Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Витушкина А.П. 1 Осин А.К. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Введение в действие новых образовательных стандартов обогатило научный лексикон понятием внеурочной деятельности. Внеурочную деятельность в рамках реализации новых образовательных стандартов общего образования можно рассматривать как процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе совместной образовательной деятельности для достижения конкретных результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Для эффективной организации внеурочной деятельности важно соотнесение ее с дополнительным образованием, включение в процесс организации внеурочной деятельности интеграции дополнительного образования в общее. Этой идее служит сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей. Моделей реализации сетевого взаимодействия, а точнее их классификаций, на сегодня существует не так уж и много. В соответствии с этим статья содержит описание вариантов их развития.
внеурочная деятельность
сетевое взаимодействие
1. Осин А.К. Особенности организации внеурочной деятельности в основной школе при реализации ФГОС // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения материалы региональной научно-практической конференции. – ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал, 2016. – С. 119–123.
2. Осин А.К. Проектирование внеурочной деятельности в инновационной парадигме новых стандартов // Научный поиск. – 2015. – №3.6. – С. 32–38.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования внеурочная деятельность ориентирует педагогов и учащихся на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная деятельность «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников учреждений дополнительного образования детей [1].

Внеурочная деятельность ориентирована на создание особых условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания.

В МБОУ СШ №2 г. Кохма Ивановской области за основу при разработке модели внеурочной деятельности обучающихся была взята базовая организационная модель (по классификации моделей внеурочной деятельности, указанных в Письме Министерства образовании и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03–296), при которой образовательное учреждение может использовать возможности образовательного учреждения дополнительного образования детей. В разработке и реализации данной модели предусмотрены как внутренние ресурсы общеобразовательного учреждения, так и ресурсы других учреждений. Реализуемая модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения предметных областей, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов (ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека), удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Анализируя результаты реализации программ курсов внеурочной деятельности учащихся, можно констатировать, что они способствовали: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и т.д.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Вместе с тем выявились и проблемы, связанные с организационно-педагогическими условиями функционирования модели. Особо среди них выделяется взаимодействие между общим и дополнительным образованием: сильная загруженность учителей еще сильнее отдалила их от учреждений дополнительного образования. Наш опыт доказывает, что интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности учащихся способна стать одним из эффективных способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов общего образовании [2].

Опишем механизмы реализации интеграции указанного типа учреждений. Так, в качестве содержательных механизмов интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы. Из организационных механизмов интеграции можно выделить: разработку и осуществление совместных программ курсов внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач; кооперацию ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен опытом; совместную экспертизу качества организации внеурочной деятельности. Для финансовых механизмов интеграции характерна организация взаимодействия: на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы или учреждения дополнительного образования детей; за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ курсов внеурочной деятельности.

Анализ современных подходов к построению сетевого взаимодействия в системе образования позволил выделить пять моделей: концентрированная ресурсная, концентрирования координационная, распределенная инструментальная, распределенная идентичная, модель цепи [1]. В концентрированной ресурсной модели в качестве центра может выступать либо уже существующее образовательное учреждение, на базе которого аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый центр. Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия. Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т.д.). Участниками в рамках концентрированной формы сетевого взаимодействия могут выступать не только образовательные учреждения, но также специалисты, эксперты, различные объединения и общества, коммерческие структуры, волонтеры, органы государственной и муниципальной власти, заинтересованные лица. Координационная концентрированная модель ориентирована на создание регулирующего центра, направляющего и координирующего деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие. Центральный элемент этой сети выступает не просто как «хранитель» ресурсов, доступных всем, но и как управляющий и координирующий субъект той деятельности, ради которой сеть была сформирована. В модели распределенной инструментальной сети координационный центр отсутствует и участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга. Участники сетевого взаимодействия в данном случае также могут быть самыми разнообразными. При этом каждый участник на определенном этапе поддерживает отношения с определенным количеством организаций. Распределенная идентичная модель включает в себя некоторое количество заинтересованных в совместном решении определенных проблем образовательных организаций. Основными принципами взаимодействия является саморегуляция. Каждая организация несет определенную функциональную нагрузку и содержание, которые усиливаются в соответствии с синергетическим эффектом при сетевом взаимодействии. Основой функционирования могут быть конкретные проекты, носящие временный или постоянный (продолжающийся) характер, в ходе которого решаются определенные проблемы и задачи. В модели цепи каждое из звеньев последовательно решает определенную задачу, достигая поставленной цели. Модель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решении определенной проблемы или достижении какой-то цели. Отличие от всех предшествующих в том, что если там все участники в принципе могут взаимодействовать друг с другом, то здесь цепь взаимодействий четко определена. При этом есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность.

