Россия давно вступила на путь постиндустриального развития, где преобладают сфера услуг и современные технологии. Основу современных технологий составляет инновационная деятельность, которая является движущей силой экономического роста любой страны. Под инновационной экономикой принято понимать тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. В настоящее время начался переход к шестому технологическому укладу, основанному на разработках новых технологий в области космоса, биотехнологии, развитии глобальных сетей (формирование бизнес-сообществ), разработки и внедрение систем искусственного интеллекта. Любая высокоразвитая страна уже идет по пути стимулирования и поддержания инновационной деятельности, однако Россия не может реализовать инновационную политику в таком масштабе в силу низкого уровня инновационной активности. Для реализации этой политики РФ придётся решить ряд вопросов в сфере инновационных технологий таких, как:
1. Увеличение активности бизнеса в сфере инноваций и ускорение появления новых инновационных компаний, развитие малого и среднего бизнеса.
2. Развитие новой транспортной инфраструктуры.
3. Формирование сбалансированного и устойчивого развивающегося сектора исследования и разработок, максимальное широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий.
4. Активизация деятельности по исполнению политики инноваций, осуществляемая органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными образованиями.
5. Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.
Однако на проведение общегосударственной политики в сфере инновационной экономики имеют влияние следующие негативные факторы:
Низкий уровень юридического обеспечения инновационного развития, привлечение инвестиций в научно-техническую и инновационную сферы, слабая структура государственного стимулирования и регулирования инновационной политики
Ориентация инвесторов на быстрый результат, как следствие отсутствие интереса к инновационной деятельности.
Слабое регулирование механизмов взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов (точечный характер программ инновационного развития экономики)
Решение общегосударственных задач и нейтрализация негативных факторов сводится к деятельности отдельных регионов, которые и формируют инновационный потенциал страны. Одним из таких регионов является Кемеровская область – один из самых крупных промышленных субъектов РФ, в первую очередь, угледобывающей промышленности, является опорой промышленного развития Сибири, а так же в целом страны. В России каждая вторая тонна угля добывается в Кемеровской области. На долю флагмана угольной промышленности приходится 59 % общего объема угля страны и 80 % коксующихся марок, а также 76 % всего общероссийского экспорта этого вида топлива. На территории области действуют 44 шахты, 51 разрез и 54 обогатительные фабрики и установки. [3]
Значение Кемеровской области для России это: 10,9 % стали, 11 % сортового стального проката, 19,7 % кокса, 15 % аммиачной селитры, 48,2 % подъемников и конвейеров непрерывного действия для подземных работ, более 12 % капролактама, 70 % общероссийского экспорта угля. Область имеет торговые отношения с 98 странами мира и отправляет в 89 стран 71 вид товарных групп, включающих: кокс, пластмассы, продукцию тяжелого машиностроения, алюминий, уголь, азотные удобрения, прокат, электротехническую продукция, цемент и другие. [4] Основными конкурентными преимуществами Кузбасса являются: развитая инфраструктура (в том числе высокий уровень развития промышленности), перспективы сохранения и расширения положительной динамики в долгосрочном периоде, а так же макроэкономических показателей, потенциал для снижения зависимости от финансовой помощи федерального бюджета, высокая обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами [2]. Наличие данных преимуществ даёт существенный толчок для развития региональной инновационной системы, именно поэтому были сформулированы акты «Об инновационной политике Кемеровской области» и «О технопарках в Кемеровской области».
При разработке Стратегии инновационной деятельности Кузбасса, ставились следующие цели:
1. Создание критериев для становления инновационной работы.
2. Повышение разнообразия экономики.
3. Повышение инвестиционной привлекательности области.
4. Поддержание стабильности на рынке труда моногородов и создание комфортных и безопасных для проживания условий.
Помимо вышеперечисленных целей, так же ставилась задача не только повысить годовую добычу угля до 250 млн. т к 2025, но и снизить долю «добычи полезных ископаемых» в ВРП с 27–29 % в 2006 году до 15–18 % в 2025–м. В системе ВРП в 2025 году доминирующее положение займёт «производство услуг», на долю которого будет приходиться 51,6 – 54,5 %. В 2018–2020 годах ежегодные темпы прироста инвестиций составят 1–2 % и в 2020 году инвестирование основного капитала возрастет на 4,7–14 % сравнительно с 2016 годом и составят 165,5 млрд. руб. Темпы прироста ВРП предвидятся в пределах 1–1,7 % (Объем превысит 1 трлн. руб.), что в общем, соответствует уровню общероссийского показателя в 1,5 %. В 2017 году рост ВРП составит 2,5–2,7 %, против 2 % ожидаемого роста ВВП России. Отсюда следует, что экономика Кемеровской области к 2020 году увеличится на 8 % сравнительно с 2016 годом. Так же, в 2017 ожидается незначительный рост оборота розничной торговли и объема платных услуг – на 0,1 % и 1,1 %, относительно 2016 года. Итогом 2017 года является повышение номинальной среднемесячной зарплаты до 31,78 тыс. руб., что на 5,5 % выше уровня прошлого года, реальная зарплата вырастет при этом на 1,5 % [5].
