Отходы транспорта являются одним из основных источников антропогенного загрязнения окружающей среды. Так, в ходе эксплуатации автотранспорта возникает большое количество выходящих из строя и отработанных деталей и материалов, требующих оптимальной их переработки утилизации. И, в частности, рассматриваемые в данной работе автомобильные фильтры при выходе из строя или при выработке своего ресурса также представляют собой опасность для окружающей среды, и потому проблема их утилизации настоящее время является очень актуальной [2].
Практически треть от общего образования отходов фильтров занимают фильтры очистки топлива и масла автотранспортных средств, фильтры воздушные автотранспортных средств. Более половины (60 %) от общего количества продаваемых автомобильных фильтров приходится именно на масляные.
Масляный фильтр является расходным материалом к автомобилям и требует периодической замены. По статистике – каждый автомобиль, как минимум два раза в год, производит замену масленого фильтра. К примеру, на 700 тыс. машин, прибегнув к несложным расчетам, получаем полторы тысячи тонн отработанного материала в год, причем 700 т это отработанное масло, которое относятся к опасным отходам и согласно методике определения класса опасности отходов СП 2.1.7.1386–03 относятся к 3 классу опасности. Это говорит о том, что отработанные фильтры требуют специальной системы сбора, транспортировки и утилизации [3]. Одной из главных экологических проблем на территории РФ остается неорганизованный сбор и практическое отсутствие утилизации отработанных автомобильных масляных фильтров. В связи с отсутствием в большинстве городов пунктов сбора и предприятий по утилизации отработанных фильтров, их, как правило, складируют вместе с отходами металлов или твердыми бытовыми отходами, а чаще их просто выбрасывают. Выбрасывают их не только автолюбители, самостоятельно обслуживающие свои автомобили, но и автосервисные и автотранспортные предприятия [1].
Среди методов утилизации масляных фильтров, используемых в различных странах, можно выделить главные: термический (с помощью которого утилизируется 90 % отработанных автомобильных фильтров в России) и дробление или разборка фильтра с разделением на фракции с последующей их утилизацией [4].
Проблематичность переработки масляных фильтров заключается в сложности их морфологического состава и поэтому для эффективной и экологически безопасной утилизации необходимо разделять фильтр на отдельные фракции. С помощью данного способа утилизации мы можем повторно использовать металл без потерь его металлических свойств. Также повторному использованию подлежит отработанное автомобильное масло в виде печного топлива либо же повторно после регенерации.
В настоящее время наибольшее распространение получают способы регенерации отработанного масла. Обычно для этого используют физические, физико-химические и химические методы.
Обычно современные технологические процессы восстановления качества отработанных нефтяных масел с целью их последующего использования по прямому назначению являются многоступенчатыми и в общем виде включают этапы, представленные на рисунке.
Стадии процесса регенерации отработанных автомобильных масел
Увеличение количества автомобильного транспорта нуждается в развитии сферы утилизации как выведенных из эксплуатации автомобилей, так и отдельных его элементов, в том числе всех видов фильтров.
Отдельные этапы процесса регенерации отработанных масел могут исключаться, совмещаться или выполняется в иной последовательности в зависимости от конкретных физико-химических свойств регенерируемого масла и особенностей технологических операций, выбранных для восстановления качества этого масла.
Внедрение комплексного подхода к проблеме утилизации отработанных автомобильных фильтров – весомый вклад в систему эффективного использования ресурсоценных компонентов, входящих в состав отходов, и существенное уменьшение техногенной нагрузки на окружающую среду.
Поиск новых методов обезвреживания и очистки выбросов загрязняющих веществ, образующихся при утилизации отдельных компонентов отработанных фильтров, требует постоянного совершенствования за счет разработки новых систем и методов очистки, и использование современных фильтровальных материалов.
Стоит также отметить, что одним из возможных вариантов утилизации отходов является использование замкнутого цикла производства (утилизирует тот, кто производит). Для решения этой задачи необходимо стимулирование промышленных предприятий и внедрение соответствующих технологий использования отходов в своем технологическом процессе. Таким образом, в современных условиях переработка отходов на специализированных предприятиях считается наиболее перспективным, логичным и доступным способом утилизации.
Библиографическая ссылка
Иванова Ю.Д., Назырова Р.Б., Денисова А.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-8. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18737 (дата обращения: 21.11.2024).