Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФИЗИЧЕСКАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ ПОЛИАТЛОНИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Суворова Ю.Д. 1 Кокорин И.В. 1 Селюкин Д.Б. 2
1 Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова
2 Санкт-Петербургский горный университет
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования юных спортсменов 11-13 лет, занимающихся зимним полиатлоном, на начальном этапе подготовки. Специфической особенностью полиатлона является сочетание различных по физиологическому воздействию на организм спортсмена видов спорта – стрельба из пневматической винтовки, силовая гимнастика и лыжная гонка по пересеченной местности. Школьники на момент начала исследования не имели спортивных разрядов и не участвовали в соревнованиях зимнего полиатлона, и имеют основную группу здоровья. При анализе результатов физического развития было выявлено, что длина тела школьников данной возрастной группы соответствует показателям средним и выше среднего, при дефиците веса. Тестирование по общей физической подготовленности, проводимое в начале и в конце исследования, показало, что прирост результатов по физической подготовленности на первом этапе больше, чем на втором этапе. Прирост результатов у «слабых» спортсменов, на первом году занятий чаще всего выше, чем у «сильных» при начальном испытании. Тесты для определения специальной физической подготовленности полиатлонистов подобраны из личного опыта и наработок авторов. Анализ специальной физической подготовленности установил прирост по всем контрольным упражнениям от 4 до 12 %.
зимний полиатлон
юные спортсмены
возраст 11-13 лет
физическая и двигательная подготовленность.
1. Водолеева, В. А. Зимний полиатлон [Электронный ресурс]: основы тренировочного процесса: учебно-методическое пособие / сост. В. А. Водолеева ; Горно-Алтайский гос. ун-т. - Горно-Алтайск : ГАГУ, 2012. - 88 с. : табл.
2. Воронцова Е.Н., Корельская И.Е. Динамика показателей у юных спортсменов, занимающихся лыжными гонками в условиях Крайнего Севера./ В сборнике: Студенческий научный форум – 2017. IX Международная студенческая электронная научная конференция. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// https://elibrary.ru/item.asp?id=29138894(дата обращения 03.05.2018).
3. Корельская И.Е. Лыжный спорт с методикой преподавания: учеб. пособие / И.Е.Корельская; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.-Архангельск: САФУ, 2015.-114с.
4. Корельская И.Е. Кузнецов А.А. Диагностика функциональной подготовленности спортсменов высокой квалификации// Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9 . – С. 113-116.
5. Кузнецов В.К., Бирюков А.А. Средства и методы стрелковой подготовки олимпийцев // В сборнике: Олимпийские игры и современное общество Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2014. С. 43-45.
6. Чернозёмов В.Г., Синицкий В.В., Синицкая Е.Ю. Оценка физического развития и функционального состояния здоровья: Учебно-методические рекомендации Архангельск 2011.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что при подготовке спортсменов необходимо правильно строить учебно-тренировочный процесс, учитывая возрастные особенности занимающихся, а также учитывать физическую и двигательную подготовленность. Полиатлон – это комплексное спортивное многоборье, предназначенное для мужчин и женщин разного возраста (от 10 до 70 лет и старше), которые выступают на соревнованиях в своих возрастных группах. По признаку сезонности он подразделяется на два вида – летний и зимний. Основу летнего полиатлона составляет бег на короткие и средние дистанции, метание гранаты и плавание. Зимний полиатлон включает лыжные гонки и силовые гимнастические упражнения. Стрельба входит как в летнее, так и в зимнее многоборье. Специфической особенностью полиатлона является комплексное сочетание различных по характеру деятельности видов спорта. Взаимосвязь этих видов спорта предъявляет специфические требования к построению тренировочного процесса в годичном цикле тренировки. При занятиях полиатлоном происходит развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости) и жизненно важных прикладных навыков, укрепление здоровья, а также всестороннего развития личности [1,3,4].

