Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛЕНИЙ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Бахтина Ж.А. 1 Капустина С.В. 1
1 ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
Специфика функционирования отделений реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) определяется тяжестью состояния находящихся на лечении пациентов, которые требуют постоянного наблюдения за состоянием основных систем организма и непрерывной оценки витальных параметров. Своевременный доступ к необходимой информации о пациенте важен для выздоровления реанимационного пациента. Интенсивный процесс информатизации сферы здравоохранения, высокий уровень развития аппаратного и программного обеспечения, широкое использование врачами персональных компьютеров в профессиональных целях обусловили необходимость создания единой информационной системы ОРИТ. Важнейшей задачей является обеспечение интеллектуальной поддержки врача реаниматолога при принятии решений с использованием инструментов объективизированной оценки тяжести состояния реанимационных больных и современных алгоритмов диагностики синдромальных нарушений. Проведен анализ результатов информатизации отделений реанимации и интенсивной терапии программными средствами, предназначенными для обычных лечебных отделений. Выявлены причины их неэффективности вследствие ограниченности по времени выполнения. Приведен вариант решения в медицинской информационной системе qMS.
информатизация сферы здравоохранения
автоматизация бизнес-процессов интенсивной терапии
интеллектуальная поддержка врача
1. Базаркин А.Н., Нинуа Ю.А., Проценко Д.Н., Свет А.В., Хаткевич М.И. Информационная поддержка бизнес-процессов отделений реанимации и интенсивной терапии существенно скоропомощных лечебно-профилактических учреждений // Врач и информационные технологии. – 2015. – №4. – C. 51–60.
2. Зарубина Т.В., Шнырев С.Л., Сидоров К.В. ИНТЕРИС – информационная система отделения реанимации и интенсивной терапии // Врач и информационные технологии. – 2006. – №3. – C. 27–40.
3. Жданов Г.Г., Зильбер А.П. Реанимация и интенсивная терапия: учеб. для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с.
4. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и практика. – М., Физматлит, 2005. – 305 с.

Ведущее положение в обеспечении экстренной лечебной помощи больным занимает отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). В Красноярской краевой клинической больнице №1 анестезиолого-реанимационные службы входят в состав сосудистого, гнойно-септического, ожогового центров.

Отделение анестезиологии реаниматологии №3 как структурное подразделение краевого гнойно – септического центра является ведущим учреждением края в области реанимации, интенсивной терапии и анестезиологии у больных с тяжелой хирургической инфекцией и сепсисом, в связи с чем осуществляет научно-методическое руководство и оказывает практическую помощь по выявлению, диагностике, лечению и реабилитации больных с гнойной хирургической инфекцией и сепсисом, а так же по профилактике гнойных послеоперационных осложнений. В отделении реанимации в год проходят лечение более 800 больных с тяжелой гнойно-септической патологией как хирургического так и терапевтического профиля. Более 80% из них поступают из ЛПУ края.

Внедрение многофункциональной, комплексной медицинской системы qMS позволило автоматизировать основные медицинские бизнес-процессы многих клинических стационарных отделений, клинико-диагностической и экспресс лаборатории, обеспечивающие ведение электронной истории болезни пациента. Автоматизация бизнес-процессов в ОРИТ выполнена частично.

Лечение и уход за больными, находящимися в отделении реанимации и в палатах интенсивной терапии является либо логическим продолжением интраоперационного этапа, либо самостоятельным компонентом терапии пациентов, не требующих оперативного вмешательства, но находящихся в критическом состоянии, представляет сложный комплекс мероприятий, от которого во многом зависит исход заболевания.

Попытка информатизации ОРИТ программными средствами, предназначенными для обычных лечебных отделений, оказывается неэффективной. Несмотря на схожесть моделей бизнес-процессов, информатизация ОРИТ требует особого подхода и специальных программных решений. Большинство бизнес-процессов ОРИТ, требующих информационной поддержки, критичны по времени выполнения [1].

Центральным документом, вокруг которого строится лечебно-диагностический процесс в ОРИТ, является реанимационная карта.

Реанимационная карта установленной формы имеет формат А3 представлена на рис. 1.

Карта отражает проведение лечебных мероприятий при предоперационной подготовке, послеоперационном ведении и при других ситуациях, требующих оказания анестезиологической и реанимационной помощи [2].

В графах карты с интервалом 15–30 минут (чаще при проведении реанимационных мероприятий) регистрируют проводимые лечебные мероприятия, динамику изменений сердечно-сосудистой системы, дыхания, температуры, концентрации в дыхательном контуре аппарата искусственного дыхания, насыщения крови кислородом и т.д. Не реже 1 раза в смену (для тяжелых больных 4–6 раз) суммируется объем инфузионной, трансфузионной поддержки, выделенных жидкостей [3].

bah1.tiff

Рис. 1. Реанимационная карта

Техническое и программное решение по реализации электронной версии реанимационной карты осложняется следующими факторами:

• высокие требования по доступности информации реанимационной карты;

• ограниченность характеристик надежности использующихся средств информатизации:

• уровень технических средств (электропитание, ЛВС, компьютерная техника),

• системное программное обеспечение,

• программное обеспечение МИС,

• состав и квалификация ИТ-персонала.

• подключение реанимационных мониторов и другого оборудования реанимаций к МИС;

• высокие требования к скорости ввода информации пользователем МИС;

• необходимость структурированного ввода большого количества разнородной информации.

Оформление бумажной реанимационной карты должно производиться за 5–7 минут в объеме:

• 10–15 медикаментозных назначений различных способов введения вместе со схемами приема;

• 3–5 назначений инструментальной диагностики;

• 3–5 назначений лабораторной диагностики с уточнением объема тестов;

• 3–5 процедур и манипуляций и т. д.

В настоящий момент реанимационная карта, лист назначений лекарственных препаратов ведется в бумажном варианте, оценка динамики состояние (рис. 2) дневник врача реаниматолога (рис. 3), протокол анестезии ведутся в МИС QMS.

bah2.tiff

Рис. 2. Оценка динамики состояния

bah3.tiff

Рис. 3. Дневник врача реаниматолога

Интенсивный процесс информатизации сферы здравоохранения, высокий уровень развития аппаратного и программного обеспечения, широкое использование врачами персональных компьютеров в профессиональных целях обусловили необходимость создания единой информационной системы отделения реанимации и интенсивной терапии, которая бы позволила оптимизировать решение множества задач, связанных с оказанием медицинской помощи в ОРИТ [4]. Однако реализация этого проекта затруднена выше перечисленными особенностями бизнес-процессов в ОРИТ и предполагает подключение реанимационных мониторов и другого оборудования реанимаций, что не всегда просто сделать с учетом номенклатуры и интерфейсных возможностей оборудования.


Библиографическая ссылка

Бахтина Ж.А., Капустина С.В. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛЕНИЙ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19018 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674