Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Вишнева К.В.  1
1 Тихоокеанский государственный университет
В статье проанализированы результаты исследования взаимодействия социально активной молодежи и социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках их деятельности. На основании полученных данных сделан вывод о том, что, учитывая социальную активность молодежи, как одну из основных мобильных групп современного общества, оперативно реагирующую на вызовы современности, необходимо повышать уровень взаимодействия молодежи и социально ориентированных некоммерческих организаций. Cледует как укреплять позиции СО НКО в глазах молодежи, так и у молодежи формировать положительное отношение к СО НКО в вопросах их занятости во внеучебной и в трудовой деятельности; в вопросах решения проблем современного рынка труда и обращения в СО НКО с целью решения социальных проблем молодежи в целом.
социально ориентированные некоммерческие организации
социально активная молодежь
занятость молодежи
1. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/.
2. Бабарыкина Н.В. Социально-культурная модель формирования этнокультурных ценностей студенческой молодёжи в некоммерческих общественных организациях // Инновационные технологии в гуманитарной сфере Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов. Алтайский государственный институт культуры. – 2017. – С. 9–15.
3. Добрынина М.В., Коваленко Д.Г., Кранин А.В. Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций // ЭСГИ. – 2017. – №3 (15).
4. Ежегодный доклад о деятельности и развитии СОНКО за 2016 г. // Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки СО НКО: [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. 31.08.2017.URL: http://nko.economy.gov.ru/ Files/NewsDocuments/ef54d172–13a8–43a2–ae4ba7fe7becade7.pdf (дата обращения: 20.11.2017).
5. Попова Ю.С., Пряхин Г.Н. Современная классификация некоммерческих организаций // Вестник ЧелГУ. – 2014. – №21 (350).

В современном обществе социально ориентированные некоммерческие организации (далее СО НКО) играют важную роль в решении социальных проблем. Возрастание роли социально ориентированных организаций связано, прежде всего, с возрастанием роли общественных инициатив в рамках реализации социальной политики, в том числе молодежной политики в России. Это привело к тому, что современные СО НКО сегодня являются неотъемлемой частью в деле активизации и образовательного, и воспитательного процессов, выступая в качестве активного мобильного агента по своевременному реагированию на вызовы современности.

В частности, социально ориентированные некоммерческие организации, реализуют множество молодежных социальных проектов, не только тех, которые способствуют решению различных социальных проблем данной категории граждан, но и те, в которых, непосредственно, сама молодежь может реализовываться в качестве волонтеров и добровольцев, инициаторов и организаторов социальных акций. При совместной деятельности молодежи и СО НКО создаются условия для удовлетворения профессиональных, социальных, образовательных, культурных, духовных и других потребностей молодых людей. Именно через деятельность СО НКО молодежь может проявить себя активными гражданами, неравнодушными к социальным проблемам общества, защитить свои права, реализовать свою социальную активность, почувствовать себя неотъемлемой и значимой частью современного общества. При этом молодой человек может быть как клиентом, так и, непосредственно, членом или руководителем социально ориентированной некоммерческой организации [2, с. 10; 3].

При реализации различных социальных проектов и программ социально ориентированные некоммерческие организации, в первую очередь, привлекают к данной работе квалифицированных и опытных специалистов в социальной сфере. Однако, привлечение к деятельности СО НКО социально активной молодежи, особенно когда именно молодежь является основной целевой аудиторией проекта, может не только улучшить проводимые мероприятия с учетом потребностей молодежной группы населения, но и оперативно скоординировать проект с учётом меняющихся потребностей молодежи.

С целью определения и мониторинга уровня взаимодействия молодежи г. Хабаровска и социально ориентированных некоммерческих организаций было проведено социологическое исследование в форме анкетирования. Респондентами стали молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, студенческая, в том числе работающая молодежь. Возраст почти 93 % опрашиваемых преимущественно составил от 17 до 23 лет, 84,3 % молодежи относят к сфере своей основной деятельности обучение, остальные 15,7 % респондентов ответили, что основная их занятость – работа.

Респондентам было предложено определить свои специализацию и направление подготовки и сферу деятельности (для работающей молодежи). Соответственно, сферу своей деятельности определяли как работающие молодые люди, так и студенческая молодежь, частично занятая работой. Результаты этого блока анкетирования представлены на рис. 1.

vish1.tiff

Рис. 1. Определение молодежью своей специализации и направления подготовки,
сферы деятельности

Важно отметить, что из всего числа респондентов к реализации добровольческой деятельности относят себя не только молодежь социально-гуманитарной направленности, но и те, чьи профессиональная деятельность и направления подготовки связаны и с технической, и с коммерческой сферами. На вопрос «Являетесь ли Вы волонтером?» 67,1 % с уверенностью ответили, что таковыми являются, а 32,9 % опрашиваемых ответили, что когда-либо принимали участие в деятельности каких-либо СО НКО г. Хабаровска. Более того, 72,9 % отметили то, что социально активное молодежное сообщество г. Хабаровска способно реализовать свой потенциал через деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, остальные 22,9 % затрудняются ответить, 4,3 % ответили «нет». При этом с большой уверенностью признали деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций важной для современного гражданского общества 78,6 % опрошенных, 14,3 % затруднились ответить, и лишь 7,1 % молодежи так не считают.

