Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 12–13 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ I-II СТЕПЕНИ

Лапина К.А. 1 Черноземов В.Г. 1
1 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Предотвращение прогрессирования сколиоза у детей в период незавершенного роста представляет особую сложность. В данной статье рассматривается проблема сколиотической деформации позвоночника у детей в возрасте 12–13 лет со сколиозом I-II степени в условиях санаторной школы-интерната. В статье проводится оценка влияния систематических занятий физическими упражнениями на процесс коррекции позвоночника данной категории детей. Проанализированы показатели физического развития и функциональное состояние дыхательной системы детей в динамике реабилитации. Оценен уровень и гармоничность физического развития, исследованы функциональные показатели мышечной силы и силовой выносливости мышц в процессе реабилитации. Обоснованы практические выводы о различной эффективности занятий физическими упражнениями у детей подросткового возраста в группах мальчиков и девочек. Опыт данного исследования может быть применен в практической деятельности специалистов, реализующих реабилитационно-образовательную деятельность для детей со сколиозом.
деформация
сколиоз
подростковый возраст
опорно-двигательный аппарат
коррекция
физические качества
1. Котельников Г.П., Чернов А.П. Справочник по ортопедии. Сколиоз. – М., 2005. – 376 с.
2. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: метод.пособие / В.К. Велитченко. – М.: ТЕРА-СПОРТ, 2003. – 336 с.
3. Липина Е.В. Восстановительное лечение детей и подростков с идиопатическим сколиозом: автореферат дис. – Томск, 2007. – 22 с.
4. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / М.И. Фонарев. – Л.: Медицина, 1988. – 143 с.

По данным научно-методической литературы в последние десятилетия отмечается угрожающее увеличение числа детей и подростков с той или иной степенью нарушения осанки. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей.

Известно, что сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний школьников Севера и выявляется у 2–8 % детей [3]. Прогрессирование деформации позвоночника приводит к изменению формы грудной клетки и таза, а также функциональным нарушениям в кардио-респираторной, нервно-мышечной, вегетативной, пищеварительной, мочевыводящей и других системах [1].

В периоды физиологических колебаний интенсивности роста деформация позвоночника прогрессирует значительно быстрее. Предотвращение прогрессирования сколиоза у детей в период незавершенного роста представляет особую сложность. Значительное количество научных и научно-методических разработок по вопросам профилактики и коррекции сколиотической деформации до настоящего времени не позволяют эффективно справляться с неуклонно растущей численностью детей с различными нарушениями осанки сколиозом и сохраняют научно-практическую актуальность данной проблемы. Таким образом, тема проведенного нами исследования является актуальной.

Цель исследования: оценить особенности физических качеств детей в возрасте 12–13 лет со сколиозом I-II степени.

Для достижения поставленной цели последовательно решались следующие задачи:

1. Оценить уровень и гармоничность физического развития детей.

2. Проанализировать показатели физического развития детей в динамике реабилитации.

3. Исследовать функциональное состояние дыхательной системы в исследуемой группе в динамике реабилитации.

4. Оценить функциональные показатели мышечной силы и силовой выносливости мышц в процессе реабилитации.

5. Объектом исследования является процесс коррекции позвоночника у детей со сколиозом.

Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на процесс коррекции позвоночника детей 12–13 лет со сколиозом I-II степени.

Гипотеза – мы предположили, что занятия физическими упражнениями у детей подросткового возраста имеет различную эффективность в группах мальчиков и девочек.

Материалы исследования. Исследование проводилось на базе «Архангельской санаторной школы-интерната №1» в период учебного года с сентября 206 по май 2017 года. В исследовании приняли участие 26 детей (12–13 лет) с диагнозом сколиотическая болезнь, из них 14 девочек и 12 мальчиков.

Методы исследования:

I. Антропометрическое исследование (длина тела сидя и стоя, масса тела, окружность грудной клетки).

1. Измерение длины тела проводилось с помощью ростомера в см. Для измерения роста в положении «стоя» обследуемый встаёт по стойке смирно», касаясь вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком; голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая угол глаза и козелок уха была на линии, горизонтальной полу. Для измерения длины в положении «сидя» обследуемый садится на скамейку, касаясь вертикальной планки ростомера копчиком, лопатками, затылком.

2. Измерение массы тела проводилось на медицинских электронных весах, в кг.

3. Измерение окружности грудной клетки проводилось сантиметровой лентой, которую накладывали сзади под нижние углы лопаток, спереди – на уровне прикрепления 4 ребер к грудине. При наложении сантиметровой лентой, обследуемый отводит руки в сторону. Измерение проводят при опущенных руках. Окружность грудной клетки измеряется на максимальном вдохе, полном выдохе, во время паузы.

