Говорить о современной форме налога на прибыль предприятий и организаций, о его положительных качествах и недостатках, о его значении для бюджетной системы РФ нельзя, не имея представления об истории происхождения данного налога и о его развитии в нашем государстве.
Его становление связано с эволюцией налогов в сфере предпринимательской деятельности и в целом прямого налогообложения. Хотя тогда государство еще не имеет финансового аппарата для установления и сбора налогов, оно уже определяет общую сумму средств, которую необходимо получить, а саму функцию сбора налогов делегирует городам и общинам.
Процесс формирования современного налога на прибыли организаций прошел несколько условных этапов.
Первый период – с июня 1990 года, когда был принят Закон СССР от 14.06.1990 г. № 1560–1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций», закрепивший возможность использования налоговых форм взаимоотношений государства и предприятий как самостоятельно хозяйствующих субъектов и устанавливавший обязанность предприятий уплачивать налог на прибыль, по 1991 год.
Второй период – с 1991 года, положившего начало комплексной налоговой реформе, по 2002 год. Именно в это время были приняты законы, заложившие основу налогообложения прибыли организаций: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116–1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» [1].
Последний период, с момента принятия главы 25 части 2 НК РФ, установившей современный налог на прибыль, по настоящее время. Формирование налоговой системы до настоящего времени еще нельзя считать окончательным, ввиду наличия множества изменений НК РФ, а также существования неурегулированных вопросов и коллизий.[1].
Налог на прибыль – это налог федерального значения. Порядок его исчисления, а также сроки уплаты регулируются федеральным законодательством, а именно гл. 25 НК РФ.
Плательщиками налога на прибыль являются, согласно ст. 246 НК РФ:
1. Российские организации, которые применяют общий режим налогообложения;
2. Иностранные компании, которые осуществляют деятельность на территории нашей страны через постоянные представительства;
3. Иностранные компании, которые получают доход от источников, расположенных на территории нашей страны. Например, от сдачи своего имущества в аренду [1].
Индивидуальный предприниматель, а также те компании, которые находятся на льготных режимах, освобождены от уплаты этого налога. Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, обладающее обязанностями юридического. А налог на прибыль для физических лиц не предусмотрен.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы компании, уменьшенные на величину расходов. Но не все расходы и доход можно признать в целях расчёта. Предприятие может учесть только доходы от основной деятельности и внереализационные доходы.
К доходам в целях настоящей главы относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
2) внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) [4].
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
К доходам от основной деятельности в целях налогообложения прибыль признаются доходы от реализации работ, товаров, услуг и имущественных прав.
К внереализационным доходам относятся доходы, которые не связаны с основной деятельностью. Это, например, проценты по займам, которые предприятие выдало другим юридическим лицам.
Если доходы или расходы, налогоплательщик получает в натуральной форме, то их стоимость определяется на день совершения сделки по аналогичным товарам.
Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль организаций [3].
В настоящее время налог на прибыль выполняет две главные функции:
1. Фискальная, то есть обеспечение финансирования государственных расходов;
2. Регулирующая, то есть государственное регулирование экономики.
В конце 2016 года на территории Республики Башкортостан в бюджеты всех уровней поступило 21 039 млн.рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. По сравнению с январем 2016 года поступления возросли на 8 307 млн.рублей или в 1,7 раза.
Таблица 1
Поступление налоговых доходов по уровням бюджета Республики Башкортостан за 2016 г., млн.руб.
Вид бюджета |
2016 год |
Федеральный бюджет |
12 250 |
Консолидированный бюджет |
6 075 |
Всего |
21 039 |
В федеральный бюджет поступило 12 250 млн.рублей, с ростом на 5 448 млн рублей или в 1,8 раза.
В консолидированный бюджет Республики Башкортостан поступило 6 075 млн рублей, с ростом на 2 522 млн.рублей или в 1,7 раза.
Налог на прибыль занимает среди всех налогов четвертое место и объем его поступлений составил – 1 686 млн.рублей или 8 %.
В январе 2015 года на территории Республики Башкортостан в бюджеты всех уровней мобилизовано 18 469 млн. рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. По сравнению с январем 2014 года поступления возросли на 3 083 млн. рублей или на 20 % [3].
Таблица 2
Поступление налоговых доходов по уровням бюджета Республики Башкортостан за 2015 г., млн.руб.
Вид бюджета |
2015 год |
Федеральный бюджет |
9 586 |
Консолидированный бюджет |
4 691 |
Территориальный бюджет |
8 883 |
Всего |
18 469 |
В федеральный бюджет перечислено 9 586 млн. рублей или 51,9 % общего объема поступлений, с ростом на 1 418 млн. рублей или на 17,4 % (под влиянием увеличения поступлений НДС).
В территориальный бюджет поступило 8 883 млн. рублей (48,1 %), с ростом на 1 664 млн. рублей или на 23,1 % (под влиянием увеличения поступлений акцизов на нефтепродукты и их доли, направляемой для перераспределения между субъектами Российской Федерации).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одну из ведущих долей в получении прибыль Республикой Башкортостан занимает налог на прибыль, занимая на данный момент четвертое место среди основных налогов.
Таблица 3
Структура поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 – 2016 гг.
Виды налогов |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
|
Всего |
6 214,6 |
100,0 |
6 880,5 |
100,0 |
6 929,1 |
100,0 |
Из них: налог на прибыль |
411,3 |
6,6 |
491,4 |
7,1 |
491,0 |
7,1 |
Сравнивая поступления в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году, вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей.
Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год, можно заметить, что произошло увеличение всех поступлений в бюджет на 714,5 млрд. рублей, среди которых налог на прибыль, являющийся одним из важнейших налогов государства и приносящих наибольшие поступления в бюджет [2].
Библиографическая ссылка
Рахматуллина А.В. О СОСТОЯНИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18985 (дата обращения: 26.12.2024).