Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Гаврилина А.А. 1 Никитская Е.А. 1
1 Московский университет Министерства внутренних дел россии им. В.Я. Кикотя
Статья посвящена проблеме профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Рассмотрение направлений деятельности сотрудников ПДН по профилактике преступлений, совершённых несовершённолетними. Описание профилактической модели сотрудника ПДН. Раскрытие понятий первичной, вторичной и третичной профилактики. Критерии оценивания деятельности подразделений ПДН. Анализированы законодательные нормы по данному вопросу, которые содержатся в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Приказе МВД России от «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». Необходимость комплексного усиления деятельности по минимизации совершения преступлений несовершеннолетними, путем повышения эффективности работы по улучшению положения детей, защите их прав, более ранней профилактике со стороны органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.
профилактика
модель
несовершеннолетний
подразделение по делам несовершеннолетних
1. Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».
2. Евсеева И.Г., О важности понимания гуманистических ценностей при подготовке будущих инспекторов ПДН В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов Международной конференции, посвященной празднованию 15–летия Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – С. 391–394.
3. Евсеева И.Г., Правовое воспитание как условие позитивной социализации подростков с девиантным поведением // Правовое воспитание молодежи: семья и социум. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 223–226.
4. Бочкарева Г.Г. Психология подростков-правонарушителей // Советская юстиция. 2011. № 22. С. 52.
5. Мещерякова Е.И. К вопросу о совершенствовании профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» ВАК, 2014.
6. Кузьмина Ю.А, Майорова С.А, Социальная работа подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике беспризорности и безнадзорности в Нижнем Новгороде, 2016.
7. Солдатов Н.С. Подготовка сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних МВД РФ к профилактике девиантности: Дис. … канд. пед. наук, 2009.
8. Актуальные проблемы профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними Авдеева А.Ю., 2015.

В последние пять лет на территории Российской Федерации возросло количество совершения административных правонарушений, совершающиеся несовершеннолетними и остается на высоком уровне. Количеств выявленных детей и подростков, совершивших административные правонарушения в г. Москва на 2017 год составило 22545 человек. Для уменьшения числа совершения административных правонарушений лицами не достигших 18 летнего возраст, нельзя ограничиваться только применением мер административного или уголовного наказания. В современных условиях профилактика административных правонарушении совершаемые несовершеннолетними, стала одним из приоритетных направлений государственных структур и деятельности ПДН.

Преступность несовершеннолетних, имеет свои специфические особенности. Данная преступность в отличии от взрослой отличается высокой степенью активности и динамичностью. Люди, совершающие преступления в подростковом возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию.

Таким образом, профилактическая деятельность выдвигает на первый план компонент изучения личности несовершеннолетнего, требующего индивидуального подхода со стороны каждого из субъектов профилактики [6].

Данная модель рассчитана на несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в возрасте с 16 до 18 лет.

Модель состоит из трех этапов, включающих в себя:

Первый этап – первичная профилактика;

Второй этап – вторичная профилактика;

Третий этап – критерии оценки деятельности.[8]

Правовые основы модели составляют: Концепция ООН о правах ребенка, Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 N 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Введение модели профилактической работы с несовершеннолетними, совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания возникает из-за необходимости регламентации практики профилактической работы сотрудников ПДН по типовым нарушениям, которые совершают несовершеннолетние в области административного законодательства, а также введения четких критериев оценки деятельности работы ПДН по данному направлению.

В настоящий момент проблемы профилактической работы ПДН по административным правонарушениям, совершаемыми несовершеннолетними носят многоаспектный характер. Но на практике возникает проблема отсутствия конкретной модели профилактической деятельности сотрудников ПДН в данной сфере.[5]

Задачами ПДН по профилактике, предупреждении и пресечении административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними являются:

1. Предупреждение правонарушений и антисоциальных поступков подростков;

2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

4.Улучшению взаимодействия с представленными выше организациями, по вопросам профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Обозначив перечень задач, стоящих перед службой ПДН по вопросам предупреждения и пресечения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, можно определиться с методикой деятельности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения. Первичная профилактика – меры, направленные на предотвращение негативных факторов, влияющих на проявление девиантного поведения (биологических, социально-экономических и др.)

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем.

На ранних стадиях проявлений склонности к девиантному поведению, данную функцию выполняют такие социальные институты как семья, учреждения образования, правоохранительные органы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов, сотрудников ПДН, а также система организации досуговой деятельности и т.п.

На этом этапе сутью профилактики заключается в создание для несовершеннолетнего, условий удовлетворять свои ментальные и витальные потребности законными способами, а также своевременное и качественное правовое информирование о недопустимом поведении и негативных последствиях, которые могут повлечь административные взыскания.

В данном плане работы, в рамках реализации первичной профилактики административных правонарушений несовершеннолетних, сотрудниками ПДН, совместно с администрацией школы необходимо реализовать следующие мероприятия:

1. Проведение родительских собраний по вопросам совершения правонарушений среди подростков, а также об ответственности несовершеннолетних.

2. Осуществление рейдов по территории обслуживания с привлечением родительского патруля по выявлению обучающихся, нарушающих общественный порядок.

3. Проведение лекций с обучающимися на правовую тематику.

4. Профилактическая работа с подростками, состоящими на ВШУ и учёте в ПДН.

5. Выявление подростков, у которых проявляется склонность к употреблению наркотических, токсических средств и алкоголя.

Вторичная профилактика – комплекс мер, направленных на работу с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения, в возрасте от 16 до 18 лет. Основными задачами вторичной профилактики являются: работа с несовершеннолетними, которые уже совершили административные правонарушения, и недопущение двойной превенции по более тяжким статьям КоАП РФ и УК РФ.

Данный этап профилактической работы возникает с момента совершения административного правонарушения несовершеннолетним в возрасте.

К осуществлению вторичной профилактики осуществляется привлечение – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные педагоги и психологи школы (если несовершеннолетний учится), работодатели (если несовершеннолетний работает), родители (при условии сохранения эмоциональных связей между ними и ребенком).

Третий этап. Согласно приказу МВД России № 1040 от 31.12.2013 г. «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России», критерием оценки деятельности службы ПДН оценивается как отрицательная динамика преступлений совершенных несовершеннолетними от общей доли предварительно расследованных, так и отрицательная динамика количества несовершеннолетних совершивших преступления.

Данные критерии оценки деятельности не учитывают работу сотрудников ПДН по профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, которые составляют основной объем работы по отношению к уголовным преступлениям.

Как вариант решения этой проблемы предлагается введение отрицательной динамики рецидивных (совершенных повторно в течении года, после момента совершения первого правонарушения) административных правонарушений и как следствие реальный контроль деятельности инспекторов ПДН по профилактике правонарушений.

Несмотря на широкий спектр функций, сосредоточенных у службы ПДН и остальных органов профилактики правонарушений несовершеннолетних, данная профилактика в последнее время испытывает серьезные проблемы. Опыт деятельности на данном направлении, в частности службы ПДН, доказывает, что успешное решение данной проблемы может быть достигнут только согласованными усилиями целого ряда государственных и общественных структур.

Значимую роль в данном процессе возлагается на административно-правовое предупреждение правонарушений несовершеннолетних, поскольку оно обычно позволяет оказать необходимое воспитательное воздействие на несовершеннолетнего правонарушителя еще на ранней стадии, однако данный вид предупредительной работы с несовершеннолетними нуждается в существенной корректировке.


Библиографическая ссылка

Гаврилина А.А., Никитская Е.А. СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18471 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674