В связи с ограниченностью исследований в данном виде спорта развитие физических качеств юных полиатлонистов изучены недостаточно широко. Представленная работа направлена на изучение физической и двигательной подготовленности спортсменов, занимающихся зимним полиатлоном в возрасте 10-13 лет. Не ставя своей задачей, рассмотрение всей сложной, многоплановой проблемы методики спортивной тренировки, полагаем необходимым в данном исследовании особо отметить моменты, определяющие подготовку юных полиатлонистов в возрасте 10-13 лет.

Целью исследования явилось изучение физической и двигательной подготовленности юных полиатлонистов на начальном этапе подготовки.

Задачи исследования:

  1. Выявить специфику вида спорта – зимний полиатлон.
  2. Установить особенности физического развития полиатлонистов.
  3. Определить уровень физической и двигательной подготовленности в начале и в конце соревновательного периода.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в целях улучшения организации учебно-тренировочного процесса полиатлонистов.

Организация исследования.

Исследования проходили в течение двух лет на базе средней общеобразовательной школы. Все школьники на момент начала исследования не имели спортивных разрядов и не участвовали в соревнованиях зимнего полиатлона. К началу исследования была сформирована группа из 12 человек, в состав которой вошли мальчики в возрасте 11-13 лет.

В октябре были проведены тесты для определения уровня физической подготовленности. До проведения второго контрольного среза в группе проводились учебно-тренировочные занятия три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по два академических часа.

Второй этап исследования начинался с контрольного тестирования, который проводился ноябре, а закончился так же контрольным срезом в марте. Между этими срезами проводились учебно-тренировочные занятия в таком же режиме, как и на первом этапе.

На всех этапах исследования были созданы похожие условия и все исследования начинали проводить с 11 часов. В первый день проводились контрольные тесты по общей физической подготовке, во второй день тесты по стрельбе, теппинг тесты и тесты для определения уровня развития выносливости. В третий день проводился тест по лыжной подготовке.

Педагогическое тестирование занимающихся проходило с помощью тестов. Для определения уровня физического развития и подготовленности использовали батарею тестов для определения общей физической подготовки: 1) Челночный бег 90м - для определения уровня развития скоростных способностей. Показателем послужило время пробегание дистанции, бег начинался с высокого старта, в секундах; 2) сгибание-разгибание рук на высокой перекладине («подтягивание»). Упражнение на максимальное количество раз без учета времени; 3) прыжки в длину с места - для определения уровня развития скоростно-силовых способностей. Прыжки выполняются толчком двумя ногами, измеряются в сантиметрах. Разрешалось выполнить 3 попытки и лучшая записывалась в протокол; 4) сгибание-разгибание туловища из исходного положения, лежа на спине - для определения уровня выносливости мышц передней поверхности туловища. В течение 30 сек. учащиеся выполнял сгибание и разгибание туловища, руки при этом сцеплены за головой «в замок», ноги прямые, зафиксированы. Упражнение начинают и заканчивают строго по сигналу, оценивается количество раз.

Контрольное тестирование применяли как на первом, так и на втором этапах исследования. На втором этапе было необходимо проведение специализированных тестов: 1) Стрельба из винтовки на результат; тестируемый выполняет 5 выстрелов подряд в положении стоя с опорой локтей о стойку (упражнение ВП-2). 2) теппинг тесты для определения уровня развития скоростных способностей.

Содержание тестов: первый теппинг тест - частота движения рук за 10 сек. в максимальном темпе правой и левой рукой. Испытуемый в положении сидя с ручкой в руках находится перед листком бумаги, который разграфлен на четыре равных квадрата. По команде «начали», испытуемый начинает наносить точки в первом квадрате - правой рукой за 10 сек. По команде «стоп» заканчивает. По часовой стрелке он переходит и наносит точки в следующий квадрат. Подсчитать количество точек в каждом квадрате; второй теппинг тест - частота движения ног за 10 сек. Испытуемый, в положении стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях до прямого угла и прижаты к туловищу. По команде «начали» выполняется бег на месте 10 сек. с касанием колен кистей рук.

