Важнейшим условием благоприятного развития малого и среднего бизнеса выступает устойчивая, гибкая и развивающаяся система налогообложения. Основная цель поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства – насыщение рынка товарами, работами и услугами, повышение конкурентоспособности, введение в производство инновационных разработок, а также внедрение новых рабочих мест.
Для привлечения предпринимателей государство разрабатывает особые условия налогообложения малого и среднего бизнеса. В соответствии со статьей 18 Налогового Кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы трактуются как «особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов». Таким образом, в содержании данного понятия акцентируется внимание на возможность применения режимов налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков (представителей малого и среднего бизнеса).
Законодательством предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:
– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
– упрощенная система налогообложения (УСН);
– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
– патентная система налогообложения (ПСН) [3].
Поступления налогов от организаций и ИП, применяющих специальные налоговые режимы, в консолидированный бюджет РФ приведены в таблице [1].
Динамика налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет РФ за 2014–2016 гг., млн. руб.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
229 316 |
254 164 |
357 669 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
76631 |
78 651 |
72 715 |
Единый сельскохозяйственный налог |
4 713 |
7 431 |
11 367 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
3 433 |
5 285 |
3 147 |
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, налоговые поступления по УСН и ЕСХН имеют тенденцию к увеличению. За 2016 год доля налога, взимаемого в связи с применением УСН, увеличилась на 40,7 %, а доля налога, взимаемого в связи с применением ЕСХН – на 53 %. Примечательна структура поступлений по ЕНВД и ПСН. В 2016 году доля налога, взимаемого в связи с применением ЕНВД, снизилась на 7,5 %, а доля налога, взимаемого в связи с применением ПСН, уменьшилась на 21,5 %.
Несомненным лидером по количеству поступлений в бюджет является УСН. Она является достаточно «универсальной», поскольку не зависит от вида предпринимательской деятельности, ограничение размера дохода за год позволяет применять данный налоговый режим не только малому, но и среднему бизнесу, а также УСН могут применять как организации, так и ИП.
Рассмотрим преимущества и недостатки каждого вида специального налогового режима.
При применении специальных налоговых режимов субъекты малого и среднего бизнеса освобождаются от уплаты налогов, присущих общей системе налогообложения, а именно: предприниматели не уплачивают налог на добавленную стоимость, организации – налог на прибыль и налог на имущество организаций, индивидуальные предприниматели – налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц. В обязанность малого и среднего бизнеса входит уплата единого налога либо оплата патента в зависимости от вида специального налогового режима.
ЕСХН – специальный налоговый режим, разработанный для производителей сельскохозяйственной продукции. Основным условием применения режима является доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, которая должна составлять в общем доходе бизнеса не менее 70 %. Если в конце года указанная доля уменьшается, то налогоплательщик лишается права на применение льготного режима налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения [4].
Необходимость введения данного режима налогообложения обусловлена тем, что функционирование сельского хозяйства невозможно без государственной поддержки. Общий режим налогообложения несет за собой большое налоговое обременение для представителей малого и среднего бизнеса. Поэтому внедрение ЕСХН, в первую очередь, связано с упрощением системы налогообложения и стимулированием экономического роста для сельскохозяйственных организаций.
Однако данный режим налогообложения имеет недостаток. Организации, перешедшие на ЕСХН, не могут предъявлять НДС к вычету из бюджета, поскольку не являются плательщиками данного налога. Но большинство производителей сельскохозяйственной продукции применяют общую систему налогообложения. Поскольку НДС входит в цену продукции, организации, применяющие ЕСХН, автоматически уплачивают его поставщикам, но по законодательству РФ освобождаются от уплаты. В связи с этим, затраты организации увеличиваются [2, c. 172].
Необходимо отметить тот факт, что ЕСХН направлен только на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому его нельзя отнести в полной мере к методу поддержки деятельности всех субъектов малого и среднего предпринимательства.
