатии», воздействуя на один объект можно подействовать и на другой, сходный с первым. По этому принципу лечение сердца, например, проводилось при помощи листьев растений, имеющих форму сердца, лечение кровотечений — при помощи красных камней, болезни почек, листьями, имеющих форму почек. Единство мира в этом подходе являлось первоочередным, а различные его части — подобия друг друга и мира в целом. Объяснение тому содержалось в пантеизме — философском учении, в котором Бог и природа полностью сливаются и отождествляются. Особое место в этих представлениях занимала астрология, изучающая взаимосвязи земных объектов и событий с небесными. С зодиакальными созвездиями соотносились различные части человеческого организма, лечение больных часто осуществлялось в соответствии с положением звёзд. Для медицины важнейшей стала натурфилософская идея о том, что человек есть «микрокосм», связанный со всей Вселенной. Ярким представителем ранней натурфилософии считается Парацельс - известный врач, химик, философ, внёсший большой вклад в развитии медицины и научной методологии. По мнению Парацельса медицина - самая всеобъемлющая наука, она изучает человека, а человек - это «венец» мироздания.

В начале XV в. в Европе зарождается ятрохимическое направление в медицине в лице Ф.Г. Парацельса (1493-1541гг.), с именем которого связана реформация средневековой медицины. Им было отвергнуто наследие врачей древности - Аристотеля, Галена, Авиценны. Парацельс считал, что в основе медицинской науки лежит изучение фундаментальных принципов и законов природы, объясняющих природу человека, его здоровья и болезней. Жизнедеятельность человека представляет совокупность химических процессов, определяющих его состояние. Первым из европейских учёных Парацельс предложил магнитную теорию Вселенной, исходя из которой, объяснял причинно-следственные взаимовлияния объектов и явлений. Материальной считалась вся существующая реальность - космическая, природная, социальная. Предполагалось, что в электрическом, магнитном, гравитационном и других физических полях, в веществе присутствует всепроникающая составляющая материи (космическая или промагнитная) как её особый вид. Также он получает название информационно-энергетического, в древности именуемого «духовной». На базе данных представлений Парацельс создал положение о том, что именно магнитная энергия первично определяет состояние физического здоровья человека, поскольку она связана с его психикой, с «духовной субстанцией». Гармонизация последней коррелирует с физическими процессами, и в таком случае болезнь исчезает. Болезнь понимается как результат отказа человека следовать законам природы. Кроме этого, учёный придерживается древненаучной парадигмы, согласно которой человек имеет три тела: а)физическое, взаимное, б) переходное, невидимое (эфирное), в) духовное (астральное, космическое), вечное тело. Таким образом, жизнь человека понимается как физическая и информационно-энергетическая составляющая и на основе такого понимания лечебное воздействие должно было опираться на достижение всех отраслей официальной медицины. Врач должен целенаправленно управлять процессами в организме пациента исходя из знания принципов природы. Причинами же болезни прежде всего считались: тяжёлые мысли, нарушение энергетического обмена со средой, психогигиены, низкая двигательная активность, воздействие астрологических факторов, невнимательное отношение к среде собственного обитания и т. д. Процесс познания есть познание организма, естество которого строится на основе божественного плана. По Парацельсу это даёт знание и власть, нужные для лечения болезни. В средневековье также уточняется определение здоровья и его градаций. Разграничение степеней здоровья фиксировало соотношение здоровья, предболезни и болезни. В этот период преобладали функционально-биологические подходы в понимании здоровья.

Р.Декартом (1596-1650 гг.), которому принадлежит видное место на природу болезни, организм понимается им как детерминированная в своих физиологических проявлениях физическая машина, как одушевляемая деятельность «животных духов»; учёный активно призывал к изучению особенностей организма с целью сохранения здоровья и продления жизни. Так состоялся поворот к ценностному исследованию здоровья. Открытие рефлекса как механизма реализации процессов из сферы Духа открыло путь к пониманию человека как машины вообще. Данное направление реализовалось через представление просветителей Д. Дидро и Ж. О. Ламетри об автоматических механизмах функционирования нервной деятельности, и удовлетворяя дух эпохи, отразило полноту оперативной философии медицины с помощью формулы «Человек есть субстрат». Здесь имеется в виду то, что человек есть совокупность субстратов - крови, слизи, кишечного содержимого, тканей и других атрибутов. При взаимодействии друг с другом они образуют человеческий организм. Исследование этих субстратов, механизмов их взаимодействия в норме и патологии и их взаимоотношение с факторами окружающей среды раскрывает физиологическую сущность человека, механизмы развития и возникновения болезни. Лечение болезней возможно в случае воздействия на организм как на комплекс субстратов.

