На сегодняшний день в России сформированы определенные нормативно-правовые основы государственной поддержки МСБ. В качестве основного нормативно-правового документа, который осуществляет регулирование и определение основных функций МСБ выступает Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].
Данный документ содержит ключевые положения, которые связаны с развитием МСБ, его поддержкой. Закон содержит положения о формировании специальной инфраструктуры для поддержки малого и среднего бизнеса, которая своевременно и качестве сможет оказать финансовую (инвестиционную), имущественную, информационную и консультационную поддержку.
Особое внимание при развитии инфраструктуры поддержки МСБ следует уделить международному опыту. В таблице 1 представлены основные инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в 2016-2018 гг.
Таблица 1. Инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах [7]
Программа |
Страны |
специальные гарантии и кредиты для запуска стартапов |
Австрия, Канада, Чехия, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, Швеция |
прямое кредитование МСП |
Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Германия, Финляндия, Франция, Греция, Япония, Корея, Португалия, Испания, Швеция |
налоговые льготы, отсрочки |
Бельгия, Финляндия, Италия, Латвия, Норвегия, Испания, Швеция, Великобритания |
кредитное посредничество |
Бельгия, Франция, Ирландия, Новая Зеландия, Испания |
банковские программы для кредитования МСП, отрицательные процентные ставки по депозитам в ЦБ |
Германия |
Выделим основные направления международного опыта поддержки МСБ [5]:
- формирование условий, которые необходимы для качественного взаимодействия всех уровней бизнеса на основе договорных отношений;
- на законодательном уровне закреплены обязанности крупных фирм по выполнению государственных заказов, с отдачей до 20% объема малому и среднему бизнесу;
- возмещение затрат по консалтинговой деятельности в размере до 50% и оказание содействия в выставках в части стоимости аренды, а также монтаже и обслуживании стендов;
- формирование региональных центров поддержки МСБ на базе крупного бизнеса или с участием учебных заведений;
- организация деятельности фондов поддержки МСБ, которые субсидируется и финансируются на государственном уровне;
- создание промышленных округов, которые специализируются на производстве однородной продукции и ее составных частей;
- формирование гарантийных фондов;
- обеспечение льготного кредитования субъектов МСБ на длительный срок и с низкой процентной ставке;
- представление интересов предпринимателей торгово-промышленными палатами;
- осуществление проектного финансирования малого предпринимательства отраслей, которые требуют модернизации производственной деятельности;
- формирование структуры поддержки МСБ на государственном уровне по информационно-технологическому направлению, помощь и предоставление гарантий при получении кредитов, а также возможность предоставления субсидий и кредитов субъектам МСБ за счет бюджетных средств.
Субъекты малого и среднего предпринимательства России отстают в своем развитии от развитых экономик мира. Правительство концентрирует усилия по оказанию поддержке МСБ, которая на сегодняшний день как система фрагментарна и нетранспарентна. Большинство программ финансирования МСБ России находится в разработке или становлении.
Рассмотрим основные проблемы формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса России.
Основной и актуальной проблемой для предпринимателей является налогообложение: нестабильность налогового законодательства, чрезмерная атрибуция (индикативные данные) характеризуются как вынужденные меры из-за изменений в законодательстве и необходимости детального учета экономических субъектов для прогнозирования, но в то же время, решаемых путем следующих (возможных) действий [9]:
- составление документации, регулирующей деятельность малых предприятий, включая налоговые вопросы в одном документе (кодексе) с установленными условиями совокупной поправки;
- формирование более жестких требований по внесению изменений в формы документации и отчетности из регулирующих органов;
- сохранение для субъектов МСП двух основных идентификаторов деятельности – ИНН и ОГРН, что позволит учитывать экономические, социальные параметры работы предпринимателя, а также его отраслевую принадлежность.
Не менее остро стоит проблема уплаты взносов во внебюджетные фонды. Для многих микро и малых предпринимателей из-за ограниченного товарооборота, и других проблем просто невыгодно вычитать страховые премии, которые уменьшают окончательную зарплату работника и создают проблему сохранения его на рабочем месте. В качестве способа решения проблемы можно предложить снижение ставок страховых премий для малых предприятий, что увеличит количество «белых» зарплат и высвободит средства для развития бизнеса. Это также требует решений и трудностей в области экспортных операций для предприятий малого и среднего бизнеса.
