На сегодняшний день онкологические заболевания являются вторыми после сердечно-сосудистых среди причин смертности в мире. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка, чрезмерное питание или, напротив, недоедание – все это является катализаторами развития опухолевых болезней, а в некоторых случаях выступает и их причинами.
Самый распространенный рак среди женщин – рак молочной железы. Ежегодно в мире регистрируют от 800 тыс. до 1 млн. новых случаев заболеваний раком груди (диаграмма 1).
Материалы исследования и методы
В связи с распространенностью данного заболевания, мы решили изучить рак молочной железы и провести исследование среди 22 пациенток отделения маммологии Республиканского клинического онкологического диспансера г. Уфы в возрасте от 50 до 70 лет. Изучались данные из истории болезни, а также исследовались биохимические показатели крови, например, такой, как содержания конформационной формы белка С3 компонента комплемента С3(Н2О).
Диаграмма 1. Абсолютное число зарегистрированных больных с диагнозом РМЖ в 2004-2014гг. в России*
Примечание: *по данным ВОЗ на 2014 год
Диаграмма 2. Корреляция уровня С3(Н2О) компонента комплемента у больных РМЖ и практически здоровых женщин в зависимости от времени
Белок С3 – центральный компонент системы комплемента. Его особенностью является наличие внутримолекулярной тиоэфирной связи в α-цепи, благодаря которой он способен ковалентно присоединяться к акцепторным молекулам. В результате происходит перестройка молекулы и образуется ее конформационная форма – С3(Н2О), инициирующая активацию комплемента по альтернативному пути.
При неопластических процессах белок С3 претерпевает модификационные изменения, вызванные появлением большего (по сравнению со здоровыми донорами) количества различных нуклеофилов, способствующих его конформационному переходу и образованию производной формы – С3(Н2О).
Определение уровня С3(Н2О) проводили в процессе инкубации сыворотки венозной крови больных: РМЖ (n=22) и 12 практически здоровых женщин, принятых за контроль. Каждую пробу крови брали на 0,1 М раствор ЭДТА (рН 7,4) в соотношении 4:1. Затем плазму отделяли центрифугированием при 300g, инкубировали при 37оС в течение 1,5; 3; 5; 7; 9; 11; 24 часов, замораживали и хранили при –70оС. Размораживание проб производили одновременно, непосредственно перед постановкой эксперимента. Уровень С3(Н2О) определяли методом иммуноферментного анализа (ИФА) с помощью специфических моноклональных антител (МКА). В качестве нижних антител использовали мышиные анти С3 МКА – H11C3, верхних – G10, взаимодействующие с антигенной детерминантой, экспонированной только на С3(Н2О). Антитела были получены в ГНЦ НИИ особо чистых биопрепаратов, Санкт-Петербург.
Результаты и обсуждение
При РМЖ через 3, 5, 7, 9 и 11 часов инкубации уровень С3(Н2О) практически не отличался от контрольного и только к 11 часам примерно в 1,5 раза превышал контроль (p<0,001) (диаграмма 2).
Помимо этого, мы изучили корреляционные зависимости между собой таких показателей, как гемоглобин крови, скорость оседания эритроцитов и содержание тромбоцитов (диаграмма 3, диаграмма 4). Выявленные корреляции соответствуют физиологическим параметрам, но также, в свою очередь, могут быть показательными для диагностики рака молочной железы.
Также мы провели небольшой литературный обзор по молекулярно-биологическим и биохимическим основам возникновения и развития рака молочной железы, а также по диагностике данного заболевания.
Диаграмма 3. Корреляционная зависимость между количеством тромбоцитов и СОЭ у больных РМЖ
Диаграмма 4. Корреляционная зависимость между СОЭ и уровнем гемоглобина крови у больных РМЖ
Рак молочной железы на 20% генетически детерминированный признак. Генетическими факторами предрасположенности к данному заболеванию считают гены BRCA1 и BRCA2.
Белок Р-21 активированная киназа (РАК4) является стимулятором трансформации эпителиальных клеток и образования опухолей в молочной железе, то есть является онкогенным белком при карциноме груди. Высокая экспрессия РАК4 связана с более крупным размером опухоли, метастазами в лимфатических узлах и раком продвинутой стадии. Более того, она связана с низкой выживаемостью. В связи с этим, в качестве препаратов для лечения рака молочной железы могут использоваться ингибиторы РАК4, что приводит в конечном счете к прекращению роста и развития опухоли.
Изучено и действие производных хинолина на РМЖ путем изменения целостности клеточных мембран опухолевых клеток, ингибирования клеточного цикла и стимуляции их апоптоза, что указывает на его потенциальное применение в терапии рака.
CD73, известный как экто-5’-нулеотидаза, играет критическую роль в развитии рака, включая метастазы. Сверхэкспрессия CD73 способствует росту и метастазированию карциномы груди. Тиамулин, являющийся ингибитором CD73, также, как выяснилось, может успешно применяться для лечения рака молочной железы.
Помимо прочего, для больных, у которых опухоль экспрессирует специфический ген HER2, предназначена таргентная терапия. Применяют препарат трастузумаб, представляющий собой рекомбинантные гуманизированные моноклональные антитела, относящиеся к IgG1, производные ДНК подкласса, блокирующие активность гена HER2 в клетках опухоли молочной железы и замедляющий канцерогенез [3].
Показано также, что при хранении сыворотки крови РМЖ происходит аномальное изменение профиля гидролиза С3 компонента комплемента [1, 4], коррекция которого возможна при использовании в качестве вспомогательных средств иммуномодуляторов, таких как эфирные масла и глюконаты биогенных металлов [2].
Вывод
Диагностика рака молочной железы может основываться не только на анатомических данных, связанных с изменениями на данных маммографии, а также выявленных патологических изменений в процессе пальпации, но также и на биохимических показателях сыворотки крови, на таких, как конформационная форма С3 компонента комплемента. В определенной степени на основании этого можно не только диагностировать рак молочной железы, но также и оценивать риски его развития.
Ознакомившись с научной литературой, мы также пришли к выводу, что карцинома груди имеет большой спектр различных механизмов терапевтического лечения.
Библиографическая ссылка
Гареев Д.А., Александрова Д.А., Талипова Х.М., Халилова Ю.И., Шарифьянова Э.А. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18872 (дата обращения: 22.12.2024).