В новоевропейской философии и медицине XVIII столетия комплексному изучению здоровья человека, целостности его биосоциальных свойств уделяется особо важное внимание. Ж.О. де. Ламетри, К. Линней, Дж. Локк и другие философы - естествоиспытатели и врачи сходились в том, что человек одновременно принадлежит к естественно-природному миру и миру социокультурному, подчиняясь законам природы нравственности. Медицинская наука Нового времени формируется в условиях сложного взаимодействия различных философских течений: механицизма, метафизического материализма, физиологического материализма и т.п. Просветительские взгляды Ламетри способствуют пониманию здоровья как самого существенного состояния для жизни. Человек сам способен стать творцом своего здоровья, которое может изменяться по причине воспитания и культуры. Такой взгляд породил динамический подход к здоровью. В XVIII в. в понимании здоровья объединяются биосоциальные и социокультурные начала - просвещение и воспитание.

В XVIII в. процесс формирования болезни понимался как реакция на появление в организме болезнетворного фактора. Всё лечение было направлено на стимуляцию его выведения из организма путём кровопусканий, назначением рвотных и слабительных препаратов, стимуляции потоотделения. Таким образом, болезненный процесс в сущности сводился к движения вредных веществ. Он представлял собой полезное явление. Роль врача совпадала с ролью священника, поддерживающего душевную добродетель. В Европе в это время широко распространяется система Дж. Броуна (1735-1788гг.), согласно которой физиологическое состояние организма зависит от свойств возбудимости тканей. Причиной болезни им признается изменение состояния возбудимости. Поскольку четкой грани между здоровьем и болезнью не выделяется, поэтому количество здоровья и болезни может быть различным. Таким образом, лечение сводилось к регуляции степени возбудимости лекарственными препаратами.

Другой генеральной линией в развитии медицины и её метода С. Ганемана (1755-1843гг.). Ганеман является из пяти эпохальных фигур в истории медицины, к которым кроме него причисляются Гиппократ, Гален, Авиценна и Парацельс. С. Ганеман является основателем одного из трёх классических направлений современной медицины - гомеопатии (другими направлениями стали аллопатия как нехирургическая медицина, и хирургия). Согласно его положениям, болезнь не вызывается каким-либо материальным фактором, а представляет результат духовного повреждения «жизненного принципа» (духовной жизненной силы»), оживляющей тело человека. Лечение связано с выявлением и устранением «проблемы», лежащей в основе исходного пункта развития болезни. В случае ясности проблемы болезнь не требует лекарственного лечения и исцеляется согласно библейскому принципу: «Скажи, и я излечусь».

Почву для виталистических концепций и объяснения жизненных процессов сверхъестественными факторами С. Ганеманом, Г. Шталем и другими породила невозможность объяснения с помощью законов механики целостности живого. Естественнонаучные открытия в патологической анатомии, гистологии, физиологии и микробиологии к XIX в. начинают внедряться в методологию клинической медицины, которая проходит стадию эмпиризма.

В XIX в. диалектический подход к изучению здоровья развивал Г. Ф. Гегель. Исследуя социально-психологические состояния организма в трактате «Философия природы», он преодолевает одностороннюю теорию патологии. Суть болезни понимается как нарушение не отдельных внутренних сил, а целостных сторон организма и индивида - «Диспропорция между раздражениями и способностью действия» [1, с. 559]. Данный подход сохраняет свою значимость до настоящего времени по причине того, что заболевания, постигшие человека, как правило, присуще всему организму как целостности.

