В настоящее время внедрение информационных технологий происходит во всех областях деятельности. Жизнь человека неразрывно связана с взаимодействием с различными современными технологиями и использованием в условиях информационного общества.
Информация с каждым годом приобретает все более важное значение в жизни человека и общества в целом, а создание автоматизированных информационных систем является неотъемлемой частью развития информационного общества.
Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы [1]. Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.
Внедрение информационных систем способствует получению более рациональных вариантов решения управленческих задач, освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации, обеспечению достоверности информации, предоставление потребителю услуг, уменьшению затрат на производство продуктов и услуг [1].
Первые информационные системы появились еще в пятидесятых годах. Они были созданы для обработки счетов и расчета зарплаты. А уже к концу 80-х годов информационные системы стали стратегическим источником информации и использовались в организациях различного профиля. Информационные системы этого периода предоставляли нужную информацию, помогали организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги и многое другое [2].
Концепция развития информационного общества призвана в первую очередь улучшить качество жизни населения, а создание различного рода информационных систем и внедрение информационных технологий помогают решить данную задачу.
Однако сегодня информационные системы не только помогают оптимизировать и автоматизировать различные процессы на предприятиях, но и значительно упрощают жизнь граждан и позволяют повысить качество жизни населения.
В этой статье будет рассмотрена работа автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад».
Очереди в детские сады – это одна из основных проблем родителей в нашей стране. С целью решения этой проблемы и в рамках выполнения Распоряжения Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N1993–р о предоставлении ряда государственных услуг в электронном виде с 2013 года в Российской Федерации реализуется проект электронная очередь.
Новая система обеспечивает виртуальный прием заявлений на зачисление детей в детские сады, позволяет проверять очередность, что сокращает живые очереди и значительно экономит время заявителей. Родители могут, не выходя из дома выбрать подходящий детский сад и зарегистрировать своего ребенка в очереди.
Однако подача заявки через Интернет не является единственной возможностью записать ребенка в детский сад. Традиционные способы, такие как личное обращение, отправка заявления по почте или обращение в многофункциональный центр (МФЦ), продолжают существовать, а их отмена – вопрос крайне отдаленного будущего [3].
Создание единой федеральной базы данных показателей ведения электронной очереди позволяет достичь следующих целей:
– реорганизация, улучшение и дальнейшее развитие системы образования в дошкольном сегменте;
– доступность дошкольного образования и создание комфортных условий для получения места в дошкольном учреждении;
– полный учет детей, нуждающихся в местах;
– удобный и доступный порядок записи ребенка в детский сад;
– сбор и обработка данных в автоматическом режиме;
– осуществления мониторинга процесса исполнения услуги за счет информационных технологий [3].
Единая федеральная база данных показателей формируется за счет сбора информации, выгружаемой региональным сегментом электронной очереди, что предполагает внедрение региональной электронной очереди во всех субъектах страны.
В целях обеспечения открытости и доступности процедуры постановки детей в очередь на предоставление места в дошкольных образовательных организациях в Республике Дагестан в 2014 году была внедрена автоматизированная информационная система «Электронный детский сад» (eds.dagminobr.ru), которая не только позволяет реализовать указы, данные Президентом Российской Федерации и распоряжения Правительства Российской Федерации, но и значительно облегчает жизнь родителям, чьи дети должны получить дошкольное образование.
Показатели процесса предоставления государственных услуг в Республике Дагестан за 2015–2017 гг.
2015 |
2016 |
2017 |
|
Общее количество заявлений (запросов) о предоставлении государственной услуги, поступивших от физических лиц, из них запросы (заявления) представлены: |
30880 |
55338 |
52048 |
непосредственно в орган, предоставляющий государственную услугу или подведомственную организацию |
27495 |
41850 |
33408 |
через МФЦ |
3104 |
12492 |
16927 |
через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) |
113 |
365 |
1283 |
через официальный сайт органа, предоставляющего государственную услугу |
430 |
430 |
430 |
Кол-во заявлений, поданных через Единый портал государственных и муниципальных услуг за 2015–2017 гг.
Автоматизированная система «Электронный детский сад» позволяет родителям постоянно отслеживать позицию ребенка в детском саду, движения в очереди, что значительно уменьшает количество нарушений и позволяет оперативно их устранить в случае обнаружения.
Однако данная система решает не только вопросы прозрачности оказания государственной услуги по зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения и открытости информации о состоянии очередности и места в очереди заявления в любое время. Система также автоматизирует процессы управления дошкольными образовательными учреждениями и является важнейшим инструментом автоматизации их комплектования. Группы в детских садах теперь автоматически формируются из предложенных системой детей, состоящих в очереди. Это не только оптимизирует процессы управления дошкольным образовательным учреждением и снижает нагрузку сотрудников в период планового комплектования групп в детских садах, но и позволяет минимизировать коррупционную составляющую при зачислении детей.
Кроме того, все действия пользователей в системе фиксируются и отслеживаются вышестоящими органами власти.
Региональная система электронной очереди систематически отправляет данные о доступности дошкольного образования в данном субъекте в федеральную систему и таким образом вырисовывается реальная картина состояния системы дошкольного образования в конкретном регионе, актуальная на сегодняшний день. К сожалению, внедрение данной системы лишь помогает проконтролировать очередь и зачисление в детские сады. Она не помогает охватить дошкольным образованием всех детей. Это особенно важно для нашей республики, поскольку проблема нехватки мест в дошкольных образовательных организациях у нас стоит наиболее остро. Но с помощью данной информационной системы проблемы, выявленные в регионах, автоматически переходят на федеральный уровень и приобретают количественные показатели.
Таким образом, автоматизированная информационная система электронной очереди предоставляет исчерпывающие сведения о дошкольном образовании во всей стране в целом и позволяет получить оперативную информацию об очередях на зачисление, о количестве детских садов и степени их наполнения, выявляет существующие проблемы и прогнозирует необходимое количество мест, которые нужно создать для 100 % охвата детей дошкольным образованием.
Следующим этапом информатизации отрасли образования должно быть создание информационной системы учета обучающихся в общеобразовательных организациях. Процесс внедрения данной системы в регионах уже начался, и в ближайшем будущем будет данная система будет функционировать по всей стране в целом.
Библиографическая ссылка
Газимагомедова О.А. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД» // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18961 (дата обращения: 26.12.2024).