Определение скорости простой реакции с помощью измерительной линейки 50см. Содержание теста: испытуемый садится на стул лицом к спинке стула, правая рука вытянута и легко касается конца линейки, которую удерживает проводящий исследование, выждав несколько сек. неожиданно опускает линейку.

Тесты для определения уровня развития выносливости:

Содержание тестов: первый тест - удержание ног в висе. Упражнение выполняется на «шведской» гимнастической стенке, ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под углом 90 градусов. Упражнение начинается по сигналу и измеряется в секундах; второй тест - вис на перекладине на согнутых руках.

  1. Определение уровня скоростной выносливости в лыжной подготовке.

Содержание теста: повторное прохождение дистанции 3 раза по 900метров (два круга по 450 метров) с учетом времени. Между сериями отдых до восстановления частоты сердечных сокращений до 120уд/мин.

Результаты исследований.

Спецификой физической подготовленности юных полиатлонистов является то, что полиатлон включает в себя три самостоятельных упражнения стрельба из пневматической винтовки; силовая гимнастика; лыжная подготовка.[1,5]

Стрелковый спорт воспитывает в человеке высокие моральные, волевые качества, выдержку и настойчивость, дисциплинированность, а также вырабатывает такие важные навыки, как глазомер, уверенность и точность движения. Техника стрельбы складывается в основном из трех взаимосвязанных компонентов: изготовка, прицеливание и спуск курка [1].

Под силовой гимнастикой в полиатлоне подразумевается подтягивание на стандартной гимнастической перекладине для мужчин и сгибание-разгибание рук в упоре лежа у женщин. Упражнение у женщин выполняется на специальной платформе, оборудованной сигнальным устройством, обеспечивающим объективность оценивания [1]. Подтягивание на высокой перекладине является относительно легким и популярным упражнением, но в тоже время это навык, объективно свидетельствующий об уровне физической подготовки. Для силовой гимнастики особое значение имеет развитие физических качеств, таких как сила и выносливость. Лыжная подготовка включает соревнование по лыжным гонкам. Длина дистанций в лыжных гонках определяется по возрастным и половым категориям. Гонки на лыжах относятся к работе переменной интенсивности. В процессе гонки лыжник выполняет преимущественно циклические движения. Однако по мере увеличения пересеченности рельефа дистанции увеличивается удельный вес ациклических движений: гонщик преодолевает спуск, повороты и часто переходит с одного хода на другой. Основными средствами подготовки спортсмена являются упражнения, развивающие выносливость, силу, быстроту, ловкость и гибкость. Нельзя недооценивать в подготовке огромную роль физического труда [1,2]. Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы можно сделать следующие заключения:

  • особенность полиатлона заключается в сочетании различных по физиологическому воздействию на организм спортсмена видов спорта – стрельба, силовая гимнастика и лыжная гонка;
  • исходя из многочисленных научных данных о спортивной тренировке, можно утверждать, что при занятиях полиатлоном создаются благоприятные условия для совершенствования и гармоничного развития всех физических качеств;
  • спортивная работоспособность спортсменов определяется комплексом анатомических и физиологических факторов, таких как морфологические и возрастные показатели; функциональные возможности мышечного аппарата.

В ходе исследования изучено состояние физического развития спортсменов исследуемой группы мальчиков в возрасте 11-13 лет (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели физического развития группы мальчиков в возрасте 11-13 лет

№№

Показатели физического развития

M±m

Корреляция

r

1

Длина тела, см.

148,66±8,22

0,704

2

Масса тела, кг.