С середины XIX в. решение многих философских проблем приобретает тенденцию решаться с помощью методов медицины. Формируются постмедицинские направления философии: психоанализ, экзистенциализм, неопозитивизм. Возникновение в середине Х1Х в. позитивизма, представленного О. Контом, означало сосредоточение внимания на формально-логических аспектах естественнонаучного познания. Для многих естествоиспытателей и врачей преодоление натурфилософского сознания означало полное избавление от философии. Позитивисты пытались решать все философские проблемы методами медицины, но дальнейшая история показала опасность абсолютизации как философских, так и частнонаучных (медицинских) методов познания. В это время в медицине развиваются также ятрохимические, ятрофизические и ятромеханические подходы (принципы), которые олицетворяют собой всю доктринальную медицину XV-XIX столетия. С середины XIX в. фундаментальной основой медицины становится теория целлюлярной патологии Р. Вирхова (1821-1902гг.) и эволюционная теория Ч. Дарвина (1809-1882гг.). В биологии учением Вирхова, которое не считалось с целостностью организма, задан анатомический подход. На клеточном уровне человек отождествляется с любым живым существом вообще. Физиологический подход нацеливал на изучение целостности с учётом видовой определённости, т. е. на антропофизиологию. Терминология этих подходов определила и предмет и особенности развития медицины.

Оформление психоаналитического направления в медицине и соответствующих ему вариантов философских построений связано с именами З. Фрейда (1856-1939гг.), К. Юнга, Ф. Александера, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма и других ученых ХХ столетия, ознаменовавшего собой третий, наиболее насыщенный открытиями и новыми знаниями этап научно- технической революции.

В многообразной философско-антропологической и социально-философской тематике европейских и североамериканских исследователей можно условно выделить следующие доминантные проблемы: анализ бытия человека в обществе, его существования, прав и свобод, жизни, смерти и бессмертия (Ж.–П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер); изучение психики человека, проблемы человеческого «Я», психоанализ социума (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер); социально-философские концепции общественного развития (Франкфуртская школа, Римский клуб); осмысление соотношения добра и зла в человеке и обществе (религиозная философия, психоанализ).

О разработке проблемы человека в этот период можно делать выводы на примере экзистенционализма, который оформился на рубеже 20–30-х гг. ХХ в. в Германии. Идейными истоками экзистенционализма становятся религиозно – мистическое учение о человеке С. Кьеркегора; феноменология Э. Гуссерля, философия жизни Ф. Ницше, использованы взгляды Ф. М. Достоевкого.

Отметим, что экзистенция (от лат. exsistentia – существование) – суть центральная категория учения. Экзистенциальный способ бытия человека состоит в самоопределении того, кем он решил быть. Философский экзистенционализм и сегодня привлекает внимание широкой общественности своей особой озабоченностью будущим человека и глубиной сострадания к отдельным людям. Это философское направление, в котором осмысливаются сложные душевные состояния человека, его жизненное смятение.