В Кемеровской области к главным инвестиционным «точкам роста» относятся:
1. Становление метано-угольной ветви.
Это гарантирует получение нового ценного энергоэлемента и защищенность шахтерского труда. Запасы метана в Кузбассе составляют 13 триллионов кубометров, это соответствует 9 % общемировых и 26 % отечественных разведанных запасов газа.
Компания ООО «Газпром добыча Кузнецк», реализует план по организации промышленной добычи метана. К 2020 году размеры добычи газа составят 4 млрд. куб. м в год. К 2025 году угольный газ обязан всецело заменить поставки в Кузбасс природного газа с месторождений северо-запада Сибири. Из Кемеровской области газ станет поставляться в ареалы юга Западной Сибири. Общий размер вложений в проект составляет 67,7 млрд. руб.
2. Создание энергоугольных кластеров.
В Кемеровской области развивается инновационный кластер комплексной переработки угля и техногенных отходов.
Основными резидентами кластера считаются: ОАО «Кокс», ОАО «АЗОТ». Всего на предприятиях действующего углехимического кластера занято 26 тыс. человек (2 % от экономически интенсивного населения в Кузбассе).
Становление пилотного инновационного территориального кластера даст возможность изменить технологическую платформу угольной промышленности отрасли. Это позволит осуществить переход от конкурентных преимуществ угольной отрасли, основанных только на стоимости угля и рабочей силы, к конкурентным преимуществам на основе новых технологий и продукции с высокой добавленной стоимостью.
В результате будет сформирован принципиально новый вид экономической деятельности, где уголь будет являться началом цепочки по формированию добавленной стоимости.
3. Развитие нефтеперерабатывающей отрасли.
На севере области (Яйский район, г. Анжеро-Судженск) проводится строительство 3 нефтеперерабатывающих заводов.
4. Развитие машиностроительных кластеров, создание сервисных центров для обслуживания горно-шахтного оснащения и специализированной техники.
5. Становление туристического кластера (с 2000 года в становление курорта вложено больше 10 миллиардов рублей. С 2016 по 2020 годы в развитие курорта планируется вложить еще более 1 млрд. руб.)
6. Переработка отходов (накоплено больше 285 млн. тонн отходов чёрной и цветной металлургии, выше 775 тыс. тонн химических веществ, 100 млн. тонн золошлаковых отходов и пр. При наличии таких объёмов отходов одним из инвестиционных приоритетов для Кемеровской области является переработка промышленных и твёрдых бытовых отходов).
7. Развитие инновационного биомедицинского кластера (Якорными резидентами кластера считается ЗАО «НеоКор» с инновационным проектом по производству биологических клапанов сердца).
8. Развитие инновационного кластера [6] в г. Кемерово, ядром которого является ОАО «Кузбасский технопарк». 32 резидента технопарка воплощают инновационные проекты в сфере информационных технологий добычи и переработки угля, образования, переработки рудных и нерудных полезных ископаемых, производства углеродных материалов, а также средств безопасности ведения горношахтных работ, экологии, энергетики, машиностроения, медицины, экологии и биотехнологии [7].
Основные показатели инновационной деятельности организаций Кемеровской области [8]
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Число организаций, осуществляющих инновационную деятельность (технологические, организационные, маркетинговые инновации), единицы |
33 |
49 |
31 |
28 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн. рублей |
3242,9 |
21346,2 |
32435 |
25615,5 |
Затраты на технологические инновации организаций, млн. руб. |
6662,4 |
1184,5 |
3899,6 |
2556,9 |
Затраты на технологические инновации малых предприятий, млн. руб. |
22,5 |
- |
7,2 |
- |
Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями, млн. руб. |
22,1 |
149,8 |
9,8 |
- |
Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями, в расчете на одну организацию млн. руб. |
5,5 |
25 |
4,9 |
- |
Таким образом, основа для развития инновационной инфраструктуры есть, но её элементы разрознены, необходимо их объединение под общим координирующим началом.
Ещё одно важное направление деятельности департамента инвестиций и стратегического развития Кемеровской области – улучшение инвестиционного климата в регионе. В 2017 году в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Кузбасс занял 34 место. Для сравнения в 2016 году Кемеровская область занимала 27 строчку, в 2015 – 21. Положение регионов в рейтинге определяется по совокупности 45 факторов. За прошедшие три года Кузбасс по большинству из показателей сохранил прежние позиции [1].
Таким образом, для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста необходима поддержка инновационной деятельности региона. Так же большое влияние оказывают конкурентные преимущества Кемеровской области, что в совокупности способствует дальнейшему экономическому развитию субъекта. Стоит отметить, что, несмотря на снижение ВВП страны после 2013 года, Кемеровская область сохранила свои позиции и даже смогла продолжить модернизацию экономики региона.
Библиографическая ссылка
Ванцлова А.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18989 (дата обращения: 26.12.2024).