40,475±4,47

3

Индекс Кетле

271,30±3,67

0,99

4

Индекс Бушера

2,7125±2,74

5

Динамометрия

Левая рука

19,583±4,41

0,85

Правая рука

21,66±6,62

6

Динамометрический показатель

50,596±1,34

 

По результатам оценки физического развития выявили, что из 12 человек, все школьники имеют основную группу здоровья. Однако в ходе внешнего осмотра учащихся и бесед с ними выявлены незначительные отклонения в состоянии здоровья, а именно нарушение осанке, а так же несоответствие весо-ростового показателя. Оценка физического развития проводилась на основании результатов начального медицинского осмотра в спортивном центре. Для ориентировочной оценки гармоничности телосложения использовали методы антропометрических индексов [6].

При анализе результатов физического развития было выявлено, что длина тела школьников данной возрастной группы соответствует показателям средним и выше среднего, при дефиците веса. При более детальном рассмотрении результатов длины и массы тела у спортсменов исследуемой группы отмечается, что в группе присутствуют четыре человека в возрасте 13 лет и с достаточно высоким ростом (выше 160 см) и маленьким весом (менее 50 кг). Это положение подтверждается величиной весо-ростового показателя (Кетле), а именно в экспериментальной группе результат Индекса Кетле составил - 271,30+3,67; при среднем показателе он составляет 350 – 450 г/см [6]. Исследуя динамометрический показатель группы полиатлонистов, следует отметить, что он соответствует средним статистическим показателям для лиц мужского пола (соответственно 50,596+1,34 и от 50 до 70 %).

Таким образом, анализ проведенного исследования о физическом развитии группы показал, что школьники зачисленные в спортивную секцию имеют средний уровень, при незначительном отклонении в здоровье.

Для оценки общей физической подготовленности юных полиатлонистов были определены общепринятые тесты, включающие: челночный бег 90 м, подтягивание на высокой перекладине, прыжки в длину с места и поднимание туловища из исходного положения лежа. Тестирование по общей физической подготовленности, проводимое в начале и в конце исследования, показало, что прирост результатов по физической подготовленности на первом этапе оказался больше, чем на втором. Исключение составил тест «Челночный бег-90м», в котором больший прирост результата показали на втором этапе тестирования (таблица 2).

Таблица 2 – Результаты прироста физической подготовленности школьников в контрольных тестах, в %

№№

Контрольные

упражнения

1 этап

2 этап

1

Челночный бег-90м.

0,8 ± 5,7

1,8 ± 3,4

2

Подтягивание на высокой перекладине

31,8 ± 32,8

13,6 ± 4,8

3

Поднимание туловища из и.п. лежа

7,5 ± 19,0

1,7 ± 5,5

4

Прыжки в длину с места

3,3 ± 13,2

0,4 ± 7,8

 

В ходе учебно-тренировочных занятий после одного года обучения наблюдается прирост, но не значительный, по сравнению с первым этапом исследования. Прирост виден в таких упражнениях, как подтягивание на перекладине, прыжки в длину с места. Однако, следует отметить, что повышение результатов в подтягивание произошел в результате того, что этому упражнению уделяется большое внимание в тренировочном процессе, как виду соревновательного упражнения. Также, это связанно с сенситивным периодом развития силовых и скоростно-силовых качеств в возрасте 13-14 лет и началом полового созревания [6].

В ходе исследования выяснилось, что между результатами первого и второго этапа тестирования по общей физической подготовленности возможно искажение показателей. Это связано, во-первых, с различием между паспортным и биологическим возрастом спортсменов. Во-вторых, с исходным уровнем физической подготовленности юных спортсменов. Прирост результатов у «слабых» спортсменов, на первом году занятий чаще всего выше, чем у «сильных» при начальном испытании [2,4].

Кроме общепринятых тестов были отобраны специальные тесты для определения специальной физической подготовленности полиатлонистов (таблица 3).