В первой четверти XX в. на базе экзистенциальной философии и психоанализа образовалось новое направление — экзистенциальный психоанализ или экзистенциальная медицина, представителями которого являются Л. Бинсвангер, Р. Мэй, М. Босс, В. Франкл и другие. Бинсвангер Людвиг (1881–1966гг.), швейцарский психиатр и философ. С 1907г. он одним из первых стал применять психоанализ в клинической психиатрии. В 30-е годы XX века он первым создал собственную версию психоанализа — экзистенциальный анализ. Бинсвангер внес изменения в психоаналитическую метапсихологию и в практику психотерапии, отвергнув биологизм и детерминизм в трактовке бессознательных процессов. Человеческое существование понимается Бинсвангером как единство трех временных модусов – прошлого, настоящего и будущего. Неврозы и психозы являются осмысленными способами трансцендирования, конституирования мира и самой экзистенции. Симптомы различных психических расстройств возникают в связи с ограниченностью горизонта видения: один временной модус становится доминирующим, что препятствует подлинному существованию человека и может вести к психическому заболеванию. Традиционные методы клинической психиатрии не подвергаются радикальному пересмотру, но они не достаточны, поскольку задачей психиатра является не столько каузальное объяснение болезни, сколько понимание другого человека. Клиническая психиатрия и психоанализ дают поверхностное описание симптомов и синдромов, игнорируя индивидуальное «бытие-в-мире». Психопатология имеет своим истоком особенности строения «жизненного мира» пациента. Этот «жизненный мир» конституируется актами сознания и у психотика он является не менее осмысленным, чем у терапевта. Нет реальности для всех одинаковой и «нормальной», которую можно считать чем-то само собой разумеющимся и противопоставлять «безумию». Отклонение от того, что считается «нормой», означает создание новой «нормы». Для всех «миров», конституируемых маниакальным сознанием, свойственна своя особая «норма». Неврозы и психозы суть модификации фундаментальных структур бытия-в-мире, способов трансцендирования. Описываемые психоанализом невротические симптомы обусловлены не травмами, детскими фиксациями и идентификациями, но специфической «конфигурацией» экзистенции, господством одного из модусов временного трансцендирования. В результате сужения горизонта видения происходят нарушения в «смысловой матрице», другие модусы перестают рассматриваться как возможности существования. Бинсвангер сохраняет основные элементы психоаналитической терапии, но пересматривает главные понятия психоанализа, в первую очередь понятие бессознательного психического. В феноменологической психиатрии Бинсвангера бессознательное представляет собой результат узости горизонта экзистенции, бегства от собственных творческих возможностей в невроз. В исследованиях собственно человеческого существования Бинсвангер с персоналистских позиций подвергает критике Хайдеггера: помимо мира «заботы», «заброшенности», характеризуемого Бинсвангером как мир взаимного опредмечивания, инструментальной полезности, имеется модус «бытия-друг-с-другом», в котором Я и Ты нераздельны и неслиянны. В этом модусе «Мы» или «любви» иначе структурированы пространство и время. Работы Бинсвангера оказали значительное влияние на экзистенциальную феноменологию и «экзистенциальный психоанализ» в различных позднейших версиях. Экзистенциальная терапия как метод медицины начинает применяться для осознания человеком своей уникальности и смысла своего существования. Внутренняя сущность человека может вступать в конфликт с внешними обстоятельствами, и тогда главным источником проблем становится неприятие собственной жизни и тех ее аспектов, которые невозможно изменить. Экзистенциальная терапия не настраивает человека на перемены - она направлена на глубокое понимание существования как такового, решение проблем времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; смысла и бессмысленности существования. Основа работы экзистенциального терапевта - открытый диалог с клиентом. Стиль общения, глубина обсуждаемых тем и вопросов оставляют у клиента ощущение, что он понят. В процессе терапии, слушая себя и думая о себе, человек находит баланс между собой и миром и приходит к гармонии между своим существованием и собственной внутренней природой.

Американский психотерапевт Ролло Мэй (1909 – 1994г.г.) видит причины болезни в результате угрозы потери какой-либо экзистенциальной ценности. Утрата смысла угрожает целостности ядра личности, психологической структуры, обеспечивающей понимание личности себя и мира. Болезнь развивается как результат тревоги по поводу собственной экзистенции, боязни «стать ничем». «С судьбой нельзя не считаться, мы не можем просто стереть ее или заменить чем-то другим. Но мы можем выбирать, как нам отвечать нашей судьбе, используя дарованные нам способности», — пишет Мэй, считая недопустимым сводить человеческую природу к реализации глубинных инстинктов или к реакциям на стимулы среды. Человек в значительной мере ответственен за то, каков он есть и как складывается его жизненный путь. Психотерапия осуществляется воспитанием пациента в духе экзистенциальной философии: он должен понять «неподлинность» своего существования и своих страхов и выбрать самого себя перед лицом «ничто». Ряд заболеваний порождается также бесчувственностью людей как следствием падения авторитета религии и обесценивания традиционных ценностей. Формирование системных теоретических представлений о болезнях со второй половины ХХ века осуществляется Д.С. Саркисовым. Их сущность заключается в антропологическом понимании человека как существа, творящего свою собственную природу.

