В соответствии с нормативными документами международного [4] и федерального [14] уровней детьми считаются лица в возрасте от 0 до 18 лет, несовершеннолетними считаются «лица, не достигшее возраста 18 лет» [14]. В виду практической деятельности социальных педагогов, опираемой на ФГОС ООО [15], в соотношении с выпускаемыми кадрами по ФГОС ВО по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» [8], дети (несовершеннолетние) – это лица, в возрасте от 6 (7) до 18 лет. Одной из главенствующих целей и национальных приоритетов в государственной политике Российской Федерации является улучшение социального положения детей (несовершеннолетних). Данные процедуры проявляются в реализации прав несовершеннолетних, в их защите, во всестороннем развитии духовного, культурного и нравственного направления, однако, подчеркнем одно из наиболее важных направлений – предупреждение социального неблагополучия детей – педагогическая, психологическая, медицинская, социальная и комплексная реабилитации, забота о жизнеустройстве и адаптации в социальном обществе. В современных условиях образовательного процесса обучаются несовершеннолетние разных категорий: дети группы риска; дети, склонные к девиантному поведению; одаренные дети; дети – сироты; и др. Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [12] поставлены и определены задачи в отношении категории детей групп риска, как в образовательной, так и в семейных сферах. Для того, чтобы ознакомиться с системой мер по стратегиям в интересах детей групп риска, необходимо сформировать понимание дефиниции «дети группы риска» (несовершеннолетние группы риска).
К несовершеннолетним группы риска, как правило, в научной литературе, относят несовершеннолетних из неблагополучных семей, несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (девиантное, делинквентное, асоциальное), несовершеннолетних с врожденными или приобретенными заболеваниями.
По мнению Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. «группа риска – это категории населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки (т.е. поступки отклоняющиеся от нормы или уголовно наказуемые)» [3, С.68]. Обосновывая данное определение, приходим к выводу, что несовершеннолетние, совершающие или совершившие правонарушения, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, и на внутри школьном учете, относятся к группе риска.
Мельников Ю.А. считает, что «ситуация социально опасного положения несовершеннолетнего определяется в науке, как совокупность обстоятельств жизни несовершеннолетнего, способствующих перерастанию трудной жизненной ситуации в криминогенную (виктимогенную, безнадзорную и проч.), ведущую к формированию антиобщественного образа жизни, заканчивающуюся возникновением реальной угрозы вреда как самой личности несовершеннолетнего, так и окружающим и требующую применение мер общественной и личной безопасности» [2].
Ученые в области педагогики, психологии и социологии используют различные типологии понятия подростков группы риска:
• С.А. Беличева, Е.И. Казакова, Г.Ф. Кумарина, Л.Я. Олиференко, А.И. Прихожан, Т.И. Шульга и др. – используют понятие «группы риска»;
• Л.В. Мардахаев [6] относит тех подростков к группе риска, кто зависим от социальных обстоятельств или действий окружающей среды. К примеру, дети из многодетных и неполных семей; дети с ограниченными возможностями здоровья и проч.;
• М.А. Галагузова [10] связывает понятие «дети группы риска» с понятием отклонение от нормы;
• Ю.А. Клейберг, И.Ф. Нестерова и др. – называют детей «группой риска» и подростками с девиантным поведением, не отмечая различий между этими отклонениями;
• Г.Ф. Кумарина относит «детей группы риска» к детям, испытывающим трудности в обучении, связанным с состоянием здоровья и развития, так как находятся «в пограничной зоне между возрастной нормой и патологией» [Галагузова]
• А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др. – социально незащищенными подростками;
• П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Сухомлинский В.А. Макаренко А.С. и др. – «трудные дети».
Более употребляемым термином (до появления дефиниции «дети группы риска») в отечественной Советской педагогике 1920–1950 годов считался «трудные дети». Педагогами были созданы комунны по воспитанию «трудных детей», в которых активно исследовались формы проявления склонности к правонарушениям среди подростков. Сухомлинский В.А. писал, что «трудный ребёнок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом... это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей...» [11, С.79].
Однако стоит отметить, что при разном обозначении и разрозненности понятий, авторы склоняются к одному мнению, что для детей группы риска свойственны такие аспекты, как «отклонение от общепринятых социальных норм и наличие различного рода отклонений в обучении, поведении, развитии» [2, С. 6].
Например, С.А. Беличева считает, что в группу риска входят дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функции институтов социализации (семья, школа и т.д.) дезадаптация детей и подростков проявляется в виде трудновоспитуемости [1, С. 24].
И.В. Ульянова считает главным фактором рискованного поведения – «фактор низкого уровня готовности к формированию гуманистических смысложизненных ориентаций личности. При повышении данного уровня готовности снижается склонность подростка к рискованному поведению» [13].
По мнению Л.Я. Олиференко «дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних» [7, С. 59].
Т.И. Шульга и др. считают, что несовершеннолетние группы риска: «кто в силу разных обстоятельств оказался без опеки и попечительства родителей, и характеризуется тем, что оказались в тяжелой жизненной ситуации, имеют отрицательный жизненный опыт в оценке себя и своих возможностей, плохо успевают в учебе, перенесли различные травмы (физические, психические, сексуальные), жили в асоциальных семьях» [2, С. 12].
По мнению, Г.Д. Гриценко и др. подростки группы риска – это группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды [2, С. 8].
При мониторинге и анализе публикаций, связанных с противоправным поведением несовершеннолетних, считаем, что к группе риска относятся несовершеннолетние, предрасположенные, в силу психических и средовых воздействий, к совершению антиобщественных действий, либо те несовершеннолетние, которые уже совершили антиобщественное действие – правонарушители (преступники) [5, С.103–113].
В психологии к группе риска относят подростков с отклонениями в развитии, не имеющих резко выраженной клинико-патологической характеристики, а также наиболее уязвимые контингенты населения по отношению к неблагоприятным воздействиям, в частности детей и подростков с акцентуациями характера. [16, С.96]
В современной отечественной науке отсутствует единая точка зрения в отношении дефиниции «дети группы риска». Данная неопределенность возникает, в виду разнородности причисления к конкретным категориям детей, в виду сложившихся жизненных обстоятельств, и проч.. однако, несмотря на отличия, прослеживается близость педагогов к тому, что несовершеннолетние группы риска – социально и педагогически запущенные дети, подверженные влиянию макрофакторов, мезофакторов и микрофакторов; несовершеннолетние, которые не могут самореализоваться и адаптироваться в социуме в одиночку. Понятие «дети группы риска» имеет собственное значение в сфере его разработки и применения, в целом оно означает отклонение от принятых в социуме норм поведения, что на наш взгляд слишком узко, так как подростки группы риска ведут себя и не только в урон обществу, и себе, но также прослеживается и положительная тенденция, в виду одаренности.
Считаем, что несовершеннолетние группы риска – это лица нашего общества, которые ищут новых ощущений. У несовершеннолетних группы риска очевидно присутствие конформизма в поведении, когда несовершеннолетний принимает (подчиняется) мнению группы, в которую он был включен, не зависимо от верности или не верности данного мнения (даже если несовершеннолетний понимает, что данное мнение в корне неправильное, он продолжает его придерживаться, в виду боязни остаться в изоляции от группы).
Библиографическая ссылка
Простакишина Ю.А. ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ГРУППЫ РИСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18475 (дата обращения: 23.11.2024).