Современная гуманистическая парадигма образования нацеливает вузы России на развитие культурологического, информационного, личностного и ценностного потенциала личности. Обучение в вузе обязано сформировать у студентов компетентностную модель и положительно влиять на качество усвоения знаний [4]. В нынешних условиях проблемы образовательного процесса в высших учебных заведениях проявляются как никогда отчетливо. В условиях экономии они показали наиболее серьезные ошибки и недоработки в формирования профессиональной личности. Для исправления ситуации необходимо плодотворная совместная работа государства и общества.
«В основу содержания высшего образования закладывается разработка модели специалиста, соответствующего требованиям постоянно изменяющегося общества и экономики. Моделирование должно быть не формализованным, а тесно связанным с действительностью и реальными проблемами общества. Важнейшая миссия высшего образования – это обучение. Оно представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, передача и усвоение специально отобранных научных знаний и способов деятельности, которое выработало человечество; с другой стороны, научить критически осмысливать полученные знания и информацию» [6, с. 95].
В настоящее время студенты получают образование, основанное на старом подходе, но уже слабо похожее на него. В нашей жизни появляются все больше и больше различных гаджетов, позволяющих постоянно быть не только на связи, но и получить доступ во всемирную библиотеку, базу данных сети Internet. Образовательная среда в сфере гуманитарных наук менее подвержена видоизменениям из-за динамики общественной жизни, а экономическое же образование прямым образом реагирует на изменение общественного созревания [2]. Во многом эффективность образования определяется методикой преподавания. Понятие «методика» переводится с древнегреческого как «теория, путь исследования, учение». Следовательно, это способ обучения определенной дисциплине. С одной стороны, в помощь преподавателю разработаны определенные методики, учебно-методическая литература, тесты для контроля знаний студентов. С другой стороны, для студентов данные из сети Internet также помогают в учебе, но иногда и мешают, так как они становятся менее уверенны в себе при отсутствии существующих гаджетов.
Рассматривая современную образовательную систему необходимо отметить что акцент должен делаться на профессионализм и адаптивность к внешнему рынку. Основным показателем образовательной деятельности становиться компетентность работника в сфере своей деятельности. Образование дает некую основу для последующей работы самого уже «бывшего» студента, развивая логическое мышление на основе полученных знаний. Для успешной работы недостаточно получить высшее образование, необходимо стремление к новым знаниям, саморазвитию в области своей послевузовской деятельности.
Для современной экономики необходим универсальный профессиональный работник, совмещающий в себе базу знаний по экономике, менеджменту, маркетингу, юриспруденции, информационным технологиям. Высококвалифицированный специалист должен уметь анализировать рынок, владеть знаниями в области трудовых и гражданских правоотношений, обладать навыками предпринимательской деятельности.
Происходящие изменения из года в год, а бывает и чаще, сокращают объем знаний по конкретным дисциплинам, добавляя новые дисциплины, получаемых студентами. Переход от стандарта «специалитета» к стандарту «бакалавриата» и «магистратуры» позволило разделить базовую подготовку от подготовки повышенного уровня, уровня исследований и менеджмента. Формирование знаний на уровне «бакалавриата» позволяет студентам ознакомиться с основами выбранного направления, получить определенные базовые знания, с которыми они столкнуться в профессиональной деятельности. На уровне магистратуры студенты получают образование, позволяющее анализировать тенденции и текущие изменения в окружающей его среде. С начиная с недавнего времени появилась тенденция к снижению количества студентов экономических специальностей в связи с отсутствием бюджетных мест. Уровень школьного образования все более ориентирован на технические специальности, внося свой вклад в количество студентов экономической специальности.
Экономические дисциплины позволяют понять экономические процессы, происходящие в обществе. Так же они являются неотъемлемым звеном в изучении смежных дисциплин, например, технических, в связи с тем, что ни одна из видов человеческой деятельностей не может не быть рассмотрена с экономической точки зрения. Экономические дисциплины должны иметь четкую логику с точки зрения их содержания и последовательности изучения в учебном плане.
Анализ нормативных документов и процесса преподавательской деятельности позволяет выделить определенные проблемы характерные для всей педагогической работы. Одной из проблем образовательной деятельности можно выделить применение в обучении сети Internet. Вторая проблема – это применение унифицированных методов проверки знаний студентов в виде тестов.
В процессе применения унифицированных методов (тестов) и переход на письменный контроль за усвоением студентами изученного материала фактически занижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель – студент [3].
В учебном процессе необходимо внедрять творческую составляющую. Необходимо уходить от стандартных задач к более прогрессивному типу, постепенно увеличивая влияние определенных факторов в типичной задаче, а также необходимо максимально приближаться к реальным условиям всех операций, так как студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических ситуациях. Нельзя не отметить, что в современном образовании немаловажную роль играет самостоятельная работа студентов. Использование учебной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Internet как источник дополнительных интерактивных курсов. Предложение интерактивных, профессиональных курсов по выбору не должно становиться самоцелью. Во-первых, выбор студента должен находиться в пределах основного направления подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору необходимо подбирать на одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как альтернативные стороны одного общего предмета изучения.
Исходя из вышеперечисленного, в настоящее время процесс преподавания экономических дисциплин должен быть направлен на решение экономических проблем посредством установления коммуникаций студент-преподаватель; умение их выстраивать в рамках имитации экономического процесса преподавателем – это будет иметь эффективное воздействие на формирование высокого профессионального уровня подготовки студентов. Это «способствует всесторонней образованности, развитию интеллектуальных способностей, творческого мышления, опережающего воображения, деловых и нравственных качеств, что является необходимой предпосылкой формирования профессиональной культуры будущих экономистов» [5, с. 215].
Экономическое образование в высшей школе ориентировано на развитие специалиста, способного и развивать научно-экономические сферы деятельности, и направлять социальный прогресс. В условиях университетского образования реально получить качественно новый уровень профессиональной подготовки, создать оптимальные организационные, учебные и научно-методические условия для формирования поликультурной, гуманно-нравственной, творчески развитой, интеллектуальной, конкурентоспособной, целостной личности с высокой гражданской позицией [7].
Библиографическая ссылка
Абзгильдин Д.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18477 (дата обращения: 21.11.2024).