Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России с иностранными государствами как важная часть внешней политики сегодня приобретает особую актуальность. Основу ВТС составляет сложный механизм экспортно-импортных отношений между государствами, связанными между собой системой исторических международных отношений.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркнута значимость проблемы национальной безопасности, обеспечение которой является гарантом независимости, политического и экономического развития страны, стабильности в условиях глобализации мирового хозяйства [1]. В настоящее время важное место в обеспечении национальной, и ее основных элементов военной и экономической безопасности, принадлежит военно-техническому сотрудничеству.
В соответствии с Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» военно-техническое сотрудничество – деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения [2].
В настоящее время Российская Федерация ведет политику военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, как правило, по трем основным направлениям:
– экспортные поставки образцов военного назначения;
– сотрудничество в области разработки и производства перспективных видов образцов военного назначения;
– импортные закупки образцов военного назначения.
Систему военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами возглавляет Президент России. Ему принадлежит право определения политических направлений в этой сфере, принятия решений по всем вопросам, связанным с военно-техническим сотрудничеством, в том числе об экспорте, сдаче в аренду (лизинге), временном вывозе и ввозе образцов военного назначения и определении государств, в отношении которых эта деятельность разрешена [2].
Важнейшим органом, регулирующим ВТС России с иностранными государствами, является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.
Органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности, является Совет безопасности, среди основных полномочий которого особое место занимает военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами. Положение о Совете безопасности РФ обязывает осуществлять своевременное рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами; проведение стратегической оценки на основе анализа информации о его текущем состоянии, разработке, производстве и внедрении современных ВВТ; участие в реализации основных направлений государственной политики в области военного и военно-технического сотрудничества [3].
Военно-техническое сотрудничество способствует расширению сферы политического, военного и экономического влияния России на мировой арене, масштабов и спектра взаимодействий, развитию и укреплению партнерских отношении, обеспечивающих формирование совместных систем военной безопасности (объединенная система ПРО России и Белоруссии, ОДКБ, и др.) Совершенствование ВТС способствует инновационному развитию вооружения и военной техники. Прочность экономической основы страны в рамках государственной безопасности определяется надежностью ее элементов, экономических и организационных связей внутри системы, способностью выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Важнейшим элементом экономической основы государства является его промышленный потенциал, представляющий собой совокупность возможностей промышленных предприятий страны.
Субъектами ВТС являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, составляющие совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, разрабатывающих и производящих вооружение, военную и специальную технику, амуницию, боеприпасы для Вооруженных Сил и на экспорт. Современные предприятия ОПК представляют наиболее наукоемкий сектор российской экономики. Уровень развития ОПК определяет современное состояние машиностроения, радиоэлектроника, судо- и авиастроение, ракетно-космической отрасли, телекоммуникации, и другие.
Важным фактором развития ОПК является его финансирование. Динамика расходов Федерального бюджета России на национальную оборону в 2018–2020 гг. приведена на рис. 1
Рис. 1. Динамика расходов Федерального бюджета России на национальную оборону в 2018–2020 гг. [4]
По отношению к объему ВВП доля расходов на национальную оборону представлена на рис. 2.
Рис. 2. Динамика доли расходов РФ на национальную оборону в общем объеме ВВП [4]
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании проекта бюджета на 2018–2020 годы по разделу «Национальная оборона», будут ежегодно направлены в размере 4,4 млрд. руб. на выполнение обязательств по военно-техническому сотрудничеству, на возмещение расходов Минобороны России, связанных с выполнением работ по договорам, заключенным с «РЖД», на обеспечение выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований РФ на территориях иностранных государств в 2018 – 2020 годах, а также на реализацию иных мероприятий, сведения о которых составляют государственную тайну.
Объем экспортных поставок российских вооружений и военной техники по итогам 2017 года составит 15,3 млрд. долларов. По итогам трех кварталов текущего года портфель заказов по линии ВТС превысил 45 млрд. долларов [4].
Россия с каждым годом увеличивает количество совместных с зарубежными странами разработок военной продукции. Рособоронэкспорт сегодня ведет сотрудничество с зарубежными странами более чем по 200 проектам НИОКР. Наибольшее число проектов по разработке оружия приходится на Индию и Китай. В разработке находится продукция для космоса, ВКС, ВМФ, ПВО и сухопутных войск. В 2017 году в двусторонних переговорах на высшем уровне тематика ВТС обсуждалась в 6 из 10 случаях.
Россия уверенно удерживает второе место в мире по объему военного экспорта, на ее долю приходится около 23 % всего проданного оружия. Главными партнерами России являются Индия, Вьетнам и Китай, но в целом в период 2012 – 2016 годы Москва сотрудничала в сфере вооружения более чем с 50 государствам. Благодаря оптимистическим показателям военно-технического сотрудничества Россия пытается конкурировать при жестких условиях рынка с успешным опережением.
Несмотря на все достигнутые успехи России в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами еще остается ряд нерешенных проблем.
Важной проблемой является передача изделий и технологий еще в советское время без оформления необходимой документации для подтверждения интеллектуальной собственности. Лицензионные производители, дорабатывая изделия, сегодня считают их своими. В результате таких действий партнеров Россия несет не только финансовые потери, но из-за низкого качества плагиата падает доверие к российскому оружию.
Острой проблемой остается недостаточная проработанность правового аспекта сотрудничества в военно-технической сфере.
Технологическое отставание в области производства оружия создает определенную зависимость от иностранных поставщиков.
Важнейшей проблемой остается финансовая недостаточность развития ОПК.
Сотрудничество России в военно-технической сфере осложняет недобросовестная конкуренция, искусственно усложняются финансовые расчеты, придумываются барьеры в логистике, что приводит к дополнительным издержкам .
В целях решения проблем сотрудничества России с иностранными государствами в военно-технической сфере необходимо:
– укрепление военно-политического влияния РФ в различных регионах мира;
– удовлетворение растущих потребностей зарубежных стран в современных видах вооружения и военной техники и обеспечение высокого качества российской продукции военного назначения;
– укрепление научно-технической и производственной базы ОПК, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;
– восстановление прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионных производств вооружения и военной техники;
– устранение громоздкости разрешительной процедуры сервисного обслуживания поставленной ПВН в зарубежные страны на высоком уровне;
– ликвидация таможенных пошлин на оборудование, поставляемое иностранными государствами для осуществления совместных проектов;
– значительное сокращение экспортных пошлин на высокотехнологичную продукцию, включая ВВТ;
– введение льготного налогообложения военного производства;
– льготное кредитование импортеров российского оружия из числа развивающихся стран и др.
Следует заметить важность ВТС в политическом контексте, но помимо всего прочего оно обеспечивает пополнение Федерального бюджета иностранной валютой, сокращения безработицы за счет занятости персонала в отраслях оборонно-промышленного комплекса, создание технологий двойного назначения, обеспечивая продукцией не только Вооруженные Силы, но и гражданские отрасли экономики, способствуя развитию инфраструктуры оборонных отраслей. Укрепление этих позиций будет способствовать повышению национальной безопасности, нивелируя риски и угрозы в этой сфере.
Библиографическая ссылка
Анищенко Н.Д., Юмашев Д.В., Юмашева Е.В. ВОЕННОЕ-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18970 (дата обращения: 26.12.2024).