Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Беляева И.А. 1 Кобозева И.С. 1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
В данной статье рассматривается проблема развития музыкальной культуры учащегося среднего профессионального учебного учреждения. Одной из составляющих духовной культуры личности является музыкальная культура. Ее формирование осуществляется посредством музыкального искусства, которое должно составлять интерес и неотъемлемую часть бытия молодежи. Музыкальное искусство рассматривается как эффективное средство в воспитании подрастающего поколения. Уделяется внимание особенностям данного возрастного периода. Поднимается вопрос влияния поп- музыки на личность подростков. В условиях стремительно развивающейся индустрии подчеркивается роль эстетического воспитания детей. Доказывается, что в современном мире возрастает роль «высокой» музыки, которая открывает мир красоты и гармонии. Учитывая силу воздействия и значение музыки в жизни учащегося, важно использовать ее как эффективный воспитательный инструмент.
музыкальная культура; музыка; среднее профессиональное образование
учащиеся
1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991.
2. Костюк А.Г. Культура музыкального воспитания // Художественное восприятие. – М., 1971.
3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001
4. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения по предмету. – М.: Музыка, 2003. – нот., ил.
5. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М.: Просвещение, 1978.
6. Абдулин Э.Б. Дидактический подход к совершенствованию и разработке методов музыкального обучения: Сб. научных трудов. – М., 1980. – 117 с.
7. Кадобнова И.В. Шестилетние дети и музыка. – М.: Просвещение, 1991. – 62 с.
8. Купцова И.А. Социокультурные механизмы адаптации личности в условиях современной массовой культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Орел, 2002. – 176 с.

На сегодняшний день одна из самых важных проблем, которая стоит перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.

В данной статье мы рассмотрим проблему развития музыкальной культуры учащихся, так как это актуальная проблема современной теории и практики образования.

При написании данной статьи в первую очередь представляется целесообразным определить само понятие «культуры» и «музыкальной культуры».

Культура (от лат. – возделывание, уход, обработка, улучшение) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных форм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе [1, с. 307].

Культура – это вторая природа, это вторичная искусственная среда, которую человек наслаивает на природу и проносит ее через века [2, с.12].

В современном понимании данного понятия «…культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия» [3, с. 21].

Под термином «музыкальная культура», подразумевается целенаправленно формируемая обществом потребность и способность личности воспринимать, осваивать и создавать мир ценностей средствами музыкального искусства.

Музыкальное искусство играет важную роль в развитии и эстетическом воспитании человека, а также способствует формированию целостной личности. Выдающийся дирижер XX века Л. Стоковский писал: «Музыка раскрывает нам мир фантазии, она отвечает на наше извечное, неутолимое стремление к красоте, к идеалу» [4, с. 3].

Проблеме развития музыкальной культуры человека издавна уделялось пристальное внимание.

Вопросы развития музыкальной культуры глубоко разрабатывались в 80–е и 90–е годы ХХ в. в российской музыкальной педагогике (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдулин, И.В. Кодобнова, Л.В. Школяр, В.О. Усачева и др.).

Так, Ю.Б. Алиев под сознательным отношением к музыкальному произведению понимает его анализ, вычленение отдельных сторон и осознание средств музыкальной выразительности, то есть опору на развитость музыкального слуха [5].

Важной задачей музыкального обучения Э.Б. Абдулин называет систематическое развитие восприятия музыки на основе эмоционально-познавательной деятельности, постижения ключевых знаний [6].

Традицию приобщения ребенка к музыке продолжает коллектив авторов И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр (1991 г.). В их работах методологически обоснована педагогика искусства, разработаны принципы художественной дидактики, а сам процесс преподавания музыкального искусства в детских учреждениях представлен, как художественно-педагогический. Учебные предметы музыкальной направленности постепенно приобретают иную функцию, не ознакомительную, а аналитическую, благодаря чему возрастает научность, возникает возможность постановки и рассмотрения обозначенной проблемы [7].

Обращение к научной литературе показало: развитие музыкальной культуры определяется тем, что музыка оказывает огромное влияние на эстетическое, нравственное, культурное формирование человека. Ценность музыки осознается не в самой музыке, а в цели воспитания посредством музыки, то есть музыка используется в воспитании достойного гражданина общества.

