Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВОЕННОЕ-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Анищенко Н.Д. 1 Юмашев Д.В. 1 Юмашева Е.В. 1
1 Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко
В статье рассмотрена роль военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в контексте обеспечения национальной безопасности страны, выявлены проблемы и разработаны мероприятия по укреплению позиции России на мировой арене, ее сотрудничества с западными странами не нарушающие национальные интересы Российской Федерации и создание наукоемких и конкурентоспособных предприятий оборонно-промышленного комплекса для развития научно-технического сотрудничества со странами СНГ, бывшего Варшавского договора и стран НАТО. Проанализированы основные проблемные вопросы оборонно-промышленного комплекса и его предприятий, влияющие на эффективность и качество военно-технического сотрудничества России на мировой арене, разработаны предложения и мероприятия, направленные на устранение этих проблем. Поставлены основные задачи военно-технического сотрудничества на ближайшее будущие и возможные сценарии его развития в дальнейшем.
военно-техническое сотрудничество
оборонно-промышленный комплекс
продукция военного назначения
экспортные поставки
импортные закупки
национальная безопасность
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Российская газета: интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/gazeta/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-doc.html.
2. Федеральный закон от 19.07.1998 № 114–ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19457/.
3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590 Официальные сайты органов государственной власти Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/about/regulations/.
4. Военное.РФ Информационное Агенство http://xn--b1aga5aadd.xn--p1ai/ 2017/ %D0 %A2 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BB %D1 %8F %D0 %9E %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B6 %D0 %B8 %D0 %B5 %D0 %BC131/.

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России с иностранными государствами как важная часть внешней политики сегодня приобретает особую актуальность. Основу ВТС составляет сложный механизм экспортно-импортных отношений между государствами, связанными между собой системой исторических международных отношений.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркнута значимость проблемы национальной безопасности, обеспечение которой является гарантом независимости, политического и экономического развития страны, стабильности в условиях глобализации мирового хозяйства [1]. В настоящее время важное место в обеспечении национальной, и ее основных элементов военной и экономической безопасности, принадлежит военно-техническому сотрудничеству.

В соответствии с Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» военно-техническое сотрудничество – деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения [2].

В настоящее время Российская Федерация ведет политику военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, как правило, по трем основным направлениям:

– экспортные поставки образцов военного назначения;

– сотрудничество в области разработки и производства перспективных видов образцов военного назначения;

– импортные закупки образцов военного назначения.

Систему военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами возглавляет Президент России. Ему принадлежит право определения политических направлений в этой сфере, принятия решений по всем вопросам, связанным с военно-техническим сотрудничеством, в том числе об экспорте, сдаче в аренду (лизинге), временном вывозе и ввозе образцов военного назначения и определении государств, в отношении которых эта деятельность разрешена [2].

Важнейшим органом, регулирующим ВТС России с иностранными государствами, является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности, является Совет безопасности, среди основных полномочий которого особое место занимает военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами. Положение о Совете безопасности РФ обязывает осуществлять своевременное рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами; проведение стратегической оценки на основе анализа информации о его текущем состоянии, разработке, производстве и внедрении современных ВВТ; участие в реализации основных направлений государственной политики в области военного и военно-технического сотрудничества [3].

Военно-техническое сотрудничество способствует расширению сферы политического, военного и экономического влияния России на мировой арене, масштабов и спектра взаимодействий, развитию и укреплению партнерских отношении, обеспечивающих формирование совместных систем военной безопасности (объединенная система ПРО России и Белоруссии, ОДКБ, и др.) Совершенствование ВТС способствует инновационному развитию вооружения и военной техники. Прочность экономической основы страны в рамках государственной безопасности определяется надежностью ее элементов, экономических и организационных связей внутри системы, способностью выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Важнейшим элементом экономической основы государства является его промышленный потенциал, представляющий собой совокупность возможностей промышленных предприятий страны.

Субъектами ВТС являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, составляющие совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, разрабатывающих и производящих вооружение, военную и специальную технику, амуницию, боеприпасы для Вооруженных Сил и на экспорт. Современные предприятия ОПК представляют наиболее наукоемкий сектор российской экономики. Уровень развития ОПК определяет современное состояние машиностроения, радиоэлектроника, судо- и авиастроение, ракетно-космической отрасли, телекоммуникации, и другие.