Под влиянием идей И. В. Давыдовского (1887-1968г.г.) в середине XX в. в медицине сложился клинико-анатомический подход, который к настоящему времени обрёл клинико-антропную направленность. Она демонстрирует существенную разницу между животными и человеком при переходе от частной патологии к системе представлений о болезнях человека, исключает перенесение экспериментальных данных в клиническую практику. Так последовательно формируется клинико-антропный принцип, ставший основой понимания человека как высшей цели медицины, понимания врачом человека в единстве его биологической, психологической и социальной структур.

Именно на такой методологической основе до настоящего времени развивается профилактическая, клиническая и социальная медицина, исследуется роль отдельных фундаментальных научных подходов и представлений в создании теоретических оснований фундаментальной медицинской науки [5].

На протяжении веков именно через философскую методологию формируется система медицинских знаний и специфика клинического мышления. Место философской антропологии как наиболее общей системы знаний о человеке в данном процессе выполняет функцию рефлексивной теории, обобщающей данные конкретно-антропологических дисциплин, и потому становится по отношению к ним методологической основой наиболее общего уровня. Для неё всегда остаётся открытым свой аспект человекознания, сыгравший гносеологическую роль в развитии представлений о природе болезни и методах врачевания.

С появлением новой инфосферы возросло внимание к фактору персонализации и поиску индивидуально-личностных подходов к лечению. Современные исследования и стиль мышления, связанные с углублением познания структуры индивидуального генома человека после его расшифровки, тяготеют к обновлению образа целостной медицины, всязанной с к более органическими и целостными определениями феномена жизни, процесса рефлексии и терминологией современной персонализированной медицины.

Собственно феномен «песонализированная медицина (Personalised Medicine)» PM (или PnM) полномерно отражает радикальные тенденции и направления развития современной материалистической биомедицины в техногенной цивилизации (редукционисское и холистическое). В её интересах, на наш взгляд, формирование когнитивных и инструментальных возможностей существующих школ и направлений в условиях партикулятивности «в рамках смыслов и идей более интегративного и гуманитарного подхода» [4, с. 14].

Составляющие холистической персонализированной медицины (НрnM) ситематизарованы в поле определений субъектных онтологий В. И. Моисеевым. Это представленность человеческого существа как: во-первых, «некоторой целостности в рамках определений субъектных онтологий (жизненного мира), включающего в себя регионы внешнего и внутренних миров, их активное взаимодействие в единой ткани бытия в форме разного рода субъект-объектных инвариантных структур» [4, с. 14-15], означает объединение уровней человеческой телесности (физического, биологического, психического, социального и духовного), персональный центр которой исходит из субъективного переживания, порождающего личностного бытия. Последний реализует свой потенциал в коммуникативных отношениях через модальности персонального действия и понимания, образуещие психосоматические комплексы, пронизанные индивидуальностью. Во-вторых, по В. И. Моисееву, следующее «предиктивное Р в определении НрnM» [4] - это представленность человеческого существа как объединения комплексов в целостность как фокус жизненных траекторий личности, центрирующихся вокруг центральной траектории, которая называется судьбой личности, определяется нами как вектор субъектной, персонализированной динамики бытия, которая суть основание предсказания и предиктивности развития личности.

В-третьих, это прогностические возможности холистической НрnM в отношении анализа динамики персонального бытия и влияния на неё относительно оптимизации и профилактики, и в четвёртых, совместного «со-бытия с другими субъектами и социумом» [4, С. 15]. Модель холистической персонализированной медицины НР4M по сути онтологически ориентирована, отдельные моменты её разработаны авторами ранее [8]. Она представляется также эффективной, соединяющей в себе четыре аспекта, перспективна в мультидисциплинарных исследованиях системно-рефлексивного основания методологии медицинского познания.


Библиографическая ссылка

Песоцкая Е.Н., Аксенова С.В., Немцова Н.А. СИСТЕМНО-РЕФЛЕКСИВНОЕ ОСНОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО ПОЗНАНИЯ B АНТРОПОФИЛОСОФСКИX КОНЦЕПЦИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19085 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674