Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ГРУППЫ РИСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Простакишина Ю.А. 1
1 ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя»
Проведен анализ современной отечественной и Советской педагогической литературы в отношении понятия группы риска несовершеннолетних. Рассмотрено понятие «дети группы риска» на международном и федеральном уровне, в аспекте от национальной стратегии действий в интересах детей, а также ФГОС ООО и ФГОС ВО. Определена типология детей (несовершеннолетних) группы риска, в виду разрозненности дефиниции, и выявлены общие подходы педагогов при рассмотрении данной проблемы. На основании проведенного анализа и сравнения дефиниций выдвинуто рабочее определение понятия «несовершеннолетние группы риска» в данном исследовании. Cтатья посвящена изучению и анализу научно-педагогической, психологической и социальной литературы, авторы которых посвятили свои труды глубокому изучению вопроса «группы риска несовершеннолетних». В статье сравниваются авторские понятия группы риска.
группа риска
несовершеннолетний
дети
социально-незащищенные подростки
трудные дети
социально-опасные ситуации
отклоняющееся поведение
конформизм
нормы поведения
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1994. – 278 с.
2. Гриценко Г.Д., Часовская Л.А. Подрастающее поколение как группа риска в современном российском обществе: монография – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 145 с.
3. Коджаспирвова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. С.68 
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=9959&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6970525596734938#0 (дата обращения: 30.01.2018).
5. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. – 2006. – №1. – С.103–113.
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 797 с.
7. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 59. 
8. Приказ №1611 от 19.12.2016 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/440501.pdf (дата обращения: 30.01.2018).
9. Селиванова О.А. Социально-педагогические технологии профилактической работы с несовершеннолетними группы риска: учебное пособие. 3–е изд. Тюмень: Типография «Печатник», 2014. – 148 с.
10. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект: моногр. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Т.С. Дорохова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ООО «Издательский дом „Ажур“«, 2015. – 224 с.
11. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы (Очерки). – М.: Знание, 1967. – С. 79.
12. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 30.01.2018).
13. Ульянова И.В., Попова Т.А. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9–2. – с. 343–349, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36231 (дата обращения: 30.01.2018).
14. Федеральный закон от 24.06.1999 №120–ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102060520&intelsearch=%D4%C7+120–%D4%C7 (дата обращения: 30.01.2018).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 30.01.2018).
16. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Учебное пособие / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Мискадзе. – М.: Ин-т практической психологии, 1996. – С. 195. 

В соответствии с нормативными документами международного [4] и федерального [14] уровней детьми считаются лица в возрасте от 0 до 18 лет, несовершеннолетними считаются «лица, не достигшее возраста 18 лет» [14]. В виду практической деятельности социальных педагогов, опираемой на ФГОС ООО [15], в соотношении с выпускаемыми кадрами по ФГОС ВО по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» [8], дети (несовершеннолетние) – это лица, в возрасте от 6 (7) до 18 лет. Одной из главенствующих целей и национальных приоритетов в государственной политике Российской Федерации является улучшение социального положения детей (несовершеннолетних). Данные процедуры проявляются в реализации прав несовершеннолетних, в их защите, во всестороннем развитии духовного, культурного и нравственного направления, однако, подчеркнем одно из наиболее важных направлений – предупреждение социального неблагополучия детей – педагогическая, психологическая, медицинская, социальная и комплексная реабилитации, забота о жизнеустройстве и адаптации в социальном обществе. В современных условиях образовательного процесса обучаются несовершеннолетние разных категорий: дети группы риска; дети, склонные к девиантному поведению; одаренные дети; дети – сироты; и др. Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [12] поставлены и определены задачи в отношении категории детей групп риска, как в образовательной, так и в семейных сферах. Для того, чтобы ознакомиться с системой мер по стратегиям в интересах детей групп риска, необходимо сформировать понимание дефиниции «дети группы риска» (несовершеннолетние группы риска).

К несовершеннолетним группы риска, как правило, в научной литературе, относят несовершеннолетних из неблагополучных семей, несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (девиантное, делинквентное, асоциальное), несовершеннолетних с врожденными или приобретенными заболеваниями.

По мнению Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. «группа риска – это категории населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки (т.е. поступки отклоняющиеся от нормы или уголовно наказуемые)» [3, С.68]. Обосновывая данное определение, приходим к выводу, что несовершеннолетние, совершающие или совершившие правонарушения, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, и на внутри школьном учете, относятся к группе риска.

Мельников Ю.А. считает, что «ситуация социально опасного положения несовершеннолетнего определяется в науке, как совокупность обстоятельств жизни несовершеннолетнего, способствующих перерастанию трудной жизненной ситуации в криминогенную (виктимогенную, безнадзорную и проч.), ведущую к формированию антиобщественного образа жизни, заканчивающуюся возникновением реальной угрозы вреда как самой личности несовершеннолетнего, так и окружающим и требующую применение мер общественной и личной безопасности» [2].