Важным фактором развития ОПК является его финансирование. Динамика расходов Федерального бюджета России на национальную оборону в 2018–2020 гг. приведена на рис. 1

anis1.tiff

Рис. 1. Динамика расходов Федерального бюджета России на национальную оборону в 2018–2020 гг. [4]

По отношению к объему ВВП доля расходов на национальную оборону представлена на рис. 2.

anis2.tiff

Рис. 2. Динамика доли расходов РФ на национальную оборону в общем объеме ВВП [4]

Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании проекта бюджета на 2018–2020 годы по разделу «Национальная оборона», будут ежегодно направлены в размере 4,4 млрд. руб. на выполнение обязательств по военно-техническому сотрудничеству, на возмещение расходов Минобороны России, связанных с выполнением работ по договорам, заключенным с «РЖД», на обеспечение выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований РФ на территориях иностранных государств в 2018 – 2020 годах, а также на реализацию иных мероприятий, сведения о которых составляют государственную тайну.

Объем экспортных поставок российских вооружений и военной техники по итогам 2017 года составит 15,3 млрд. долларов. По итогам трех кварталов текущего года портфель заказов по линии ВТС превысил 45 млрд. долларов [4].

Россия с каждым годом увеличивает количество совместных с зарубежными странами разработок военной продукции. Рособоронэкспорт сегодня ведет сотрудничество с зарубежными странами более чем по 200 проектам НИОКР. Наибольшее число проектов по разработке оружия приходится на Индию и Китай. В разработке находится продукция для космоса, ВКС, ВМФ, ПВО и сухопутных войск. В 2017 году в двусторонних переговорах на высшем уровне тематика ВТС обсуждалась в 6 из 10 случаях.

Россия уверенно удерживает второе место в мире по объему военного экспорта, на ее долю приходится около 23 % всего проданного оружия. Главными партнерами России являются Индия, Вьетнам и Китай, но в целом в период 2012 – 2016 годы Москва сотрудничала в сфере вооружения более чем с 50 государствам. Благодаря оптимистическим показателям военно-технического сотрудничества Россия пытается конкурировать при жестких условиях рынка с успешным опережением.

Несмотря на все достигнутые успехи России в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами еще остается ряд нерешенных проблем.

Важной проблемой является передача изделий и технологий еще в советское время без оформления необходимой документации для подтверждения интеллектуальной собственности. Лицензионные производители, дорабатывая изделия, сегодня считают их своими. В результате таких действий партнеров Россия несет не только финансовые потери, но из-за низкого качества плагиата падает доверие к российскому оружию.

Острой проблемой остается недостаточная проработанность правового аспекта сотрудничества в военно-технической сфере.

Технологическое отставание в области производства оружия создает определенную зависимость от иностранных поставщиков.

Важнейшей проблемой остается финансовая недостаточность развития ОПК.

Сотрудничество России в военно-технической сфере осложняет недобросовестная конкуренция, искусственно усложняются финансовые расчеты, придумываются барьеры в логистике, что приводит к дополнительным издержкам .

В целях решения проблем сотрудничества России с иностранными государствами в военно-технической сфере необходимо:

– укрепление военно-политического влияния РФ в различных регионах мира;

– удовлетворение растущих потребностей зарубежных стран в современных видах вооружения и военной техники и обеспечение высокого качества российской продукции военного назначения;

– укрепление научно-технической и производственной базы ОПК, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;

– восстановление прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионных производств вооружения и военной техники;

– устранение громоздкости разрешительной процедуры сервисного обслуживания поставленной ПВН в зарубежные страны на высоком уровне;

– ликвидация таможенных пошлин на оборудование, поставляемое иностранными государствами для осуществления совместных проектов;

– значительное сокращение экспортных пошлин на высокотехнологичную продукцию, включая ВВТ;

– введение льготного налогообложения военного производства;

– льготное кредитование импортеров российского оружия из числа развивающихся стран и др.

Следует заметить важность ВТС в политическом контексте, но помимо всего прочего оно обеспечивает пополнение Федерального бюджета иностранной валютой, сокращения безработицы за счет занятости персонала в отраслях оборонно-промышленного комплекса, создание технологий двойного назначения, обеспечивая продукцией не только Вооруженные Силы, но и гражданские отрасли экономики, способствуя развитию инфраструктуры оборонных отраслей. Укрепление этих позиций будет способствовать повышению национальной безопасности, нивелируя риски и угрозы в этой сфере.


Библиографическая ссылка

Анищенко Н.Д., Юмашев Д.В., Юмашева Е.В. ВОЕННОЕ-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18970 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674