Отсюда следует вывод о том, что для большинства респондентов, как социально активной молодежи, важен опыт участия в социальных проектах и, возможно, организации социально ориентированных мероприятий. Для социально ориентированных некоммерческих организаций, в первую очередь, именно такая социально активная молодежь будет являться наиболее востребованной для взаимодействия и взаимного привлечения обеих сторон к деятельности и решению проблем друг друга. Респонденты в свою очередь, отмечают СО НКО как эффективную площадку для взаимодействия молодежного сообщества в области подготовки их в качестве специалистов социальной сферы, волонтеров, специалистов по предоставлению социальных услуг и т.п. (87,1 %).

Однако наиболее перспективной площадкой взаимодействия молодежи и СО НКО города Хабаровска для совместной деятельности респондентами был отмечен ВУЗ, при этом респондентам предлагалось выбрать один, либо несколько вариантов ответа (рис. 2).

vish2.tiff

Рис. 2. Наиболее перспективная площадка для взаимодействия молодежи и СО НКО г. Хабаровска

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что для понимания взаимодействия молодежи и СО НКО необходимо рассмотреть актуальные направления работы и формы возможного взаимодействия с ВУЗами и выявить наиболее перспективные из них.

Исследование проблем, перспектив развития и уровня взаимодействия молодежи и СО НКО г. Хабаровска касается, в частности, молодежи и с точки зрения их проблем занятости в условиях современного рынка труда, и в том числе решения социальных проблем данной категории.

В связи с этим, респондентам был предложен блок вопросов, ориентированный на возможность рассмотрения в качестве своего будущего работодателя СО НКО, возможность создания самим молодым людям СО НКО, а также получение профессиональной подготовки в сфере оказания социальных услуг.

Ответившие в своём большинстве отдают предпочтение реализации своей социальной активности через участие в мероприятиях СО НКО. Однозначно хотели бы 41,4 %, а 31,4 % отметили, что скорее хотели бы, чем нет (рис. 3).

vish3.tiff

Рис. 3. Реализация социальной активности молодежи через участие в мероприятиях СО НКО

В то же время профессиональную подготовку в сфере оказания социальных услуг хотели бы получить 55,7 % молодежи и в дальнейшем применить эти знания и умения (рис. 4).

vish4.tiff

Рис. 4. Получение профессиональной подготовки в сфере оказания социальных услуг

На вопрос рассмотрения в качестве работодателя СО НКО мнения респондентов практически в равной мере разошлись, как и в вопросе создания своей СО НКО: категорично и «да», и «нет» ответили в первом случае 28,6 % и 30 %, во втором – 14,3 %. В целом, положительно на учреждение своего СО НКО смотрят 34,3 % опрошенных, а отрицательно – 45,7 %. Но в ответах на эти два вопроса очень большая доля тех, кто затруднился с ответом (21,4 % и 20 %). В целом это можно интерпретировать так, что значительная доля молодёжи ещё не сформировала чёткого отношения к СО НКО как сферы профессиональной деятельности (рис. 5, 6).

vish5.tiff

Рис. 5. Социально ориентированные некоммерческие организации как будущие работодатели для молодежи

vish6.tiff

Рис. 6. Представление молодежи себя в качестве учредителя СО НКО

Ежегодно возрастает количество СО НКО, осуществляющих деятельность в области добровольчества, в сферах образования, просвещения, науки, поддерживающих общественно значимые молодежные инициативы, проекты, происходит и увеличение объема грантов и пожертвований для таких организаций [4; 5]. Несомненно, это говорит о том, что поддержка СО НКО является одним из приоритетов государственной политики РФ.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. №442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социально ориентированные некоммерческие организации могут стать поставщиками социальных услуг населению [1]. Данное право дает возможность для социально ориентированных некоммерческих организаций не только привлечь молодежь в качестве волонтеров к участию в их деятельности и стать площадкой для профессионального самоопределения, но и возможность рассмотрения молодым поколением СО НКО как своего работодателя.

Содействие активной самоорганизации молодых граждан вносит значительный вклад в развитие гражданского общества, в обеспечение качества и даже доступности услуг социальной сферы. Значительная часть программ и проектов, инициируемых СО НКО самостоятельно и совместно с молодежью, создают условия для социализации личности молодого человека, формируют через систему прав и свобод потребность в самореализации в исходном для этого социальном пространстве.

Учитывая социальную активность молодежи, как одну из основных мобильных групп современного общества, где-то оперативно реагирующую на вызовы современности, а где-то затрудняющуюся в социальных вопросах, необходимо повышать уровень взаимодействия молодежи и СО НКО. При этом следует как укреплять позиции СО НКО в глазах молодежи, так и у молодежи формировать положительное отношение к СО НКО в вопросах их занятости не только во внеучебной, но и в трудовой деятельности; в вопросах решения проблем современного рынка труда (привлекать в качестве сотрудников, волонтеров и т.д.) и обращения в СО НКО с целью решения социальных проблем молодежи в целом.


Библиографическая ссылка

Вишнева К.В.  РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-7. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19066 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674