Упрощенная система налогообложения введена в целях упрощения ведения налогового учета малым и средним бизнесом. По сравнению с общим режимом налогообложения при УСН:
– вместо ряда налогов уплачивается единый налог;
– снижается документооборот;
– появляется возможность планировать налоговую нагрузку предприятия ввиду выбора объекта налогообложения [5, c.84].
В соответствии со статьей 346.12 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики вправе перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы не превысили 112,5 млн. рублей.
Организации и ИП, применяющие данный режим налогообложения, не выставляют счета-фактуры покупателям и заказчикам. На первый взгляд, это является преимуществом, но не для всех налогоплательщиков. Проблема состоит в том, организации-плательщики НДС отказываются заключать сделки с компаниями, перешедшими на УСН, поскольку теряют возможность получения вычета по НДС. Поэтому налогоплательщики УСН теряют покупателей и заказчиков и увеличивая издержки организации.
В соответствии со статьей 346.14 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения при УСН признаются:
– доходы;
– доходы, уменьшенные на величину расходов.
При выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» у налогоплательщиков возникают некоторые сложности, поскольку расходы не всегда соотносятся с реальными затратами, когда как общая система налогообложения допускает включать в состав расходов практически все издержки предприятия, если они экономически обоснованы и направлены на получение дохода. Кроме того, перечень расходов по УСН постоянно изменяется. В связи с этим, предпринимателям необходимо отслеживать нововведения, чтобы не утратить право применения специального режима налогообложения. ЕНВД – специальный налоговый режим, рассчитанный на представителей малого бизнеса. Отличительной особенностью является то, что величина уплаченного налога зависит не от реально полученного дохода, а от физических показателей. В статье 346.26 Налогового Кодекса РФ приведен перечень видов деятельности, на основании которых налогоплательщиками может применяться ЕНВД.
Особенностью данного режима налогообложения является то, что объектом налогообложения является вмененный доход, а не реально полученный. При его расчете используются значение базовой доходности, число физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности. Однако стоит отметить, что размер базового дохода устанавливается в целом по стране, исключая возможность регионам самостоятельно устанавливать размер дохода исходя из специфических особенностей деятельности в отдельном субъекте. Кроме того, также как и при УСН, предприниматели на ЕНВД освобождаются от уплаты НДС, а значит, процесс работы с партнерами по бизнесу затруднен.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции представляет собой особый вид специального налогового режима, который используется в добывающей промышленности. Главной особенностью является отсутствие ввода определенного налога, а также применения его элементов.
Действие подобного режима выгодно для инвестора и государства. Инвестор имеет благоприятные условия для вложения средств в поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, а государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. В связи с этим, применение данного режима представляется невозможным для субъектов малого и среднего бизнеса.
Патентная система налогообложения предназначена для обеспечения льготного режима налогообложения только для индивидуальных предпринимателей. Данный налоговый режим предусматривает приобретение патента, который дает право на ведение определенной предпринимательской деятельности. Период, на который оформляется патент, налогоплательщик определяет самостоятельно, однако он не может быть менее одного месяца и превышать один год [4].
Преимуществом данной системы налогообложения является отсутствие налоговой отчетности в виде декларации, что упрощает процедуру взаимодействия с налоговыми органами. Однако стоит отметить, что организации ПСН применять не могут. Кроме того, недостатком данного режима является невозможность уменьшения стоимости патента за счет выплаченных страховых взносов.
Таким образом, для субъектов малого и среднего бизнеса законодательством РФ предусмотрены особые условия функционирования в экономике страны. Следует сделать вывод, что система налогообложения для малого и среднего предпринимательства требует существенных доработок. Поскольку данный вид бизнеса считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям, необходимо путем введения новых и совершенствования уже существующих налоговых режимов осуществлять поддержку в развитии малого и среднего предпринимательства в России.
Библиографическая ссылка
Плотникова О.В. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18992 (дата обращения: 26.12.2024).