Ведущее положение в обеспечении экстренной лечебной помощи больным занимает отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). В Красноярской краевой клинической больнице №1 анестезиолого-реанимационные службы входят в состав сосудистого, гнойно-септического, ожогового центров.
Отделение анестезиологии реаниматологии №3 как структурное подразделение краевого гнойно – септического центра является ведущим учреждением края в области реанимации, интенсивной терапии и анестезиологии у больных с тяжелой хирургической инфекцией и сепсисом, в связи с чем осуществляет научно-методическое руководство и оказывает практическую помощь по выявлению, диагностике, лечению и реабилитации больных с гнойной хирургической инфекцией и сепсисом, а так же по профилактике гнойных послеоперационных осложнений. В отделении реанимации в год проходят лечение более 800 больных с тяжелой гнойно-септической патологией как хирургического так и терапевтического профиля. Более 80% из них поступают из ЛПУ края.
Внедрение многофункциональной, комплексной медицинской системы qMS позволило автоматизировать основные медицинские бизнес-процессы многих клинических стационарных отделений, клинико-диагностической и экспресс лаборатории, обеспечивающие ведение электронной истории болезни пациента. Автоматизация бизнес-процессов в ОРИТ выполнена частично.
Лечение и уход за больными, находящимися в отделении реанимации и в палатах интенсивной терапии является либо логическим продолжением интраоперационного этапа, либо самостоятельным компонентом терапии пациентов, не требующих оперативного вмешательства, но находящихся в критическом состоянии, представляет сложный комплекс мероприятий, от которого во многом зависит исход заболевания.
Попытка информатизации ОРИТ программными средствами, предназначенными для обычных лечебных отделений, оказывается неэффективной. Несмотря на схожесть моделей бизнес-процессов, информатизация ОРИТ требует особого подхода и специальных программных решений. Большинство бизнес-процессов ОРИТ, требующих информационной поддержки, критичны по времени выполнения [1].
Центральным документом, вокруг которого строится лечебно-диагностический процесс в ОРИТ, является реанимационная карта.
Реанимационная карта установленной формы имеет формат А3 представлена на рис. 1.
Карта отражает проведение лечебных мероприятий при предоперационной подготовке, послеоперационном ведении и при других ситуациях, требующих оказания анестезиологической и реанимационной помощи [2].
В графах карты с интервалом 15–30 минут (чаще при проведении реанимационных мероприятий) регистрируют проводимые лечебные мероприятия, динамику изменений сердечно-сосудистой системы, дыхания, температуры, концентрации в дыхательном контуре аппарата искусственного дыхания, насыщения крови кислородом и т.д. Не реже 1 раза в смену (для тяжелых больных 4–6 раз) суммируется объем инфузионной, трансфузионной поддержки, выделенных жидкостей [3].
Рис. 1. Реанимационная карта
Техническое и программное решение по реализации электронной версии реанимационной карты осложняется следующими факторами:
• высокие требования по доступности информации реанимационной карты;
• ограниченность характеристик надежности использующихся средств информатизации:
• уровень технических средств (электропитание, ЛВС, компьютерная техника),
• системное программное обеспечение,
• программное обеспечение МИС,
• состав и квалификация ИТ-персонала.
• подключение реанимационных мониторов и другого оборудования реанимаций к МИС;
• высокие требования к скорости ввода информации пользователем МИС;
• необходимость структурированного ввода большого количества разнородной информации.
Оформление бумажной реанимационной карты должно производиться за 5–7 минут в объеме:
• 10–15 медикаментозных назначений различных способов введения вместе со схемами приема;
• 3–5 назначений инструментальной диагностики;
• 3–5 назначений лабораторной диагностики с уточнением объема тестов;
• 3–5 процедур и манипуляций и т. д.
В настоящий момент реанимационная карта, лист назначений лекарственных препаратов ведется в бумажном варианте, оценка динамики состояние (рис. 2) дневник врача реаниматолога (рис. 3), протокол анестезии ведутся в МИС QMS.
Рис. 2. Оценка динамики состояния
Рис. 3. Дневник врача реаниматолога
Интенсивный процесс информатизации сферы здравоохранения, высокий уровень развития аппаратного и программного обеспечения, широкое использование врачами персональных компьютеров в профессиональных целях обусловили необходимость создания единой информационной системы отделения реанимации и интенсивной терапии, которая бы позволила оптимизировать решение множества задач, связанных с оказанием медицинской помощи в ОРИТ [4]. Однако реализация этого проекта затруднена выше перечисленными особенностями бизнес-процессов в ОРИТ и предполагает подключение реанимационных мониторов и другого оборудования реанимаций, что не всегда просто сделать с учетом номенклатуры и интерфейсных возможностей оборудования.
Библиографическая ссылка
Бахтина Ж.А., Капустина С.В. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛЕНИЙ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19018 (дата обращения: 06.12.2024).