Оценка физического развития проводилась в соответствии с центильными таблицами физического развития детей. Оценку физического развития определяли по градациям – низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое, гармоничность развития оценивали по градациям – гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное.

II. Исследование функционального состояния дыхательной системы

1. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) производилось спирометром. Обследуемый предварительно делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз, глубоко вздохнув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа. Точность измерения в пределах 100 мл.

2. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Обследуемый делает полный вдох и выдох и затем снова вдох (80–90 % от максимального), закрывает нос и рот. Определяется время, в течение которого исследуемый может задержать дыхание.

3. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Исследуемый после полного выдоха и вдоха снова выдыхает и задерживает дыхание.

Оценка дыхательных проб представлена в табл. 1.

Таблица 1

Показатели пробы Штанге (на вдохе) и Генчи (на выдохе) в с

Пол

Возраст

(лет)

мальчики

девочки

Проба Штанге

Проба

Генчи

Проба Штанге

Проба

Генчи

12

60

22

48

22

13

61

24

50

19

III. Исследование функционального состояния опорно-двигательного аппарата (динамометрия, силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса)

1. Динамометрия – измерение силы мышц, сгибающих ладонь и пальцы – проводится ручным динамометром. Обследуемый в положении «стоя» захватывает рукой динамометр циферблатом к ладони. Затем без напряжения в плече вытягивают руку в сторону и сжимают динамометр с максимальной силой (не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе). Исследования повторяют 2 – 3 раза, фиксируется лучший результат. Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей представлены в табл. 2 [2].

Таблица 2

Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей (кг)

Возраст в годах

мальчики

девочки

12

25,9±5,5

19,6 ±4,7

13

26,2 ±7,0

21,6 ±4,4

14

28,6±9,0

23,5±4,6

2. Для оценки состояния разгибателей туловища использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Испытуемый удерживал верхнюю часть туловища на весу, руки держа на поясе. Время удержания фиксировалось секундомером.

3. Для оценки состояния мышц брюшной стенки использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Исследуемый ложился на пол на спину, при этом руки фиксировались за головой, поднимал и удерживал ноги под углом 45 градусов. Время так же оценивалось с помощью секундомера. Силовая выносливость мышц менее 1 мин считается неудовлетворительной, от 1 до 2 мин – удовлетворительной, более 2 минут – хорошей [4].

Статистическую обработку материалов исследования проводили при помощи ПК с использованием электронных таблиц EXCEL XP. Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента. Различия считали достоверными при уровне значимости 95 % (р<0,05).

По результатам исследования уровня физического развития мы получили следующие данные.

lap1.tiff

Рис. 1. Распределение по уровню физического развития в группе мальчиков (n=12, в %)

lap2.tiff

Рис. 2. Распределение по уровню физического развития в группе девочек (n=14, в %)

В группе мальчиков большинство – 5 человек, что составило 41,7 %, имели физическое развитие выше среднего и 4 человека (33,3 %) – среднее, а 3 мальчика (25 %) – ниже среднего. В группе девочек большинство (8), что составило 57,1 %, имело среднее физическое развитие, 5 человек (35,7 %) – выше среднего, и только 1 девочка (7,2 %) – ниже среднего.

По гармоничности физического развития мы получили следующее распределение:

lap3.tiff

Рис. 3. Распределение по степени гармоничности физического развития в группе мальчиков (n=12, в %)

lap4.tiff

Рис. 4. Распределение по степени гармоничности физического развития в группе девочек (n=14, в %)

В группе мальчиков 6 человек (50 %) имели дисгармоничное развитие и 6 человек – резко дисгармоничное (рис. 3). В группе девочек большинство – 9 человек (64,3 %) имели дисгармоничное развитие, 3 человека (21,4 %) резко дисгармоничное, и лишь 2 девочки (14,3 %) – гармоничное (рис. 4).

По весо-ростовому показателю распределение было следующим.

lap5.tiff

Рис. 5. Распределение по весо-ростовому показателю в группе мальчиков (n=12, в %): ДМТ – дефицит массы тела, ИМТ – избыток массы тела

lap6.tiff

Рис. 6. Распределение по весо-ростовому показателю в группе девочек (n=14, в %): ДМТ – дефицит массы тела, ИМТ – избыток массы тела

В группе мальчиков большинство исследуемых имело дефицит массы тела – 50 % II степени, 25 % (3 мальчика) – I степени, у 2 человек (16,7 %) был избыток массы тела I степени, а у 1 (8,3 %) – II степени. В группе девочек большинство – 5 человек, что составило 35,7 % имело дефицит массы тела I степени, у 1 девочки (7,1 %) – II степени; 4 (28,6 %) девочки имели избыток массы тела I степени, и 2 (14,3 %) – II степени; у 2 девочек нормальное соотношение веса и роста. Таким образом, большинство детей из исследуемой группы имеют развитие среднее и выше среднего, дисгармоничное и резко дисгармоничное, имеют несоответствие веса и роста – чаще всего дефицит массы тела I степени.