Музыкальное искусство может эффективно влиять на воспитание подрастающего поколения, которое на данный период времени особенно остро нуждается в правильном и надежном направлении. Ведь возраст учащихся – это один из самых серьезных и сложных периодов в жизни человека, так как он труден как для него самого, так и для тех, кто находится рядом с ним.

Многие дети имеют возможность прикоснуться к прекрасному, настоящему музыкальному искусству лишь на уроках музыки в школе.

Музыкальная культура учащихся в системе среднего профессионального образования находится в крайне запущенном состоянии.

В системе среднего профессионального образования нет целенаправленного и систематического развития музыкальной культуры подрастающего поколения. Музыка как отдельный предмет не введен в учебную программу. Среднее профессиональное образование все больше делает упор на изучение специальных дисциплин. Учащиеся приобщаются к музыкальной культуре только во внеклассное время в кружках, для которых отводится очень мало времени.

В связи с этим возникает большой ряд проблем для развития музыкальной культуры учащихся среднего профессионального учебного учреждения.

Во-первых, наблюдаются негативные тенденций в педагогической практике. Конечно, общая и профессиональная культура многих педагогов-музыкантов высока. Они занимаются с детьми и показывают высокие результаты. Но содержанием музыкального воспитания учащихся нередко становится развлекательная музыка, что, к большому сожалению, часто радует и руководителей, и педагогов, и родителей. Многим нравится проведение разнообразных мероприятий на материале дешевой поп-музыки, веселящей взрослых и оглупляющей детей.

Когда учащиеся слушают музыкальные произведения низкого художественного уровня и видят положительное отношение к ним взрослых, они дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о общечеловеческих и национальных ценностях музыкальной культуры.

В учреждениях среднего профессионального образования часто проводятся различные мероприятия, которые, к сожалению, не имеют целевой направленности на формирование музыкального вкуса учащихся, их музыкальной культуры. Такие мероприятия часто ставятся не для учащихся, а «на показ». Музыкальное же оформление, как правило, не несет в себе никакого ценностного содержания.

Во-вторых, в учреждениях среднего профессионального образования, часто, нет технической оснащенности помещений, предназначенных для проведения музыкальных занятий. Дети занимаются в актовых залах, где нет ни инструмента, ни материально технической базы для занятий.

В нынешних условиях музыкальная индустрия чрезвычайно развита [8]. Большое разнообразие музыкальных произведений удовлетворяет потребности разной аудитории. К сожалению, это может сформировать сомнительный эстетический вкус, особенно у учащихся, чьи музыкальные вкусы формируются чаще всего под воздействием сверстников, либо средств массовой информации – интернет, радио, телевидение.

Жизнь современного учащегося окружена со всех сторон самой разнообразной музыкой. Огромное количество музыки обрушиваются на них отовсюду. Происходит обесценивание музыки, ее уникальности, превращая ее просто в шум, который не вызывает никаких эмоций.

Большое количество учащихся на сегодняшний день предпочитают всевозможные плееры и телефоны, пользуясь наушниками, как бы отстраняться от окружающих слушая свою любимую музыку, а зачастую всю подряд без разбора, чтобы просто заполнить звуковое пространство вокруг себя.

Затрагивая проблему развития музыкальной культуры учащегося, нужно брать во внимание то, что современная музыка, в особенности такое направление как поп-музыка, пользуются среди них большой популярностью. К сожалению, такие направления как классическая, народная или джазовая музыка, находятся за пределами внимания учащихся учреждениий среднего профессионального образования. Популярная музыка, которую слушают учащиеся, отличается простой мелодией, танцевальным ритмом, легко запоминающимся текстом и, как правило, выполняет не столько эстетическую функцию, сколько фоновую, а это, в свою очередь, не оказывает положительного воздействия на формирование личности учащегося, не воспитывает его эстетический вкус и формирует очень низкие потребности.

Учитывая силу воздействия и значение музыки в жизни учащегося, важно использовать ее как эффективный воспитательный инструмент. Ведь именно учебные учреждения вместе с родителями закладывают основу мировоззрения, жизненных ориентиров, музыкальных вкусов, развивают творческие способности ребенка, его музыкальную культуру.


Библиографическая ссылка

Беляева И.А., Кобозева И.С. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18480 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674