Современная тенденция постепенного перехода от индустриального общества к информационному, в котором научные знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей, создают условия для широкого использования эффективных информационных технологий в области образования.
Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – один из трендов современного образования. Электронное обучение (ЭО), дистанционные образовательные технологии (ДОТ) рассматриваются как неотъемлемая часть целостной системы образования. Использование возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий направлено на обеспечение равных возможностей граждан к получению качественного образования.
Технологии электронного обучения отличаются от традиционных технологий высшего образования, поэтому традиционные методы и средства оценки и обеспечения качества, применяемые в высшем образовании, не могут быть просто перенесены на электронное обучение и современные образовательные технологии [1]. Таким образом, для каждого вуза одним из приоритетных направлений развития ЭО является формирование содержательных критериев (показателей) оценки качества электронного обучения и регулярный мониторинг уровня развития ЭО и ДОТ на основе этих показателей.
За основу системы показателей в СФУ были взяты критерии оценки качества уровня развития электронного обучения, используемые в пилотном проекте добровольного мониторинга ЭО и ДОТ, проведенного Министерство образования и науки в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации в 2013 году.
Мониторинг уровня развития ЭО и ДОТ проводился в виде исследования состояния процессов развития электронного обучения [2].
При проведении федерального мониторинга в 2013 году федеральные университеты были выделены в отдельную группу. Результаты мониторинга МОН РФ федеральных университетов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Оценка федеральных университетов
Организация |
1. Общая стратегия ЭО |
2. Информационно-техническое обеспечение |
3. Учебно-методическое обеспечение |
4. Среда обучения |
5. Поддержка сотрудников и студентов |
6. Количественные показатели ЭО и ДОТ |
Сумма |
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова ФГАОУ ВПО |
68 |
83 |
56 |
71 |
64 |
11 |
60 |
Сибирский федеральный университет ФГАОУ ВПО |
38 |
69 |
47 |
50 |
61 |
14 |
47 |
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта ФГАОУ ВПО |
30 |
72 |
36 |
63 |
68 |
11 |
46 |
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина ФГАОУ ВПО |
48 |
47 |
50 |
58 |
39 |
14 |
43 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет ФГАОУ ВПО |
73 |
19 |
50 |
42 |
39 |
21 |
42 |
Северо-Кавказский федеральный университет ФГАОУ ВПО |
28 |
47 |
22 |
25 |
18 |
29 |
29 |
Средний рейтинг |
47 |
56 |
44 |
51 |
48 |
17 |
44 |
Как видно из табл. 1, при проведении мониторинга учитываются как качественные показатели уровня развития ЭО и ДОТ (стратегия и управление, информационно-техническое обеспечение т.д.), так и количественные.
Наибольшую трудность при учете составляют как раз количественные показатели. В мониторинге 2013 года в разделе количественных показателей учитывалось:
– доля дисциплин/модулей, по которым используются электронные курсы, в общем количестве дисциплин/модулей;
– доля электронных курсов, предложенных другим организациям для сетевой формы реализации образовательных программ, в общем количестве созданных вузом курсов;
– доля электронных курсов других вузов в общем количестве используемых в вузе курсов;
– доля студентов и слушателей, использующих при обучении в течение года хотя бы один электронный курс, в общем количестве студентов и слушателей вуза;
– доля студентов и слушателей, использующих при обучении в течение года электронные курсы по всем изучаемым дисциплинам/модулям, в общем количестве студентов и слушателей вуза;
– доля преподавателей, обучающих с применением электронного курса, в общем количестве преподавателей вуза;
– доля преподавателей и сотрудников, прошедших обучение и повышение квалификации по программам ЭО и ДОТ, в общем количестве преподавателей и сотрудников вуза.
С тех пор число количественных показателей, а также федеральных органов и иных заинтересованных сторон, запрашивающих информацию об уровне развития ЭО и ДОТ в СФУ, постоянно увеличивается.
В табл. 2 представлены показатели, запрашиваемые в 2017 году.
На основании запрашиваемой статистики была разработана система показателей, информация о которых запрашивается при проведении мониторинга в институтах/филиалах СФУ (табл. 3).
