В последние пять лет на территории Российской Федерации возросло количество совершения административных правонарушений, совершающиеся несовершеннолетними и остается на высоком уровне. Количеств выявленных детей и подростков, совершивших административные правонарушения в г. Москва на 2017 год составило 22545 человек. Для уменьшения числа совершения административных правонарушений лицами не достигших 18 летнего возраст, нельзя ограничиваться только применением мер административного или уголовного наказания. В современных условиях профилактика административных правонарушении совершаемые несовершеннолетними, стала одним из приоритетных направлений государственных структур и деятельности ПДН.
Преступность несовершеннолетних, имеет свои специфические особенности. Данная преступность в отличии от взрослой отличается высокой степенью активности и динамичностью. Люди, совершающие преступления в подростковом возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию.
Таким образом, профилактическая деятельность выдвигает на первый план компонент изучения личности несовершеннолетнего, требующего индивидуального подхода со стороны каждого из субъектов профилактики [6].
Данная модель рассчитана на несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в возрасте с 16 до 18 лет.
Модель состоит из трех этапов, включающих в себя:
Первый этап – первичная профилактика;
Второй этап – вторичная профилактика;
Третий этап – критерии оценки деятельности.[8]
Правовые основы модели составляют: Концепция ООН о правах ребенка, Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 N 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Введение модели профилактической работы с несовершеннолетними, совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания возникает из-за необходимости регламентации практики профилактической работы сотрудников ПДН по типовым нарушениям, которые совершают несовершеннолетние в области административного законодательства, а также введения четких критериев оценки деятельности работы ПДН по данному направлению.
В настоящий момент проблемы профилактической работы ПДН по административным правонарушениям, совершаемыми несовершеннолетними носят многоаспектный характер. Но на практике возникает проблема отсутствия конкретной модели профилактической деятельности сотрудников ПДН в данной сфере.[5]
Задачами ПДН по профилактике, предупреждении и пресечении административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними являются:
1. Предупреждение правонарушений и антисоциальных поступков подростков;
2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
4.Улучшению взаимодействия с представленными выше организациями, по вопросам профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Обозначив перечень задач, стоящих перед службой ПДН по вопросам предупреждения и пресечения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, можно определиться с методикой деятельности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения. Первичная профилактика – меры, направленные на предотвращение негативных факторов, влияющих на проявление девиантного поведения (биологических, социально-экономических и др.)
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем.
На ранних стадиях проявлений склонности к девиантному поведению, данную функцию выполняют такие социальные институты как семья, учреждения образования, правоохранительные органы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов, сотрудников ПДН, а также система организации досуговой деятельности и т.п.
На этом этапе сутью профилактики заключается в создание для несовершеннолетнего, условий удовлетворять свои ментальные и витальные потребности законными способами, а также своевременное и качественное правовое информирование о недопустимом поведении и негативных последствиях, которые могут повлечь административные взыскания.
В данном плане работы, в рамках реализации первичной профилактики административных правонарушений несовершеннолетних, сотрудниками ПДН, совместно с администрацией школы необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. Проведение родительских собраний по вопросам совершения правонарушений среди подростков, а также об ответственности несовершеннолетних.
2. Осуществление рейдов по территории обслуживания с привлечением родительского патруля по выявлению обучающихся, нарушающих общественный порядок.
3. Проведение лекций с обучающимися на правовую тематику.
4. Профилактическая работа с подростками, состоящими на ВШУ и учёте в ПДН.
5. Выявление подростков, у которых проявляется склонность к употреблению наркотических, токсических средств и алкоголя.
Вторичная профилактика – комплекс мер, направленных на работу с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения, в возрасте от 16 до 18 лет. Основными задачами вторичной профилактики являются: работа с несовершеннолетними, которые уже совершили административные правонарушения, и недопущение двойной превенции по более тяжким статьям КоАП РФ и УК РФ.
Данный этап профилактической работы возникает с момента совершения административного правонарушения несовершеннолетним в возрасте.
К осуществлению вторичной профилактики осуществляется привлечение – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные педагоги и психологи школы (если несовершеннолетний учится), работодатели (если несовершеннолетний работает), родители (при условии сохранения эмоциональных связей между ними и ребенком).
Третий этап. Согласно приказу МВД России № 1040 от 31.12.2013 г. «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России», критерием оценки деятельности службы ПДН оценивается как отрицательная динамика преступлений совершенных несовершеннолетними от общей доли предварительно расследованных, так и отрицательная динамика количества несовершеннолетних совершивших преступления.
Данные критерии оценки деятельности не учитывают работу сотрудников ПДН по профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, которые составляют основной объем работы по отношению к уголовным преступлениям.
Как вариант решения этой проблемы предлагается введение отрицательной динамики рецидивных (совершенных повторно в течении года, после момента совершения первого правонарушения) административных правонарушений и как следствие реальный контроль деятельности инспекторов ПДН по профилактике правонарушений.
Несмотря на широкий спектр функций, сосредоточенных у службы ПДН и остальных органов профилактики правонарушений несовершеннолетних, данная профилактика в последнее время испытывает серьезные проблемы. Опыт деятельности на данном направлении, в частности службы ПДН, доказывает, что успешное решение данной проблемы может быть достигнут только согласованными усилиями целого ряда государственных и общественных структур.
Значимую роль в данном процессе возлагается на административно-правовое предупреждение правонарушений несовершеннолетних, поскольку оно обычно позволяет оказать необходимое воспитательное воздействие на несовершеннолетнего правонарушителя еще на ранней стадии, однако данный вид предупредительной работы с несовершеннолетними нуждается в существенной корректировке.
Библиографическая ссылка
Гаврилина А.А., Никитская Е.А. СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18471 (дата обращения: 21.11.2024).