Алгоритм внедрения новых моделей сетевого взаимодействия в системе образования может иметь вид пошаговой деятельности. Шаг 1. Формулирование целей внеурочной деятельности. На этом этапе может выполняться следующая работа: исследование социального заказа субъектов-личностей на образовательную деятельность в целом и дополнительное образование в частности в масштабах субъектов-пространств интеграции; диагностика образовательного пространства муниципального округа, выявление его специфики. Шаг 2. Формирование участников сетевого взаимодействия, которое предполагает: проектирование и обеспечение межпредметных связей внутри учреждения; организацию координационных советов муниципального образования или учреждения; открытие экспериментальных площадок по интеграции образовательной деятельности учреждений в вопросах внеурочной деятельности; рассмотрение возможности создания ассоциаций, товариществ и других форм сетевого взаимодействия. Шаг 3. Подготовка комплексных программ внеурочной деятельности. На этом этапе осуществляется: разработка программы внеурочной деятельности образовательного учреждения; организация обучения педагогических кадров разных образовательных учреждений основам организации внеурочной деятельности; разработка программ внеурочной деятельности в рамках единой программы школы; научно-методическое обеспечение внеурочной деятельности; создание материально-технической базы учреждения для реализации программ внеурочной деятельности и др. Шаг 4. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия предполагает: создание условий для использования форм и методов дополнительного или профессионального образования детей во внеурочной деятельности; нормативное обеспечение процессов интеграции – разработка программ, положений, норм нагрузки и т.п.; разработка договоров сетевого взаимодействия, договоров с родителями, договоров с педагогами, договоров оплачиваемой услуги в рамках внеурочной деятельности и др. Шаг 5. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг: утверждение интегрированных программ внеурочной деятельности; утверждение договоров, регистрация юридических лиц в рамках организации внеурочной деятельности; создание системы информационного обеспечения процессов внеурочной деятельности в рамках образовательного пространства муниципального района. Шаг 6. Подготовка бюджета, сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг.

Кроме того, для обеспечения эффективности организации внеурочной деятельности возможно проведение следующей работы: проведение районных (региональных) конференций по проблемам организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях или муниципальном образовательном пространстве; формирование мотивации субъектов внеурочной деятельности через объявление районных конкурсов интегрированных программ, грантов и т.п.; сбор, обобщение и распространение опыта организации внеурочной деятельности разных образовательных учреждений; проведение исследования эффективности внеурочной деятельности в образовательном пространстве муниципального района; оптимизация материально-технической, учебно-методической и экономической базы муниципального района по организации внеурочной деятельности; организация массово-досуговой деятельности на уровне муниципального района; организация рефлексии удовлетворенности субъектов-личностей процессом организации внеурочной деятельности.

Благодаря конструктивному социально-педагогическому партнерству учреждений общего и дополнительного образования детей учащимся предоставляется возможность: свободного выбора программ, объединений, которые близки детям по природе, отвечают их внутренним потребностям; удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности; стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.


Библиографическая ссылка

Витушкина А.П., Осин А.К. РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18550 (дата обращения: 26.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074