Исследуемые показатели физического развития детей – длину тела стоя и сидя, массу тела и окружность грудной клетки в паузе – мы определяли в начале учебного года в сентябре и в конце учебного года – в мае. Динамика и статистический анализ этих показателей представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели физического развития детей до и после реабилитации

Показатели

до

реабилитации

после

реабилитации

динамика

Р

1–3

2–4

девочки

(n=14)

1

мальчики

(n=12)

2

девочки

(n=14)

3

мальчики

(n=12)

4

Длина тела стоя (см)

155,1±2,7

152,3±2,3

158,0±2,4

157,6±2,5

+3,6 см

+1,87 %

+5,4 см

+3,5 %

2–4*

Длина тела сидя (см)

81,1±1,2

78,9±1,1

82,9±0,9

81,1±1,3

+1,8 см

+2,26 %

+2,2 см

+2,7 %

 

Масса тела

(кг)

42,6±3,8

41,2±2,6

44,5±3,4

43,3±2,7

+1,9 кг

+4,5 %

+2,1 кг

+ 5,3 %

2–4*

ОГК (пауза, см)

76,5±5,4

70,5±4,9

78,7±5,0

72,8±6,3

+2,2 см

+2,9 %

+2,3 см

+3,3 %

 

Примечание. * р<0,0

Среднегрупповой показатель длины тела сидя в динамике реабилитации в группе мальчиков увеличился на 3 %, у девочек на 2 %. Индивидуальные показатели прироста совпадали со среднегрупповым значением. Это косвенно означает, что средства физической реабилитации способствовали синхронному росту всех частей скелета – позвоночника и трубчатых костей, и остановке прогрессирования сколиотической деформации позвоночника.

Функциональное состояние дыхательной системы в исследуемой группе мы оценивали по результатам данных спирографии, по разнице окружностей грудной клетки на вдохе и на выдохе – показателю размаха дыхательных движений, и по результатам дыхательных проб – пробы Штанге – времени задержки дыхания на вдохе и пробы Генчи – времени задержки дыхания на выдохе (табл. 4).

Таблица 4

Показатели функционального состояния дыхательной системы детей до и после реабилитации

Показатели

До реабилитации

После реабилитации

Динамика

Р

1–3

2–4

девочки

(n=14)

1

мальчики

(n=12)

2

девочки

(n=14)

3

мальчики

(n=12)

4

ЖЕЛ

(мл)

2207±122,2

2125±73,9

2250±105,9

2379±101,6

+1,9 %

+11,9 %

*

2–4

Проба Штанге (сек)

35,1±16,4

42,9±8,2

40,9±8,2

49,1±18,1

+5,8 с

+6,2 с

 

Проба Генчи (сек)

21,8±7,9

28,7±4,4

23,6±5,0

31,1±3,9

+1,8 с

2,4 с

 

Размах дыхательных движений (см)

3,32±0,2

3,5±0,14

4,21±0,3

4,8±0,32

0,89

1,3

*1–3, 2–4

Примечание: р >0,05.

Показатель ЖЕЛ в группе мальчиков увеличился на 12 %, в группе девочек также наблюдается тенденция к увеличению.

Показатели дыхательных проб в группе мальчиков и девочек в динамике реабилитации улучшились. Таким образом, программа физической реабилитации способствовала улучшению функционального состояния дыхательной системы в обеих группах, но в группе мальчиков рост показателей статистически достоверен, а группе девочек наметилась лишь тенденция к улучшению, а по индивидуальным показателям результаты спирометрии у половины девочек не изменились и даже ухудшились.

Для функционального состояния мышечной системы мы исследовали кистевую силу правой и левой кисти с помощью динамометра дважды – в начале и в конце учебного года, силовую выносливость мышц спины по результатам пробы «рыбка» и мышц брюшного пресса трижды – в начале (обследование №1), в середине (№2) и в конце учебного года (№3). Среднегрупповые показатели по группе мальчиков представлены в табл. 5, по группе девочек – в табл. 6.