Таблица 3 – Результаты специальной физической подготовленности школьников

Контрольные

упражнения

1 этап

2 этап

Прирост

%

1

Стрельба на результат,

кол-во очков

23,333 ± 1,855

26,666 ± 2,7145

12,5 ± 31,6

2

Теппинг тест – левая рука, кол-во раз

50,791 ± 1,6461

54,0 ± 1,7255

5,9 ± 4,6

3

Теппинг тест - правая рука, кол-во раз

58,875 ± 2,3427

61,333 ± 2,6588

4,0 ± 11,8

4

Теппинг тест - ноги,

кол-во раз

30,416 ± 1,9087

31,75 ± 1.4674

4,2 ± 30,0

5

Определение простой реакции, см

15,833 ± 0,8776

15,0 ± 0,7282

5,5 ± 20,5

6

Удержание угла в висе, сек

17,783 ± 1,9789

16,5 ± 1,7321

-7,7 ± 14,2

7

Вис на согнутых руках, сек

14,416 ± 2,4229

16,916 ± 2,2746

14,7 ± 6,5

8

Преодоление лыжных отрезков (мин.)

4.50 ± 0,128

4,42 ± 0,1176

1,81±0,84

 

Содержание упражнений было подобрано из личного опыта и наработок тренеров по полиатлону. Тесты, определяющие специальную физическую подготовленность, состояли из следующих контрольных упражнений: стрельба на результат; теппинг тест – левая рука; теппинг тест - правая рука; теппинг тест - ноги; определение простой реакции; удержание угла в висе; вис на согнутых руках; преодоление отрезков 2х900 м (в мин.) на гоночных лыжах. В результате, анализ результатов проведенных исследований по специальной физической подготовленности установил, что прирост по всем контрольным упражнениям, составил от 4 до 12 %. Высокий рост результатов в стрельбе произошел, вследствие того, что в течение всего года полиатлонисты посещали стрелковые тренировки три раза в неделю. Кроме этого, стали больше времени уделять психологической подготовке спортсмена, которая включала не только психотренинг, но и разбор причин плохой или неудачной стрельбы на тренировочных занятиях.

Из результатов тестирования по теппинг тесту видно, что у спортсменов лучше развита правая рука, чем левая. Следовательно, все испытуемые праворукие. Следует также отметить, что в этой группе полиатлонистов есть один спортсмен, который во время стрельбы использует стойку характерную для леворуких. Однако на статистической картине группы теппинг теста это не отразилось. Значительный прирост произошел и в висе на согнутых руках. Это связано, прежде всего, с тем, что у спортсменов появилась способность к дифференцированию длительности отдельных фаз движения и темпа движения, что в свою очередь привело к совершенствованию координационных способностей в целом. Так же не следует отрицать и синситивный период развития силы в этом возрасте. В преодоление лыжных отрезков прирост есть, но не большой (на 1,81±0,84 %). Наряду с этим, в оценке соревновательной деятельности и на тренировочных занятиях с помощью педагогического наблюдения установлено улучшение техники передвижения на лыжах у всех спортсменов исследуемой группы. Также причиной небольшого роста результатов явилось отсутствие по близости пересеченной местности для постоянных тренировок и недостаточная оснащенность спортивного инвентаря у школьников.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Специфика физической подготовленности юного полиатлониста заключается в сочетании различных по физиологическому воздействию на организм спортсмена видов спорта, а именно стрелковой подготовки, силовой гимнастики и лыжной подготовки;
  2. Анализ результатов физического развития показал, что рост школьников данной возрастной группы соответствует показателям средним и выше среднего, при дефиците веса. Установлено, что уровень физического развития школьников в возрасте 11-13 лет находится на среднем уровне;
  3. В начале и в конце соревновательного периода наблюдается прирост спортивных результатов в связи с повышением тренированности спортсменов. Наряду с этим, между результатами первого и второго этапа тестирования по общей физической подготовленности возможно искажение показателей. Прирост результатов у «слабых» спортсменов, на первом году занятий выше, чем у «сильных» при начальном испытании.

 


Библиографическая ссылка

Суворова Ю.Д., Кокорин И.В., Селюкин Д.Б. ФИЗИЧЕСКАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ ПОЛИАТЛОНИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18670 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674