Ученые в области педагогики, психологии и социологии используют различные типологии понятия подростков группы риска:

• С.А. Беличева, Е.И. Казакова, Г.Ф. Кумарина, Л.Я. Олиференко, А.И. Прихожан, Т.И. Шульга и др. – используют понятие «группы риска»;

• Л.В. Мардахаев [6] относит тех подростков к группе риска, кто зависим от социальных обстоятельств или действий окружающей среды. К примеру, дети из многодетных и неполных семей; дети с ограниченными возможностями здоровья и проч.;

• М.А. Галагузова [10] связывает понятие «дети группы риска» с понятием отклонение от нормы;

• Ю.А. Клейберг, И.Ф. Нестерова и др. – называют детей «группой риска» и подростками с девиантным поведением, не отмечая различий между этими отклонениями;

• Г.Ф. Кумарина относит «детей группы риска» к детям, испытывающим трудности в обучении, связанным с состоянием здоровья и развития, так как находятся «в пограничной зоне между возрастной нормой и патологией» [Галагузова]

• А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др. – социально незащищенными подростками;

• П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Сухомлинский В.А. Макаренко А.С. и др. – «трудные дети».

Более употребляемым термином (до появления дефиниции «дети группы риска») в отечественной Советской педагогике 1920–1950 годов считался «трудные дети». Педагогами были созданы комунны по воспитанию «трудных детей», в которых активно исследовались формы проявления склонности к правонарушениям среди подростков. Сухомлинский В.А. писал, что «трудный ребёнок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом... это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей...» [11, С.79].

Однако стоит отметить, что при разном обозначении и разрозненности понятий, авторы склоняются к одному мнению, что для детей группы риска свойственны такие аспекты, как «отклонение от общепринятых социальных норм и наличие различного рода отклонений в обучении, поведении, развитии» [2, С. 6].

Например, С.А. Беличева считает, что в группу риска входят дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функции институтов социализации (семья, школа и т.д.) дезадаптация детей и подростков проявляется в виде трудновоспитуемости [1, С. 24].

И.В. Ульянова считает главным фактором рискованного поведения – «фактор низкого уровня готовности к формированию гуманистических смысложизненных ориентаций личности. При повышении данного уровня готовности снижается склонность подростка к рискованному поведению» [13].

По мнению Л.Я. Олиференко «дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних» [7, С. 59].

Т.И. Шульга и др. считают, что несовершеннолетние группы риска: «кто в силу разных обстоятельств оказался без опеки и попечительства родителей, и характеризуется тем, что оказались в тяжелой жизненной ситуации, имеют отрицательный жизненный опыт в оценке себя и своих возможностей, плохо успевают в учебе, перенесли различные травмы (физические, психические, сексуальные), жили в асоциальных семьях» [2, С. 12].

По мнению, Г.Д. Гриценко и др. подростки группы риска – это группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды [2, С. 8].

При мониторинге и анализе публикаций, связанных с противоправным поведением несовершеннолетних, считаем, что к группе риска относятся несовершеннолетние, предрасположенные, в силу психических и средовых воздействий, к совершению антиобщественных действий, либо те несовершеннолетние, которые уже совершили антиобщественное действие – правонарушители (преступники) [5, С.103–113].

В психологии к группе риска относят подростков с отклонениями в развитии, не имеющих резко выраженной клинико-патологической характеристики, а также наиболее уязвимые контингенты населения по отношению к неблагоприятным воздействиям, в частности детей и подростков с акцентуациями характера. [16, С.96]

В современной отечественной науке отсутствует единая точка зрения в отношении дефиниции «дети группы риска». Данная неопределенность возникает, в виду разнородности причисления к конкретным категориям детей, в виду сложившихся жизненных обстоятельств, и проч.. однако, несмотря на отличия, прослеживается близость педагогов к тому, что несовершеннолетние группы риска – социально и педагогически запущенные дети, подверженные влиянию макрофакторов, мезофакторов и микрофакторов; несовершеннолетние, которые не могут самореализоваться и адаптироваться в социуме в одиночку. Понятие «дети группы риска» имеет собственное значение в сфере его разработки и применения, в целом оно означает отклонение от принятых в социуме норм поведения, что на наш взгляд слишком узко, так как подростки группы риска ведут себя и не только в урон обществу, и себе, но также прослеживается и положительная тенденция, в виду одаренности.

Считаем, что несовершеннолетние группы риска – это лица нашего общества, которые ищут новых ощущений. У несовершеннолетних группы риска очевидно присутствие конформизма в поведении, когда несовершеннолетний принимает (подчиняется) мнению группы, в которую он был включен, не зависимо от верности или не верности данного мнения (даже если несовершеннолетний понимает, что данное мнение в корне неправильное, он продолжает его придерживаться, в виду боязни остаться в изоляции от группы).


Библиографическая ссылка

Простакишина Ю.А. ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ГРУППЫ РИСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18475 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674