Таблица 2
Количественные показатели уровня развития ЭО и ДОТ, 2017 год
Программа/Рейтинг |
Показатель |
1 |
2 |
Программа развития СФУ |
Количество образовательных программ, реализуемых с использованием электронного обучения |
Численность обучающихся на образовательных программах с использованием электронного обучения |
|
Количество образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий |
|
Численность обучающихся на образовательных программах с использованием дистанционных образовательных технологий |
|
Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии, в общем количестве образовательных программ, реализуемых в университете, % |
|
Международный рейтинг QS Stars |
Процент ОП, доступных в онлайн режиме от общего количества |
Количество организаций, использующих дистанционные программы и технологии для подготовки кадров |
|
Количество выполненных дистанционных программ за 2016 год |
|
Количество учащихся дистанционно в 2016 году |
|
Международный рейтинг вузов Worldwide Professional University Rankings_RankPro |
Количество дистанционных курсов |
Программа модернизации СФУ |
Доля ОП с ДОТ от числа реализуемых ОП |
Количество электронных обучающих курсов, соответствующих требованиям локальных нормативных документов СФУ |
|
Количество обучающихся, использующих электронные курсы |
|
Количество преподавателей, использующих электронные курсы |
|
Количество обучающихся, изучивших онлайн-курсыкурсы |
|
Доля обучающихся и слушателей, использующих при обучении в течение года хотя бы один электронный курс, в общем количестве обучающихся и слушателей университета |
|
Международный рейтинг Multirank |
Программы дистанционного обучения (с количеством обучающихся) |
Отчет ВПО-1 |
Число программ (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура), реализуемых с применением ЭО |
Численность обучающихся (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура) по программам с применением ЭО |
|
Число программ (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура), реализуемых с применением исключительно ЭО |
|
Число программ (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура), реализуемых с применением ДОТ |
|
Численность обучающихся (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура) по программам с применением ДОТ |
|
Число программ (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура), реализуемых с применением исключительно ДОТ |
|
Количество обучающихся, освоивших образовательную программу с применением ЭО (по очной, заочной и очно-заочной форме обучения) |
|
Количество обучающихся, освоивших ОП с использованием ДОТ (по очной, заочной и очно-заочной форме обучения) |
Окончание табл. 1
1 |
2 |
Программа развития ЭО и ДОТ СФУ [3] |
Доля ОП бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, в которых используются ДОТ |
Количество образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с ДОТ |
|
Доля образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, адаптированных для обучения лиц с ОВЗ |
|
Количество виртуальных сетевых магистерских ОП |
|
Количество образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, адаптированных для обучения иностранных обучающихся |
|
Количество электронных обучающих курсов, соответствующих требованиям локальных нормативных документов СФУ |
|
Количество обучающихся, использующих электронные курсы |
|
Количество преподавателей, использующих электронные курсы |
|
Количество обучающихся, изучивших курсы Российской национальной платформы открытого образования и иные МООК |
|
Доля обучающихся и слушателей, использующих при обучении в течение года хотя бы один электронный курс, в общем количестве обучающихся и слушателей университета |
|
Численность «виртуальных» визит профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в университете не менее одного семестра |
|
Доля преподавателей университета, прошедших повышение квалификации и стажировки с внедрением результатов |
|
Количество программ повышения квалификации для внешних заказчиков |
|
Доля активных пользователей ЭИОС университета в общем количестве сотрудников и обучающихся университета |
|
Доля преподавателей, получивших стимулирующие выплаты за реализацию ЭО и ДОТ |
Таблица 3
Информация, запрашиваемая в институтах/филиалах при проведении мониторинга в СФУ
Информация |
Формат представления |
|
1 |
Институт – разработчик образовательной программы |
утвержденная аббревиатура института |
2 |
Направление/ специальность |
шифр и наименование |
3 |
Профиль/программа/специализация |
шифр и наименование |
4 |
Уровень обучения |
бакалавриат, магистратура, специалитет |
5 |
Форма обучения |
очная, заочная, очно-заочная |
6 |
Дисциплина |
в соответствии с УП |
7 |
Институт (образовательная организация), реализующий данную дисциплину |
утвержденная аббревиатура института |
8 |
Кафедра, реализующая данную дисциплину |
утвержденная аббревиатура кафедры |
9 |
Преподаватель |
Фамилия И.О. |
10 |
Курс |
1–6 |
11 |
Группа, изучающая данную дисциплину |
в соответствии с АИС «Деканат» |
12 |
Количество человек в группе |
целое положительное число |
13 |
Выпуск в текущем учебном году |
да/нет |
14 |
Электронный обучающий курс (ЭОК), используемый в дисциплине |
в соответствии с системой электронного обучения СФУ |
15 |
Ссылка на ЭОК |
|
16 |
Использование ЭО |
0/1 |
17 |
Использование исключительно ЭО |
0/1 |
18 |
Использование ДОТ |
0/1 |
19 |
Использование исключительно ДОТ |
0/1 |
20 |
Использование Web-поддержки |
0/1 |
21 |
Использование смешанного обучения |
0/1 |
22 |
Использование онлайн-обучения |
0/1 |
На основании данной информации формируется отчетность об уровне развития ЭО и ДОТ в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Библиографическая ссылка
Ежеманская С.Н., Александрова Г.В. МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19022 (дата обращения: 23.11.2024).