Таблица 5

Показатели мышечной силы и выносливости в группе мальчиков в динамике реабилитации (n=12)

 

Обследование №1

Обследование №2

Обследование №3

Прирост

р

Кистевая сила справа (кг)

20,42±1,94

 

22,42±1,76

1–3 – 9,8 %

 

Кистевая сила, слева (кг)

18,2±1,2

 

18,5±1,2

1–3 – 1,6 %

 

СВМ спины (с)

1,89±0,13

1,94±0,1

2,47±0,16

1–2 – 2,7 %

1–3– 27,3 %

1–3 *

СВМ брюшного пресса (с)

1, 26±0,09

1,34±0,1

1,7±0,16

1–2 – 6 %

1–3 – 26 %

1–3 *

Примечание. СМВ – силовая выносливость мышц.

Таблица 6

Показатели мышечной силы и выносливости в группе девочек в динамике реабилитации (n=14)

 

Обследование №1

Обследование №2

Обследование №3

прирост

р

Кистевая сила справа (кг)

18,86±0,82

 

19,2±0,57

1–3 – 4,6 %

 

Кистевая сила, слева (кг)

17,7±0,73

 

19,35±0,49

9,35 %

 

СВМ спины (с)

2,69±0,32

2,52±0,23

2,59±0,26

1–2 – 6,3 %

1–3 – 3,7 %

 

СВМ брюшного пресса (с)

1,13±0,03

1,25±0,08

1,43±0,08

1–2 – 1,6 %

1–3 – 2,6 %

 

Примечание. СМВ – силовая выносливость мышц.

Таким образом, функциональные показатели мышечной силы и силовой выносливости мышц в динамике физической реабилитации в течение одного учебного года оказались различными в группах мальчиков и девочек.

Тренировочная программа способствовала незначительному повышению кистевой силы в группе мальчиков. Среднегрупповой результат силовой выносливости мышц спины был удовлетворительным, а стал хорошим, как и индивидуальные показатели у всех исследуемых. Прирост на конец учебного года составил 27,3 % (при р>0,05). По индивидуальным показателям постепенно увеличивалось количество мальчиков с хорошим уровнем силовой выносливости мышц спины с 6 до 9.

Среднегрупповой результат силовой выносливости мышц брюшного пресса расценивается как удовлетворительный. Прирост на конец учебного года составил 26 % (при р>0,01). По индивидуальным показателям у большинства мальчиков установлены хороший – у 4 и удовлетворительный – у 4 – результат тестирования. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 2 мальчиков, не было динамики – у 5 мальчиков, а у 2 произошло даже снижение первоначального результата.

В группе девочек среднегрупповой показатель кистевой силы правой кисти увеличился на 4,6 %; левой кисти – на 9,35 %. По индивидуальным показателям на первом обследовании у 7 девочек кистевая сила была сниженной, у 5 – нормальной, у 2 – выше нормы. На втором – у 5, 4 и 3 соответственно.

Силовая выносливость мышц спины увеличилась на 3,7 %. Среднегрупповой результат был и остался хорошим. По индивидуальным показателям низкий уровень не зарегистрирован, на первом обследовании было 8 девочек с удовлетворительным, 6 с хорошим результатом, на втором – 9 и 5, на третьем – 5 и 9 соответственно, т.е. к концу учебного года наблюдается увеличение количества девочек с силовой выносливостью мышц спины более 2 мин. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 8 девочек, а у 6 результат снизился. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц спины в группе девочек.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса увеличилась на 2,6 %, Среднегрупповой результат расценивается как удовлетворительный. По индивидуальным показателям на первом и втором обследовании было по 1 девочке с низким уровнем, на третьем – уже 3. Удовлетворительный уровень на первом обследовании был у 6 девочек, на втором – у 11, на третьем – у 5. Хороший результат зарегистрировали у 8 девочек на первом, и по 2 на втором и третьем, т.е. наблюдаем отрицательную динамику. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 7 девочек, у 5 результат практически не изменился, а у 2 результат даже снизился. Но, несмотря на то, что наблюдалось повышение результата, уровень силовой выносливости мышц брюшного пресса остался лишь удовлетворительным. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц брюшного пресса в группе девочек.

Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась. Эффективность тренировочной программы в группе девочек ниже, чем в группе мальчиков. Это, по-видимому, связано с возрастной особенностью детей исследуемой группы – девочки 12–13 лет с дефектом осанки стесняются выполнять физические упражнения перед мальчиками, а мальчики наоборот, стремятся показать себя с хорошей стороны, стараются и тщательнее тренируются. Поэтому, начиная с подросткового возраста, следует проводить лечебную гимнастику отдельно в группах мальчиков и девочек. Кроме того, наше исследование показало неравномерность увеличения силовой выносливости мышц – мышцы спины укрепляются сильнее, чем мышцы брюшного пресса. Это может способствовать дисбалансу связочно-мышечного аппарата и деформации осанки в сагиттальной плоскости.


Библиографическая ссылка

Лапина К.А., Черноземов В.Г. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 12–13 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ I-II СТЕПЕНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18463 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674