Существует проблема экспорта небольших партий товаров у мелких и средних предпринимателей из-за сложного документального оборота. Решением проблемы может быть сокращение объема документации для экспортных партий, стоимость которой не превышает определенного предела, увеличение экспорта МСП через региональные экспортные центры. Представляется целесообразным привлечь МСП для импортозамещения, расширения рынков сбыта. Для этого необходимо улучшить инфраструктуру для развития сетей субподрядов через конференции поставщиков, выставок, ярмарок, обменов субподрядами [2].
Проблемы, связанные с бюрократией при государственной поддержке предпринимателей, также влияют на сектор МСБ. Необходимо перевести максимальное количество процедур, связанных с функционированием бизнеса, в электронный формат и систему соответствующих государственных услуг.
Вопросы государственной поддержки предпринимательства также могут быть переданы общественным организациям с участием в процедурах отбора представителей государственной власти. Для совершенствования требуется вопрос о партнерстве между субъектами малого и среднего бизнеса и организациями кредитного рынка. Решение этой проблемы следует рассматривать в сотрудничестве с крупными российскими банками для создания кредитных продуктов, доступных для малого и среднего бизнеса (ключевым параметром должна быть ставка кредита, которая не превышает ключевой показатель России более чем на 3% - 5%) [3].
Кроме того, распространенной проблемой для малого и среднего бизнеса остается чрезмерный надзор со сторон органов. Основой этой проблемы является устаревание многих требований, которые используются в ходе проверок. Малый бизнес по своей природе имеет особую организационную структуру, а основные финансовые потоки направлены на развитие и расширение собственного присутствия на рынке. Тем не менее, многие из стандартов, которые используют инспекции, более вероятно принять в отношении к более крупным и более развитым предприятиям [4].
Поскольку общие проблемы предпринимательства можно также назвать «отечественным балластом малого бизнеса», а именно низким уровнем компетентности в экономической и правовой сферах и отсутствие навыков планирования рынка и роли собственного бизнеса на этом рынке. Решение всей совокупности этих проблем может заключаться в организации крупномасштабной образовательной и информационной работы с населением по организации и проведению собственного бизнеса. В то же время важно сформировать полномасштабную программу развития экономической и финансовой грамотности и предпринимательских навыков среди населения, от лиц школьного возраста до старшего поколения.
Для проблем, непосредственно связанных с поддержкой государственных инвестиций, могут быть предложены следующие решения. Необходимо сохранить ограничения на виды предпринимательской деятельности, допускающие конкурсный отбор для получения государственной инвестиционной поддержки, поскольку сейчас важно сбалансировать типы предпринимательства и развитие высокотехнологичных проектов. На данный момент очень важен баланс между налоговыми и инвестиционными предпочтениями. Введение градации шкалы для уплаты налогов для субъектов хозяйствования – получателей поддержки – может быть одним из способов повышения эффективности государственных инвестиций (финансовой помощи) для предпринимателей.
В зарубежной практике, например, в США, специализированный отдел развития малого бизнеса пользуется популярностью, его работа направлена на полную или частичную поддержку предпринимателей с точки зрения выбора вида предпринимательской деятельности и ее перспектив в текущих рыночных условиях, развития рынка и т. д. Важно отметить, что из-за работы этого отдела государство косвенно влияет на формирование рынка малого бизнеса, в результате чего рынок оказывается более функциональным и соответствует требованиям современный потребитель.
В целом для развития государственной модели поддержки и стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса необходимо осуществить следующие мероприятия [10]:
- совершенствовать законодательство по финансированию и поддержке интеллектуальной собственности, венчурных фондов и бизнес-ангелов;
- наладить и укрепить взаимное сотрудничество и кооперацию власти, науки, образования и бизнеса, в частности на уровне регионов страны;
- изучать и внедрять передовой международный опыт по информационным, инжиниринговым, 1Т-, био- и нанотехнологиям, позволяющим сформировать систему программ по реализации инновационной продукции (услуг) и обмену технологиями в рамках функционирования наукоградов и технопарков;
- создать программы и схемы страхования рисков кредитования инновационных МСП.
К основным видам поддержки в форме субсидий МСБ в России относятся:
- возмещение части лизинговых платежей по договорам оборудования (далее — технические средства);
- финансовое обеспечение (возмещение) части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением деятельности по оказанию социальных услуг гражданам;
- субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ответственную деятельность, направленную на решение социальных проблем, в том числе путем создания частных детских садов;
- предоставление субсидии в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг);
- предоставление субсидии субъектам малого и среднего бизнеса на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства — индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми.
Важной частью инфраструктуры поддержки МСБ является инфраструктура поддержки инновационных предприятий, поскольку данные экономические субъекты играют главную роль в экономике многих развитых стран мира. Рассмотрим основные модели научно-инновационного развития в развитых странах:
- государства со значительным научно-инновационным потенциалом оборонного сектора и ориентированные на крупные проекты с привлечением всех стадий научно-производственного цикла, которые занимают лидерские позиции по научным исследованиям в целом (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония).
- государства с рационализацией всей структуры экономики, создающих благоприятную инновационную среду и распространяющих нововведения (Швейцария, Швеция, Финляндия).
- государства, которые стимулируют инновации посредством управления различных секторов науки и технологии, обеспечив восприимчивость достижений НТП и развивая инновационную инфраструктуру (Южная Корея).
Инфраструктура поддержки инновационного МСБ состоит из специализированных институтов, которые способны разработать и реализовать определенную государственную политику. Данные институты способны создаться и действовать как с помощью государства, так и по инициативе предпринимательства. Состав специализированных институтов поддержки МСБ включает в себя бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, промышленные зоны и т.д.
В качестве новой программы поддержки МСБ России на основе опыта зарубежных стран рекомендуется выделить грантовую поддержку в форме инновационного ваучера, который является финансовым документом – сертификатом, представляющий собой денежный эквивалент по оплате услуг, которые связаны с инновационным проектом малого предприятия. Основное назначение инновационного ваучера заключается в стимулировании инновационной деятельности экономических субъектов, не имеющих собственный исследовательский потенциал или финансовые ресурсы для осуществления исследований [6].
В Европейских странах функционирует порядка 25 ваучерных схем, различающихся по возможностям применения ваучеров и оплачиваемых им услуг. В большинстве случаев при реализации ваучерных схем инновационную деятельность для МИП оказывают национальные государственные организации или организации с государственным участием. Однако в некоторых ваучерных программах функционируют только научные организации региона или узкоспециализированные компании, или научные организации. В ряде программ принимают участие иностранные малые инновационные предприятия.
Несмотря на существующие различия и общность в ваучерных схемах основным преимуществом данного вида поддержки МСБ является быстрое принятие решения по выдаче ваучера, простой механизм заполнения заявки и подписания контракта.
Таким образом, анализ государственной поддержки МСБ, обобщение проблем предпринимательства и пути совершенствования функциональных процессов малого бизнеса позволяют сделать следующие выводы: актуальность и важность государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современной экономике неоспорима. Принимая во внимание международную практику и высокий уровень участия малого бизнеса в процессах функционального развития современной экономики, вектор развития внутреннего предпринимательства должен быть направлен на сохранение достигнутых показателей и их дальнейший рост.
Но в существующей кризисной, экономической ситуации главное – сохранить результаты развития, которые могут быть достигнуты благодаря существующим инструментам поддержки. Инфраструктура поддержки МСП в России в целом способна оказывать всестороннюю поддержку малым и средним предприятиям, но эффективность ее функционирования во многом зависит от общего состояния экономики страны и предрасположенности (готовности) предпринимателей к конструктивному сотрудничеству и развитию. Решение существующих проблем сегодня и устранение препятствий в развитии МСП возможны при дальнейшем эволюционном развитии российского бизнеса. Длительный период отсутствия коммерческого мышления в идеологии государственной и общественной жизни сформировал в сознании большого числа современных предпринимателей неправильное восприятие бизнеса.
В то же время возможно формирование правильного рыночного мышления в сознании граждан, и даже сегодня возможно наблюдать этот процесс. В короткие сроки возможно полностью изменить отечественное предприятие и сделать его полноценным и эффективным при наличии инструмента функционирования и развития экономической системы Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Варагина А.Е. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18999 (дата обращения: 22.11.2024).